ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15163. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15163.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15163
УДК 35.071.6:930.23
Симашенков Павел Дмитриевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры ГМУ и правового обеспечения государственной службы ЧОУ ВО «Международный институт рынка», г. Самара [email protected]
Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу современных инноваций и традиций государственного управления в России. Выявляя исторически сложившиеся тенденции, автор доказывает необходимость использования национального опыта государственного строительства в противовес рецепции зарубежных моделей «государственного менеджмента».
Ключевые слова: власть, государственное управление, коррупция, патернализм. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Хороший консерватор живет вовсе не идеалом косности, но идеалом закона.
Консерватор - всегда идеалистичен, революционер - прагматичен,
потому революционер всегда побеждает.
М. М. Пришвин
Современная российская действительность характеризуется тенденцией к концентрации государственной власти, вновь и вновь пытающейся осуществить мессианские поползновения в сфере модернизации общественных отношений [1]. Однако результат получается фатально предсказуемым - «как всегда». Отчаянное нежелание конструктивно переосмыслить предыдущий плачевный опыт реформ в России подкрепляется курсом на героизацию «выдающихся моментов» дореволюционного прошлого (в частности, петровских и столыпинских реформ).
Россия, подарившая мировой культуре целое созвездие гениальных литераторов, композиторов, художников и ученых, не может похвастаться обилием выдающихся государственных деятелей [2]. Те из них, которые традиционно составляют гордость нации, увы, далеко не всегда были ее совестью, и их заслуги перед Родиной более чем спорны. Создавшийся после перестройки острый дефицит идолов (при сохранении парадигмы и традиций харизматического господства) необходимо было заполнять фигурами «спасителей Отечества», осуществивших качественный прорыв общества в новую реальность. Отсюда - культ первого президента РФ и других т. н. «романтиков перестройки», подозреваемых при жизни в совершении преступлений (А. Собчак) [3].
Характерно, что сегодняшние творцы «мифов о прекрасном прошлом» сознательно игнорируют тот факт, что выдающиеся русские «новаторы-реформаторы» были, по сути, теми же идеалистами, что и большевики. И так же, как последние, смогли реализовать свои начинания исключительно при всесторонней поддержке высшей государственной власти, всегда являвшейся демиургом русского социума.
В России до сих пор крепки традиции пассионарной власти [4]. «По умолчанию» олицетворением постулатов справедливости была и остается фигура национального лидера (а вовсе не позитивное право, которому деяния лидеров зачастую противоречили). Дух справедливости в России превалирует над буквой закона. Отсюда и интуитивный характер правосудия (психологическая теория права, примат целесообразности над законностью), и правовой нигилизм, правовая неграмотность как иде-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15163. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15163.htm. - ISSN 2304-120X.
альная почва для произвола. И решающий выбор между правдой и произволом напрямую зависит от политической воли конкретного лица - правителя России.
На наш взгляд, ключевая особенность России в этом плане - инверсия вектора делегирования полномочий. В западной традиции делегирование осуществляется сверху вниз и призвано демократизировать управление. В России делегирование идет снизу вверх и призвано поддержать вертикаль власти. Не зря К. П. Победоносцев, критикуя рецепцию зарубежного опыта парламентаризма, приходит к выводу, что в парламенте не депутат отказывается от своих личных интересов во имя избирателей, но избиратели отказываются от своих прав во имя самолюбия депутата; с расширением выборности происходит принижение государственной мысли и вульгаризация мнения в массе избирателей.
Сакральность персонифицированной власти [5], усугубляемая паттернами харизматического правления, предъявляет к первому лицу в России особые требования. Бремя власти - не столько привилегия и возможность творить произвол, сколько святая обязанность и колоссальная ответственность перед судом истории. Так сложилось, что коллегиальные органы власти отторгаются народной памятью: например, не «при III Государственной Думе», но «при Столыпине». Симптоматично: коллегиальность в русской истории чаще всего отождествляется с разбродом или предательством (семибоярщина, Верховный тайный совет при Екатерине I, украинская Центральная Рада, Учредительное собрание, коллективное правление после смерти И. В. Сталина). Таким образом, персонифицированная ответственность правителя за все, что происходит в период его правления, во многом поглощает иные формы ответственности, в частности то, что на Западе принято называть «социально ответственным гражданским обществом».
