'саи»лч
компьютеры в медицине
Инновационный подход к повышению качества медико-демографического анализа в Астраханской области
Акишкин В. Г., к.м.н., министр здравоохранения Астраханской области; Андреев М. К., к.м.н., директор МИАЦ; Волков С. В., зам. директора МИАЦ; Хасанов М. Р., зам. директора МИАЦ; Коломин И. А., программист МИАЦ; Поликарпов А. В. зав. сектором МИАЦ; Министерство здравоохранения Астраханской области; Областное государственное учреждение «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Астрахань
На протяжении последнего десятилетия человечество совершило прорыв в сфере информационных технологий, касающихся здравоохранения, продолжают выходить в свет множество научных трудов о новых возможностях диагностики, современных подходов в лечении различных заболеваний. Однако медико-демографическая ситуация все еще остается актуальной проблемой в современном здравоохранении.
На территории Астраханской области за 2009 год зарегистрировано 14350 новорожденных, что на 150 больше, чем в 2008 году, а показатель рождаемости за 2009 год составил 14,3 промилле. За прошедший год зарегистрировано 13527 умерших, что на 133 меньше, чем за 2008 год, и показатель смертности составил 13,5 промилле. Таким образом, мы достигли в сравнении с 2008 годом большего положительного естественного прироста населения +0,8 на 1000 жителей (в 2008 году +0,5).
Уровень младенческой смертности за 2009 год уменьшился с 8,6 до 7,7 на 1000 детей, родившихся живыми. Это в значительной степени обусловлено снижением ранней смертности новорожденных за счет планомерного осуществления мероприятий по охране материнства и детства, внедрением современных перинатальных технологий. Благодаря этой работе снизился и показатель материнской смертности с 35,2 на 100 тысяч детей, родившихся живыми в 2008 году до 13,9 в 2009 году.
Несмотря на достигнутые успехи в развитии социально-демографического мониторинга в регионе, остается актуальным своевременный анализ медико-демографической ситуации по Астраханской области, подтверждающий достоверность важнейших социальных индикаторов.
Внедрение методов системного анализа и современных компьютерных технологий позволяет обоснованно планировать профилактические мероприятия, оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений и реструктуризацию системы здравоохранения для эффективного управления и организации медицинской помощи, сохранения здоровья жителей области и закрепления достигнутых результатов в демографической политике.
Информационные системы поддержки принятия решений помогут не только обеспечить высокий уровень оказания медицинской помощи, но и грамотно планировать распределение кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.
В целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, в целях применения современных технологий в здравоохранении и учета демографической ситуации на территории Астраханской области было принято Постановление Правительства Астраханской области от 21.09.2007 №410-П «О концепции информатизации здравоохранения Астраханской области».
Рис. 1. Экранная форма программных продуктов АИС «МСР МИАЦ АО» и АИС «МСС МИАЦ АО»
кир №2(21) • 2010
www.akvarel2002.ru
компьютеры в медицине
Одной из составляющих мониторинга медико-демографической ситуации является качественный, достоверный и оперативный учет случаев рождения и смерти, который позволяет формировать средне- и долгосрочные прогнозы для принятия управленческих решений в социально-демографическом развитии региона.
На территории Астраханской области оГу «Медицинский информационно-аналитический центр» при поддержке Министерства здравоохранения Астраханской области ведется мониторинг показателей рождаемости и смертности населения области на новом качественном уровне. Разработаны прикладные компьютерные программы на основе изученного опыта и анализа показателей смертности и рождаемости в других регионах Российской Федерации. Созданы программные продукты АИС «МСР МИАЦ АО» и АИС «МСС МИАЦ АО» (авт. свид. №2009611673, №2009611672 от 27.03.2009) по медицинскому персонифицированному учету новорожденных и умерших для углубленного анализа медико-демографических показателей в Астраханской области в целом и отдельных ее территориальных образований, с возможностью получать и обрабатывать информацию с разными временными интервалами, оперативно оценивать изменения показателей без затрат времени и ресурсов на ожидание получения сведений от органов государственной статистики.
