Рис. 1. Конструкция изделия приталенного силуэта малого объема
Однако определяющим при выборе одежды является возраст женщины: он, пожалуй, при любых размерных признаках фигуры и разных полнотных группах определяет форму костюма в целом и его характер.
Список литературы
1. Бланк А.Ф., Фомина 3.М. Практическая книга по моделированию женской одежды, 1992.
2. Бескоровайная Г.П., Ляшко Н.В. К определению предпочтительных вариантов конструкции женского пальто // Изв. вузов. Технология легкой промыш., 1988. № 2. С. 88-90.
3. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения: Основы конструирования плечевых изделий // ЦОТШЛ. М.: ЦБНТИ, 1989.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Мягкова Н.В.
Мягкова Наталья Валентиновна - ассистент, кафедра экологии и управления водными ресурсами, Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются возможности применения инновационных технологий обучения при ведении курсовых проектов по специальным дисциплинам. Из опыта Ташкентского института ирригации и мелиорации рекомендуется применение кейс-стади.
Ключевые слова: кейс-стади, модуль, практическая задача, анализ.
Курсовое проектирование по специальным техническим дисциплинам иногда кажется неподходящим для применения инновационных технологий обучения. На самом деле, именно в курсовом проектировании педагогические технологии могут
дать возможность будущим специалистам полнее раскрыть свои способности и научиться самостоятельно принимать решения при рассмотрении инженерных задач.
Рассмотрим возможности применения педагогических технологий на примере курсового проекта по дисциплине «Канализация и очистка сточных вод», преподаваемой в Ташкентском институте ирригации и мелиорации. В данном проекте предусматривается решение двух задач: проектирование системы канализации населённого пункта и выбор, и расчёт очистных сооружений.
На кафедре «Экология и управление водными ресурсами» курсовые проекты выполняются методом кейс-стади. Напомним, что кейс-технологией называют технологию, основанную на применении в процессе обучения производственной ситуации (смоделированной или реальной) с целью анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, выбора оптимального решения проблемы [1].
В отличие от традиционного способа ведения курсовых проектов, когда у каждого студента есть свой вариант однотипного задания и работа выполняется по строго ограниченному порядку по методическим указаниям, кейс-стади позволяет достичь большей свободы действий. При решении кейс-заданий происходит выработка знания в процессе творческого сотрудничества студента и преподавателя. При формировании кейса по конкретной дисциплине необходимо дать его краткую характеристику -описание для преподавателей. Данная характеристика включает в себя сведения о сфере применения, цели, предполагаемых результатах обучения, источниках информации и типологических признаках кейса.
Поясним последний пункт. Под типологическими признаками проектных кейсов подразумеваются [2]: 1) доминирующая в проекте деятельность (исследовательские, прикладные или практико-ориентированные, информационные кейсы); 2) предметно-содержательная область (моно-проекты и межпредметные проекты); 3) количество участников проекта (индивидуальные и групповые кейсы); 4) продолжительность проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные); 5) размер (большой, средний, малый).
Кроме того, следует указывать тип кейса по форме и содержанию:
• модульные (20-30 страниц информации, наглядных материалов и т.д.);
• кейсы-изложения, представляющие собой описание ситуации, имеющихся проблем, путей их решения и выводов;
• кейсы-иллюстрации (малый объем данных для пояснения решения);
• кейсы-практические задачи (небольшого или среднего объема);
• кейсы со структурированными вопросами.
Пример характеристики-описания кейса для курсового проекта по дисциплине «Канализация и очистка сточных вод»:
Типологические признаки кейса: Данный кейс относится к категории прикладных. Носит познавательный характер.
Большого размера. По способу представления учебного задания - кейс, основанный на вопросах. По форме и содержанию - модульный.
По дидактическим целям кейс относится к категории анализно-оценочных, т.е. предназначен для отработки умений и навыков по анализу и выбору оптимального решения проблемы.
В качестве задания на курсовой проект выдаётся план застройки населенного пункта и необходимые данные о численности населения и степени благоустройства данного пункта, а также необходимые нормативные документы по проектированию канализационной системы и очистных сооружений. Каждый студент должен решать задачу творчески и обосновать своё инженерное решение. По итогам решенного кейс-проекта студенты подготавливают доклад и презентацию и защищают полученные результаты перед группой. Учитывая, что каждый студент имеет собственное
решение аналогичной проблемы, возникает дискуссия и обмен мнениями, что существенно повышает уровень знаний.
Такой подход к выполнению курсовых проектов позволяет студентам ощутить себя настоящими специалистами-проектировщиками, обучает работе с нормативными документами и обоснованию принимаемых решений.
Список литературы
1. Авдонина И.А. Кейс-технологии в образовании. Димитровград: Технологический институт. Филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», 2012. 22 с.
2. Чалова А.П., Плюснина М.А. Технология кейс-стади. Обзор. Сургут: Государственный педагогический университет, 2012. 16 с.
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ШВЕЙНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ ИГЛ
1 2 3
Чориева М.М. , Шодмонова Ш.Х. , Чориева Н.А.
1 Чориева Мухаббат Мухамматовна - ассистент;
2Шодмонова Шахноза Хамроевна - магистр;
3 Чориева Нилуфар Алишеровна - студент, кафедра оборудования и технологии легкой промышленности, факультет инженерной техники, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приведены сведения о своевременности подхода носика челнока к игле. Очень важно проверить, как эти детали расположены относительно друг друга в момент захвата петли. Основным рабочим инструментом швейной машины является игла. Она служит для прокалывания материала, проведения через него нитки и образования петли-напуска, которую захватывает носик челнока или петлителя. Швейнику очень важно знать, как нужно чистить и смазывать машину, каким образом её можно наладить для устранения неполадок в работе, для шитья тканей других видов.
Ключевые слова: игла, нитки, петля, носик челнока, виды заточки.
Основным рабочим инструментом швейной машины является игла, которая непосредственно участвует в процессе образования стежка. Машинная игла имеет сложную конструкцию (рис.1). Она состоит из колбы 1, лезвия 2 и острия 5. Иглы изготовляют из стальной углеродистой (с содержанием углерода 0,9%) отожженной проволоки марки И-3 к л. А, ГОСТ 5468-60. После изготовления иглу подвергают закалке, твердость лезвия по Рокцеллу HRC 54-60. Допустимое отклонение оси лезвия от оси колбы составляет 0,1 d для игл диаметром d=l,3 - мм и 0,05 d для иг4Д > 1,3 мм. Иглы швейных машин отличаются большим многообразием. ГОСТ 7322-55 на машинные иглы предусматривает изготовление 500 различных типов игл [1].