ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
Инновационный подход
стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятия на основе диверсификации производства
Н. К. Криони,
д. т. н., профессор, проректор Уфимского государственного авиационного технического университета
Ю. А. Старцева,
к. т. н., доцент кафедры Информационных технологий Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова
Авторами предлагается подход стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятия, позволяющий сформировать диверсифицированный портфель, снижающий риск хозяйственной деятельности в рыночных условиях с учетом имеющихся ресурсов. Рассматриваются количественные показатели и качественные тенденции формирования внутренней инвестиционной стратегии, с необходимостью установления четких стандартов подготовки, принятия и реализации инвестиционных решений. Особое внимание в статье уделяется поиску новых, нестандартных направлений активизации процессов инвестирования в условиях сложившихся рыночных отношений для экономического развития предприятия при помощи гибких методов управления.
Ключевые слова: инвестиции, диверсификация, конкурентоспособность.
1. Современная концепция эффективного управления инвестиционным потенциалом
Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию развития инвестиционной деятельности, с одной стороны, создают трудно прогнозируемая динамика рынка, нестабильность внешней среды, дефицит внешнего и внутреннего финансирования и связанного с ним риском, что является непривлекательным для вложения в реальный сектор экономики банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, а так же населения. С другой стороны, отечественные предприятия имеют в своем распоряжении разнообразные ресурсные и технологические возмож-
Innovative approach of strategic management of investment potential of an enterprise on the basis of diversificaton
By authors are offered strategic management approach of investment potential of the enterprise, allowing generating diversified portfolio reducing risk of economic activities in market conditions taking into consideration available resources. Scores and qualitative tendencies of formation of internal investment strategy are examined with necessity of an establishment of precise standards of preparation, acceptance and realization of investment decisions. Special attention in the article is given to search of new, non-standard directions of activization of investment process in market conditions for economic development of the enterprise by means of flexible management techniques.
ности, которые, как правило, недоиспользуется или же используется недостаточно эффективно, и могут быть использованы для дополнительных видов товаров.
Классическую постановку задачи эффективного управления предприятием заложили как зарубежные экономисты: А.Смит, Д. Риккардо, А. Маршалл, П. Дуглас, Ч. Кобб, Р. Солоу, Л. Вальрас, так и отечественные ученые-экономисты, развивающие теорию поведения предприятия в рыночных условиях: С. В. Гусаков, А. Б. Залесский, С. В. Жак, В. А. Коле-маев, Ю. В. Овсиенко, С. И. Серов, В. М. Тарасевич, Д. С. Чернавский, как подход с точки зрения равенства (минимизации разницы) предельного дохода и предельных издержек. Но современная постановка задачи эффективного управления предприятием, основанная на выборе из альтернативных вариантов
развития производства оптимальных не только самих по себе, но и в совокупности с остальным портфелем требует учет инвестиционного потенциала предприятия с учетом имеющихся ресурсов. Данная постановка задачи становится особенно важной в контексте современных условий российской экономики.
Представим промышленное предприятие как систему деятельности, т. е. выделенный из общественноэкономической среды самоорганизующийся комплекс элементов (персонал, машины и оборудование, материальные и финансовые ресурсы и т. д.), связанных между собой цепью причинно-следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации в целях достижения конечного результата.
Функционирование системы в данном случае сводится к движению информации, ресурсов. При этом преобразуются определенные входы (например, материалы, информация, инструменты, финансовые средства) для получения желаемых выходов (готовая продукция или услуги, информация, прибыль) (рис. 1).
Комплексный анализ, при этом, должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию и потребностям внешней
среды, в которой работает предприятие. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов. Но, современная практика показывает, чтобы сохранять финансовое равновесие и обладать конкурентными преимуществами, предприятию необходим не только детальный анализ, но и поиск новых направлений деятельности с учетом потенциальных возможностей предприятия и рыночной конъюнктуры.
Тогда согласно современным требованиям рынка и анализу имеющегося инвестиционного потенциала предприятия, необходимы новые подходы и методы эффективного управления, основанные на интеграции рыночного и ресурсного подходов.
Следовательно, выдвинутые предположения можно представить на рисунке 2 в виде системной модели стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятия на основе результатов анализа, которые позволяют учесть факторы, воздействующие на развитие предприятия с учетом управления и оценкой его текущей деятельности, включая анализ инвестиционного потенциала, имеющихся ресурсов и возможностей развития деятельности предприятия методом диверсификации.
