М. Ю. Немченко
ИННОВАЦИОННЫИ МЕХАНИЗМ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО экономического роста
Работа представлена кафедрой менеджмента Самарского государственного экономического университета.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Н. И. Быкова
Повышение темпов экономического роста и улучшение его качества является приоритетом перспективного развития экономики любой страны. Принципиальная особенность решения задачи состоит в необходимости перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, а также преодоления пространственной дифференциации социально-экономического развития страны. Эти особенности предопределяют важнейшие характеристики ее экономического роста. Необходимой предпосылкой такого роста является своевременное разрешение противоречий, порождаемых структурными изменениями, стимулирование инновационного развития экономики, повышение эффективности использования факторов производства, либерализация внешних экономических связей, формирование адекватных условий для модернизации хозяйства страны.
Ключевые слова: методы инновационной политики, структурная перестройка экономики, стадии структурной перестройки, методы.
M. Nemchenko
INNOVATIVE MECHANISM AND PRINCIPLES OF STABLE GROWTH POLICY REALI-SATION
Increasing of the economic growth rate and improvement of its quality are the priorities ofperspective economic development of any country. The fundamental feature of the task solution consists in the necessity of transfer from the industrial economy to the postindustrial one and also overcoming of the territorial differentiation of the state’s social and economic development. These features predetermine the important characteristics of its economic growth. Among the required preconditions of this growth are: timely resolution of conflicts caused by structural changes, stimulation of the economy’s innovative development, enhancement of economic resources ’ usage efficiency, liberalisation of external economic relations, forming of adequate conditions for modernisation of the country’s economy.
Key words: methods of innovative policy, restructuring of the economy, stages of restructuring, techniques.
Опыт проведения экономических реформ, Данная точка зрения оспаривается многими
исследование особенностей социально-эконо- экономистами. Обвальная либерализация эко-
мического развития, структурных сдвигов в номики на всем постсоветском пространстве в
экономике страны позволяют сделать вывод, 1990-е гг. породила небывалый спад производ-
что отрицательное влияние на темпы эко- ства и определила круг проблем, которые не
номического роста оказывают структурные могут быть решены только в рамках либераль-
факторы. Однако влияние этого фактора не- ной модели экономической политики. Среди
достаточно принималось во внимание. Кроме них: сырьевая направленность экономики, низ-
того, более высокие темпы экономического кий уровень международной, межотраслевой
роста наблюдались в странах, проводящих и межрегиональной экономической интегра-
более либеральную экономическую политику ции, невысокий внутренний потребительский
и имевших более низкие показатели государ- спрос, неразвитость инфраструктуры, общая
ственных расходов и бюджетного дефицита, техническая и технологическая отсталость
нормированные по уровню экономическо- предприятий, слабо развитая инновационная
го развития и, наоборот, самыми низкими сфера.
темпами экономического роста отличались В этой связи необходима поддержка таких
страны с наиболее высокой государственной сдвигов в структуре экономики, которые могли
фискальной нагрузкой на экономику. бы способствовать стабильному экономиче-
скому росту. Важную роль здесь могут сыграть инновационные факторы роста, способные дать мощный положительный импульс прогрессивному структурному развитию экономики. Все это вызывает необходимость разработки долгосрочной государственной стратегии управления структурными сдвигами с целью их оптимизации и развития в желаемом прогрессивном направлении. С этими задачами согласуется принятая в стране стратегия индустриально-инновационного развития, основной целью которой является обеспечение устойчивого развития страны на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.
Для эффективной структурной перестройки экономики должен быть сформирован достаточно сильный импульс прогрессивных сдвигов, чтобы преодолеть регрессивные тенденции, выразившиеся в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства. При нормальном течении структурного кризиса сокращение экономической активности не должно приводить к свертыванию прогрессивных производств нового технологического уклада, имеющих потенциал роста на рынке и способных стать условием будущего экономического развития страны. Наоборот, в условиях экономического спада и депрессии, периодически случающихся в странах с развитой рыночной экономикой, обычно наблюдается рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. Происходит переток капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем инвестиции в нововведения.
