Страница детской медицинской сестры
Е.Г. Бирюкова, Е.Ю. Варфоломеева
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий
Контактная информация:
Бирюкова Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела новых технологий изучения особенностей развития ребенка и амбулаторного контроля за состоянием здоровья НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН
Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 783-27-93 Статья поступила: 14.05.2012 г., принята к печати: 04.07.2012 г.
Статья посвящена анализу и разработке медико-организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы медицинских сестер, на примере дневного стационара. В статье проанализированы инновационные подходы в работе детских медицинских сестер дневного стационара. Новые экономические условия требуют новых подходов к организации и структуре медицинской помощи, внедрению сестринских инноваций.
Ключевые слова: дневные стационары, средний медицинский персонал, клиника высоких технологий, инновационные подходы.
Сегодня в стране успешно работают дневные стационары терапевтического, неврологического, педиатрического, гинекологического и узкоспециализированного профилей. Лечение в них дает определенные преимущества для пациентов: сокращение сроков диагностических мероприятий, пребывание в семье, исключение стрессовой ситуации, связанной с госпитализацией в обычные стационары; подбор медикаментозной терапии на фоне обычного ритма жизни и т. п. [1].
Значительное число публикаций о деятельности дневных стационаров свидетельствуют как о социальной удовлетворенности пациентов, так и экономической эффективности этой организационной формы работы [2, 3]. Авторами подробно анализируется контингент, виды патологии, экономическая эффективность, которая выражается в количестве пролеченных больных за счет работы в две смены, а также значительном снижении издержек на один день лечения по сравнению с круглосуточным стационаром.
Однако, работ, касающихся инновационных подходов к организации деятельности сестринского персонала дневных стационаров, развернутых в составе клиники высоких технологий, мы не встретили.
E.G. Biryukova, E.Yu. Varfolomeeva
Scientific Center of Children's Health, RAMS, Moscow
Innovative technologies for training nursing staff on the example of day-care clinic of high technology
The article analyzes the development of medical and organizational measures aimed improving the efficiency of nurses at the example of a day -care clinic. The paper analyzes the innovative approaches in children’s day-care nurses. New economic conditions call for new approaches to the organization and structure of health care, implementation of nursing innovations.
Key words: day- care, nurses, hospital high-tech and innovative approaches.
Вместе с тем широкий спектр современных методов диагностики, лечения и реабилитации предъявляет повышенные требования к квалификации среднего медицинского персонала, его обучению и освоению навыков смежных специальностей.
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Структура Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр здоровья детей» РАМН, в котором до 85% пациентов лечатся с применением высоких технологий, представлена:
• НИИ педиатрии им. Г. Н. Сперанского, имеющего в своем составе многопрофильный круглосуточный стационар на 370 коек;
• НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, в составе которого развернуты консультативно-диагностический центр и дневной стационар на 120 коек, работающий в две смены;
• НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Общая численность сестринского персонала, работающего в этих учреждениях, — 623 человека.
Цель исследования — разработка медико-организационных мероприятий, направленных на повыше-
103
Страница детской медицинской сестры
104
ние эффективности работы медицинских сестер в дневном стационаре клиники высоких технологий.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
1. Изучение структуры патологии, с которой работают
специалисты отделений дневного стационара.
2. Социологический опрос старших медицинских сестер.
3. Аналитический метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом (аналитическом) этапе исследования нами была проанализирована работа дневного стационара (ДС) на 120 мест, работающего в две смены (за 2011 г.). В ДС организовано 9 отделений, мощностью от 10 до 20 коек. Общая численность медицинских сестер — 71 человек.
Перечень отделений дневного стационара, их коечная мощность, обеспеченность средним и младшим медицинским персоналом и возраст пролеченных больных в течение 2011 г. представлены в табл.
Минимально были загружены (при двухсменной работе койки) отделения восстановительного лечения для детей с болезнями кожи — 55 пациентов (1,6%), сердечно-сосудистой системы — 121 (3,6%), болезнями органов пищеварительной системы — 167 (5%). В то же время суммарно их коечная мощность составляет 29,2%.
Наибольшее количество детей (2145 человек, 63,9%) пролечено в трех отделениях, суммарная мощность которых составляет менее половины — 50 коек (41,7%): для детей с аллергическими болезнями и заболеваниями органов дыхания — 20 коек (каждый третий ребенок был его пациентом, 31,1%). Затем следуют отделения мощностью по 15 коек для детей с болезнями опорно-двигательного аппарата (пролечено 583 ребенка, 17,4%) и детей с болезнями нервной системы (517, 15,4%).
