Серия 5. Социально-экономические науки. Для осуществления этих преобразований в сфере социальной политики необходимо превратить псевдогосударство в России в подлинную демократическую республику со свободным волеизъявлением граждан. В условиях же нынешнего политического режима, в силу его неправовой природы и бесконтрольности, модернизация невозможна в принципе, как и невозможно создание конкурентоспособной рыночной экономики [15].
Выводы
Политика социализации экономики должна проводиться в напрвлении формирования социально ориентированной рыночной экономики. Этот процесс должен учитывать создание соответствующих политических, экономичеких и нравственных препосылок; изменение курса правящего режима с государтсвенного национализма на свободное развитие общества; необходимо продолжить курс на десталинизацию страны во всех ее проявлениях, подрезать основы для авторитарно-тоталитарного перерождения респубилканского строя в России. В качестве предварительных условий для создания такой экономики в обществе должны быть решены следующие вопросы: о приватизации и плюрализме форм собственности, о роли профсоюзов и о регулировании экономики в переходный период. Необходимо заменить «президентоцентрическую» политику на «народноцентрическую» политику в связи с тем, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [8, с. 4].
Литература
1. Не случайно широко известный учебник К. Макконнела и С. Брю по экономике имеет подзаголовок: принципы, проблемы, политика. Макконнел К., Брю С. Экономикс... в 2 тт. пер. с англ. - М: Республика, 1992.
2. Курс экономической теории. Уч. пос. Под рук. A.B. Сидоровича. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М:, ИЗд-во «Дело и сервис», 2001.
3. Р/С «Эхо Москвы», 21.04.2011, 18 час.
4. Отсюда и резкая реакция президента на то, что медведевские министры «забыли» включить в проект бюджета на 2013 г. затраты на исполнение этих постановлений.
5. Лужков Ю.М. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя спор с правительством о социальной политике. - М.: ОАО «Москвоские учебники и картография», 2005.
6. Явлинский Г. А. Долгосрочная стратегия модернизации страны и эколномическая политика - Экономическая наука современной России. 2003 № 4.
7. Ходорковский М. Современный социальный либерализм и экономика - «Новая газета» № 42 - 18.04.2012.
8. Конституция Российской Федерации - М: «Юридическая литература», 1995.
9. Измайлова В. Секрет государства. Сведения о небоевых потерях в армии стала гостайной? - Новая газета № 29 - 18.03.2013.
10. Рогов К. Новая доктрина Путина - Новая газета № 22 - 27.02.2013.
11. Сванидзе Н. Сталин - лай, Сталин - вуду, Сталин - суперстар. - МК 25.02.2013.
12. Филякин Ю.П. Экономическая теория и идеология «третьего пути» - М.: Альманах центра общественных наук. 1997 № 3.
13. Хайнц Л. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Пер. с нем. М: Дело, 1996.
14. Арабов Ю. Я лишь за честный разговор - Новая газета № 140 - 10.12.2012.
15. Явлинский Г. Ложь и легитимность. Новая газета № 16 - 15.02.2012.
Инновационные технологии в машиностроении
Задорнова H.A. Университет машиностроения (495)223-05-23, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается повышение уровня качества продукции
Серия 5. Социально-экономические науки.
машиностроительного комплекса путем внедрения новых технологий на основе инновационного становления.
Ключевые слова: машиностроение, повышение качества, инновации, новые технологии, производственный процесс
В настоящее время наблюдается повышение роста конкуренции в сфере и на рынках машиностроительной продукции. Общая цель машиностроения на данный момент заключается в создании активной части основного капитала экономики. В процессе инвестиционно-строительной деятельности оборудование и машины разного назначения, приборы и агрегаты, транспортные средства, узлы превращаются в основной капитал экономики нашей страны и тем самым образуют производственный аппарат. Таким образом, происходит воспроизводственный процесс в национальной экономике. Национальное машиностроение на данный момент не обеспечивает должным образом наличие конкурентоспособной экономики в России. Практически третья часть топливно-сырьевого экспорта РФ расходуется на импорт оборудования и машин. Для сохранения на рынке в условиях напряженной конкуренции своей приболи предприятиям машиностроительного комплекса необходимо решать множество проблем, например: управление качеством продукции, вывод сложной продукции на рынок с новыми потребительскими свойствами, расширение ее ассортимента и т.д. Для успешного решение этих проблем необходимо освоить и внедрить инновационные программы, которые направлены на [1]:
• освоение передовых систем управления предприятием, внедрение в производственные процессы новых технологий, передового оборудования;
• создание новых высокопроизводительных производств и реконструкцию предприятий, работающих на инновационной основе, в том числе с международным участием, путем разработки и внедрения оптимальной стратегии их развития;
• развитие технологического оборудования и выпуска машин, обеспечивающих рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение;
• внедрение систем качества и экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов и т.п.;
• разработка технических регламентов и другой нормативной документации, гармонизированных с передовыми международными стандартами;
• создание условий, способствующих привлечению квалифицированных специалистов в науку.
Без сильного, передового машиностроительного комплекса промышленность Российской Федерации, экономика в целом, не будут полноценными и конкурентоспособными. Технологическое и инновационное обновление предприятий машиностроительного комплекса является основой повышения устойчивости машиностроения России. Эффективная работа предприятий машиностроительного комплекса в рыночной экономике направлена на установление хозяйственных процессов, которые нельзя проводить без широкого внедрения организационных и инновационных преобразований на всех направлениях производственной деятельности и которые должны основываться на достижениях научно-технического прогресса.
