ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
К. Л. Меркурьев
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Работа представлена кафедрой физической культуры и спорта ТГУ. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Г. Бердников
Основное предназначение системы высшего педагогического образования - это обеспечение подготовки педагогических кадров для средних школ по установленным профилю и специальностям, возможность дать учителям знания, навыки и умения, необходимые для практической профессиональной деятельности. Одним из основных направлений в практической деятельности учителя является профессионально-организаторская деятельность, обеспечивающая решение задач, направленных на достижение конечной цели. Качество и эффективность этой деятельности в школах выпускников педвузов являются основными критериями оценки.
The basic destination of the higher pedagogical education system is maintenance of pedagogical staff preparation for secondary schools according to the established type and specialities and opportunity to give teachers knowledge and skills necessary for practical professional work. One of the basic directions in a teacher's practical activities is the professionalorganising activity, which provides solving of problems aimed at achievement of the ultimate goal. The quality and efficiency of this activity of pedagogical high school graduates are the basic criteria of estimation.
Основными оценочными показателями деятельности учителя в общеобразовательных школах являются: соответствие его знаний и умений требованиям занимаемой должности, отношение к исполнению педагогических обязанностей, нравственные и деловые качества, умения, направленные на осуществление профессионально-организаторской и педагогической деятельности.
Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что подготовка педагогических кадров в педвузах имеет недостатки, а значительный процент выпускников просто слабо подготовлены к профессиональной деятельности в школах. Для улучшения профессиональной подготовки студентов и повышения уровня готовности выпускников к самостоятельной деятельности необходимо, по нашему мнению, не нарушая сложившийся образовательный процесс, сделать акцент на формирование у студентов познавательной самостоятельности и в совершенствование собственной деятельности. Отсюда следует, что состояние психологической готовности имеет сложную
динамическую структуру, является выражением совокупности мотивацион-ных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых сторон психики человека.
Существуют различные методы изучения и оценки состояния психологической готовности к деятельности, которые основываются на установлении объективных и субъективных показателей. Основными из них являются: наблюдение за ходом деятельности; эксперимент; беседа; опрос; анкетирование; хронометраж рабочего дня; самооценка; оценка товарищей, преподавателей, наставников и др. Наиболее совершенным, учитывающим объективные и субъективные стороны деятельности, можно считать метод профессиографии. Этот метод исходит из того, что из структуры предстоящей деятельности и условий, при которых она проводится, вытекает и структура психологической готовности.
Мы провели исследование и оценили готовность выпускников факультета физической культуры к профессионально-организаторской деятельности в школах, а сле-
Инновационные технологии умений...
довательно, и соответствие их предъявляемым требованиям по этому вопросу. Для этой цели подготовлен специальный опросный лист, в который включены вопросы, относящиеся к оценке готовности выпускников к профессионально-организаторской деятельности в школах. На основании выборочного метода обследования определен объем выборки. Согласно расчетам, для распространения результатов исследования выборки на генеральную совокупность, т. е. на всех выпускников педвуза, достаточно одной группы студентов из 25-30 человек.
После проведения опроса компоненты были сгруппированы по элементам структуры готовности выпускников к профессионально-организаторской деятельности (мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой), определены средние оценки по каждому из них и общая средняя оценка готовности.
Для проверки валидности новой педагогической методики нами проделана следующая работа по проведению педагогического эксперимента.
1. На основании проведенных исследований нами отобраны профессионально-организаторские умения учителя физической культуры, необходимые ему для успешной профессионально-организаторской деятельности в школе, и проведена их систематизация.
2. Проводился подбор экспертов при определении значимости (удельного веса) критериев профессионально-организаторских умений студентов.
3. При проведении опроса студентов осуществлялся подбор экспертов, хорошо знающих их по совместной учебе.
4. Разработаны методические рекомен-дации для внедрения положений разработанной методики при осуществлении педагогического эксперимента, позволяющие его участникам наметить последовательность проведения подготовительных ме
развития профессионально-организаторских
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА роприятий и обеспечить должный уровень его проведения.
5. Была проверена идентичность экспериментальных и контрольных групп по успеваемости в учебе.
Такая проверка показала, что уровень их успеваемости примерно равный. Следовательно, уровень интеллектуального развития, по нашему мнению, также примерно равный. Из этого следует, что исходные равные возможности до начала эксперимента позволили выявить достижения экспериментальных учебных групп в процессе его проведения, определить валидность и надежность предложенной педагогической методики.
На валидность были проверены следу-
ОБУЧЕНИЯ
ющие результаты эксперимента: уровень сформированности профессионально-организаторских умений студентов; самооценка; влияние положений методики на уровень успеваемости студентов в учебе.
В результате расчетов были определены коэффициенты различий общих комплексных средних значений оценок уровня сформированности профессионально-организаторских умений студентов экспериментальных и контрольных учебных групп, проверена их достоверность.
В нашем случае для учебных групп 4-го и 5-го курсов 1=2,00. Результаты исследования достоверности различий приведены в табл. 1.
