УДК 371
Zbitskaya I.A., Director, Center of Extra-Curricular Work, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE INNOVATIVE POTENTIAL OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION. In the article the conceptual principals of additional education of children are studied. The system of additional education is based on the methodological principles that reflect the innovative nature of the educational activities in the context of further education and the basic ideas of the educational policy of the Russian Federation at the present stage: the principle of the dominance of the interests of children; the heuristic component of the educational environment, pedagogical cooperation; realization of the child's personality in team work; developing children's abilities in games.
Key words: additional education, principle of dominance of interests of childhood, self-realization of the child in team
И.А. Збицкая, директор Центра внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя, кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета Образования, Институт образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected] Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, доц., проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования факультета Образования, Институт образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «(Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье раскрыты концептуальные положения дополнительного образования детей. Система дополнительного образования базируется на методологических принципах деятельности, которые отражают инновационный характер образовательной деятельности в условиях дополнительного образования и основные идеи образовательной политики российской Федерации на современном этапе: принцип доминирования интересов детства; эвристичности образовательной среды, педагогического сотрудничества; самореализации личности ребёнка в коллективе; развитие способностей детей в игровой деятельности и др.
Ключевые слова: дополнительное образование, принцип доминирования интересов детства, самореализации личности ребёнка в коллективе.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования, материалов научно-практических конференций, посвящённых системе дополнительного образования, а также изучение теоретических работ, определяющих ключевые научно-практические ориентиры этой деятельности, позволяют выделить ряд концептуальных положений, лежащих в основе функционирования названных учреждений в современных условиях независимо от профиля их деятельности:
1. Основная цель - создание оптимальных условий для мо-тивационного развития личности ребёнка, формирование способности к самореализации и самоопределению.
2. Основные задачи:
• выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к раз-личным видам деятельности;
• создание условий (благоприятной психологической и творческой атмосферы, материально-технических средств, квалифицированных педагогов) для формирования и развития специальных знаний, умений, отношений, чувств у учащихся;
• создание условий для практической реализации приобретённых навыков определённого вида деятельности.
3. Приоритеты в организации:
• динамичность образовательного процесса;
• стимулирование творческой активности ребёнка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
• активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнози-рование его применения в разных ситуациях;
• обобщение жизненного опыта ребёнка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей;
• восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию;
• преемственность различных форм образования с учётом эволюции личностного сознания школьника и различных видов его жизнедеятельности.
4. Основные функции системы дополнительного образования:
• социально-адаптационная, выражающаяся в оказании педагогической помощи учащимся в освоении положительного социального опыта; в социальном самоопределении, в освоении системы социальных ролей; оказание социальной защиты учащимся путём предоставления бесплатных дополнительных образовательных услуг;
• личностно-образующая, учитывающая индивидуальные интересы и склонности ребёнка через включение его в целесообразные виды деятельности, позволяющие ему саморазвиваться;
• психолого-терапевтическая, способствующая самореализации ребёнка как одной из сущностных потребностей человека, обеспечивающая ситуацию успеха «здесь и теперь» вне жёсткой зависимости от его способностей усвоения образовательного стандарта;
• профилактическая, обеспечивающая детей различными видами полезной деятельности;
• учебно-информационная, позволяющая расширить кругозор учащихся путём дополнения учебного материала и погружения их в культуру;
• непрерывного образования, создающая возможность учиться всю жизнь и обеспечивающая удовлетворение потребности в творческом восприятии мира и себя в этом мире.
Как любая другая структура, система дополнительного образования базируется на методологических принципах деятельности. Эти принципы в полной мере отражают инновационный характер образовательной деятельности в условиях дополнительного образования и отражают основные идеи образовательной политики российской Федерации на современном этапе. Современные исследователи выделяют следующие принципы: доминирования интересов детства; эвристичности образовательной среды, педагогического сотрудничества; самореализации личности ребёнка в коллективе; развитие способностей детей в игровой деятельности; доминирующего авторского начала в построении содержания работы с детьми и др.
Представляется целесообразным остановиться несколько подробнее на характеристике указанных принципов, поскольку в них отражена специфика организации учебно-воспитательного
процесса в учреждениях дополнительного образования школьников.