Следовательно, должен быть минимально необходимый размер инвестиций в структурные сдвиги, которые способны инициировать поступательное структурное развитие экономики. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, ос-
нованного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики, обеспечивающего повышение благосостояния граждан, становится важнейшей целью государства.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Одной из основных характеристик современного экономического развития является его неравномерный характер, обусловленный процессом периодического замещения технологий, созданных на основе передовых на определенном этапе времени научно-технических разработок. В момент смены технологических укладов, страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесцениванием капитала и утратой квалификации работников, занятых в прежних производствах. Страны, успевшие создать заделы в формировании новой производственно-технологической системы, становятся центрами притяжения капитала, уходящего из традиционных сфер приложения.
Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырьевых отраслей, ставших к настоящему времени ведущими в отечественной экономике, даже при росте внешнеторговых цен, не способно кардинально и надолго решить задачу экономического подъема. Сырьевые отрасли, будучи основой индустриальной экономики, не являются главной движущей силой на этапе постиндустриализма.
Экспорт сырья может оказать стимулирующее влияние на экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут вложены в развитие высокотехнологичных производств, сферы услуг, всего того, что называется экономикой постиндустриального общества.
По мнению Л. Абалкина, после многолетнего увлечения монетаризмом мы начали возвращаться к таким принципиальным вопросам, как рост производительности труда, научно-технический прогресс, экономия ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции. В таком случае объектом анализа становится профессиональное изучение общественного воспроизводства в целом: его струк-
туры, сочетания материально-вещественных и стоимостных пропорций, инновационной активности [1].
В настоящее время стоит задача осуществить переход от концепции «тяжелого роста» к концепции «разумного роста» («точечного»), которая предусматривает реализацию высокоэффективных проектов, прежде всего в отраслях перерабатывающей промышленности.
Отсюда вытекает проблема места и роли государства при осуществлении структурных сдвигов. Очевидно, что основные экспортеры сырья - негосударственные компании, отстаивая корпоративные интересы, вряд ли будут добровольно направлять экспортную выручку на осуществление структурной перестройки экономики. Необходима всесторонне продуманная, хорошо сформулированная экономическая политика государства, нацеленная на импортозамещение при одновременном стимулировании экспорта конкурентоспособной продукции,
Поэтому необходимо подчинение экспорта сырья и природных ресурсов задаче получения максимальных валютных поступлений на общенациональном уровне. В противовес политике либерального монетаризма во внешней торговле нужна политика разумного протекционизма, не допуская ее сочетание с финансовыми вливаниями в устаревшие доиндустриальные, добывающие и сырьевые отрасли.
Следуя такой логике развития, представляется желательной следующая последовательность развития,
Первая стадия - структурные сдвиги в трудоемких отраслях экономики, производящих продукты питания и простейшие промышленные товары (предприятия пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей промышленности и др.). Упор должен быть сделан на развитие нефтеперерабатывающей и химической промышленности с перспективой постепенной замены экспорта сырого топлива продуктами его переработки. Нужно повысить долю торговли «промежуточными» и конечными промышленными изделиями или услугами, товарами инвестиционного спроса. Здесь могут
быть использованы и преимущества развитого сырьевого экспорта, чего не было, например, у восточноазиатских новых индустриальных стран, обладающих скудными природными ресурсами.
Вторая стадия осуществления стратегии прогрессивных структурных сдвигов - капиталоемкая, требующая больших инвестиций в развитии высокотехнологичных отраслей, определяющих постиндустриальное будущее страны.
Третьей стадией должен стать переход к самоподдерживаемому экономическому росту, что связано с созданием динамического взаимодействия между импортозамещающими структурными сдвигами и сдвигами в структуре экспорта, сбережений и инвестиций.
В решении этих проблем может помочь использование экономических преимуществ:
• достаточно высокая квалификация рабочей силы при относительно низкой ее цене;
• относительно крупный образовательный и научный потенциал;
• наличие развитой индустриальной базы;
• высокий сырьевой потенциал;
• большой потенциал земельных ресурсов, в том числе производственного, сельскохозяйственного назначения;
В современном развитии мировой экономики сложилась устойчивая тенденция опережающего роста обрабатывающих отраслей, производящих наукоемкую продукцию. Так, за период 1980-1995 гг. объемы продаж обрабатывающей промышленности основных индустриальных стран в сопоставимых ценах выросли на 50%, тогда как высокотехнологичный сектор на 137%. Соответственно, его доля в структуре обрабатывающей промышленности увеличилась с 7,6 до 12%. По экспертным оценкам, в 1996-1999 гг. в США и некоторых странах Западной Европы 15-25% прироста ВВП происходило за счет опережающего роста высокотехнологичной промышленности [3, с. 57-71]. В таких странах как США и Япония, прирост национального дохода на 65-80% достигается за счет научно-технической сферы. В целом объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня оценивается в 2,5 трлн долл. и превосходит сырьевые и энергетиче-
ские ресурсы. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн долл.