Рис. 1. Схема информационных потоков при управлении инвестиционным потенциалом
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
I. Целевое планирование
II. Стратегическое планирование
III. Оперативное планирование
IV. Финансовое планирование
Микросреда
Макросреда
Информация
Инвестиционный капитал
Цель: эффективное управление инвестиционным потенциалом для успешного развития предприятия
Стратегическое управление инновационным потенциалом предприятия методом диверсификации
Анализ потенциальных ресурсов: материальных, трудовых, финансовых
Анализ рыночных потребностей и рыночной среды
Планирование оборудования —►
Финансовое планирование
Планирование прибыли и эффективное управление ресурсами
Планирование проектов
Рис. 2. Системная модель стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятия
2. Организация эффективного использования инвестиционного потенциала деятельности предприятия методом диверсификации производства
Каждому предприятию, с одной стороны, на протяжении своей деятельности приходится решать ряд задач:
• Обеспечение выживания организации;
• Усиление ее конкурентоспособности;
• Повышение прибыльности;
• Необходимость реагировать на изменение рыночной конъюнктуры;
• Расширение действующего производства и т. д.
С другой — возможности предприятия используются не полностью. Одним из способов решить эти задачи в комплексе является диверсификация производства.
Под диверсификацией понимают выход на новые рынки с новыми товарами с целью развития бизнеса и повышения гарантий получения прибыли за счет распределения рисков между различными (иногда не связанными) сферами деятельности [1].
При диверсификации возможны две основные проблемы:
1. Главная проблема заключается в том, что цель предприятия описывается не единым показателем, а целым вектором показателей. Различны (и несоразмерны) единицы измерения целей, оптимизация одной из них отвлекает ресурсы, которые можно было использовать на оптимизацию других. Поэтому ближайшие цели противоречат долгосрочным, а цель «гибкость» — и тем, и другим.
В связи с этим предлагается решить эту проблему следующим образом: соответствующие цели используются в качестве критериев для оценки и сортировки возможностей. В этом случае можно отбросить некоторые неэффективные варианты, в наименьшей степени, удовлетворяющие всем целям. Из оставшихся эффективных возможностей можно отобрать те, которые обеспечивают наиболее сбалансированный рост предприятия.
2. Второй проблемой, является неполнота информации. Это означает, что к тому моменту, когда должны приниматься стратегические решения, невозмож-
но выделить или описать все будущие возможности по приобретению и/или созданию перспективных товаров и технологий.
Следовательно, необходимо использовать такую стратегию, которая определяет будущие направления развития продуктов организации, ее рынков и технологий. Тем самым определяется направление поиска новых возможностей.
Как только появляется очередная возможность, предприятие вновь обращается к стратегии, чтобы определить, соответствует ли проект избранному курсу. В случае отрицательного ответа проект отклоняется, в противном случае производятся дальнейшие исследования на предмет его соответствия целям предприятия.
Для эффективного функционирования бизнеса предлагается использовать комплекс традиционных и разработанных инструментариев стратегического анализа и управления:
оценивать совместные эффекты (синергизм), связанные с новым продуктом и / или рынком; выделять варианты, в которых предприятие имеет неоспоримые конкурентные преимущества;
позволять работать с вектором потенциально несовместимых целей;
оценивать долгосрочный потенциал проектов, даже если расчеты потоков денежных средств не являются вполне надежными; оценивать комплекс проектов, представленных диверсифицированным портфелем.
К портфелю предъявляются следующие требования:
1. Вектор роста, определяющий масштаб и направление будущей сферы деятельности предприятия.
Для хозяйственной практики особое значение в условиях рыночной экономики имеет последовательное и экономически обоснованное определение стратегических направлений развития предприятий, одним из составляющих такого направления является стратегия диверсифицированного роста.
Одним из наиболее сложных для решения является вопрос о возможности эффективного управления руководством предприятия вновь организуемых его производственных и обслуживающих подразделений в рамках диверсификации. Возможна ситуация, когда предприятие, которое диверсифицировалось в новую деятельность, не достигает в ней планируемых целей в силу ряда общеизвестных причин.
Поэтому к решению вопроса о диверсификации следует подходить продуманно и взвешенно, тщательно проанализировав не только прогнозируемые преимущества, но и возможные новые проблемы, возникновение которых связано с проникновением в другие сферы деятельности.
