Научная статья на тему 'Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий'

Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2223
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНЫЕ СТАЦИОНАРЫ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / КЛИНИКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / DAYCARE / NURSES / HOSPITAL HIGH-TECH AND INNOVATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бирюкова Елена Геннадьевна, Варфоломеева Е. Ю.

Статья посвящена анализу и разработке медико-организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы медицинских сестер, на примере дневного стационара. В статье проанализированы инновационные подходы в работе детских медицинских сестер дневного стационара. Новые экономические условия требуют новых подходов к организации и структуре медицинской помощи, внедрению сестринских инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бирюкова Елена Геннадьевна, Варфоломеева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies for training nursing staff on the example of day-care clinic of high technology

The article analyzes the development of medical and organizational measures aimed improving the efficiency of nurses at the example of a day -care clinic. The paper analyzes the innovative approaches in children’s day-care nurses. New economic conditions call for new approaches to the organization and structure of health care, implementation of nursing innovations.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий»

Страница детской медицинской сестры

Е.Г. Бирюкова, Е.Ю. Варфоломеева

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий

Контактная информация:

Бирюкова Елена Геннадьевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела новых технологий изучения особенностей развития ребенка и амбулаторного контроля за состоянием здоровья НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 783-27-93 Статья поступила: 14.05.2012 г., принята к печати: 04.07.2012 г.

Статья посвящена анализу и разработке медико-организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы медицинских сестер, на примере дневного стационара. В статье проанализированы инновационные подходы в работе детских медицинских сестер дневного стационара. Новые экономические условия требуют новых подходов к организации и структуре медицинской помощи, внедрению сестринских инноваций.

Ключевые слова: дневные стационары, средний медицинский персонал, клиника высоких технологий, инновационные подходы.

Сегодня в стране успешно работают дневные стационары терапевтического, неврологического, педиатрического, гинекологического и узкоспециализированного профилей. Лечение в них дает определенные преимущества для пациентов: сокращение сроков диагностических мероприятий, пребывание в семье, исключение стрессовой ситуации, связанной с госпитализацией в обычные стационары; подбор медикаментозной терапии на фоне обычного ритма жизни и т. п. [1].

Значительное число публикаций о деятельности дневных стационаров свидетельствуют как о социальной удовлетворенности пациентов, так и экономической эффективности этой организационной формы работы [2, 3]. Авторами подробно анализируется контингент, виды патологии, экономическая эффективность, которая выражается в количестве пролеченных больных за счет работы в две смены, а также значительном снижении издержек на один день лечения по сравнению с круглосуточным стационаром.

Однако, работ, касающихся инновационных подходов к организации деятельности сестринского персонала дневных стационаров, развернутых в составе клиники высоких технологий, мы не встретили.

E.G. Biryukova, E.Yu. Varfolomeeva

Scientific Center of Children's Health, RAMS, Moscow

Innovative technologies for training nursing staff on the example of day-care clinic of high technology

The article analyzes the development of medical and organizational measures aimed improving the efficiency of nurses at the example of a day -care clinic. The paper analyzes the innovative approaches in children’s day-care nurses. New economic conditions call for new approaches to the organization and structure of health care, implementation of nursing innovations.

Key words: day- care, nurses, hospital high-tech and innovative approaches.

Вместе с тем широкий спектр современных методов диагностики, лечения и реабилитации предъявляет повышенные требования к квалификации среднего медицинского персонала, его обучению и освоению навыков смежных специальностей.

ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр здоровья детей» РАМН, в котором до 85% пациентов лечатся с применением высоких технологий, представлена:

• НИИ педиатрии им. Г. Н. Сперанского, имеющего в своем составе многопрофильный круглосуточный стационар на 370 коек;

• НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, в составе которого развернуты консультативно-диагностический центр и дневной стационар на 120 коек, работающий в две смены;

• НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Общая численность сестринского персонала, работающего в этих учреждениях, — 623 человека.

Цель исследования — разработка медико-организационных мероприятий, направленных на повыше-

103

Страница детской медицинской сестры

104

ние эффективности работы медицинских сестер в дневном стационаре клиники высоких технологий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

1. Изучение структуры патологии, с которой работают

специалисты отделений дневного стационара.

2. Социологический опрос старших медицинских сестер.

3. Аналитический метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом (аналитическом) этапе исследования нами была проанализирована работа дневного стационара (ДС) на 120 мест, работающего в две смены (за 2011 г.). В ДС организовано 9 отделений, мощностью от 10 до 20 коек. Общая численность медицинских сестер — 71 человек.

Перечень отделений дневного стационара, их коечная мощность, обеспеченность средним и младшим медицинским персоналом и возраст пролеченных больных в течение 2011 г. представлены в табл.