Все увеличивающиеся затраты на науку и образование потребовали создания в экономике воспроизводственной системы, обеспечивающей отдачу затраченных средств, в том числе на расширение исследований и разработок и улучшение системы образования. Кроме того, в исследованиях технико-экономического и технологического развития, присутствует представление о наличии функциональной связи между затратами на развитие науки и научно-техническим уровнем выпускаемой продукции [2; 4].
Для современного экономического роста важной особенностью становится непрерывное развитие и поддержка инновационных процессов. Научно-исследовательские и опыт но-конструкторские разработки (НИОКР) занимают все больший удельный вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Вместе с этим повышается и значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. В индустриально развитых странах расходы на науку приближаются к 3% ВВП, при этом доля государства в этих расходах достигает в ряде случаев 50% [5].
Важная роль государственного стимулирования НТП в обеспечении современного экономического роста объясняется объективными свойствами инновационных процессов:
• высоким риском и капиталоемкостью научных исследований;
• зависимостью от уровня развития научной сферы и информационной инфраструктуры;
• требованиями к научной и инженерной квалификации кадров;
• необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности.
В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в мировой экономике в предшествующий пери-
од, сталкиваются с обесцениванием капитала и снижением квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождалась серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран [4], где, по мнению ученых, страны, осуществляющие структурный прорыв, получают шанс «перегнать не догоняя», т. е. осуществляя прогрессивные структурные сдвиги на основе расширяющихся конкурентных преимуществ [6].
Расширение конкурентных преимуществ должно быть связано в первую очередь с развитием производств и рынков наукоемкой продукции. Наукоемкими рынками являются рынки продукции 5-го и более высоких технологических укладов. Ядро 5-го технологического уклада составляют электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. В настоящее время происходит промышленное освоение и 6-го технологического уклада, ядро которого включает наноэлектронику, генную инженерию, мультимедийные интерактивные информационные системы, высокотемпературную сверхпроводимость, космическую технику, тонкую химию и т. п.
В качестве основных предпосылок зарождающегося наукоемкого сектора могут быть определены следующие:
• передовые наука и научные школы по всем главным направлениям фундаментальных и прикладных исследований;
• эффективная и общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров, традиции и авторитет высокой технической культуры;
• появление нового типа общественного субъекта со специфическими потребностями в научно-технических новшествах;
• эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространения нововведений;
• государственная значимость ряда отраслей прикладных наук для укрепления обороноспособности и технологической независимости страны;
• способность и нацеленность в получении, освоении и широкомасштабном и оперативном использовании в промышленности научнотехнических достижений, обеспечивающих конкурентоспособность;
• встроенность в мировую финансовую систему и активная способность формирования благоприятного инвестиционного климата;
• высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов, в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;
• способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности (в производстве, в соответствии с общемировой практикой, темпы обновления активной части основных производственных фондов должны достигать 10-13%, в научноэкспериментальной базе - 30-40% в год);
• высокая доля экспериментального и опытного производства в структуре производственного аппарата экономики;
• высокие удельные затраты на НИОКР в структуре производства;
• ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой) инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления;
• совершенствование системы ценообразования с целью достоверного учета всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, систему управления инновационными проектами, систему образования и повышения квалификации работников;
• наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, преобладающего в общей численности занятых;
• наличие уникальных научных школ и опытно-конструкторских коллективов, способных создавать конкурентную на мировом рынке продукцию, удерживать лидерство в развитии необходимых для этого научных направлений и технологий и др.
Существующее состояние инновационной сферы влияет на качество производимой продукции, ее новизну и конкурентоспособность. При этом темпы расширения инновационной активности недостаточны, что является следствием следующих причин:
• нехватки собственных денежных средств;
• недостаточной финансовой поддержки со стороны государства;
• высоких экономических рисков, при отсутствии страховых механизмов;
• высокой стоимости нововведений;
• недостатка квалифицированных кадров.
Для обеспечения динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение, как минимум, следующих 3-х предпосылок: максимально возможное использование уже имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства производственного потенциала; сохранение генерируемых в рамках экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию; создание условий для нормальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства.
