Научная статья на тему 'Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе'

Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1503
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
quality / efficiency / education / Познание / качество / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / Образование / Cognition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недкова Антонина Стояновна

Социально-экономические и политические изменения в современном обществе требуют постоян- ного обновления образовательных стратегий и технологий в высшей школе. Поэтому необходи- мо разрабатывать и внедрять инновационные образовательные технологии, которые смогли бы обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и умений студентов в процессе учения и обучения. По своей сущности инновационный процесс представляет собой совокупность дидактических средств и приемов, с помощью которых идея педагога превращается в введенную новизну, креативное решение. Инновационные образовательные технологии ориентируют лич- ность студента на познавательную активность, развивают его профессионально-личностные умения и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недкова Антонина Стояновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic and political changes in modern societies require constant updating of educational strategies and technologies in the HS (High School). Therefore, HS must develop and implement innovative educational technology that could ensure the formation and development of professional knowledge and skills of students in the learning process. In its essence innovation is a set of teaching materials and methods by which the idea of the teacher becomes a novelty, a creative solution. Innovative educational technology orients students personality to cognitive activity; develop his professional and personal skills and creative abilities.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

7. Романов А.Н., Торопцов В. С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Современные образовательные Интернет-ресурсы — эффективный инструмент e-learning при заочном экономическом образовании//Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 30 сентября 2009 г.)/Отв. редактор В.И. Солдаткин. — М.: Рособразование, 2009.

8. Потолицына Л.Ф. Маркетинг как средство для поиска новых решений проблем//Человек и образование, № 3, 2005.

9. Дайитбегов Д.М., Торопцов В. С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Метод интеллект-карт как инновационная педагогическая технология.//Дистанционное и виртуальное обучение, 2009, № 4.

10. Васильева И.Н., Галкина Л.А., Григорович Д.Б., Юртаев И.Ю. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: применение компьютерного тренинга. Учебное пособие (с CD). М.: Вузовский учебник, 2009, 104 стр.

11. Романов А.Н., Торопцов В. С., Григорович Д.Б., ГалкинаЛ.А. Компьютерные ситуационные практикумы как эффективное средство формирования профессиональных компетенций в экономическом образова-нии//Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции- М.: Рособразование, 2008.

12. Жуков Е. Ф., Нишатов Н.П., Торопцов В. С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А.. Рынок ценных бумаг. Комплексный учебник (с CD). М.: — Вузовский учебник, 2009.

13. Торопцов В. С., Галкина Л.А., Григорович Д.Б. Методические указания по подготовке материалов для разработки сетевых учебно-методических комплексов. — М.: ВЗФЭИ, 2009.

УДК 37.01

I ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Недкова Антонина Стояновна, доктор педагогических наук, [email protected], Университет имени профессора Асена Златарова, Колледж по туризму, г. Бургас, Болгария

Socio-economic and political changes in modern societies require constant updating of educational strategies and technologies in the HS (High School). Therefore, HS must develop and implement innovative educational technology that could ensure the formation and development of professional knowledge and skills of students in the learning process. In its essence innovation is a set of teaching materials and methods by which the idea of the teacher becomes a novelty, a creative solution. Innovative educational technology orients student’s personality to cognitive activity; develop his professional and personal skills and creative abilities.

Социально-экономические и политические изменения в современном обществе требуют постоянного обновления образовательных стратегий и технологий в высшей школе. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять инновационные образовательные технологии, которые смогли бы обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и умений студентов в процессе учения и обучения. По своей сущности инновационный процесс представляет собой совокупность дидактических средств и приемов, с помощью которых идея педагога превращается в введенную новизну, креативное решение. Инновационные образовательные технологии ориентируют личность студента на познавательную активность, развивают его профессионально-личностные умения и творческие способности.

Keywords: cognition, quality, efficiency, education

Ключевые слова: познание, качество, эффективность, образование

Социально-экономические и политические изменения в современном обществе требуют постоянного обновления образовательных стратегий и технологий в высшей школе.

По мнению Е. Коваленко [6], «Сегодняшние вузы должны разрабатывать и внедрять инновационные образовательные технологии, которые будут обеспечивать формирование и раз-

58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе

витие профессиональных знаний и умений студентов в процессе учения и обучения».

Инновационный процесс по сути своей представляет совокупность дидактических средств и приемов, с помощью которых идея педагога превращается в креативное решение.

