Научная статья на тему 'Инновационный фактор в социально-экономическом развитии проблемных регионов'

Инновационный фактор в социально-экономическом развитии проблемных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемный регион / устойчивое развитие / инновации / региональная инновационная система / problem region / sustainable development / innovation / regional innovation system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баширова Аминат Ахмедовна

Инновационная модернизация экономики регионов — это приоритетное направление развития отечественной экономики. В связи с этим, региональные органы власти, которые являются основным субъектом в процессе формирования и реализации инновационной политики должны руководствоваться следующими целями: создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovation factor in the socio-economic development of problematic regions

Innovative modernization of the regional economy is a priority for the development of the domestic economy. In this regard, the regional authorities, which are the main subject in the process of formation and implementation of innovation policy should be guided by the following objectives: creation of conditions for sustainable development of the region, activation of innovation, improving the structure of the economy of the region, increasing the competitiveness of products and services

Текст научной работы на тему «Инновационный фактор в социально-экономическом развитии проблемных регионов»

УДК 338

DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10024

Баширова Аминат Ахмедовна

Старший научный сотрудник, к.э.н.. ИСЭИ ДНЦ РАН

[email protected]

ИННОВАЦИОННЫМ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ1

Аннотация: Инновационная модернизация экономики регионов — это приоритетное направление развития отечественной экономики. В связи с этим, региональные органы власти, которые являются основным субъектом в процессе формирования и реализации инновационной политики должны руководствоваться следующими целями: создание условий устойчивого развития региона, активизации инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики региона, повышение конкурентоспособности продукции и услуг. Ключевые слова: проблемный регион, устойчивое развитие, инновации, региональная инновационная система

Bashirova A.A. The innovation factor in the socio-economic development of problematic regions Abstract: Innovative modernization of the regional economy is a priority for the development of the domestic economy. In this regard, the regional authorities, which are the main subject in the process of formation and implementation of innovation policy should be guided by the following objectives: creation of conditions for sustainable development of the region, activation of innovation, improving the structure of the economy of the region, increasing the competitiveness ofproducts and services. Keywords: problem region, sustainable development, innovation, regional innovation system

Интеграция устойчивого развития и инновационных процессов представляет собой последовательный переход к инновационно-устойчивому развитию, определяющему развитие всех сфер деятельности региона, в целях повышения качества жизни и экономического роста, на основе генерации и последующей реализации инноваций с приоритетом экологических аспектов.

В условиях отечественной экономики, на региональном уровне, ориентация на инновационное развитие предполагает развитие и активизацию научно-технического потенциала, а также эффективное использование человеческого капитала.

Важнейшим условием формирования инновационной экономики региона является активная инновационная политика, ориентированная на новые модели внутритерриториальной организации производства, сферы образования и науки и их взаимосвязи. Основу региональных моделей развития в данном случае составляют средние и малые высокотехнологичные производства, сфера эффективного образования и науки, динамичное бизнес - сообщество, интеллектуальные и кадровые ресурсы, отражающие специфику развития региона.

В процессе реализации данной политики крупные стандартизированные производства, в которых определяющими были масштабы производства и сбыта, уступают позиции наукоемкому нестандартизированному производству, где главенствует постоянное обновление продукции, смена технологий, развитие рынков новых товаров и услуг, создание самодостаточных территориальных сообществ [6].

Инновационное развитие региона обеспечивается через создание региональной инновационной системы.

Региональная инновационная система - это функциональная, пространственно организованная система региональной экономики, объединяющая взаимодействующие субъекты научного, промышленного, государственного, финансового и других секторов, имеющая региональную отраслевую специфику, обеспечивающая процессы генерации,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00093а

трансфера, коммерциализации, производства, распространения и использования новых знаний и технологий и имеющая своей целью организацию условий, способствующих устойчивому развитию экономики региона [8].

Основными функциями инновационной системы являются: генерация и воплощение научных достижений, новых знаний и технологий; установка новых стандартов качества товаров и услуг, стимулирующих распространение инноваций и влияющих на качество жизни населения и качество производства; применение эффективных технологических процессов, высокотехнологичного оборудования; усиление синергетического взаимодействия между участниками РИС; повышение производительности труда, снижение себестоимости товаров и услуг; повышение и развитие профессиональных компетенций, воспитание высококвалифицированных работников.

Региональная инновационная система характеризуется кооперационными процессами между компаниями и организациями генерации и распространении знаний (университеты, исследовательские организации, офисы трансфера технологий), обеспечивающими инновационную активность, и средой, поддерживающей инновации [8].

Субъектами инновационной деятельности являются: НИИ, вузы, инновационные центры, технопарки, технико-технологические центры, инновационно-направленные предприятия, венчурные фонды, малые инновационные компании, создаваемые на базе университетов. На базе вузов, их инновационной инфра- структуры, возможно добиться эффективного использования региональных факторных условий (технологических решений, инвестиций, кадров и предпринимательской способности) для формирования региональной инновационной системы.

Инфраструктура инновационной деятельности: нормативно-правовое, организационно-методическое, финансовое и информационное обеспечение.

К основным участникам РИС также относятся компании, фирмы, предприятия, финансовые организации, а также государственный сектор: региональные министерства и ведомства, регулирующие органы, государственные предприятия.