При этом должен быть задействован набор методов инновационной политики, среди которых:
• методы стимулирования предложения инноваций;
• методы стимулирования спроса на инновации через переориентацию государственных инвестиций в проекты с выраженной инновационной компонентой;
• методы создания благоприятного климата для инноваций, в том числе прямые методы (финансовая помощь, государственные закупки, технико-технологическое обеспечение, инвестиционное обеспечение) и косвенные методы (налоги).
Государственная поддержка, направленная на усиление стимулирования инновационной деятельности, может осуществляться различными способами и их сочетаниями. К конкретным мерам укрепления ресурсной базы в целях стимулирования инновационных процессов можно отнести следующие.
1) Льготное налогообложение и кредитование:
• исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, т. е. на новые разработки и техническое перевооружение;
• предоставление инвесторам (в первую очередь покупателям, потребителям) наукоемких продукции и услуг целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата из дохода, полученного от использования указанных продукции и услуг;
• перечисление части доходов, получаемых от использования продукции высокотехнологичных производств на специальные счета развития этих производств;
• освобождение (полностью, частично, на определенное время) высокотехнологичных производств от уплаты налогов в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест.
2) Бюджетное дотирование: предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для правительственных нужд.
3) Таможенноерегулирование (таможенные преференции): таможенная защита внутреннего рынка для тех отечественных товаропроизводителей, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок сложной продукции российскими образцами (в первую очередь это касается электроники, иной бытовой и оргтехники).
4) Эффективная амортизационная политика: использование нелинейной (прогрессирующей) амортизации, при которой большая часть стоимости приобретенных основных
средств списывается в начальный период их эксплуатации (но не позднее срока выполнения проекта (задания) или срока морального износа).
5) Совершенствование системы ценообразования: установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т. п., для поставок продукции вне рамок государственного заказа.
6) Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности: поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции отечественных товаропроизводителей и зарубежных корпораций, оказание протекционистской поддержки продвижению отечественной продукции на мировом рынке.
7) Нормативно-правовое регулирование и администрирование:
• разрешение высокотехнологичным производствам, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования и площадей в целях соб ственного развития;
• предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
• создание на коммерческой основе государственной сети инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок в области новых технологий в других отраслях экономики;
• вытеснение устаревших технологий с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т. п.;
• изменение действующего порядка процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств;
• установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определенной доли прибыли от эксплуатации и использования своей продукции, выпущенной по государственному заказу;
• формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств;
• предоставление негосударственным предприятиям прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или ПФИ;
• расширение области использования новых для нашей экономики финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и т. п.
8) Патентно-лицензионная деятельность и защита интеллектуальной собственности (ИС) в целях распространения нововведений:
Система охраны промышленной собственности сегодня является обязательным атрибутом развитых государств. Однако действующее законодательство не обеспечивает достаточного воздействия на ситуацию в инновационной сфере, поскольку не содержит норм, стимулирующих широкое и быстрое использование объектов интеллектуальной собственности в инновационной деятельности, не регулирует конкурентные отношения применительно к использованию в инновационной деятельности объектов ИС, не противодействует экономически необоснованному монополизму владельцев интеллектуальной собственности.
Инновации как фактор роста испытывают серьезные ресурсные ограничения и могут реализовать свой потенциал при создании четко структурированной системы коммерциализации результатов исследований и разработок, которая должна включать:
• развитие системы венчурного инвестирования при поддержке со стороны государства посредством консолидации интересов потенциальных участников, подготовки фондового рынка к размещению акций венчурных фондов;
• развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;
• освоение и использование современных методов инжиниринга, прогнозирования и маркетинга наукоемкой продукции;
• развитие малого инновационного бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры для образования и функционирования малых предприятий;
• вовлечение в хозяйственный оборот прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от несанкционированного использования.
Таким образом, в политике экономического роста должны получить отражение следующие принципиальные моменты: усиление системообразующей роли государства; активизация инновационной деятельности; структурные трансформации; диверсификация промышленности; стимулирование инвестиций; расширение внутреннего спроса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин Л. И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН. 2002. 228 с.
3. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика,1986. 386 с.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 57-71.
4. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 2001. 310 с.
5. Глазьев С. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 2003. иКЬ: //www.netda.ru
6. Красильников О. Ю. Структурные сдвиги в экономике современной России. Саратов: Научная книга, 2004. 183 с.