Принцип доминирования интересов детства. Данный принцип лежит в основе организации дополнительного образования детей и обусловливает тем самым реальное воплощение в образовательную практику идей гуманистической психологии и педагогики. Он подразумевает добровольное посещение занятий учащимися и характерен лишь для данной формы образования, что отличает её от организации обучения в базовых школах. Определённое преимущество добровольности заключается в том, что развитие личности ребёнка происходит эффективно лишь в том случае, если он сам, с учётом своих интересов выбирает себе занятие по душе. Игнорирование этого принципа ведёт к снижению творческой активности детей, а порой и к полной утрате интереса к выбранному виду деятельности.
Возможность ребёнка самому выбирать интересующий его вид деятельности и регламентировать время занятий закрепляет право на самоактуализацию и самоопределение.
Избирательность детьми своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата приводит к необходимости конструирования особой образовательной среды. Её отличительные особенности - эвристичность и педагогическое сотрудничество. Эти принципы взаимосвязаны и предполагают отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе деятельностной коммуникации, в достижении общей цели. При такой организации участники, дополняя друг друга, образуют систему содействия, в которой творческие возможности и способности партнёров реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. Подобное сотрудничество предпо-
Библиографический список
лагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности. Такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей учащихся. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса, ибо создаётся надёжная система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий и отношений между его участниками.
Ситуация совместной продуктивно-творческой деятельности педагога и ребёнка выступает смысловой и конструктивной единицей инновационного характера процесса активного становления личности ребёнка.
Принцип самореализации личности в коллективе является логическим продолжением вышеизложенных принципов. Он позволяет организовать совместную творческую деятельность и сотрудничество в организованных группах детей, объединённых интересом к определённому виду деятельности. Специфической особенностью учреждений дополнительного образования является возможность организации разновозрастных групп детей. Подобное сотрудничество позволяет развиться всем, от младших до старших, снимая психологические барьеры неуверенности у одних и амбиции у других.
Таким образом, в процессе творческого взаимодействия участников подобных коллективов в условиях дополнительного образования происходит становление интеллектуальных, мо-тивационных компонентов в процессе формирования личности ребёнка, приобретается опыт коммуникации. В результате происходит укрепление веры в собственные силы, повышается самоуважение, что является главным в процессе саморазвития.
1. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2000.
2. Игропуло И.Ф. Системный анализ закономерностей управления инновационными процессами в образовании. Глобальный научный потенциал. 2013; 3 (24): 23 - 26.
3. Игропуло И.Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011; 5: 116.
References
1. Sorokopud Yu.V. Formirovanie i razvitie osnov psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti buduschih specialistov sistemy dopolnitel'nogo obschego obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2000.
2. Igropulo I.F. Sistemnyj analiz zakonomernostej upravleniya innovacionnymi processami v obrazovanii. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2013; 3 (24): 23 - 26.
3. Igropulo I.F. Teoretiko-metodologicheskie podhody k integracii kul'tury i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2011; 5: 116.
Статья поступила в редакцию 21.05.15
УДК 378: 37.02: 78.071.4
Zelenkova E.V., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kazan State conservatory n.a. N. G. Zhiganov, (Kazan, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A MUSICIAN OF DIFFERENT SPECIALITIES OF THE COURSE OF PIANO TRAINING. This article shows features of the development of personal and professional qualities of musicians of different specialties. The author analyzes specifics of development of professionally significant qualities of the musician formed in piano classes. Various aspects of the development of creative potential of musicians by means of performing preparation is considered during the piano course. The author offers innovation methods of work with students of different specialties, connected with interdisciplinary basis of creative study and directed to the forming and developing personal and professional qualities of future musicians. Some structural components and substantial basis of preparation musicians in the music institute are revealed.
Key words: musical institute, personal and professional qualities, musicians of different specialties, piano course, innovation method.
Е.В. Зеленкова, канд. пед. наук, доц. Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова,
г. Казань, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МУЗЫКАНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ
В данной статье раскрываются особенности формирования личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей. Автором анализируется специфика развития профессионально значимых качеств музыканта, формируемых в процессе обучения в классе фортепиано. Рассматриваются различные аспекты развития творческого потенциала музыкантов посредством исполнительской подготовки в курсе фортепиано. Автором предлагаются инновационные методы работы со студентами разного профиля, связанные с междисциплинарным основанием творческого обучения и направ-