Таблица
Результаты исследования коэффициентов различий средних оценок профессионально-организаторских умении студентов
Компонент ы 4-й курс 5-й курс
Средние оценки Т э м п Т к р Средние оценки Т э м п Т к р
Э к с п . Контр Эк с п . Контр
О б ша я ч ап Ч 77 2 пп 2 пп 4 12 ч аа 2 1а 2 пп
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что эмпирические значения (Т) больше критерия Стьюдента (Т,ф = 2,00). Следовательно, гипотеза о различии результатов в сравниваемых учебных группах подтвердилась. Из этого следует вывод о том, что достигнутый уровень сформиро-ванности профессионально-организаторских умений студентов в экспериментальных группах получен за счет внедрения положений методики, чем доказана ее ва-
лидность.
Для определения валидности результатов эксперимента по формированию самооценки были подсчитаны средние отклонения средней самооценки студентов в экспериментальных группах от средней оценки преподавателей кафедр до начала и в конце эксперимента, а также коэффициенты различий средних отклонений (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования коэффициентов различий самооценки
Экспериментальные группы
4-й курс 5-й курс
Отклонения, % н Отклонения, % н
До начал В конце До начал В конце
Компонент ы
Влияние положений внедренной педагогической методики на уровень успеваемости студентов в учебе проверялось путем сравнения достигнутых результатов в учебе экспериментальных групп в процессе эксперимента и контрольных групп за этот
период, т. е. валидность методики базировалась на оценке устойчивости различий успешности в учебе. Задача состояла в выявлении различий средних групповых оценок по теоретическим знаниям и практическим умениям в сравни-
Инновационные технологии развития профессионально-организаторских умений..
ваемых учебных группах. Для этого после подсчета среднегрупповых оценок ус -певаемости в экспериментальных и контрольных группах (после эксперимента) были
рассчитаны коэффициенты различий средних оценок по критерию Стьюдента (Ткр). Результаты расчетов приведены в табл.3.
Таблица 3
Результаты исследования коэффициентов различий среднегрупповых оценок
успеваемости студентов
Наименовани е 4-й курс 5-й курс
Теорет ичес кие знания Практическ ие умения Теорет ичес кие знания Практическ ие умения
Э к с п . К о н т р . Э к с п К о н т р . Э к с п . К о н т р . Э к с п . К о н т р
Среднег рупп о в ы е оценки 4,10 3,87 4,11 3,93 4,27 4,11 4,32 4.10
Эмпирическо е значение Т э м п 2,39 2,38 2,74 3,06
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Получены значимые результаты между сопоставляемыми средними значениями оценок экспериментальных и контрольных групп. Это подтверждает, что результаты эксперимента являются не случайными, а закономерными. Из этого следует, что методика и методические рекомендации обоснованы и пригодны для практического использования в учебно-воспитательном процессе педагогической системы самовоспитания студентов.
В основу оценки степени влияния педагогической системы самовоспитания на качество сформированности профессионально-организаторских умений студентов в экспериментальных учебных группах положены результаты взаимо- и самооценки студентов. Однако, особенно на начальной стадии эксперимента, взаимо- и самооценка были, по нашему мнению, недостаточно адекватны. Поэтому в качестве экспертов нами были привлечены преподаватели. Сравни-
тельные данные приведены в таблице 4, составленной на основании обобщенных результатов эксперимента. При определении данных таблицы 4 использованы результаты экспертных оценок значимости компонентов в общей комплексной оценке уровня сформированности профессионально-
организаторских умений студентов.
По данным таблицы 4 показывается рост уровня сформированности профессионально-организаторских умений студентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Из таблицы 4 видно, что в конце эксперимента уровень сформированности профессионально-организаторских умений студентов в экспериментальных учебных группах значительно выше, чем в контрольных. Если рассматривать общую комплексную оценку, то рост составил в экспериментальных группах на 4-м курсе 105,4%, на 5-м - 104,57%, в то время как в контрольных учебных группах соответ-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 4
Сравнительные данные по уровню сформированное!!! профессионально-организаторских умений
Наименован и е Курс Уровень сформированност и (оценки по 5балльной ш к а л е ) Рост , %
До начал а э к с п е р ■ В конце эксперимента До начала э к с п е р ■ В конце эксперимент а
э к с п е р ■ э к с п е р ■ контр■ э к с п е р ■ э к с п е р ■ контр■
у ч ■ г р ■ у ч ■ г р ■ у ч ■ г р ■ у ч -ф- у ч ■ф^ у ч ■ г р ■
О б ща я комплекс н а я 4-й курс 5-й курс 3,90 4,12 3,77 3,99 3,70 3,94 100 100 105,4 104,57 101,8 101,26
В том числе: Гностическ и е 4-й курс 5-й курс 4,02 4,03 3,91 4,03 3,76 3,98 3,81 3,98 100 100 106,91 103,76 102,62 102,76 103,99 101,25
Проект иров очные 4-й курс 5-й 3,91 4,09 3,86 4,00 100 100 101,31 100,05
ственно 101,89%и 101,26%. Для сравнения принят за 100% достигнутый уровень в экспериментальных группах до начала эксперимента (предполагается, что и в контрольных группах такой же уровень).