Минимально были загружены (при двухсменной работе койки) отделения восстановительного лечения для детей с болезнями кожи — 55 пациентов (1,6%), сердечно-сосудистой системы — 121 (3,6%), болезнями органов пищеварительной системы — 167 (5%). В то же время суммарно их коечная мощность составляет 29,2%.

Наибольшее количество детей (2145 человек, 63,9%) пролечено в трех отделениях, суммарная мощность которых составляет менее половины — 50 коек (41,7%): для детей с аллергическими болезнями и заболеваниями органов дыхания — 20 коек (каждый третий ребенок был его пациентом, 31,1%). Затем следуют отделения мощностью по 15 коек для детей с болезнями опорно-двигательного аппарата (пролечено 583 ребенка, 17,4%) и детей с болезнями нервной системы (517, 15,4%).

Возраст детей варьировал в зависимости от профиля отделения. Так, в отделении восстановительного лечения для детей раннего возраста с перина-

тальной патологией он составлял от 1 мес до 1 года. Преобладающее большинство пациентов — дети в возрасте 3-15 лет.

Около 70-80% пациентов получили реабилитационные услуги, в том числе занятия по лечебной физкультуре и физиотерапевтические процедуры.

Пропускная способность отделений отражает спектр патологии, с которой обращаются дети в консультативнодиагностический центр ФГБУ «НЦЗД» РАМН. Это подтверждает и структура патологии у детей, пролеченных в ДС (рис.).

В структуре патологии за 2011 г. преобладали аллергические болезни и заболевания органов дыхания (24,7%), болезни опорно-двигательного аппарата (17,3%) и болезни нервной системы (16,5%).

Второй этап — организационный. В него входят следующие направления.

1. Рекрутинг (отбор) кадров медицинских сестер, включающий стаж, квалификацию, мотивацию к работе.

По данным главного специалиста Минздрава РФ профессора С. И. Двойникова, средний возраст медицинских сестер, имеющих специализацию «Сестринское дело в педиатрии» составляет 37 лет [4].

Высшую аттестационную категорию по специальности «Сестринское дело в педиатрии» имеют 33,8%, первую — 27,1% [5].

Иная ситуация в дневном стационаре НЦЗД РАМН. Здесь работает 71 медицинская сестра, их средний возраст составляет 34 года. Высшую аттестационную категорию имеют 52%, первую — 24%. В течение последних двух лет оттока кадров среднего медицинского персонала не наблюдается.

Кроме специальных знаний, медицинские сестры, работающие в ДС, должны иметь навыки:

• подготовки детей (и в случае необходимости их родителей) к высокотехнологичным методам обследования;

• обучения пациентов самосохранительному поведению и адаптации к окружающей среде;

• работы на современной медицинской аппаратуре;

Таблица. Перечень отделений дневного стационара, их коечная мощность, возраст и количество пролеченных больных в 2011 г.

№ Наименование отделения Коечная мощность Возраст пролеченных детей, лет Количество пролеченных детей, абс./%

1. Отделение восстановительного лечения (ОВЛ) детей с болезнями нервной системы 15 1-7 517/15,4

2. ОВЛ детей с болезнями опорнодвигательного аппарата 15 3-15 583/17,4

3. ОВЛ детей с болезнями кожи 10 3-15 55/1,6

4. ОВЛ детей с нефро-урологическими заболеваниями 10 3-15 331/9,9

5. ОВЛ детей с болезнями сердечнососудистой системы 10 3-15 121/3,6

6. ОВЛ детей с болезнями органов пищеварительной системы 15 7-15 167/5,0

7. ОВЛ детей раннего возраста с перинатальной патологией 15 1 мес — 1 год 342/10,2

8. ОВЛ детей с аллергическими болезнями и заболеваниями органов дыхания 20 3-18 1045/31,1

9. Отделение неотложной педиатрии с группой анестезиологии-реанимации 10 1-15 198/5,8

ВСЕГО 120X2 (двусменная работа) 3359 детей (100%)

• владения сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающими всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

2. Социологические опросы, направленные на выявление проблемных зон в работе медицинского персонала. Приведем в качестве примера результаты одного анонимного опроса 56 медицинских сестер, который показал:

• 83% медицинских сестер не используют в работе современные информационные технологии;

• 98% респондентов не имеют научных публикаций, не участвуют в научных конференциях, несмотря на то, что работают в академическом научном учреждении;

• основными мотивациями являются возможность карьерного роста, публикаций, участия в научной работе отделений, конференциях.

Результаты социологических опросов были представлены руководству ФГБУ «НЦЗД» РАМН, которые предложили инновационные решения по созданию новой системы мотивации и повышению квалификации медицинских сестер, ориентированные на возможности научно-практического потенциала учреждения и профессиональную ассоциацию детских врачей страны, базирующуюся в Центре — Союз педиатров России.