Отметим: в отечественной истории обеспечение прозрачности никогда не было сверхзадачей, но всегда - инструментом, козырем в беспощадной борьбе за власть. Это и карт-бланш на опричный террор, и расследование убийства царевича Дмитрия, и антираспутинская речь Пуришкевича, и «разоблачение культа личности» Сталина, и, конечно же, то, что А. Зиновьев метко назвал «катастройкой» [6].
Инновации в виде искусственного выращивания «гражданского общества» и культивирования веберианства в России обречены на провал. Важно подчеркнуть: рационализм в русской культуре никогда не пользовался особенным уважением [7], в целеполагании всегда видится нечто мелочное, эгоистичное, сиюминутное. По мнению того же М. Вебера, целерациональные социальные действия оправдываются мотивом самосохранения и характерны для кризисных периодов в истории, когда выжить необходимо любой ценой. Более того, веберовский план совершенствования общества тоже основан на этике - протестантской.
В этом контексте необходимо сфокусировать внимание на еще одном компоненте, внедряемом в сферу государственного управления, - конкуренции [8]. Западное «разделение властей», трактуемое как система сдержек и противовесов, предполагает конкуренцию не только ветвей, но и представителей власти. Но за что они должны конкурировать? Очевидно, самое простое конкурентное преимущество -внимание, медийная известность, что доказывается огромным градусом популистской активности современных российских чиновников. Ходить в политшутах сейчас не только этично, но и престижно [9]. Главное - использовать авторитет власти для ничем не подкрепленных громких заявлений.
Конкуренция, как и коррупция, разлагает общество, превращая социум в рыхлую совокупность эгоистичных, озабоченных пресловутой «самореализацией» особей (не индивидов) [10]. Особенно опасно это в тех областях, где консолидация, так
2
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15163. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15163.htm. - ISSN 2304-120X.
сказать, является конструктивной особенностью и залогом дееспособности - в системе государственного управления.
Следует отметить: конкуренция как перманентно конфликтное состояние и ныне возрождаемая в России соборность - принципиально противоположные и несочетаемые понятия. Первое предполагает рациональное целеполагание, второе основано скорее не на единстве целей, а на сочувствии, поскольку иррационально [11]. В отечественной традиции харизматического правления лояльность власти зачастую подменяется личной преданностью правителю. Казалось бы, сервильность - облигатный признак коррупции. В то же время история свидетельствует, что абсолютизм (Петр I) или тоталитаризм (И. В. Сталин) вовсе не были питательной почвой коррупции.
С другой стороны, поставтократия в нашем Отечестве всегда оборачивалась конкуренцией (двое-трое-властием) и торговлей властью, а значит - резким ростом коррупции. Значит ли это, что гарант антикоррупции - несменяемый и безальтернативный правитель России? Разумеется, да, если он является носителем идеала нравственной безупречности и патриотизма. Во всех остальных случаях сам факт концентрации власти лишь обостряет проблемы злоупотреблений в среде государственного управления.
Служение опошляется до прислуживания, преданность государственным идеалам упрощается до лояльности конкретному начальнику, а служебная этика низводится до перечня верноподданнических ритуалов, превращаясь из Пути в транспортное средство карьерного роста. Вот почему включение в этические комиссии (равно как и в комиссии по урегулированию конфликта интересов) «лучших людей» может сыграть и за коррупцию, и против нее [12]. Все зависит от нравственных критериев, по которым они признаются лучшими: либо «рыночная эффективность», либо преданность делу и принципиальность. Разгадка лежит на поверхности: модное участие в заказных политкамланиях т. н. «общественных советов» при государственных органах, как правило, не более чем имитация и фарс.
Проведенный нами анализ ключевых актов русского нормотворчества в сфере инноваций дает основания утверждать: пресловутый «прорыв» станет, как и встарь, осуществляться исторически устаревшими методами (главный из которых - масштабное государственное принуждение [13]). И по итогам мало чем будет отличаться от результатов «хуторизации», «яровизации» и «коллективизации». И тогда, и теперь - развал и раскол общества, люмпенизация населения; появление «сердитого нищенства» - лучшего расходного материала для популистских посулов и будущих социальных революций.