Возраст детей варьировал в зависимости от профиля отделения. Так, в отделении восстановительного лечения для детей раннего возраста с перина-
тальной патологией он составлял от 1 мес до 1 года. Преобладающее большинство пациентов — дети в возрасте 3-15 лет.
Около 70-80% пациентов получили реабилитационные услуги, в том числе занятия по лечебной физкультуре и физиотерапевтические процедуры.
Пропускная способность отделений отражает спектр патологии, с которой обращаются дети в консультативнодиагностический центр ФГБУ «НЦЗД» РАМН. Это подтверждает и структура патологии у детей, пролеченных в ДС (рис.).
В структуре патологии за 2011 г. преобладали аллергические болезни и заболевания органов дыхания (24,7%), болезни опорно-двигательного аппарата (17,3%) и болезни нервной системы (16,5%).
Второй этап — организационный. В него входят следующие направления.
1. Рекрутинг (отбор) кадров медицинских сестер, включающий стаж, квалификацию, мотивацию к работе.
По данным главного специалиста Минздрава РФ профессора С. И. Двойникова, средний возраст медицинских сестер, имеющих специализацию «Сестринское дело в педиатрии» составляет 37 лет [4].
Высшую аттестационную категорию по специальности «Сестринское дело в педиатрии» имеют 33,8%, первую — 27,1% [5].
Иная ситуация в дневном стационаре НЦЗД РАМН. Здесь работает 71 медицинская сестра, их средний возраст составляет 34 года. Высшую аттестационную категорию имеют 52%, первую — 24%. В течение последних двух лет оттока кадров среднего медицинского персонала не наблюдается.
Кроме специальных знаний, медицинские сестры, работающие в ДС, должны иметь навыки:
• подготовки детей (и в случае необходимости их родителей) к высокотехнологичным методам обследования;
• обучения пациентов самосохранительному поведению и адаптации к окружающей среде;
• работы на современной медицинской аппаратуре;
Таблица. Перечень отделений дневного стационара, их коечная мощность, возраст и количество пролеченных больных в 2011 г.
№ Наименование отделения Коечная мощность Возраст пролеченных детей, лет Количество пролеченных детей, абс./%
1. Отделение восстановительного лечения (ОВЛ) детей с болезнями нервной системы 15 1-7 517/15,4
2. ОВЛ детей с болезнями опорнодвигательного аппарата 15 3-15 583/17,4
3. ОВЛ детей с болезнями кожи 10 3-15 55/1,6
4. ОВЛ детей с нефро-урологическими заболеваниями 10 3-15 331/9,9
5. ОВЛ детей с болезнями сердечнососудистой системы 10 3-15 121/3,6
6. ОВЛ детей с болезнями органов пищеварительной системы 15 7-15 167/5,0
7. ОВЛ детей раннего возраста с перинатальной патологией 15 1 мес — 1 год 342/10,2
8. ОВЛ детей с аллергическими болезнями и заболеваниями органов дыхания 20 3-18 1045/31,1
9. Отделение неотложной педиатрии с группой анестезиологии-реанимации 10 1-15 198/5,8
ВСЕГО 120X2 (двусменная работа) 3359 детей (100%)
• владения сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающими всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
2. Социологические опросы, направленные на выявление проблемных зон в работе медицинского персонала. Приведем в качестве примера результаты одного анонимного опроса 56 медицинских сестер, который показал:
• 83% медицинских сестер не используют в работе современные информационные технологии;
• 98% респондентов не имеют научных публикаций, не участвуют в научных конференциях, несмотря на то, что работают в академическом научном учреждении;
• основными мотивациями являются возможность карьерного роста, публикаций, участия в научной работе отделений, конференциях.
Результаты социологических опросов были представлены руководству ФГБУ «НЦЗД» РАМН, которые предложили инновационные решения по созданию новой системы мотивации и повышению квалификации медицинских сестер, ориентированные на возможности научно-практического потенциала учреждения и профессиональную ассоциацию детских врачей страны, базирующуюся в Центре — Союз педиатров России.
