Сведения об авторе:
Юсупова Зульфия Фирдинатовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедра русского языка и прикладной лингвистики Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
&mail: [email protected]
Information about the authors: Yusupova Zulfiya Firdinatovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Russian Language and Applied Linguistics,
Kazan (Volga) Federal University, Kazan. Russia.
E-mail: [email protected]
Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева
ИННОВАЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются инновационные виды педагогического сопровождения (тьютор-ство, модерация, супервизия) как педагогические феномены, приведены их авторские трактовки, представлены сущностные особенности и границы применимости в условиях современного образования.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, тьютор, модератор, супервизор, тьютор-ство, модерация, супервизия,
УДК 371 ББК 74.00
E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva INNOVATIVE WAYS OF PEDAGOGICAL SUPPORT
Innovative ways of pedagogical support (tutoring, moderation and supervision) are discussed as pedagogical phenomena. Author's interpretations are proposed. Essential peculiarities and applicability in current education are shown.
Key words: pedagogical support, tutor, moderator, supervisor, tutoring, moderation, supervision.
Повышение требований к современной системе образования и ее результатам предполагает расширение инновационных форм работы, изменение способов взаимодействия, выполнение функций, не свойственных канонам традиционной педагогической деятельности. К таким новациям в последние десятилетия, прежде всего, относятся различные виды сопровождения, осуществляемого педагогом: тьюторство, модерация, супервизия и др. Эти и другие виды сопровождения являются заимствованными из других областей научного знания и практики и требуют специального исследования в отношении оценки их принципиальной
применимости к использованию в сфере образования и выявления сущностных характеристик, содержания, требований к использованию. При этом большинство из них к настоящему времени уже имеет самостоятельный статус и уникальное место в образовательном процессе.
Само по себе педагогическое сопровождение, проявляющееся в зависимости от специфики организуемого взаимодействия в виде тьюторства, модерации или супервизии, обладает целым рядом атрибутивных характеристик. Например, педагогическое сопровождение: • реализуется педагогами в образовательном процессе;
го
ш
ф
^
ш о ¡£ К
О п:
со ф
^
ш о ¡£ о;
т и]
• предполагает проявление активности, оказывающей влияние на другой (сопровождаемый) процесс;
• обладает управленческой природой, которая проявляется в направляемой поддержке следованию по заданной траектории;
• имеет адресно-контекстный характер, активизируется и содержательно наполняется при отклонении от заданной траектории;
• требует создания особой среды, обеспечивающей принципиальную возможность реализации сопровождаемого процесса и оказания влияния на него;
• не существует без сопровождаемого процесса, существует только на его фоне;
• предусматривает непрерывный мониторинг развертывания сопровождаемого процесса в соответствии с заданной траекторией.
Учитывая указанные позиции, и рассматривая педагогическое сопровождение как самостоятельный педагогический феномен, обладающий существенной спецификой, мы его трактуем следующим образом: педагогическое сопровождение - это педагогически целесообразная система мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающая снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания [6, с. 47].
Таким образом, педагогическое сопровождение носит управленческий, непосредственно-действенный, адресный, комплексный и непрерывный характер, предполагает осуществление систематизированных педагогических влияний на основные компоненты сопровождаемого процесса и нуждается в исследовании его инновационных для современной системы образования видов: тьюторства, модерации или супервизии.
Представим наше понимание каждого из них.
Тьюторство, как самостоятельное направление практической деятельности человека, имеет длительную историю и широкое распространение. Его исследованием занимались не только зарубежные, но и российские ученые.
Среди них О.И Дмитриева, Т.М. Ковалева, Ю.А. Лях, М.Ю. Чередилина, и др.
Словарь иностранных слов [5] дает следующее определение: «тьютор - это куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный руководитель студента». По справедливому мнению основоположника современной отечественной концепции тьюторства Т.М. Ковалевой, тьюторское сопровождение, следует трактовать как движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторан-том, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка [2, с. 237].