2. Конкурентное преимущество предприятия.
Время получения сверхприбылей прошло и по
мере развития нормальной рыночной конкуренции
предприятиям в соответствии с этими требованиями приходится уделять больше внимания проведению грамотной и целенаправленной маркетинговой политики для обеспечения окупаемости затрат и получения прибыли.
3. Синергизм, т. е. получение дополнительного экономического эффекта в результате взаимодействия факторов производства.
Важно также отметить, что синергизм может быть не только положительным, но и отрицательным. Последний возможен, когда предприятие диверсифицируется в высококонкурентную бизнес-деятельность, не имея достаточного опыта работы и навыков управления в ней.
4. Гибкость портфеля различных видов деятельности.
Она предусматривает наличие у предприятия таких возможностей, которые позволяют ему при необходимости эффективно диверсифицироваться в другие виды деятельности. Но даже если возможность оказывается привлекательной с точки зрения достижения поставленных целей, придется преодолеть еще один барьер: затраты на вход (и выход) на рынок, определяемые данной возможностью.
Поэтому, принимая во внимание, что затраты на вход могут заставить организацию отказаться от в остальном привлекательных возможностей, этот показатель будет использоваться как критерий отбора возможностей.
Из всего вышесказанного следует, что стратегическая область бизнеса, которая предоставляет уже работающим в ней организациям возможности, может оказаться не привлекательной для тех, кто только собирается в нее войти, в силу следующих причин:
• Затраты на вход могут не соответствовать будущим доходам организации в данной бизнес-деятельности.
• Минимальная плата за вход может превышать финансовые ресурсы организации.
• Конкурентная среда стратегической области бизнеса может быть нестабильной.
• Организации может недоставать гибкости и способности быстро реагировать, необходимой для того, чтобы войти в новую бизнес-деятельность.
• Возможно, функциональный синергизм способностей организации и способностей, необходимых для работы в новой бизнес-деятельности, недостаточна.
Поэтому, подходя к диверсификации системно, необходимо начать с анализа потенциальных возможностей и составления списка направлений бизнеса или бизнес-единиц, которые удовлетворяют следующим критериям:
• Позволяют достичь целей организации с затратами меньшими, нежели дополнительные инвестиции в текущий бизнес-портфель.
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
• Необходимые инвестиции находятся в пределах ресурсов организации, выделенных для диверсификации.
• Затраты на вход в это направление оправдываются будущими доходами, которые организация сможет получить от данного вида деятельности.
• Имеется возможность для синергетических эффектов, как на управленческом, так и на функциональном уровнях.
Основываясь на этих выводах, предлагается использовать теорию портфеля для нахождения наилучшего для предприятия соотношения риск-доходность, которое реализуется методами диверсификации и согласно теории Марковица [5], оценивать альтернативные портфели с точки зрения их средних доходностей и дисперсий доходностей.
Это означает, что необходимо оценить ожидаемую доходность и дисперсию каждого портфеля, а затем выбрать «лучший» из них, основываясь на соотношении этих двух параметров. Ожидаемая доходность может быть представлена как мера потенциального вознаграждения, связанная с конкретным портфелем, а дисперсия — как мера риска, связанная с данным портфелем. После того, как каждый портфель исследован в смысле потенциального вознаграждения и риска, выбирается наиболее подходящий.
3. Метод определения эффективного направления деятельности при диверсификации производства на основе имеющегося инвестиционного потенциала предприятия
В условиях рыночных отношений фирма стремиться при помощи гибких методов управления обеспечить экономическое развитие. Для этого нужно учитывать как внутренние, сильные стороны предприятия с точки зрения его ресурсных возможностей, так и внешние, рыночные, влияющие на предприятие.
Интеграция рыночного и ресурсного подходов является необходимой для успешного развития предприятия. Началом анализа становиться определение не только эффективного направления деятельности, в которое предприятие может диверсифицировать производство, но и сопоставление ресурсного потенциала с учетом большего количества факторов, влияющих на эффективность функционирования предприятия.
Предлагается следующий подход к анализу эффективного направления деятельности предприятия на основе анализа имеющего инвестиционного потенциала на основе рыночного и ресурсного подходов: На основе данных маркетингового исследования определяются возможные состояния рыночной конъюнктуры и направления деятельности, в которые предприятия может диверсифицировать производство. По полученным данным маркетологами разрабатываются матрицы, с помощью которых альтер-
нативы сравниваются друг с другом по ключевым критериям. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа потенциала предприятия для последующей экспертной оценки.