Рассмотрение достигнутых результатов экспериментальной группы 5-го курса показывает, что студенты больше уделяли внимание организаторскому и коммуникативному компонентам, рост уровня сформиро-ванности которых составил соответственно 104,8% и 106,6%. По этим компонентам наблюдалось отставание в сравнении с другими. Следовательно, можно предположить, что студенты 5-го курса уже полностью осознают важность тех или других компонентов в профессионально-
организаторской деятельности учителя физической культуры и стремятся иметь высокий уровень подготовки по всем компонентам, о чем свидетельствуют результаты эксперимента - балл оценки успеваемости выше «четырех».
Данные таблицы 5 показывают, что результаты теоретического усвоения учебного материала и уровень сформированности практических умений в экспериментальных учебных группах выше, чем в контрольных. Наблюдается возрастание количества «отличных» и «хороших» оценок в экспериментальных группах. Например, соотношение «отличных» и «хороших» оценок вместе взятых в экспериментальных и
контрольных группах 4-го курса по усвоению теоретического материала - 75,5% и 63,5%, по сформированности практических умений соответственно - 78,6% и 65,0%, на 5-м курсе по теоретическому материалу соответственно - 83,3% и 71,3%, по практическим умениям - 86,0% и 73,9%. Необходимо отметить, что на 5-м курсе количество «отличных» и «хороших» оценок значительно больше, чем на 4-м курсе, как в экспериментальной, так и в контрольной учебных группах. Полагаем, что студенты 5-го курса, готовясь к окончанию педагогического вуза, более ответственно относятся к приобретению теоретических знаний и практических умений.
Инновационные технологии развития профессионально-организаторских умений...
Таблица 5
Обобщенные результаты учебы студентов после проведения педагогического эксперимента
Учебные группы Тео] Теоретические знания Практические умения
о т л . хор . удов л . неуд . о т л . хор . УДОВ . неуд .
4-й курс , экспериментальн а я 34,1 41,4 24,5 32,5 46,2 21,4
я ___ ___ ___ ___
Таким образом, функционирование педагогической системы самовоспитания не только обеспечивает повышение уровня сформированности профессионально-организаторских умений студентов, но и оказывает влияние на успешность их обучения в целом. Как показал анализ, в экспериментальных учебных группах количество «отличных» и «хороших» оценок больше на 46%, чем в контрольных. Это можно объяснить тем, что в процессе самовоспитания осуществляется всестороннее развитие личности студента, в том числе интеллектуальных и умственных способностей, аналитических умений и других качеств, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность в учебе студентов.
Для определения значимости компонентов комплексной оценки использованы «Методические рекомендации для определения значимости критериев комплексной оценки
профессионально-организаторских умений студентов». Результаты анализа опроса экспертов по этим методическим рекомендациям позволили нам определить удельный вес каждого компонента в профессионально-организаторской деятельности учителя физической культуры. Такой подход дал возможность нам подойти объективно к оценке уровня сформированности профессионально-организаторских умений студентов, обеспечив учет удельного веса каждого компонента. Кроме того, выявленная значимость компонентов явилась основой при составлении самообязательств студентов, в которых уделялось внимание в первую очередь наиболее значимым компонентам (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), конечно, не оставляя без внимания и другие (табл. 6).
Таблица 6
Значимость компонентов в общей комплексной оценке профессионально-организаторских
умении учителя
Компонент ы У д е л ь н ы й вес, % Блоки У д е л ь н ы й вес ,%
Гностическ и й 25,5 1. Практически -психологическая направленность ума. 2. Психологическая изобретательность 3. Аналитические умения 37,8 30,8 31,4
Проект иров очный 17,1 1. Умения , направленные на достижение цели . 2. П р о фе ссиональное мы шл е н и е 54,1 45,9
Конструкти в н ы й 14,7 1. Конкретизация цели организаторской работы. 2. Конкретизация планов деятельности 39,1 60,9
Решение вопросов самого процесса формирования профессионально-организаторских умений студентов осуществлялось согласно «Методике» и «Методическим рекомендациям для формирования профессионально-организаторских умений сту-
дентов в педагогической системе самовоспитания, наблюдения, анализа и оценки их сформированности». Эта методика и методические рекомендации являются основными. От внедрения их положений зависел успех всего педагогического эксперимента.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
По ходу эксперимента при необходимости использовались положения тех или других методических рекомендаций, что обеспечило комплексный подход к решению вопросов организации и проведения педагогического эксперимента. Кроме того, в методических рекомендациях учтены особенности формирования профессионально-организаторских умений студентов. Это позволило обеспечить их учет при организации педагогической системы самовоспитания студентов и ее функционировании.
ОБУЧЕНИЯ
Полученные положительные результаты от использования положений названных методики и методических рекомендаций в процессе эксперимента свидетельствуют об их продуктивности.
Таким образом, методика и методические рекомендации явились тем инструментарием, который обеспечил комплексный подход к решению вопросов формирования профессионально-организаторских умений студентов в педагогической системе самовоспитания.