Образовательная технология представляет собой систему средств и методов обучения, цель которых — достижение оптимальных результатов в учебной деятельности учащихся в индивидуально-личностных и социокультурных условиях. Она сочетает в себе прогрессивно-креативные техники и технологии, сте-риотипные элементы образования, которые доказывают свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Образовательная технология представляет собой процессуально-деятельностную, организационнофункциональную сторону образовательной деятельности. Основная ее цель — помогать и направлять самоуправление учащихся в процессе обучения, оптимизировать качество профессиональной подготовки для достижения эффективности в образовательной деятельности [8, С. 17—19]. Именно инновации определяют новые технологии, которые используются в педагогической практике, ориентируют личность студента на познавательную активность, развивают его профессионально-личностные умения и творческие способности.

В связи с этим проблемы, связанные с разработкой и использованием тестов для оценки и контроля знаний в высшей школе, — актуальная и дискуссионная тема.

Цель настоящей статьи — исследовать характеристики тестовых технологий и определить требования к их инновационному формированию и практическому применению.

Массовое внедрение образовательньных технологий началось в начале XX века. Широко известны следующие авторы образовательных технологий, представляющих разные страны: Б. Блум, Дж. Кэрролл, Д. Брунер, Ю. Бабанский, В. Беспальо, П. Гальперин, Н. Талызина и др. Среди болгарских педагогов новаторами образовательных технологий являются: Д. Павлов, П. Чакыров, М. Атанасова, П. Петров, М. Михова и т.д.

Л. Крившенко [7] разграничивает следующие признаки современных технологий:

• ясная и последовательная дидактическая разработка целей обучения;

• структурирование, логическая последовательность и полнота учебного содержания;

• комплексное применение дидактических, технических и компьютерных средств для обучения и контроля;

• повышение диагностической функции обучения;

• гарантирование достаточно высокого уровня качества обучения.

Следовательно, обобщенная модель инновационного обучения предусматривает:

• активное участие студентов в образовательном процессе;

• возможности применения усвоенных знаний в ральных условиях;

• представление образовательных концепций и теоретических разработок в разнообразных и креативных формах;

• подход к обучению как к коллективной деятельности (групповая);

• акцентирование на самом процессе обучения.

Значительную роль в достижении необходимого уровня обучения и оптимизации учебно-воспитательного процесса играет форма проверки и оценки знаний и умений студентов. Современная форма оценки знаний, которая нашла применение в педагогической практике, — тестовая проверка. Она имеет основную контролирующую функцию, которая заключается в контроле знаний и умений студентов, устанавливает их образовательные достижения на уровне подготовки, владение необходимым учебным содержанием по определенной дисциплине.

Понятие «тест» определяется как система заданий в специфической форме с определенным содержанием, которая имеет нарастающую сложность и трудность, позволяющая объективно оценивать структуру и качество обучения, измеряет уровень обучения и образовательной подготовки учащихся.

Тестовая проверка знаний — сравнительно новая форма для понимания, осмысления, закрепления и систематизирования учебного содержания. Тест можно определить как:

• форму педагогического контроля для работы студентов (проверяется организация и методика самостоятельной их подготовки, качество знаний и умений по учебному материалу, который им уже преподал преподаватель);

• форму воспитания в умении правильного применения своих знаний в реальных условиях;

59

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

• форму стимулирования постоянного проведения учебных занятий;

• форму контроля и самоконтроля, оценки и самооценки усвоенных знаний и умений.

В таком виде тесты повышают и развивают познавательную деятельность студентов. Тестовые педагогические материалы, в которых даны разнообразные формы структурирования тестового задания, являются доказательством систематизированного применения тестов в учебном процессе студентов при овладении ими таких методов познания, как сравнительно-исторический, причинно-следственный; а также аналогичные методы, которые развивают у учащихся умение логически рассуждать.

По мнению Н.П. Балыкова [1], контроль и оценка результатов в обучении являются ключевыми компонентами в образовательном процессе и необходимы после каждого раздела программы по данной дисциплине, при этом внимание должно уделяться его правильному проведению. Проверка результатов обучения заключается в идентификации уровня усвоенных знаний студентов в соответствии с государственными и европейскими образовательными стандартами. Тестовый контроль, являясь неотъемлемой частью учебного процесса, выполняет следующие функции: образовательную, обучающую, воспитательную и развивающую. Различают текущий, промежуточный и итоговый контроль. Тестовый контроль проводится с помощью различных форм и методов.