Введем следующие обозначения:
1. А. = {А1, А2, ... , Ат}, г = 1, т — множество рассматриваемых альтернатив возможных направлений деятельности. Каждая альтернатива представляет собой направление деятельности, в которое предприятие может диверсифицировать производство при благоприятном состоянии внешних и внутренних факторов предприятия. Направлениями деятельности являются: машиностроительный комплекс, легкая промышленность, транспортная и т. д.
2. Е' = {Е1, Е2, ... , Ет},] = 1, п — множество экспертов, анализирующих состояние макросреды и ресурсного потенциала предприятия.
3. Для каждой альтернативы известны:
— Rгг, г = 1,/ — множество обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты рыночного потенциала и наличия ресурсов для г-той альтернативы, например, состояние конкурентной среды, инвестиционная привлекательность и т. д.;
— К , k = 1,1 — множество частных показателей,
гк г входящих в г-тый фактор.
Например, инвестиционная привлекательность может состоять из:
• срок окупаемости инвестированного капитала;
• стратегическая гибкость, предусматривающая наличие у предприятия таких возможностей, которые позволяют ему при необходимости эффективно диверсифицироваться в другие бизнес-области и т. д.
Каждый частный показатель представлен набором возможных значений. Например, для стратегической гибкости предприятия возможными значениями будут являться:
• Низкая, не предусматривается маневренность предприятия.
• Средняя, предприятие не может быстро реагировать на изменения внешней среды.
• Высокая, позволяющая быстро реагировать на изменения внешней среды.
По результатам маркетингового исследования строится матрица характеристик показателей оценки привлекательности альтернативы с учетом выявления и анализа инвестиционного потенциала предприятия для развития направлений деятельности. Схематично, построение данной матрицы представлено на рис. 3.
Предназначение данного анализа заключается в том, чтобы помочь руководителям предприятий оценить весь свой бизнес и определить эффективное вложение имеющегося потенциала. Таким образом, в результате анализа предприятие может оценить
Направление деятельности 1 Направление деятельности 2 Направление деятельности т
А т
Обобщенный Обобщенный
фактор 1 фактор 2
Обобщенный фактор і
л
Обобщенный фактор 1
V У
Обобщенный фактор 2
Обобщенный І фактор і
И-2
ґ Л Ґ \ Ґ \
Частный Частный Частный
показатель показатель ••• показатель 1
V V V У V У
’Ч
К К, К,
2 1І1
Состояние 1 Состояние 2 Состояние 3 Состояние 3
Рис. 3. Иерархия вложенности факторов привлекательности
конкурентоспособность диверсифицированного производства с тем, чтобы определить направление развития деятельности и определить размеры вложения по отношению к каждой конкретной бизнес-области, сравнить отдельные его области и выбрать наиболее эффективную из них.
Определение системы предпочтений в рамках многокритериальной задачи позволяет перейти к построению метода выбора, представляющего собой алгоритм упорядочения оценок на основе информации о системе предпочтений лиц, принимающих решения.
С помощью данного подхода выявляются преобладающие суждения экспертов, для чего, составляется матрица оценок суждений экспертов.
Элементы матрицы а., вычисляются как сумма баллов по установленным ранее показателям:
Оу '£к'1 > I =1 т ] = 1п
г=1 к=1 (1)
где: а., —привлекательность г-той альтернативы направления деятельности (в баллах) по мнению 7-го эксперта.
Полученные показатели по каждой анализируемой альтернативе заносятся в матрицу мнений экспертов:
ап аи а1Ъ ... аь
а21 а22 а23 ... а2,
{И }=
32
= аг , і = 1, да , ] = 1, и
(2)
Для определения эффективного направления деятельности предлагается использовать критерий крайнего пессимизма и крайнего оптимизма
Вальда, критерий пессимизма-оптимизма Гурвица, обобщенный критерий пессимизма-оптимизма Гур-вица. При этом производится выбор эффективной альтернативы при безопасном и опасном состоянии среды.
На основе рейтинга альтернатив, из всех вариантов выбирается то направление (направления), максимальный расчетный показатель которого чаще всего попадает в критерий безопасной ситуации.