Деятельность всех элементов РИС имеет своей основной задачей прогрессивное изменение социально-экономического развития региона, включая повышение уровня жизни, инновационный подход к научно-техническому развитию, и обеспечивает конкурентоспособное развитие региональной экономики. Многообразие факторов, влияющих на создание РИС, формирует в каждом случае индивидуальную региональную инновационную систему. Состав и структура РИС зависят от отраслевой специализации региона, продуктивности деятельности хозяйствующих субъектов в регионе, уровня образовательного, научно-инновационного и институционального потенциала [6,8].

Региональная инновационная система - это открытая система, взаимодействующая за своими границами, что означает также, что процесс диффузии нового знания и технологий по своей природе направлен в обоих направлениях, вовне и извне.

Однако, не все регионы способны осуществлять активную инновационную политику, как правило, это изначально регионы-лидеры с высоким инновационным потенциалом и высокой инновационной активностью.

Регионы, которые обладают низким инновационным потенциалом, необходимо ориентироваться на интегрированную модель поэтапного эффективного развития, последовательно переходящего в инновационно-устойчивое развитие, причем модель достаточно индивидуальную для конкретного региона по причине их сильнейшей дифференциации в развитии.

Так, для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, по данным Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации (Высшая школа экономики) характерны особенно неблагоприятные социально-экономические условия инновационной деятельности.

Согласно рейтингу инновационного развития субъектов РФ, проводимого Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», по итогам 2016 года, субъекты СКФО занимают

следующие места: Республика Дагестан - 67, Республика Северная Осетия-Алания - 69, Кабардино-Балкарская Республика - 70, Карачаево-Черкесская Республика - 78, Чеченская Республика - 79, Республика Ингушетия - 81 из 85, относясь к четвертой группе по значению российского регионального инновационного индекса. Ставропольский край занимает 24 место в рейтинге и относится ко второй группе субъектов. Таким образом, в Северо-Кавказском Федеральном округе регионы четвертой группы доминируют и составляют 86% [5].

Объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах к ВРП в субъектах СКФО составляет около 2 % (в основном, за счет Ставропольского края, колеблясь в диапазоне от 0,01% - Республика Ингушетия до 5 % - Ставропольский край). Затраты на технологические инновации в СКФО составляют незначительную величину, несоизмеримую с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции. В структуре этих затрат большую долю составляет приобретение машин, оборудования и программных средств (во многих Европейских странах основную долю затрат на технологические инновации составляют исследования и разработки, выполненные собственными силами).

К факторам, которые препятствуют развитию и внедрению инноваций в регионах СКФО можно отнести: недостаток собственных денежных средств у хозяйствующих субъектов; недостаточность финансовой поддержки государства; высокая стоимость нововведений и низкий спрос на новые товары, работы и услуги; высокие риски при реализации и внедрении инноваций; неразвитость нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность; низкий инновационный потенциал хозяйствующих субъектов и недостаток квалифицированного персонала; отсутствие информации о новых технологиях и рынках сбыта; неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских и иных структур).

Регионы СКФО особенно нуждаются в мерах стимулирования инновационных процессов со стороны федерального центра, уменьшение объема помощи приведет к дальнейшей дифференциации субъектов Российской Федерации.

В сложившейся ситуации регионам нужна экономическая политика, направленная на всестороннюю поддержку инвесторов, предпринимательских инициатив и инноваций, а также консолидацию всех имеющихся экономических ресурсов в наиболее значимых для экономического роста региональных проектах и программах.

Для выполнения целей устойчивого развития и достижения экономической и экологической безопасности необходимо создавать соответствующие научно-технические и социальные условия, интеграция научно-образовательной сферы в управление организационно-производственными процессами, развивать кадровый потенциал региона, улучшать условий ведения бизнеса на региональном уровне, развивать рыночную инфраструктуру.

Устойчивая динамика инновационных процессов возможна только за счет последовательных и согласованных действий органов власти, бизнеса, университетов и науки, за счет перехода регионов к модели умной специализации: определение конкурентных преимуществ, адекватных приоритетов и собственных мер политики.

Список источников:

1) Арсланова Х.Д. Сдерживающие факторы инновационного развития региона // В сборнике: Экономика, социология, философия, политика, право: направления развития, совершенствования, созидания Материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Саратовский государственный социально-экономический университет. 2013. С. 94-95.

2) Багомедов М.А. Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 184-188.

3) Выжитович А.М., Ершов П.А. Импортозамещение: Актуальные механизмы и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №38 (323). С.52-64

4) Идзиев Г.И. Предпосылки и ограничения формирования региональных инновационных систем // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 41. С. 62-68.

5) Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 248 с.

6) Сеньков В.И. Модель инновационно-устойчивого развития регионов с низким ресурсным обеспечением (на примере Чувашской Республики)// Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 463-468.

7) Судьин К.Н. Устойчивое развитие социально-экономических систем: подходы к определению сущности //Сибирская финансовая школа. 2013. № 2 (97). С. 18-22.

8) Суханова П.А. Модель региональной инновационной системы: отечественные и зарубежные подходы к изучению региональных инновационных систем // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 4 (27). С. 92-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.