Текущий контроль позволяет непрерывно получать информацию о ходе и качестве усвоения учебного содержания и оперативно внести необходимые изменения в учебный процесс.

Различные формы (варианты) теста разрабатываются преподавателем или группой преподавателей. Данный вид контроля стимулирует студентов к упорной систематической самостоятельной работе при выполнении учебных заданий на занятиях и дома, повышает сознательное отношение студентов к учебе и ответственность за полученный результат.

Промежуточный контроль обычно проводится после изучения логически завершенных частей (разделов, модулей, программ или в конце учебного периода — семестра, курса). Он заключается в проверке усвоения студентами сравнительно большого по объему учебного материала. Промежуточный тест должен быть достаточно надежным и актуальным. Требования к каждому промежуточному тесту

выражаются в надежности и гомогенности, соблюдении комплексности при проверке междисциплинарных связей.

Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также после изучения учебных дисциплин (курсов), при этом учитываются результаты текущего и промежуточного периодического контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществиться в режиме окончательной проверки для оценки степени знаний в соответствии с требованиями образовательного уровня. Окончательный тест (или комплект окончательных тестов) вместе с другими удостоверяющими процедурами может существенно повысить эффективность учебного процесса и качество подготовки специалистов данной области.

К тестовым заданиям предъявляются следующие требования [2]:

• принадлежность к одной и той же теме или дисциплине;

• взаимосвязь между ними;

• взаимодополнение, градация по степени трудности;

• формат теста должен быть единообразным, одинаковым и удобным для восприятия;

• термины, понятия, которые используются в тексте, должны быть общеизвестными, соответствовать требованиям учебной программы и первоисточнику;

• последовательность тестовых задач определяется по принципу от простого к сложному, от легкого к трудному;

• задания должны быть краткими и ясно сформулированными.

В зависимости от количества заданий различаются следующие виды тестов: короткие (до 20 заданий), средние (20—50 заданий), большие (более 50 заданий).

По количеству усвоенных знаний, умений и навыков тесты классифицируются по трем уровням. Тесты первого уровня подразделяются на:

• тесты для идентифицирования знаний (предлагаются вопросы, требующие альтернативного ответа);

• тесты для разграничения (вместе с заданием даются ответы, из которых студент должен выбрать один или несколько);

• тесты для корреляции (предлагается найти общее и различное в изучаемых объектах);

• тесты-задания с выбором ответов (в задании сформулировано условие задания и все

60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе

необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результатов решения в цифровом виде или буквенных знаках).

Тесты первого уровня предлагаются для проведения промежуточного контроля знаний студентов в рамках основного лекционного курса. Тесты второго уровня используются для промежуточного контроля основных разделов курса. Тесты третьего уровня — для итогового контроля курса.

Тесты могут быть «бумажными» и компьютерными. Педагогические тесты представляют на бумажном носителе в виде распечатки, они являются наиболее распространенными в системе образования. Сохранение, редактирование и вариант распечатки педагогического теста в современных условиях реализуются с помощью специализированных программных средств. Компьютерные тесты имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при их разработке. С одной стороны, анализ информации на мониторе часто вызывает затруднение из-за неправильной подачи материала. С другой стороны, компьютерное тестирование имеет свои преимущества и перспективы для применения в образовании.

Особенную роль играет компьютерноадаптивное тестирование, при котором каждый учебный предмет представляет собой уникальный набор педагогических заданий. Использование компьютера для массового тестирования значительно увеличивает затраты для его применения. В кибернетическом представлении тестовый контроль рассматривается как один из элементов осуществления обратной связи, характерный для саморегулирующейся системы. Объективный тестовый контроль для учебной деятельности студентов обеспечивает внешнюю и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающихся). Внешняя обратная связь позволяет оценить качество подготовки учащихся в рамках среднего специального или высшего учебного заведения. Внутренняя обратная связь позволяет самому студенту определить по результатам тестирования объективный уровень своей подготовки, провести диагностику учебных достижений.

Обратная связь является основой для внесения корректив как при самостоятельной подготовке студентов, так и в процессе обучения, для оптимизации его содержания, руководства и управления учебно-познавательной деятель-

ностью. В системе образования развитых стран тестовый контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, который органически связан с изучением программного материала, его осмыслением, отработкой и применением. Планомерное осуществление тестового контроля позволяет преподавателю оценить степень усвоения учебного содержания за определенный период, установить образовательные достижения и неудачи в каждой студенческой группе, определить качество обучения в соответствии со стандартными образовательными требованиями. Тестовый контроль, осуществленный преподавателем в сочетании с другими формами контроля и самоконтроля, дает возможность каждому студенту увидеть результаты своей учебной подготовки и принять определенные меры для устранения пробелов в знаниях.