Данная трактовка позволяет рассматривать тьюторство в аспекте специализированной индивидуализированной помощи формирующейся личности, предусматривающей опору на успешный опыт тьютора, его мировоззренческие установки и предметно-практическое взаимодействие. Тьюторское сопровождение - это не бессодержательное следование около личности и оказание ей точечной помощи: работа тьютора - профессионального педагога - всегда имеет цель и основывается на четком понимании способов ее достижения. В таком контексте основная задача тьютора и организуемого им сопровождения сводится к введению личности (тьюторан-та) в определенную среду, к которой она стремится (социальной, профессиональной, учебной, экономической, международной и др.) через предоставление ему соответствующих знаний, умений, демонстрацию стереотипов поведения, актуализацию личностных качеств, ценностных ориентаций и способностей.
Реализуется тьюторское сопровождение, как отмечается в современной научной литературе [2], в четырех основных направлениях: информационном (обогащение тьюторанта сведениями, необходимыми для его личностного продвижения), организационном (создание условий для успешной самореализации личности), диагностическом (монито-
ринг наблюдаемых изменений и их соответствия заданной траектории) и коммуникативном (доверительное общение с тьюторантом, обсуждение возникающих проблем). Соглашаясь в целом с указанной позицией, считаем важным отметить еще одно направление деятельности современного тьютора - инновационно-исследовательское, предусматривающее непрерывное самосовершенствование, поиск инновационных способов взаимодействия и формирование у самого тьюторанта исследовательской направленности выполняемой деятельности.
Итак, ключевой характеристикой тьютора, профессионально оказывающего позитивное влияние на личность, является его богатый жизненный и профессиональный опыт и авторитетность, благодаря которым и возникают доверительные отношения между тьютором и тьюторантом, позволяющие первому раскрыть особенности и содержательное многообразие среды, в которую вводится личность, показать на личном примере перспективы продвижения в ней, а второму - освоить и присвоить их, положившись на реальный опыт тьютора. Все это способствует улучшению психологической комфортности, снижению риска ошибок и быструю адаптацию личности в новых условиях.
Модерация также является новым для современного образования видом педагогического сопровождения.
Традиционный контекст модерации предполагает деятельность по поддержанию порядка и контроля содержания коммуникативного поля. Он может проявляться в рамках публичных дискуссий или обсуждений, открытых для пользователей форумах в сети интернет. В этом случае роль модератора сводится к мониторингу соответствия публичных высказываний заданным правилам и редактированию всех обнаруженных несоответствий.
Комплексные исследования данного феномена осуществлялись Е.Н. Бори-сенко, С.А. Жезловой, Р.А. Кареловой, Ю.В. Маховой, А.В. Петровым, Т.П. Степановой, Т.И. Шукшиной и др. В научной литературе изучается модерация
общения, взаимодействия, конфликтов, прогнозирования, любви, здоровья и др.
Применительно к педагогической деятельности, предоставляющей широкие возможности для осуществления мо-дерации, данный термин мы будем трактовать как вид педагогического сопровождения, координирующего содержание и направление развертывания коммуникативного взаимодействия участников. При этом ее основными функциями являются регулирование, направление, сдерживание, стимулирование, экспер-тирование, а успешность детерминируется учетом целого ряда принципов, к которым мы относим: принципы равноправия, активного участия, открытости, контекстности и др. Именно последний из перечисленных принципов обеспечивает гибкость модерации и оперативное вмешательство в коммуникативное взаимодействие при его отклонения от темы, содержания или нарушения других установленных правил.
Понимание потенциальных возможностей модерации привели современных исследователей к активным поискам способов ее использования в образовательном процессе (Е.Н. Агапова, Ю.П. Ветров, М.И. Губанова, А.Н. Сли-жевская и др.). Анализ существующих работ позволил нам выделить специфические сущностные особенности моде-рации, обусловливающие ее самостоятельный статус и закрепление в системе педагогических феноменов. Модерация:
• основывается на жестком соблюдении правил взаимодействия;
• реализуется в групповой деятельности, где обучающиеся могут проявлять коммуникативную активность и обмениваться мнениями;
• основывается на непрерывной обратной связи и сама носит непрерывный характер;
• организуется в рамках тренингов, учебных дискуссий, обсуждений проблем с целью сформировать общее мнение, взаимообучения;
• предусматривает активную самостоятельную деятельность обучаемых, что способствует формированию у них необходимых компетенций, овладению
X
ф
о са
о ^
с
о о
о
О ф
т
S !_
е
го ч ф с
Z Ч s
са ф
.о х
X
о го
CÜ
о
X X
го
CQ ф
m о
о;
О и:
со ф
ш о
о; od LjJ
умений работать с информацией, развитию творческого мышления.