Таким образом, метод оценки эффективного направления деятельности сочетает в себе интеграцию рыночного и ресурсного подходов и позволяет выявить инвестиционный потенциал предприятия с учетом большего количества факторов, влияющих на эффективность его развития.
4. Математическая модель оптимизации плана выпуска с учетом имеющегося инвестиционного потенциала
После выбора эффективного направления деятельности необходимо выбрать те бизнес-единицы, которые будут выпускаться в рамках данного направления (направлений).
Принимая решение о выборе проекта нужно учесть, что доходность в предстоящий период владения неизвестна. Согласно [5] выбирать эффективный проект можно на основании ожидаемой доходности и дисперсии. После того, как каждый проект был исследован в смысле потенциального вознаграждения и риска, инвестор должен выбрать проект, который является для него наиболее подходящим.
За критерий оптимальности примем общую чистую дисконтированную прибыль (Г), каждый член которой зависит от композиции случайных величин распределенных по нормальному закону. Необходимость дисконтирования составляющих прибы-
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ли определяется требованиями рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и составления бизнес-планов инвестиционных проектов. Дисконтирование денежных потоков позволяет учесть разновременность затрат и поступлений, сводя их к единому моменту времени с использованием некоторой ставки дисконтирования, определяемой участниками инвестиционного проекта.
Кроме того, в целевой функции следует учесть потребность в инвестиционных вложениях на увеличение ресурсной базы, которую необходимо предусмотреть для получения ожидаемого уровня прибыли.
Для исследования влияния факторов макро и микросреды на прибыль применяется анализ чувствительности, который показывает, как изменяется прибыль, если один или несколько факторов изменят свою величину. Для этого используется имитационная модель, которая представляет собой многомерную таблицу важнейших показателей в динамике. В режиме имитации в модель вводятся прогнозные значения факторов в различных комбинациях, в результате чего рассчитывается ожидаемое значение прибыли. По результатам имитации рассчитывается математическое ожидание и дисперсия, которое используется при моделировании диверсифицированного портфеля.
Введем следующие обозначения: Т — срок проекта; d — коэффициент дисконтирования для £-го интервала времени; п — число планируемых к выпуску продуктов; 10 — начальные инвестиции; д. — прибыль от единицы г-го продукта; х — объем производства г-го продукта; р. — цена г-го продукта; с. — себестоимость г-го продукта;УСг — переменные издержки необходимые для производства г-го продукта; FCІ — постоянные издержки необходимые для производства г-го продукта; А. — амортизация, относимая на себестоимость г-го продукта; N — налоговая составляющая себестоимости г-го продукта; с.. — расход j-го ресурса на производство единицы г-го продукта; т — число ресурсов, необходимых для производства п продуктов; хттах — максимальный объем производства г-го продукта в соответствии со спросом; хттп — минимальный объем производства г-го продукта в соответствии с точкой безубыточности; Ьтх — максимальный допустимый расход j-го ресурса, г. — величина дополнительно приобретаемого у-того ресурса для гарантии выпуска продукции в заданном объеме в условиях неопределенности.
С учетом введенных обозначений прибыль (д.) и себестоимость (с.) г-го вида продукции будут иметь следующий вид [2]:
д = р. — с., с. = УС. + FC + А. + N.
*г * г гг г г г г
Пусть портфель представлен рядом бизнес-единиц, для которых заданы математические ожидания д, с., Ь. случайных величин д, с., Ь. и известны сред-
IV гу г ^ 1 г7 гу г ^
неквадратические отклонения этих величин. Тогда задача оптимизации программы выпуска с учетом потребности в инвестиционных вложениях на увели-
чение ресурсной базы и максимизирующая прибыль предприятия имеет следующий вид [2, 6]:
р = ХіХ■ 4і ■ хі _ 10 тах
г=1 [ і=1
при ограничениях
п _ _
X с«хі -ь* ~>
і=1
„тах
ь *т ах > ь*
і = 1, п, * = 1, т,
(3)
Ґ п Л1/2
ХІ + И (4)
V1-1 )
где: £ . — заданная вероятность соблюдения j-то ограничения;
G2 — дисперсия значений норм расхода С;,
V2 — дисперсия ресурсов Ь.