В условиях жестокой конкуренции на предприятия машиностроения ложится задача значительного повышения качества различных видов выпускаемой продукции, обновления и расширения ее ассортимента в соответствии с современными требованиями развивающегося научно-технического прогресса, а также возрастающими потребностями населения [2].
Проблема управления качеством продукции приобретает особое значение в условиях рынка научно-технического прогресса из-за быстрого возрастания требований потребителей к эксплуатационным характеристикам продукции. Для повышения качества продукции необходимо вовлекать в работу проектно-конструкторские и научно-исследовательские орга-
Серия 5. Социально-экономические науки. низации, совместно поднимать технический уровень изделий производственного назначения.
Постоянное повышение технологической точности, конструктивной сложности и мощности промышленного оборудования, приводит к ускорению морального старения производственного оборудования, которое вызвано ускорением научно-технического прогресса. Для выхода из этой проблемы требуется поиск инновационных решений, направленных на развитие национального машиностроения и выпуск конкурентоспособной продукции.
За последние десятилетия в нашей стране ежегодно создавалось около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных в период с 2008 по 2013 год около 13% не имеет аналогов в мире и соответствует лучшим международным образцам, вследствие чего около четверти новых технологий машиностроительного комплекса потенциально могут быть конкурентоспособными. Остальные части вновь созданных технологий можно отнести к категории «новые». Без целенаправленного развития высокотехнологичного и наукоемкого производства машиностроительного комплекса Российская Федерация не может укрепить свои позиции в мировой экономике.
В свете этих событий важнейшим приоритетом развития предприятий машиностроения на ближайшее время должно являться создание условий, обеспечивающих стабильное функционирование предприятий, позволяющих создать основу качества экономического роста и осуществить переход к новой структуре экономики.
На сегодняшний день основными генераторами инноваций являются федеральные государственные научные учреждения в ведущих инновационно- ориентированных странах, таких как Франция и США [3]. Именно поэтому опыт международных стран по выстраиванию грамотной стимуляции научного сообщества позволит в малые сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны.
В нашей стране происходит непрерывное развитие инновационного процесса. Более четверти из общего числа созданных за последние время новых технологий машиностроения приходится на инструментальное производство и станкостроение, в частности для нефтяного и химического машиностроения (таблица 1).
Таблица 1
Разделение новых технологий в отраслях машиностроения
Наименование Структура, %
Вновь созданные технологии, всего 100
Производство ракетной и космической техники, авиастроение 15
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 17
Электротехническая промышленность 1,5
Химическое и нефтяное машиностроение 21
Станкостроение и инструментальное производство 29
Автомобильная промышленность 8,5
Подшипниковая промышленность 1,5
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 1,5
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов 5
На долю станкостроения и инструментального производства приходится практически половина всех новых разработок. Также создано значительное число новых технологий в области сварки, конструкционных материалов, заготовительного производства, специальных видов технологий, а также модификации поверхностей [4]. Это объясняется в значительной степени мощным научно-техническим и производственным потенциалом, созданным в послевоенные годы, сохранившаяся часть которого эффективно работает в настоящее время.
Основная часть разработанных в последнюю пятилетку технологий машиностроительного комплекса может обеспечивать ресурсосбережение. В данном сегменте высокие показа-
Серия 5. Социально-экономические науки.
тели достигнуты путем снижения металлоемкости продукции. Металлосбережение, главным образом, осуществляется путем внедрения в производство новых конструкционных материалов и использования новейших технологий в процессе производства заготовок. Внедрение прогрессивных технологий может позволить наряду с выпуском инновационной продукции, которая отличается высокими характеристиками эксплуатации, значительно уменьшать затраты на производство.
Наша страна находится в самом начале инновационного становления. Повышение темпов освоения новейших технологий и прогрессивной техники помогут осуществить сдвиг в повышении продуктивности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроительного комплекса и укрепить свои позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке.
Сейчас активно обсуждается возможная модель модернизации экономики России путем стимулирования инновационной деятельности. При этом налоговое стимулирование научно-технической деятельности и деятельности по внедрению в компании признается одним из основных условий становления результативной инновационной среды, поэтому в связи с этим рассматриваются различные подходы к созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний, однако трудно предугадать, какова будет система будущих льгот.
Литература
1. Кочетков С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий // Экономист. - 2009. № 9.
2. Почукаева О.В. Анализ инновационной активности в промышленности // Проблемы прогнозирования. - М., 2008. № 4.
3. Сорокин Н.Т. Проблемы и тенденции развития российского машиностроения // Автомобильная промышленность. - 2009. № 1.
4. Черных Е.А. Новые технологии, инновации и успех бизнеса // Менеджмент инноваций. -2008. - № 11.
Инновационная деятельность предприятий и проблемы ее развития в
Российской Федерации
к.э.н. доц. Блинкова Е.С., Задорнова H.A., Иванов В. А.
Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, esblinkova@,gmail. com
Аннотация. В статье рассмотрена действующая модель инновационного развития Российской Федерации и пути ее решения.
Ключевые слова: инновационный климат, инновационная привлекательность, конкурентоспособность, инвестиции, иннопром
Изучение инновационных процессов сопряжено со значительными трудностями, в частности с неточностью и противоречивостью определений инновации по отношению к различным областям деятельности предприятий соответственно исчезает или камуфлируется сам объект исследования. Другой трудностью в изучении выступает сложность наблюдений инноваций. Наконец, третьей сложностью является отсутствие проверенных надежных моделей, взаимосвязей между различными формами и сторонами как инновационного процесса в целом, так и отдельных видов инноваций.
Переход экономики России на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы (НИС) - системы институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни.
В построении инновационной системы в России были допущены две серьезные ошиб-