В отличие от тьютора, деятельность которого предполагает опору на имеющийся опыт и его трансляцию при определении принимаемых решений, модератор дистанцируется от группы и не имеет права навязывать свой опыт для решения обсуждаемой проблемы: ориентация на опыт может осуществляться только при оценке сложившейся ситуации и выборе способов устранения несоответствий (конфликтов, отступления от темы, некорректных высказываний и др.).
Итак, модерация, как вид педагогического сопровождения коммуникативного взаимодействия, позволяет педагогу, координируя направление его развертывания, обеспечить самостоятельный коллективный поиск обучающихся в решении поставленной проблемы, создать бесконфликтную среду через соблюдение правил взаимодействия и вывести к достижению образовательных целей.
Помимо модерации и тьюторства, в последнее время распространение получила и супервизия. Этот термин традиционно используется в психиатрии и в переводе с английского означает «способность взгляда в вглубь» [4, с. 212].
Основоположниками исследования проблемы супервизии считаются Дж. Винер, П. Дэвид, Р. Майзен, К. Рудестам, С.Г. Фоукс, З. Фрейд, А.К. Хесс, К.Юнг и др. В современной отечественной науке данная проблема изучается Г.В. Залев-ским, И.О. Кирилловым, С.А. Кулаковым, В.Ю. Меновщиковым, А.Б. Орловым, Е.А. Русских и др. Приложения концептуальных положений теории супервизии к проблемам современного образования приведены в работах Л.В. Ворониной, А.В. Карандеевой, Л.В. Моисеевой,
A.В. Моложавенко, Т.Н. Страбахиной,
B.А. Фокиным и др.
В понимании сущности суперви-зии мы будем придерживаться позиции А.К. Хесса, что это «насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытал-
ся сделать последнего более эффективным в помощи людям» [цит. по 1, с. 38].
Проецируя данное понятие на область образования, будем трактовать супервизию как вид педагогического сопровождения, предусматривающий консультирование субъекта в оказании помощи формирующейся личности обучающегося.
Такое понимание супервизии обнаруживает ее потенциал в области профессиональной подготовки педагогических кадров, что, кстати, особо подчеркивается реализуемой в настоящее время концепцией модернизации педагогического образования в РФ. Так, для студентов педагогических университетов преподаватель в вузе или школьный наставник в период практики могут осуществлять супервизорскую функцию по формированию компетенций оказания помощи учащимся в будущем непосредственном взаимодействии. Аналогичные возможности имеются при подготовке будущих психологов, врачей, юристов, менеджеров и др. Кроме того, хорошо себя зарекомендовала и супервизия, реализуемая педагогами образовательных организаций в отношении родителей студентов, школьников, воспитанников детских садов. Результатом такого супервизорского взаимодействия педагога с родителем, у последнего формируется правильное представление об особенностях собственного ребенка и способах корректного с ним обращения, образуются особого рода родительские компетенции, улучшающие психологический климат в семье.
Такое специфическое содержание су-первизии (оказание помощи оказывающему помощь) определяет особые формы работы: консультирование, беседа, наставничество, игра и др.
Как справедливо отмечают Е.В. Лав-ринович и А.Н. Молостова, главной задачей супервизора является создание «атмосферы доверия, безопасности, открытости, в которой становится возможным искреннее предъявление запроса супервизору» [3, с. 62]. Именно решение этой задачи способно обеспечить выполнение супервизором ключевых для образовательного процесса функций: обучающей,
воспитательной, развивающей, консультативной, управленческой, корректирующей, и оказать необходимое влияние на субъекта в отношении формирования его способности и готовности оказывать помощь другим людям.