Целью разработанных и внедренных программных продуктов является повышение эффективности информационного обеспечения и оперативности взаимодействия между учреждениями здравоохранения и органом управления субъекта; улучшение статистического качественного и количественного анализа рождаемости и смертности в субъекте Российской Федерации на основании выданных медицинских свидетельств о смерти и рождении. Так, функционирующая на территории Астраханской области информационная система позволяет определять «критические точки» медицинской деятельности, на основе которых выявляются «слабые» направления в работе системы здравоохранения и позволяют выбрать необходимые пути решения увеличения рождаемости, снижения смертности в Астраханской области, муниципальных образованиях, сокращения летальности в медицинских учреждениях.
Программные продукты АИС «МСР МИАЦ АО» и АИС «МСС МИАЦ АО» разработаны с использованием языка программирования Delphi, обеспечены простым интерфейсом, позволяющим осуществлять быстрый доступ к функциональным возможностям программы, имеется возможность экспорта в электронный табличный редактор (рис. 1).
АИС «МСР МИАЦ АО» и АИС «МСС МИАЦ АО», обладая интуитивно понятным интерфейсом, позволяют автоматизировать деятельность учреждений здравоохранения, выдающих медицинские свидетельства о рождении и смерти, обеспечивают сбор и обработку баз данных, позволяют провести углубленный медико-статистический анализ рождаемости и смертности населения с учетом распределения родившихся и умерших
Рис. 2. Вид учетных форм №103/у-08 и №106/у-08 после распечатки с использованием программных продуктов АИС «МСР МИАЦ АО» и АИС «МСС МИАЦ АО»
лиц по поло-возрастному, территориальному составам, причинам и дате смерти с учетом рекомендаций международной классификации болезней 10 пересмотра и других критериев.
Пользователь программы может беспрепятственно и без дополнительного обучения ввести информацию согласно учетной форме №106/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти» и учетной форме №103/у-08 «Медицинское свидетельство о рождении».
Дополнительные функциональные возможности программы позволяют выдавать вышеуказанные формы в учреждениях здравоохранения в печатном виде, в соответствии с совместным Приказом Министерства здравоохранения Астраханской области и Службы записи актов гражданского состояния Астраханской области от 28.09.2009 №554Пр/01-8/113 (рис. 2).
База данных программных продуктов по выданным свидетельствам хранится в учреждениях, осуществляющих выдачу медицинских свидетельств о смерти и рождении для последующей передачи сведений в орган управления субъекта.
Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что программы для ЭВМ «МСР МИАЦ АО» и «МСС МИАЦ АО» обладают следующими преимуществами:
• сбор информации на основе учетных форм №106/у-08 и №103/у-08;
• простой ввод сведений при работе пользователей с программой;
• четкие записи и отсутствие небрежно оформленных медицинских свидетельств;
• встроенные в программы проверки для исключения дефектов заполнения форм;
• встроенные электронные справочники, в том числе МКБ-10 для шифровки причин смерти;
• возможность интеграции между учреждениями и ведомствами формируемых программными продуктами баз данных умерших и родившихся;
www.akvarel2002.ru
№2(21) • 2010
'ГШ
• возможность использования сведений при формировании старт- и стоп-листов назначения или отмены мер социальной поддержки (Социальная карта жителя Астраханской области).
Дальнейшее развитие информационного общества в регионе диктует необходимость создания подобных продуктов, которые позволяют актуализировать общий регистр населения, который в данное время фрагменти-рован по различным ведомствам. Обмен данными между ведомствами затруднен отсутствием нормативных документов как внутри ведомств, так и между ними. На основе разработанных программных продуктов можно создать
реальный механизм интеграции фрагментов баз различных организаций и ведомств в единый социальный регистр населения. Экономическая эффективность от актуализации регистра населения региона очевидна, это снижение затрат на ОМС за счет верификации базы данных застрахованных граждан, сокращение затрат на социальные выплаты за счет своевременного информирования о факте прекращения действия социальных гарантий, сокращение затрат на выплаты компенсаций по ЖКХ и многое другое.
Разработка и внедрение подобных социально направленных информационных систем позволит в ближайшей перспективе достичь эффективной реализации проекта «Социальная карта жителя Астраханской области».