Анализ истории государственного управления в России позволил нам выделить несколько категорий, объединяющих исторически сложившиеся тенденции, значительно осложняющие реформаторскую активность государственной власти в России и определяющие ее специфику.
Политические:
- фатальная цикличность принципиальных форм и механизмов реализации политического процесса (устрашение, поиск внутреннего или внешнего врага, фальсификация истории, сочетание популистских обещаний сверху с патерналистскими ожиданиями снизу);
- резкая смена реформ и контрреформ, обусловленная отсутствием преемственности политического курса (начиная с Петра Великого, относительное исключение - советский период - за счет единой идеологии);
- неспособность власти и оппозиции ориентироваться на общенациональные интересы (отсутствие, за исключением СССР, единой национальной идеи, опора то на эксплуататоров, то на различные элиты или этносы);
- ярко выраженное доминирование политики над экономикой (сочинская
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15163. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15163.htm. - ISSN 2304-120X.
Олимпиада, выплата государственного долга, Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Россия как жандарм Европы в XIX в. и оплот стабильности в XXI в.);
- преимущественная милитаристская ориентация институтов государственной власти [14], как следствие - полуфеодальные отношения, корпоративный характер собственности (гвардейцы Петра Великого, фавориты Екатерины, Аракчеев, МВД - куратор реформ Александра II, силовики и экс-сотрудники КГБ на ключевых постах в РФ);
- подмена управления властью, горизонтальных отношений вертикальными, императивными (все реформы осуществлялись сверху, практика делегирования полномочий, подменяющая принцип представительности, в настоящее время - уклонение государства от выполнения прямых обязанностей и маскировка этого процесса под демократизацию: например, ситуация с ЖКХ и социальным обеспечением);
- восприятие диктата в качестве наиболее предпочтительного метода разрешения социально-экономических противоречий («ритуальные жертвы» и «посадки» одиозных чиновников, показательные процессы, кампании внезапного всеобщего прозрения, жесткие директивы, «диктатура закона»);
- осуществление прогрессивных преобразований регрессивными методами (использование для модернизации исторически устаревших средств), и прежде всего колоссальной концентрацией власти (опричнина, ликвидация крепостного права, коллективизация, создание общероссийского народного фронта, просвещение масс силами и средствами религиозных конфессий).
Следовательно:
- реформы в России направлены не столько на улучшение, сколько на упорядочение жизни общества;
- власть не доверяет ни обществу, ни политической элите (вечно актуальный «синдром боярской измены»);
- все реформы проводятся скорее не в интересах народа, а с целью самосохранения власти.
Социально-экономические:
- инерционность развития в периоды относительного спокойствия, которая сменяется болезненными периодами авралов (реформы проводились для устранения революционной ситуации, в остальные периоды - застой, отсутствие поступательности и преемственности, штурмовщина [15]);
- хроническая несбалансированность составляющих общество социальных и политических сил (следствие концентрации власти, экономически влиятельные группы вынуждены подкупать власть - рост коррупции, имитация социальной мобильности);
- парадоксальное сочетание расширения социальной базы власти и централизации власти, причина - в тотальной правовой неграмотности населения (неопределенный правовой статус смердов в Русской Правде, дворян - при Петре I, освобожденных от крепостного права крестьян; категория подкулачников при Сталине; отсутствие законодательной базы ельцинской приватизации; ОНФ при Путине - не партия и не избирательный блок; Земские соборы, Уложенная комиссия, Манифесты 1861 и 1905 гг., Советы при Сталине; перестройка; современный состав Госдумы и власти: некомпетентность и культ личной преданности «хозяину»; практика отстранения неугодных подчиненных вследствие утраты доверия).
Культурные:
- выработка у социума стойкого иммунитета к проводимым преобразованиям (ожидание отдаленных результатов - причина застоя в спокойные годы, недоверие к власти и оправданное ожидание худшего, имитация общественного договора, практика т. н. «внутренней эмиграции»);
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15163. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15163.htm. - ISSN 2304-120X.