Третий этап — образовательный. Для повышения уровня образования и обмена опытом между медицинскими сестрами, представляющими различные регионы страны, Союзом педиатров были организованы Форумы детских медицинских сестер, которые проходили в рамках XV и XVI Конгрессов педиатров России в феврале 2011 и 2012 гг. Медицинские сестры Центра выступили при подготовке форумов в качестве волонтеров-организаторов и приняли участие в научной программе 34 тезисами, 9 докладами на симпозиумах, 10 постерными докладами.
Проведенные в рамках I и II Форумов детских медицинских сестер мастер-классы, посвященные коммуникациям и консультированию, позволили уточнить ожидания участниц, их представления о сложных темах в общении с родителями пациентов, продемонстрировать базовые навыки эффективного общения на примерах из практики. По данным опроса детских медицинских сестер, они ожидают от родителей, в первую очередь, понимания и взаимопонимания (28,4%) [6].
В 2011 г. администрацией «НЦЗД» РАМН был инициирован проект «Подготовка медицинских сестер-лидеров», включающий обучение медицинских сестер новым навыкам: работе с информацией, менеджменту, маркетингу, лидерству, подготовке презентаций, постеров, коммуникациям.
Медицинским сестрам дневного стационара предоставляется возможность стажировки в других отделениях, что позволяет им углубить свои знания о спектре и специфике лечения и реабилитации пациентов разного профиля.
Важной составляющей проекта является возможность для медицинских сестер-участниц изучения российского и зарубежного опыта путем непосредственного участия в научно-практических конференциях.
Рис. Структура патологии дневного стационара в 2011 г.
□ Болезни нервной системы
□ Болезни опорно-двигательного аппарата
□ Болезни кожи
□ Нефро-урологические заболевания
□ Болезни сердечно-сосудистой системы
□ Болезни органов пищеварительной системы
□ Перинатальная патология
□ Аллергические болезни и заболевания органов дыхания
□ Неотложные состояния
Частью проекта является новая форма обучения старших медицинских сестер НЦЗД РАМН. Она теперь проводится по специально подготовленной программе в виде тематического усовершенствования продолжительностью 72 ч и выдачей по окончании курса свидетельства о повышении квалификации.
В качестве преподавателей выступают ведущие специалисты и профессора Центра. Они знакомят медицинских сестер с новейшими достижениями в области охраны здоровья детского населения. Отечественный и мировой опыт в педиатрии становится доступным посредством работы на сайтах ВОЗ, с которыми на одном из семинаров познакомила директор документационного центра ВОЗ в России, к.м.н. Т.В. Кайгородова. Полученные знания помогают медицинским сестрам осваивать новые стандарты и порядки оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Одним из достижений проекта является тот факт, что 5 медицинских сестер поступили в 2012 г. на бакалавриат Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова на факультет Высшего сестринского образования (очно-заочная форма обучения).
В настоящее время обсуждается возможность введения внутри учреждения звания «Академическая медицинская сестра». Положение об этом специалисте будет включать требования, касающиеся не только непосредственной работы, но и научной деятельности.
Таким образом, дневной стационар ФГБУ «НЦЗД» РАМН стал стартовой площадкой для разработки инновационных методов работы с сестринским персоналом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонов С. А., Зайченко Н. М. Особенности учета и отчетности о деятельности дневного стационара медицинской организации. Социальные аспекты здоровья населения. 2010; 4.
2. Стародубов В. И., Калининская А. А., Сквирская Г. П., Злобин А. Н. Экономические и медико-организационные основы деятельности дневного стационара на базе больничного учреждения. Здравоохранение. 2001; (1): 31-35.
3. Кулакова Н. В., Верстова И. В., Комисарова Т. В. Новые технологии в работе медицинской сестры лечебно-диагностического отделения. Доклады участников II Всероссийского съезда средних медицинских работников на пленарных и секционных заседаниях. М.: ГОУ ВУНМЦ. 2004. С. 139-143.
4. Двойников С. И. Специалисты сестринского дела и их роль в реформе здравоохранения России, 15.02.2011. I Форум детских медицинских сестер России в рамках XV Конгресса педиатров. Москва, 2011.
5. Двойников С. И. Система подготовки специалистов сестринского дела в педиатрии и перспективы ее развития, 26.02.2012. II Форум детских медицинских сестер России в рамках XVI Конгрес са педиатров. Москва, 2012.
6. Беляева В. В. Мастер-класс: «Коммуникации в работе детских медицинских сестер», 25.02.2012 г. II Форум детских медицинских сестер России в рамках XVI Конгресса педиатров. Москва, 2012.
105
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2012/ ТОМ 9/ № 4