Интернет спешит на помощь
Пресс-служба Министерства здравоохранения Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
Утверждены плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в федеральных клиниках для субъектов РФ
Какое количество мест выделено для пациентов Ростовской области, насколько доступна пациенту из глубинки высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) в федеральных клиниках? На вопросы о порядке предоставления дорогостоящих видов помощи жителям региона рассказала министр здравоохранения Ростовской области Т. Ю. Быковская.
Квота — это единица объема дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи. Сегодня принято говорить не о квотах, а об объемах ВМП.
С введением приоритетного национального проекта «Здоровье» оказание ВМП получило качественно новое наполнение. Теперь финансирование ВМП осуществляется из федерального бюджета в рамках государственного задания.
Новый порядок направления граждан в федеральные медицинские учреждения для получения высокотехнологичных видов помощи работает с прошлого года. Тогда же начал действовать программно-аппаратный комплекс, так называемый единый Интернет-портал, позволяющий в режиме on-line согласовать оказание помощи конкретному больному между Минздравсоцразвития РФ, областным министерством здравоохранения и лечебным учреждением. Сегодня нет необходимости посылать документы больного почтой в федеральные центры для постановки пациента на учет и ждать ответа в течение месяца. Интернет-система позволяет отправить электронную заявку в нужное лечебное учреждение, таким же образом получить ответ, оформить направление. Вся процедура занимает теперь 10—15 дней. Это существенно экономит время больного.
Электронная система четко отслеживает объемы помощи, выделяемые на регион. Можно быть уверенным, что программа не допустит ошибки в количестве квот, что, соответственно, контролирует правильность использования талонов-направлений и оформления заявок.
В 2009 году в Ростовской области по ВМП пролечено 9925 больных, в том числе 1139 детей. Хотя квот было выделено гораздо меньше — 7781. Выделение дополнительных объемов ВМП обосновывалось возникшей в течение года потребностью, исходя из «листа ожидания».
Общая очередь, общероссийская, в листе ожидания достигла 40 тысяч человек, и Правительство России выделило федеральным клиникам дополнительное финансирование, что позволило оказать помощь сверх задания.
На 2010 год Ростовской области выделено 6452 квоты. Но мы надеемся, что в случае надобности вновь будет открыт «лист ожидания», и федеральные клиники смогут помочь больным.
Оказание высокотехнологичной помощи регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ №1047. В нем перечислены лечебные учреждения, виды помощи и объемы ВМП. Квоты распределяются в соответствии с заявками субъектов, в зависимости от объемов финансовых средств и возможностей федеральных медицинских учреждений. В течение года идет уточнение потребностей. Допустим, в Ростовской области в прошлом году остались не востребованы квоты по офтальмологии, а вот не хватило объемов по эндопротезированию и онкологии. В этом случае мы просим перераспределить квоты, ставим больного в «лист ожидания».
ВМП оказывается по 20 направлениям, которые включают 142 вида. С 2010 года список расширен, в него включены сложнейшие нейрохирургические вмешательства и онкопротезирование, чего ранее не было. Это очень дорогостоящая операция. Детское онкопротезирование, к примеру, обходится в 1,3 млн рублей.
Схема направления больных на высокотехнологичное лечение не изменилась. Ключевой фигурой в этой цепочке остается лечащий врач. Его работа — выявить заболевание и дать пациенту достоверную информацию по лечению.
Пациенты Ростовской области направляются в 65 федеральных центров. 4 из них расположены на территории области, и, конечно, в них попасть проще, потому что при распределении объемов ВМП учитывается и территориальный фактор.
А с 2008 года в их число, доказав свое профессиональное мастерство и техническую подготовленность, включены отделения травматологии и ортопедии, нейрохирургии и офтальмологии, центр сердечно-сосудистой хирургии областной клинической больницы, а также онкогематологическое отделение областной детской больницы.
В ближайшие дни будет заключено соглашение между администрацией области и МЗСР РФ о софинансирова-нии ВМП, оказываемой в областных лечебных учреждениях. Предположительно речь идет о 110 млн рублей из федерального и 47 млн рублей — из областного бюджета. По условиям, средства выделяются тем регионам, в которых уровень софинансирования не менее 30 процентов, а качество помощи соответствует федеральному уровню. Это даст возможность оказать дополнительно 935 пациентам Ростовской области высокотехнологичную помощь.
|[б| №2(21) • 2010
www.akvarel2002.ru