ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ
Проценко А. С., Кулешова А.А
ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН МАТЕРИАЛОВ
Конец XX — начало XXI вв. во всём мире характеризуется бурным развитием технологий во всех сферах производства потребительских товаров. С одной стороны, этот феномен объясняется особенностями развития научно-технического прогресса, с другой - стремлением к бережному использованию природных ресурсов. И, в-третьих, повышение качества жизни людей и внедрение новых технологий порой опережает смену креативных направлений и динамику эстетических предпочтений. В силу специфики деятельности и личных качеств не всем дизайнерам удаётся творчески осваивать и применять при разработке продукции возможности новых технологий.
Индустрия не является чистым производством, так как ее продукция всегда создается на основе творческой модели. Немецкие экспрессионисты и рационалисты считали, что индустрия - это коллективная сила и духовный потенциал, способный обеспечить равномерное распределение природных ресурсов [2].
Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием технологий, предъявляющим новые требования к различным продуктам дизайна. это относится и к материалам, которые являются основой любой материальной формы, и с точки зрения инновационного дизайна, должны обладать уникальными свойствами, обеспечивая качественную жизнедеятельность человека на новом более высоком уровне.
Целью данной работы является изучение взаимодействия искусства и науки в процессе создания материалов с новыми свойствами, полученными от различных манипуляций над полотнами для дальнейшего формообразования объемно-пространственных структур.
для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать взаимодействие синтеза искусства и науки в вопросах текстильного формообразования;
2. Изучить технологические приемы разработки образцов для производства
материалов с выраженной стилистикой поверхности на основе образно-ассоциативного восприятия;
3. Представить результаты экспериментального формообразования материалов на основе образно-ассоциативного метода проектирования.
Сегодня заметна динамика развития новаций в фэшн-индустрии в двух направлениях: технологические тенденции и концептуальные подходы, оказывающих существенное влияние на формообразование[5].
К технологическим тенденциям относятся: технологии изменения цвета, сохранение холода и тепла, поддержка электричества, 3D-печать, внедрение микрокапсул с полезными веществами, микродатчиков, считывающих информацию о владельце и окружающей среде, материалы, не требующие глажение, защищающие от вирусов и бактерий, репеллентная защита.
Проведенный анализ компаний и брендов, работающих с новейшими технологиями, выявил ряд лидеров в этом сегменте: «STUDIOXO» используют в одежде электронные микрогаджеты; «OutlastTechnologies» - разрабатывают «греющую» одежду; Christopher Kane, Noa Raviv, MaikoTakeda, Ин Гао - 3D-печать.
Создание «умных» материалов, используемых в различных сферах, гарантирует принципиально более высокий уровень комфорта и свободы. Производство специальных высокофункциональных изделий с использованием «встроенного» спецоборудования (микрочипов, проводов и т.п.) обеспечивает необходимую для этого изоляцию, облегчение веса, изменение конструкции и пакета материалов изделия и т.д. А также - это выпуск одежды, улучшающей физическое состояние и самочувствие человека.
Второе направление инноваций в материалах - это современное искусство текстиля и ткачества. Эта сфера дизайна переживает новый подъем и находится под пристальным вниманием со стороны искусствоведов, арт-дилеров, коллекционеров, владельцев коммерческих галерей, а также любителей современного искусства разных стран. Проекты орнаментального дизайна тканей для промышленного производства, эскизы росписи, вышивки единичных образцов, трехмерные композиции являются объектами творчества для дизайнеров, работающих с текстилем. Именно такие авторские концепции позволяют решить проблемы поиска уникальных технологий в промышленном дизайне на основе ручного творчества. Концепция - актуальный инновационный подход к решению проектных задач[1]. Например, в экспериментальной части данного исследования, опытным путем выявлена возможность внедрения результатов разработанной текстильными манипуляциями эксклюзивной женской одежды, для проектирования подобных образцов способом машинного фильцевания материала. Авторский концепт преобразования примитивной и довольно неприятной бионической структуры плесени опытным путем был реализован сначала с помощью ручных манипуляций, а затем использована техника фильцевания для получения уникальной авторской фактуры [4].
Манипуляции, как ручные операции, изменяющие характер поверхности полотна, особенно касающиеся его структуры, максимально обеспечивают новизну. На рисунке 1 приведены примеры авторского поиска новых структур как
результат экспериментального формообразования на основе авторской концепции.
Рисунок 1 - Авторский поиск новых структур
При многообразных манипуляциях с материалом важным аспектом является создание эффектных фактур, которые гармонично впишутся в общую композицию предмета, вызовут ассоциативные образы, придадут характер и замысел форме, подскажут ее содержание[4].
Таким образом, можно утверждать, что при поиске новых идей и непосредственном формообразовании в дизайне необходимо творческий подход к материалам применять в синтезе с технологическими трендами. Эстетика современных дизайн - продуктов имеет стилистически заданную художественную функцию, апробированную ручными операциями (манипуляциями) и подкрепленную проверенной технологией. Манипуляции с материалами активизируют творческий поиск инновационных решений, развивают креативное мышление дизайнера, интенсифицируют сам процесс проектирования, задают установку на инновации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василиско Д.И. Авторские концепции в творчестве японских дизайнеров// Архитектура, дизайн и искусство в пространстве культуры: материалы конференции Южно-Российского форума Известия РГСУ Ростов-на-Дону: - 2015, С.51
2. Кулешова А.А. Конкурс моды как инновационная форма профессионального обучения дизайнера костюма / А.А. Кулешова // Электронный научный журнал «Гуманитарные и социальные науки». - 2012. - № 1. - С. 240 - 247. - Режим
доступа: http://www.hses-online.ru/2012/01/13_00_08/28.pdf.:
3. Нагорских Т.Н. Дизайн костюма: теория, практика, образование: Коллективная монография под общ. ред. д.т.н., проф. Черуновой И.В. - Шахты: Изд-во ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2015 г. - 162 с.
4. Проценко A.C., Кулешова A.A. Манипуляции с материалами в дизайне костюма // Сборник материалов I Всероссийской (с участием граждан иностранных государств) научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Научная весна-2016». - Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2016. - С. 307 - 312.
5. Ковалёва И.И. Психологические аспекты формирования дизайн-концепта внутреннего оформления автомобиля // Текстиль-одежда-обувь - средства индивидуальной защиты-21век: материалы Междунар. науч.-практ. конференфии, 22-23 апреля 2012г. (Шахты) / редкол.: И.Ю. Бринк и др. - Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. -249 с.