Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении персонала'

Инновационные технологии в обучении персонала Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4376
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ / СИСТЕМА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ / ТЕХНОЛОГИЯ WEB 2.0 / WEB 2.0. TECHNOLOGY / CORPORATE TRAINING / E-LEARNING / KNOWLEDGE SHARING / DEVELOPMENT SYSTEM OF E-LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ахметова Светлана Геннадьевна

Рассматриваются новые подходы и методики корпоративного обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning) и совместном использовании знаний (knowledge sharing). Приведены примеры систем разработки учебных курсов для использования в корпоративном обучении, а также дана характеристика новой концепции обучения, основанной на использовании технологий Web 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ахметова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN HR TRAINING

The article deals with new ways and methods of corporate training, based on e-learning and knowledge sharing. It also provides examples of Learning Management System (LMS) to be applied in corporate training and specifications of the new learning concept according toWeb2.0. technology.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении персонала»

УДК 330.65

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА

INNOVATIONS IN HR TRAINING

С.Г. Ахметова

S.G. Akhmetova

Пермский государственный технический университет

Рассматриваются новые подходы и методики корпоративного обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning) и совместном использовании знаний (knowledge sharing). Приведены примеры систем разработки учебных курсов для использования в корпоративном обучении, а также дана характеристика новой концепции обучения, основанной на использовании технологий Web 2.0.

The article deals with new ways and methods of corporate training, based on e-learning and knowledge sharing. It also provides examples of Learning Management System (LMS) to be applied in corporate training and specifications of the new learning concept according toWeb2.0. technology.

Ключевые слова: корпоративное обучение, электронная технология обучения, совместное использование знаний, система для разработки электронных курсов, технология Web 2.0.

Key words: corporate training, e-learning, knowledge sharing, development system of e-learning, Web 2.0. technology.

В сфере корпоративного обучения происходят глобальные изменения, обусловленные многими факторами, основными из которых являются неограниченный доступ к сети Интернет у персонала компаний, начавшийся бум программных средств и платформ для социальных сетей, а также вступление в эру elearning. В США и Европе e-learning уже давно является мощным средством стратегического управления компанией, а дистанционное обучение - важным инструментом развития персонала, при этом многие западные компании-лидеры считают свои системы e-learning важным конкурентным преимуществом.

Российские компании также признают необходимость изменения систем развития персонала, и здесь многие из них склоняются к тому, что современные модели корпоративного обучения должны быть основаны на оптимальном сочетании традиционных и новых подходов, применении электронного обучения (e-learning), совместном использовании знаний (knowledge sharing) и наставничестве (coaching).

Сегодня сокращение затрат и повышение эффективности обучения - одна из важнейших задач, стоящих перед корпоративными учебными центрами. По данным портала Training Magazine [1], корпорации экономят 50-70 % бюд-

© С.Г. Ахметова, 2011

жета, заменяя обычное очное обучение электронным. В отчете консалтинговой компании Bersin & Associates [2] описаны кейсы 25 американских организаций, занимающих лидирующие позиции в области обучения персонала. Так, в компании Cisco перевели 40-часовую программу очного обучения для продавцов в 16-часовую онлайн программу, которая позволила уменьшить расходы на каждого обучаемого на 85 % и сократила время отсутствия сотрудников на рабочем месте на 60 %. Отдельное внимание в отчете уделяется тому, что компании стали внимательнее следить за эффективностью обучения. Еще один момент, который отмечают эксперты, - в корпоративных курсах стало больше общения и попыток создания вокруг тем обучения сообщества практиков.

Специалистами в области дистанционного обучения был подготовлен обзор актуальных тенденций в развитии e-learning в СНГ в 2010-2013 гг. [3]. В обзоре сформулированы 20 ключевых трендов, разделенных на группы: социально-демографические, правила игры, маркетинг, технологии. Особый интерес среди этих групп представляют социально-демографические тренды, находящиеся на стыке обучения и информационных технологий. Именно эта группа в большей степени определяет стратегию развития электронного обучения, а тренд характеризует изменение отношения к

дистанционному обучению разных поколений людей:

• Поколение Baby boomers (1943-64 г.р.) вступило в контакт с технологией в зрелом возрасте. Многие представители этого поколения испытывают трудности в использовании информационных технологий. Погружение такого сотрудника в цифровую среду связано с продолжительным периодом обучения, болезненной адаптацией и сопротивлением.