- сохранение конфронтационной культуры противостояния государства и общества (в России не приветствуется сотрудничество с администрацией, не в почете т. н. «стукаче-ство», выражено сочувствие к оппозиционерам (и даже к террористам - пример с народовольцами), в то же время - презумпция антинародности и коррумпированности власти).
Таким образом, очевидное преобладание политических причин (вместе с производным от них характером всех остальных) объясняет трудности реформирования государственного управления в России недостатком политической воли, в результате чего противостояние власти и народа в конечном счете реализуется по формуле «антиобщественное государство - антигосударственное общество».
Автор убежден, что не погоня за инновациями, не имитационная подмена, а истинная смена системы координат административной морали, возврат к национальным традициям служения Отечеству (в самом иррационально-религиозном смысле) способны реанимировать то, что ныне именуется административной моралью. В конце концов, моральное осуждение (например, в виде исключения из правящей партии) - серьезная санкция, способная перечеркнуть карьеру зарвавшегося «успешного» чиновника-коррупционера, а это значит, что у нравственного регулирования противодействия коррупции в России есть огромный потенциал, который не только не исчерпан, но и по сей день не используется.
Ссылки на источники
1. Simashenkov P. D. The continuity of negation as a vector of Russian political history // Europaische Fachhochschule. - 2014. - № 7. - C. 31-33.
2. Симашенков П. Д. Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства российской армии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Самарский государственный педагогический университет. - Самара, 2003.
3. Симашенков П. Д. О преемственности в политической истории России // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - С. 27-31.
4. Симашенков П. Д. Марксистская концепция отмирания государства и будущее российского чиновничества // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 3 (43). - С. 29-32.
5. Симашенков П. Д. Государственное регулирование вопросов вероисповедания в историческом ракурсе // Концепт. - 2015. - № 2. - С. 146-150. - ISSN 2304-120X.
6. Буранок А. О. Этика советского чиновничества эпохи перестройки // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сб. ст. Межрегион. науч.-практ. конф. (9 октября 2014 г., г. Самара). - Самара, 2014. - С. 250-257.
7. Емельянов В. М. Феномен «Нравственность» // Культура и образование: от теории к практике. -2015. - Т. 1. - № 1. - С. 12-16.
8. Симашенков П. Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Концепт. -2015. - № 3. - С. 91-95. - ISSN 2304-120X.
9. Симашенков П. Д. Политриторика в публичном праве России: терминологический аспект // Концепт. - 2015. - № 1. - С. 101-105. ISSN 2304-120X.
10. Симашенков П. Д. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. -2015. - № 2. С. 67-70.
11. Симашенков П. Д. Защита чувств верующих в России: историко-правовой аспект // Актуальные тренды регионального и местного развития: сб. ст. по материалам I (IX) Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. А. Хмелевой. - Самара, 2014. - С. 150-156.
12. Симашенков П. Д. Конфликт интересов: история, теория и практика правоприменения // Развитие института резерва управленческих кадров ... С. 290-298.
13. Буранок А. О. Реформа местного самоуправления в России: колесо истории // Актуальные тренды регионального и местного развития. - С. 26-32.
14. Березовский Д. В. Структура резерва управленческих кадров на современном этапе // Развитие института резерва управленческих кадров ... С. 85-90.
15. Березовский Д. В. О взаимодействии органов публичной власти в субъекте РФ с местным сообществом в процессе муниципальной реформы (на примере Самарской области) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2009. - № 2. - С. 43-52.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Симашенков П. Д. Инновационный курс в русле исторических традиций государственного управления в России // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15163. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15163.htm. - ISSN 2304-120X.
Pavel Simashenkov,
Candidate of Historical Sciences, associate professor at the PA chair, International Market Institute (IMI), Samara [email protected]
The innovative course in the tideway of historical traditions governance in Russia Abstract. The article is devoted to comparative analysis of modern innovations and traditions of public administration in Russia. By identifying historical trends, the author proves the necessity of the use of national experience of nation-building as opposed to the reception of foreign models «state management».
Key words: political power, administration of government, corruption, paternalism.
References
1. Simashenkov, P.D. (2014) “The continuity of negation as a vector of Russian political history”, Eu-ropaische Fachhochschule, № 7, pp. 31-33 (in Russian).
