УДК 331.108.2
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (СУБЪЕКТНЫЙ
АСПЕКТ)
Васильев В. А.
ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ГМУ-552
Vasilyev V.A.
Russian academy of national economy and public administration Public administration faculty, group №552
Реформирование системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации проходит в условиях изменения структуры современного общества, обусловленного потребностями нового этапа социально-экономического развития. Одним из возможных векторов совершенствования является поиск и внедрение инноваций. Возможным способом приложения этих методик является разработка и проведение образовательных программ по передаче компетенций, связанных с применением ме-тапрограмм в практике управления.
Реформирование; Управление персоналом; Способ; Метапрограммы; Структура; Персонал;
Reforming the public administration system in the Russian Federation depends on finding and using innovations. One more way to use these techniques is a development and implementation of educational programs to transfer competencies related to the use of meta-programs in the process management.
Management; Development; system; Administration; Meta-programs; Education; Human resources;
Реформирование системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации проходит в условиях изменения структуры современного общества, обусловленного потребностями нового этапа социально-экономического развития. Ускорение технологического прогресса и изменение условий жизни и профессиональной деятельности людей заставляют исследователей и практиков науки управления пересматривать стратегии, выработанные на протяжении последних десятилетий. В этом контексте особую роль играют вопросы практического применения и внедрения современных и инновационных технологий управления персоналом. Сегодня процессы реформирования и модернизации охватывают чуть ли ни все организации, входящие в систему государственного и муниципального управления. Продолжается поиск новых способов совершенствования системы, предлагаются все более новые технологии и инструменты для ускорения этого процесса.[1]
Одним из возможных векторов совершенствования является поиск и внедрение инноваций. Чаще всего эксперты и исследователи обращены на зарубежный опыт, либо на иную сферу, где инновации порой внедряются чаще и в больших объёмах - бизнес. [2]
Очень важно определить, что понимается под инновациями. В этой связи удачным представляется определение, предложенное в работе под редакцией А.Я. Кибанова: «Управленческие инновации - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, ориентированное на замену элементов системы управления в целом с целью ускорения или улучшения решения поставленных задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла продуктов, технологий и предприятия в целом.» [3, 36-37]
Вопросы внедрения инновационных технологий и качества управления человеческими ресурсами особенно актуальны на данном этапе развития системы государственного и муниципального управления в России, так как совершенствование системы, это в первую очередь, задача самих людей, эту систему составляющих. [4, 21]
В этой связи перед многими органами власти стоит ряд проблем, связанных с управлением персоналом:
• Проблема несоответствия индивидуальных особенностей личности занимаемой должности. Зачастую неудовлетворенность работой, в частности характером и содержанием труда рассматривается как фактор демотивации персонала, однако, возникает вопрос происхождения этой проблемы, в чем заключаются основные причины и источники происхождения такой неудовлетворенности? Ведь существует распространенная идея о том, что подбор персонала на конкретную должность с уже известными требованиями и должностными обязанностями должен происходить с учетом индивидуальных предпочтений в мышлении и поведении. Однако большое количество тестов, рассчитанных на выявление этих особенностей, лишь усложняют процедуры подбора и отбора и не обеспечивают желаемых результатов.
• Еще одна проблема состоит в том, что сотрудники не имеют целостного представления о своих собственных предпочтениях в способах мышления и поведения, а отсюда следует отсутствие должного развития своих сильных сторон и компенсации слабых, не происходит развитие гибкости для более успешного взаимодействия внутри коллектива. [5]
• Завершает комплекс проблем, стоящих перед органами власти способность руководства определять мотивы поведения и ценности работников, их наиболее значимые, на настоящий момент, потребности и проблемы, а также отсутствие должного внимания к ним, что приводит к обману ожиданий сотрудников и их неудовлетворенности. [6]
В работе предлагается динамический инструмент оценки, позволяющий однажды составив профиль сотрудника, партнера или руководителя учитывать его особенности мышления и поведения непосредственно в рабочем процессе. Инструмент описания предпочтений в мышлении и поведении позволяет в определенной степени выявить и осознать конфликтогены, лежащие в основе конфликтов. В условиях формирования проектных групп и долгосрочных команд эти вопросы приобретают ещё большую актуальность. Этим инструментом является разработка исследователей и авторов нейро-лингвистического программирования - Метапрограммы. Предлагаемый метод основан на составлении и анализе метапрограммного портрета человека и позволяет выявить наиболее важные характеристики стиля мышления человека
Метапрограммы - привычные для человека процессы мышления, которые он использует для восприятия поступающей информации, внутренней ее обработки и принятия решения. В зависимости от того, какие способы мышления являются предпочтительными для человека, делаются выводы о том, насколько успешно он будет справляться с той или иной деятельностью.
[7]
Зная и применяя метапрограммы, грамотный руководитель может выстраивать коммуникацию, сообразуясь с особенностями подчиненных, таким образом, среди основных метапрограмм выделяют те, которые связаны с особенностями мотивации, убеждения в чем-либо, принятия решений, восприятия времени, стиля мышления и сортировки поступающей информации. Более подробное описание метапрограмм можно почерпнуть в литературе по теме. [8]
Предложенный инструмент обладает широким спектром применения и может быть использован в любых сферах деятельности, где существует необходимость управленческого воздействия:
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
• Анализ и составление должностных инструкций;
• Формирование проектных групп и команд;
• Поиск, подбор и отбор персонала на конкретную должность;
• Постановка управленческих задач;
• Мотивация персонала;
• Разрешение и предотвращение конфликтов; [9]
Возможным способом приложения этих методик является разработка и проведение образовательных программ по передаче компетенций, связанных с применением метапрограмм в практике управления.
Таким образом, распространение специальных знаний и передача навыков использования метапрограмм может стать способом совершенствования системы государственного и муниципального управления через непосредственное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за управление персоналом. Ведь именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества. [10]
Список литературы:
1) Рудой В.В., Понеделков А.В., Старостин А.М. Проблема эффективности политического руководства современными модернизационными процессами в России: элитологический аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 4. С. 6-12.
2) Рудой В.В. О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 1. С. 18-24.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
3) Управление инновациями в кадровой работе / Под ред. Кабанова А.Я. -М.: Проспект, 2012. С. 36-37
4) Швец Л.Г. Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Редакционно-издательский центр ЮРИФ РАНХиГС, 2012. - 320 с.
5) Швец Л.Г. Взаимосвязь доминирования и влияния в системе государственной власти: тенденции развития и проблемы совершенствования. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2007
6) Старостин А.М. Философские инновации: когнитивная и аскиологиче-ская репрезентации. - Ростов н/Д.: СКАГС 2011.
7) С.А. Шипунов - Подбор персонала на основе анализа метапрограммного портрета человека // Вестник НЛП [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=912&term=%EC%E5%F2%E0 %ЕЕ%Е0%ЕЕ%Е3%Е0%Е0%ЕС%БС%ЕБ
8) О'Коннор Дж., Сеймр Дж. Введение в НЛП. Полное практическое руководство - Киев: София, 2006.
9) Швец Л.Г. Власть и управление: инновационный контекст. - Ростов н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС, 2011.
10) Формированию кадрового корпуса гражданской службы - неослабное внимание. заседание совета по вопросам кадровой политики, государственной и муниципальной службы при полномочном представителе Президента РФ в южном федеральном округе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 1. С. 6-9.