• Поколение X (1965-79 г.р.). Это поколение называют поколением цифровой адаптации. Для его представителей развитие информационных технологий совпало с подростковым возрастом. Освоение информационных технологий происходило в развлекательной форме (чаще всего видеоигры). Погружение такого сотрудника в цифровую среду связано с непродолжительным первичным обучением и адаптацией.

• Поколение Y (1980-2000 г.р.). Это поколение родилось в цифровом мире и четко разделяет свою активность на офлайн и онлайн. Погружение в цифровую среду является естественным процессом, в большинстве случаев обучение технологиям и адаптация происходят интуитивно.

• Поколение V (2000-...г.р.). Предполагается, что общение, построение личных и профессиональных отношений у этого поколения будут реализовываться в основном посредством социальных сетей, виртуальных миров и онлайн-игровых платформ.

На международной конференции, которая ежегодно проводится Американским обществом обучения и развития персонала (ASTD) [4], одной из ключевых тем была проблема взаимодействия поколений. Вопросы, которые были поставлены и обсуждались:

- Беби-бумеры уходят на пенсию - как передать опыт, знания и компетенции последователям;

- Как подготовить квалифицированных специалистов из молодых поколений для органов государственной власти, науки, бизнеса, страны;

- Как работать с представителями поколения Y в соответствии с задачами университета, науки, бизнеса, страны;

- Как обучать и развивать представителей разных поколений и какие методы использовать.

В настоящее время наблюдается тенденция к постоянному ускорению обновления оперативных знаний. Доля знаний, которую современный работник может удержать в голо-

ве, постоянно сокращается. Для современного сотрудника ключевыми теперь являются следующие вопросы: «Чего я не знаю? Как я смогу получить эти знания?». И чем быстрее сотрудник организации сможет найти ответы на эти вопросы, тем быстрее и качественней он будет выполнять свою работу. Таким образом, средства обучения и управления знаниями должны упрощать и сокращать период доступа к необходимым и обновленным знаниям.

Однако по результатам опросов, проведенных группой компаний СошрйепШш [5], до 80 % российских ИЯ-менеджеров не обладают достаточной информацией о том, какие возможности предоставляют системы электронного обучения персонала. Результатом этого является настороженное отношение к инновациям в обучении, которое усугубляется тем, что в большинстве случаев эти инновации продвигаются сотрудниками отдела информационных технологий. Поэтому зачастую именно отсутствие у специалистов по управлению персоналом достаточной компетентности в вопросах преобразования традиционных моделей систем развития человеческих ресурсов становится непреодолимым препятствием для формирования современной обучающей среды компании.

Основными составляющими электронного обучения в организации являются методика (или модель) электронного обучения, система управления обучением (СДО, ЬМ8) и электронные курсы, которые представляют собой структурированные материалы по тем или иным темам, охватывающим заранее определенные задачи обучения. Эффективность электронного курса может во много раз превышать эффективность печатных документов за счет возможностей современных информационных технологий.

Традиционный процесс разработки учебного курса включает последовательные действия группы разработчиков. Группа обычно включает эксперта по тематике (автора), дизайнера, веб-разработчика и менеджера проекта. Каждый из этих людей выделяет время на проект по созданию электронного курса, в котором предусматриваются контрольные точки, циклы тестирования и доработок. В результате процесс разработки курса может затянуться на несколько месяцев. Традиционный метод имеет много преимуществ. В частности, он дает уверенность, что разработанный курс корректно работает с системой дистанционного обучения компании и использует графические стандарты, язык и цвета, принятые в её корпоративной инфраструктуре. Проблема в том,

что бизнес требует быстрого внесения изменений в контент курса. Например, создан электронный курс по продажам для продавцов компании по традиционной методике. Через несколько месяцев выходит новая версия продукта с новыми функциями и ценовыми показателями. Курс уже устарел, новая разработка требует участия специалистов, которые могут быть заняты в это время, а внести изменения надо быстро, иначе это теряет смысл.