Третий этап — образовательный. Для повышения уровня образования и обмена опытом между медицинскими сестрами, представляющими различные регионы страны, Союзом педиатров были организованы Форумы детских медицинских сестер, которые проходили в рамках XV и XVI Конгрессов педиатров России в феврале 2011 и 2012 гг. Медицинские сестры Центра выступили при подготовке форумов в качестве волонтеров-организаторов и приняли участие в научной программе 34 тезисами, 9 докладами на симпозиумах, 10 постерными докладами.

Проведенные в рамках I и II Форумов детских медицинских сестер мастер-классы, посвященные коммуникациям и консультированию, позволили уточнить ожидания участниц, их представления о сложных темах в общении с родителями пациентов, продемонстрировать базовые навыки эффективного общения на примерах из практики. По данным опроса детских медицинских сестер, они ожидают от родителей, в первую очередь, понимания и взаимопонимания (28,4%) [6].

В 2011 г. администрацией «НЦЗД» РАМН был инициирован проект «Подготовка медицинских сестер-лидеров», включающий обучение медицинских сестер новым навыкам: работе с информацией, менеджменту, маркетингу, лидерству, подготовке презентаций, постеров, коммуникациям.

Медицинским сестрам дневного стационара предоставляется возможность стажировки в других отделениях, что позволяет им углубить свои знания о спектре и специфике лечения и реабилитации пациентов разного профиля.

Важной составляющей проекта является возможность для медицинских сестер-участниц изучения российского и зарубежного опыта путем непосредственного участия в научно-практических конференциях.

Рис. Структура патологии дневного стационара в 2011 г.

□ Болезни нервной системы

□ Болезни опорно-двигательного аппарата

□ Болезни кожи

□ Нефро-урологические заболевания

□ Болезни сердечно-сосудистой системы

□ Болезни органов пищеварительной системы

□ Перинатальная патология

□ Аллергические болезни и заболевания органов дыхания

□ Неотложные состояния

Частью проекта является новая форма обучения старших медицинских сестер НЦЗД РАМН. Она теперь проводится по специально подготовленной программе в виде тематического усовершенствования продолжительностью 72 ч и выдачей по окончании курса свидетельства о повышении квалификации.

В качестве преподавателей выступают ведущие специалисты и профессора Центра. Они знакомят медицинских сестер с новейшими достижениями в области охраны здоровья детского населения. Отечественный и мировой опыт в педиатрии становится доступным посредством работы на сайтах ВОЗ, с которыми на одном из семинаров познакомила директор документационного центра ВОЗ в России, к.м.н. Т.В. Кайгородова. Полученные знания помогают медицинским сестрам осваивать новые стандарты и порядки оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Одним из достижений проекта является тот факт, что 5 медицинских сестер поступили в 2012 г. на бакалавриат Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова на факультет Высшего сестринского образования (очно-заочная форма обучения).

В настоящее время обсуждается возможность введения внутри учреждения звания «Академическая медицинская сестра». Положение об этом специалисте будет включать требования, касающиеся не только непосредственной работы, но и научной деятельности.

Таким образом, дневной стационар ФГБУ «НЦЗД» РАМН стал стартовой площадкой для разработки инновационных методов работы с сестринским персоналом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонов С. А., Зайченко Н. М. Особенности учета и отчетности о деятельности дневного стационара медицинской организации. Социальные аспекты здоровья населения. 2010; 4.

2. Стародубов В. И., Калининская А. А., Сквирская Г. П., Злобин А. Н. Экономические и медико-организационные основы деятельности дневного стационара на базе больничного учреждения. Здравоохранение. 2001; (1): 31-35.

3. Кулакова Н. В., Верстова И. В., Комисарова Т. В. Новые технологии в работе медицинской сестры лечебно-диагностического отделения. Доклады участников II Всероссийского съезда средних медицинских работников на пленарных и секционных заседаниях. М.: ГОУ ВУНМЦ. 2004. С. 139-143.

4. Двойников С. И. Специалисты сестринского дела и их роль в реформе здравоохранения России, 15.02.2011. I Форум детских медицинских сестер России в рамках XV Конгресса педиатров. Москва, 2011.

5. Двойников С. И. Система подготовки специалистов сестринского дела в педиатрии и перспективы ее развития, 26.02.2012. II Форум детских медицинских сестер России в рамках XVI Конгрес са педиатров. Москва, 2012.

6. Беляева В. В. Мастер-класс: «Коммуникации в работе детских медицинских сестер», 25.02.2012 г. II Форум детских медицинских сестер России в рамках XVI Конгресса педиатров. Москва, 2012.

105

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2012/ ТОМ 9/ № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.