При этом:
- значение целевой функции уменьшится на величину в:
(5)
где F0 и F0 — соответственно значения целевой функции при z=0 и Zj£0;
- потребность ву-м ресурсе увеличиться на Су (относительная плата за неопределенность):
^ п \
•100%
м (6)
Проведем вычислительный эксперимент на основе данных анализа имеющегося инвестиционного потенциала промышленного российского предприятия, диверсифицированной деятельностью которого является новое направление — строительство зданий и сооружений.
Сведем конечные результаты анализа в таб. 1.
Таблица 1
Результатырешения оптимизационной задачи
Величина 2=0 2.^0
*1 2,57 2,57
X, 1,71 1,53
Ц 111 98
в 0 11,7 %
21 0 1,08
22 0 1,68
Сі 0 5,67 %
С2 0 4,67 %
На основе полученных данных проведем анализ отклонения целевой функции от ожидаемого значения прибыли на основании расчетного коэффициента в. Представим на рисунке 4 изменения значений прибыли по годам в зависимости от способа ее расчета.
2 4 6 8 О о О О О А ¥~ — 7 Г
і 2 3
□ Ожидаемая прибыль 70 64 58
П Гарантированная 65 59 54
прибыль
Рис. 4. Расчетные значения прибыли за три года
Таким образом, при заданной вероятности (а=0,6) гарантированного выполнения плана отклонение целевой функции от ожидаемого значения прибыли составит 11,7 %. Согласно формуле 6, для получения гарантированной ожидаемой прибыли необходимо увеличить расход:
— по первому ресурсу на ^=5,67 %,
— по второму ресурсу на ^2=4,67 % . Следовательно, по результатам эксперимента
можно сделать следующие выводы:
1. Для обеспечения гарантированного (с вероятностью а=0,6) выполнения плана необходим дополнительный объем ресурсов (примерно по 5-6 %) по каждому виду ресурсов;
2. При отсутствии дополнительных ресурсов целевая функция может уменьшиться на величину Р=11,7 % из-за возможного сокращения объемов строительства (величины х2) от 1,71 до 1,53;
3. Подтверждается факт, что в реальных условиях для гарантированного выполнения плана необходимы дополнительные ресурсы в размере 2,, т. е. по единице каждой техники, в противном случае, возможно уменьшение производительности. Таким образом, для гарантии выпуска продукции
в заданном объеме в условиях неопределенности располагаемый ресурс необходимо увеличивать на величину, показывающую потребность в дополнительных ресурсах, с помощью которой производится анализ принятия оптимальных решений в условиях неопределенности.
Заключение
В данной статье был осуществлен поиск новых, нестандартных направлений активизации процессов инвестирования на основе стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятий в условиях рисков и неопределенности внешней среды, дефицита внешнего финансирования методом диверсификации производства.
В ходе проведенного исследования были предложены методы, которые позволяют:
на основе экспертных данных проводить анализ альтернативных направлений деятельности и выбор наиболее эффективного для включения в диверсифицированный портфель;
— включить в производственную программу бизнес-единицу, обеспечивающую максимальное значение прибыли и определить объем дополнительного ресурса, гарантирующий с заданной вероятностью получение ожидаемого значения прибыли. Опытным путем было доказано, что применение данных методов на практике позволяет сформировать диверсифицированный портфель, снижающий риск хозяйственной деятельности в рыночных условиях с учетом имеющихся ресурсов.
Литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
2. Дякин В.Н., Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С. Оптимизация управления промышленным предприятием: Монография / Под научн. ред. д-ра экон. наук Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 84 с.
3. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. 608 с.
4. Лабкастер Л.Г. Общая методика конструирования критериев оптимальности решений в условиях риска и неопределенности. Финансовый менеджмент № 5 / 2002.
5. Построение эффективных портфелей [Электронный ресурс]. режим доступа: http://www.u-study.ru.
6. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 80-91.
ПОДПИСКА-2009 ПОДПИСКА-2009 ПОДПИСКА-2009
на январь — июнь по Объединенному каталогу
В почтовых отделениях проводится подписка на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу «Пресса России “ПОДПИСКА-2009, первое полугодие”», подписной индекс 42228.
Условия оформления подписки — в I томе каталога в тематическом и алфавитном указателях.
КАТАЛОГ МОЖНО НАЙТИ НА ПОЧТЕ!
Контактный телефон специалиста по распространению и/или Агентства ИД «Экономическая газета»: (495) 661-20-30.
ПОДПИСКА-2009 ПОДПИСКА-2009 ПОДПИСКА-2009
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008