Для решения этой проблемы появилась новая технология, которую называют «rapid e-learning» (быстрый e-learning). Быстрый elearning представляет собой новую категорию контента, который может быть разработан за считанные дни. Это достигается за счет использования готовых, простых в работе инструментов. При этом эксперт, используя шаблоны, графику, шрифты и картинки, разработанные профессиональным разработчиком, может быть автором контента и при необходимости быстро внести изменения в электронный курс. Некоторые причины, по которым компании используют технологию быстрого e-learning:

• достаточно дорогие заказные разработки курсов;

• экономия времени на передачу специфических знаний компании разработчику;

• недопущение политикой безопасности передачи конфиденциальных материалов;

• желание поручить разработку собственным предметным экспертам;

• контроль разработки;

• частые изменения в содержании курсов (например, курсы по линейке продуктов);

• возможность оперативного внесения дополнений, расширение материалов курсов;

• экономия времени на поддержку курса.

Обзор инструментов быстрой разработки

электронных курсов представлен в отчете компании Smart Education [6] по результатам исследования рынка технологий дистанционного обучения в СНГ.

Мощное и одновременно простое в использовании средство для создания электронных курсов CourseLab [7] представлено российской компанией Websoft [8]. Программа содержит готовые шаблоны для выбора дизайна курса. Если возникнет необходимость, шаблон может быть изменен прямо в редакторе. Измененный шаблон может быть сохранен и использован впоследствии при создании новых модулей курса. В программу встроено большое количество готовых к применению сложных объектов, выполняющих различные функции - от разных способов показа текста до сложного тес-

тирования. При этом нет необходимости в программировании - достаточно выбрать нужный внешний вид объекта в соответствии с дизайном модуля и заполнить его параметры. В учебный модуль могут быть легко импортированы презентации PowerPoint, которые можно при необходимости отредактировать в редакторе программы. Предусмотрена простая публикация разработанного курса. Достаточно указать параметры курса и его учебных модулей и выбрать тип публикации - все остальное программа выполнит автоматически.

Опытному пользователю редактор предоставляет дополнительные возможности через прямой JavaScript-доступ к свойствам объектов и функциям проигрывателя курсов. Специалисты компании WebSoft разработали Библиотеку электронных учебных курсов. В настоящий момент в каталоге более 60 наименований курсов и тестов [9], к разработке которых привлекались опытные тренеры и преподаватели. Тем не менее, на взгляд автора, более предпочтительным является разработка курсов специалистами компании. Возможно, такой курс будет проигрывать в оформлении, но автор-специалист в предметной области сделает его более функциональным за счет возможности самостоятельно, без привлечения программиста, оперативно вносить дополнения и изменения в курс.

В отличие от CourseLab, которая является коммерческой программой, программа eXe (eLearning XHTML editor) [10] распространяется бесплатно, имеет открытый исходный код. С помощью этой программы можно создавать полноценные курсы, включающие в себя также и проверку знаний за счет использования тестов и разбора кейсов. Программа дает возможность включать в курсы информацию в виде гипертекста, презентации, ссылки на ресурсы Интернета, веб-страницы, звук, флэш-ролики, видео, рисунки и другие активные элементы.

Созданный курс может быть экспортирован в набор веб-страниц для размещения на сервере или для просмотра в браузере без использования дополнительного программного обеспечения. Имеется также возможность экспорта в SCORM-пакет. Для работы в редакторе не требуется дополнительных специальных навыков.

Несмотря на то, что программа находится в стадии разработки, она позволяет создавать полноценные электронные курсы. Интерфейс программы представлен на нескольких языках, исключая, к сожалению, русский. Тем не

менее даже минимальное знание английского языка позволит легко использовать эту программу. Редактор программы содержит стандартные иконки, используемые во всех программах Microsoft Office.

Независимо от того, какая программа используется при разработке электронного курса, самое сложное не умение работать с программой, а знание предметной области, наличие разработанных учебно-методических и контрольных ресурсов.

E-Learning 2.0. Термин e-learning 2.0 был придуман канадским исследователем Стефаном Доунсом как производный для всей совокупности тенденций в электронном обучении, которые возникли от комбинации со средствами Web 2.0, представляющими собой инструменты социального программного обеспечения (блоги, вики, общие закладки, подкасты, социальные сети).

Коллективные авторы Википедии, которая представляет собой яркий пример использования технологий Web 2.0, отмечают, что первое десятилетие своего существования технологии e-learning фактически переносили привычную систему обучения под руководством преподавателя в сетевую среду, поддерживая все её обязательные компоненты. Следующие версии e-learning ставят в центр учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателями на основе инструментов Web 2.0. В среде e-learning 2.0 знания формируются совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам.

Изменения в электронном обучении обусловлены не только использованием нового инструментария, но и быстро возрастающим темпом развития бизнеса, вследствие чего изменились требования к корпоративному обучению: передача знаний должна быть быстрой; обучение должно встраиваться в контекст бизнес-процессов компании.