Специфическими чертами суперви-зии мы считаем следующее:
• супервизия строится на тесном взаимодействии с супервизируемым;
• предусматривает учет особенностей не только супервизируемого, но и субъектов, на которых в дальнейшем он будет оказывать влияние;
• реализуется в группе или индивидуально, очно, заочно или очно-заочно;
• носит локальный характер, содержательно определяемый решаемой для супервизируемого проблемой;
• предусматривает творческий подход и реализуется только во взаимодействии.
Итак, супервизия является наиболее ответственным и сложным видом педагогического сопровождения, поскольку связана с обеспечением корректной помощи субъектам сразу двух уровней взаимодействия.
Обобщая вышеизложенное, отметим, несколько дополнительных позиций, позволяющих отграничить друг от друга рассмотренные виды педагогического сопровождения. Прежде всего, они отличаются по актуализационно-временному признаку: тьюторство - непрерывно и актуализировано на всем этапе и по всем направлениям работы с тьюторантом,
модерация - локальна, актуализируется в период открытой коммуникации, супер-визия тоже носит локальный характер, но определяется он степенью решения проблемы подготовки супервизируемого к оказанию определенного рода помощи другому человеку (при этом нет ограничения рамками коммуникативного акта).
Подчеркнем еще одну немаловажную деталь в характеристике рассматриваемых нами видов сопровождения: их институциональную формализацию. Если тьютор, осуществляющий сопровождение личности при введении ее в определенную среду, имеет формально закрепленный статус в образовательной организации и широкие полномочия в решении любых проблем тьюторанта, то модератор - субъект локального вида взаимодействия (коммуникативного), не имеющий, как правило, должностного позиционирования в образовательном процессе, а супервизор, хоть и может иметь формализованный статус, но выполняет задачи консультационного плана и только тем, кто непосредственно осуществляет воздействие на формирующуюся личность.
Таким образом, тьюторство, моде-рация и супервизия являются самостоятельными видами педагогического сопровождения и обладают хорошим потенциалом для реализации в образовательном процессе, который в настоящее время еще подлежит осмыслению, | апробации и распространению в массо- ф вой практике. ^
CQ
Библиографический список
1. Воронина, Л.В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов [Текст] / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2014. -№ 12. - С. 36-40.
2. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) [и др.]. - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.
3. Лавринович, Е.В. Супервизия при подготовке ведущих психологических тренингов [Текст] / Е.В. Лавринович, А.Н. Молостова // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. -№ 4(71). - С. 58-68.
4. Мартинсоне, К.Э. Проблемы подготовки супервизоров в Латвии [Текст] / К.Э. Мартинсоне, И.Я. Михайлов, М. Закрижевска / / Problems of education in the 21st century. - 2008. - № 6. -С. 211-216.
5. Словарь иностранных слов [Текст] / Зав. редакцией В.В. Пчелкина - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.
6. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность [Текст] / Н.О. Яковлева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 4. - 2012. - С. 46-49.
References
1. Voronina L.V., Moiseeva L.V. Supervision as a leading method of scientific management in training post graduate students. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2014, No 12, P. 36-40. [in Russian].
2. Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu. et al. "Tutor" job. M.-Tver, "SFK-office", 2012, P. 246. [in Russian].
3. Lavrinovich E.V., Molostova L.N. Supervision in training the teachers for psychological trainings. Konsulativnaiapsikhologia ipsikhoterapia, 2011, No 4 (71), P. 58-68. [in Russian].
4. Martinsone K.E., Mikhailov I.Ya., Zakrizhevska M. Problems of training supervisors in Latvia. Problems of education in the 21st century. 2008. № 6. P. 211-216. [in Russian].
5. Dictionary of foreign words. M.: Rus. Yaz. 1989. P. 624. [in Russian].
6. Yakovleva N.O. Support as a pedagogical activity. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. No 4. 2012. P. 46-49. [in Russian].
Сведения об авторах: Яковлев Евгений Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по информационным технологиям,
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Яковлева надежда олеговна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий НИЦ «Научный центр стратегических исследований проблем образования», Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Yakovlev Evgeny Vladimirovich,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Pro-Rector for Information Technologies,
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Yakovleva Nadezhda Olegovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Scientific strategic research center of the education problems, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
ro m
<u ç
m о
К
0
1
со ф
ç
m о
о; od
LU