2. Simashenkov, P.D. (2003) Dejatel'nost' vlastnyh struktur i organov voennogo upravlenija po patriotich-eskomu vospitaniju oficerstva rossijskoj armii: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kan-didata istoricheskih nauk / Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, Samara,
3. Simashenkov, P.D. (2015) “O preemstvennosti v politicheskoj istorii Rossii”, Kul'tura i obrazovanie: ot teoriik praktike, vol. 1, pp. 27-31 (in Russian).
4. Simashenkov, P.D. (2015) “Marksistskaja koncepcija otmiranija gosudarstva i budushhee rossijskogo chinovnichestva”, Gumanitarnye nauchnye issledovanija, № 3 (43), pp.29-32 (in Russian).
5. Simashenkov, P.D. (2015) “Gosudarstvennoe regulirovanie voprosov veroispovedanija v istoricheskom rakurse”, Koncept, № 2, pp. 146-150 (in Russian).
6. Buranok, A.O. (2014) “Jetika sovetskogo chinovnichestva jepohi perestrojki”, Razvitie instituta rezerva upravlencheskih kadrov v sub#ektah Rossijskoj Federacii kak vyzov vremeni i jeffektivnyj instrument sovershenstvovanija gosudarstvennoj kadrovoj politiki. Sbornik statej Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (9 oktjabrja 2014 g., g. Samara), Samara, pp. 250-257 (in Russian).
7. Emel'janov, V.M. (2015) “Fenomen Nravstvennost'”. Kul'tura i obrazovanie: ot teorii k praktike, vol. 1, № 1, pp. 12-16 (in Russian).
8. Simashenkov, P.D. (2015) “Kadrovaja innovatika i istoricheskij krizis menedzherizma”, Koncept, № 3, pp. 91-95 (in Russian).
9. Simashenkov, P.D. (2015) “Politritorika v publichnom prave Rossii: terminologicheskij aspect”, Koncept, № 1, pp. 101-105 (in Russian).
10. Simashenkov, P. (2015) “Involjucija kriteriev administrativnoj morali”, Gosudarstvennaja sluzhba, № 2, pp. 67-70 (in Russian).
11. Simashenkov, P.D. (2014) “Zashhita chuvstv verujushhih v Rossii: istoriko-pravovoj aspect”, Aktual'nye trendy regional'nogo i mestnogo razvitija sbornik statej po materialam I (IX) Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod redakciej G.A. Hmelevoj, Samara, pp. 150-156 (in Russian).
12. Simashenkov, P.D. (2014) “Konflikt interesov: istorija, teorija i praktika pravoprimenenija”, Razvitie instituta rezerva upravlencheskih kadrov v sub#ektah Rossijskoj Federacii kak vyzov vremeni i jeffektivnyj instrument sovershenstvovanija gosudarstvennoj kadrovoj politiki. Sbornik statej Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (9 oktjabrja 2014 g., g. Samara), Samara, pp. 290-298 (in Russian).
13. Buranok, A.O. (2014) “Reforma mestnogo samoupravlenija v Rossii: koleso istorii”, Aktual'nye trendy regional'nogo i mestnogo razvitija sbornik statej po materialam I (IX) Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod redakciej G.A. Hmelevoj, Samara, pp. 26-32 (in Russian).
14. Berezovskij, D.V. (2014) “Struktura rezerva upravlencheskih kadrov na sovremennom jetape”, Razvitie instituta rezerva upravlencheskih kadrov v sub#ektah Rossijskoj Federacii kak vyzov vremeni i jeffektivnyj instrument sovershenstvovanija gosudarstvennoj kadrovoj politiki. Sbornik statej Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (9 oktjabrja 2014 g., g. Samara), Samara, pp. 85-90 (in Russian).
15. Berezovskij, D.V. (2009) “O vzaimodejstvii organov publichnoj vlasti v sub#ekte RF s mestnym soob-shhestvom v processe municipal'noj reformy (na primere Samarskoj oblasti)”, Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija: Pravo, № 2, pp. 43-52 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 15.05.15 Получена положительная рецензия 17.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 17.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Симашенков П. Д., 2015
6