Один из ведущих специалистов в области концепций и технологий e-learning Тони Каррер (его блог elearningtech.blogspot.com) считает e-learning 2.0 в корпоративном обучении ответом на несколько очевидных тенденций в изменении отношения работающих людей к дополнительному образованию. Прежде всего, потребность в новых знаниях у них становится практически постоянной в силу возросшей за последние годы динамики изменений и экономических условий, требующих постоянного обновления знаний и повышения квалификации сотрудников. В связи с этим гораздо

эффективней оказываются не длительные курсы с крупными учебными блоками, а небольшие порции учебного контента, которые сотрудник может получать непосредственно на рабочем месте, ненадолго отрываясь от своих непосредственных обязанностей или обращаясь за нужной информацией в ходе выполнения основных задач.

Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний персонал компаний получает в процессе так называемого неформального обучения - общения с коллегами, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам. Процесс неформального обучения происходит «без отрыва от производства» - сотрудники сами определяют, каких знаний им не хватает, какая информация для этого нужна, где и когда её искать.

Первым шагом к e-learning 2.0 в корпоративном секторе может стать создание небольших по размеру учебных объектов - модулей, на изучение которых будет тратиться от пяти до десяти минут вместо часа-полутора. За эти несколько минут должен быть предоставлен хорошо организованный учебный контент, сфокусированный на одной концепции или проблеме, проиллюстрированный примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может формироваться полная учебная программа, но её составные компоненты должны быть доступны автономно и в результате контекстного поиска, который должен поддерживаться LMS-системой.

В настоящее время в области электронного обучения происходят серьезные изменения, вызванные переменами в подходах к обучению: если раньше эти системы были нацелены на управление традиционным процессом преподавания, то теперь они должны также поддерживать новые методы на основе технологий Web 2.0. Поэтому поставщики LMS вынуждены, с одной стороны, срочно реализовывать дополнительный функционал, а с другой - противостоять натиску разработчиков новых недорогих систем коллективной работы (systems for collaboration), изначально включающих многие функции поддержки неформальных методов обучения. Кроме того, предприятия стремятся интегрировать технологии LMS с другими средствами управления персоналом и ERP-системами, требуя от поставщиков LMS дополнительных функций управления производительностью труда и преемст-

венностью должностей. Заказчики также стремятся удовлетворить запросы своих сотрудников, желающих, чтобы ЬМ8 включали средства социальных сетей и создания порталов, которые могли бы поддерживать неформальное обучение.

Однако время не стоит на месте, как и Интернет-технологии. Теперь все большую популярность приобретает концепция Web 3.0, которая должна решить самую актуальную проблему развития Интернета - поиска значимой информации, отделение её от информационного мусора. Одно из решений заключается в том, чтобы ранжировать информацию по источнику авторства, в зависимости от рейтинга источника. И сам рейтинг должен быть не автоматическим, начисляемым просто за активность в сети, а определяемым другими пользователями Интернета.

Некоторые специалисты считают, что Сеть будет развиваться по пути создания все более дифференцированных вертикальных социальных сетей. Люди будут объединяться вокруг одного конкретного любимого дела, профессии, увлечения, делиться мнениями, давать и получать советы, рекомендации. По мнению экспертов, Web 3.0 отличается от Web 2.0 тем, что пользователи не только сами будут созда-

вать контент, но сами же будут его сертифицировать. Для электронного обучения также наступит новая эра, которую будет отличать массовое использование мобильных устройств, ориентация на индивидуальных пользователей, их активное вовлечение в учебный процесс, использование динамического контента, предоставляемого по требованию.

1. URL: www.trainingmag.com

2. Learning Leaders 2010 : Lessons from the Best. - URL: http://www.bersin.com/

3. Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития в 2010-2013 гг. - URL: http:// www.smart-edu.com/

4. URL: http://store.astd.org State of the Industry Report.

5. URL: http://competentum.ru/

6. Обзор рынка технологий дистанционного обучения, представленных в СНГ. - URL: www.smart-edu.com

7. URL: http://www.courselab.ru

8. URL: http://www.websoft.ru/

9. URL: http://websoft.ru/db/wb/root_id/all_ courses/doc.html

10. URL: http://exelearning.org

11. Stephen Downes. - URL: http://www. downes.ca/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.