Объективный, надежный и действенный тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствует всестороннему изучению программы, расширяет, углубляет и оптимизирует знания и умения, стимулирует познавательные интересы студентов. Поэтому каждый студент активно и мотивированно участвует в процессе тестового контроля. С другой стороны, технология научно организованного педагогического теста не допускает негативного отношения к тестируемому студенту. Объективный тестовый контроль повышает уровень ответственности не только студентов, но и преподавателя, приучает учащихся к самостоятельной академической деятельности, формирует у них положительные нравственные качества, позволяет добиться объективности оценок, что создает здоровое общественное мнение. Комплексное использование тестов и нетестовых форм контроля учебной деятельности студентов направлено, прежде всего, на повышение качества обучения.

Педагог С.Ш. Казданян, проводя анкетирование среди 300 студентов, на вопрос, какие формы контроля на занятиях они предпочитают, получил следующие ответы: 70% респондентов отдали предпочитание тестированию, а 30% — устному или письменному контролю [9].

С одной стороны, тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами проверки и контроля знаний студентов: позволяет рационально использовать время для проведения занятия, охватывает большой

61

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

объем учебного содержания, устанавливает обратную связь с учащимися и объективно определяет результаты овладения учебным материалом, сосредоточивает внимание на пробелах в знаниях и вносит в них коррекцию. Основное достоинство тестов — полностью автоматизированная проверка знаний, которая обеспечивает максимально возможную объективность, ставит всех студентов в равные условия, экономит время.

С другой стороны, тестовая проверка имеет ряд недостатков: невозможность проверки культуры речи студентов (письменной и устной); ограничивает содержание учебного предмета (есть предметы, которые плохо поддаются тестированию); снижается квалификация преподавателя (преподаватель перестает использовать специальные и дополнительные средства для своего профессионального развития). Отмечая недостатки тестов, Ю. Василенко, М. Подзолков, А. Тиняков, Е. Бологов [2] считают, что тесты по специальным дисциплинам технических специальностей в высшем профессиональном образовании приемлемы только в промежуточном контроле, а итоговый контроль следует проводить в письменной форме.

Анализируя теоретические исследования болгарских и иностранных педагогов, а также опираясь на практику массового тестирования, можно потвердить, что педагогические тесты отвечают высоким критериям качества, имеют несомненные преимущества перед традиционными субъективными формами контроля. Надежный и достоверный педагогический тест вполне отвечает требованиям образовательных технологий для контроля зняний, умений и навыков студентов на всех этапах обучения.

Обобщим вышесказанное. Тестовые технологии контроля знаний имеют следующие преимущества:

• идивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля работы каждого студента, его учебной деятельности;

• возможность регулярного систематизированного проведения тестового контроля на любом этапе процесса обучения;

• возможность сочетания с другими традиционными формами педагогического контроля;

• всесторонний охват, который заключается в том, что педагогический тест может охватить все разделы учебной программы, обеспечивает полную проверку теоретических

знаний, интеллектуальных и педагогических умений и навыков студентов;

• объективность тестового контроля исключает субъективные оценочные суждения и выводы преподавателя;

• учитывает специфические особенности каждого учебного предмета и его отдельных разделов;

• позволяет применять современные методики и технологии, а также многообразные формы тестов, включая компьютерно-адаптивные;

• позволяет проводить традиционное (бумажное) и компьютерное тестирование;

• возможность массового широко масштабного стандартизированного тестирования;

• высокая надежность тестового контроля, что позволяет получить достоверные результаты для полноценного педагогического измерения;

• постоянная стимуляция работы каждого студента, это достигается путем широкомасштабного, неожиданного для учащихся, тестирования.

Применение тестовых технологий в процессе обучения возможно только тогда, когда оно соответствует требованиям современных тестовых теорий. Инновации позволяют обеспечить тестам надежность, соответствие государственным образовательным стандартам и эффективность контроля при выполнении заданий в процессе обучения и итогового тестирования знаний учащихся. В процессе педагогического тестирования большое значение имеет комплексная проверка учебной деятельности студента, в том числе динамика его общего развития, формирование специфических умений и навыков, познавательной активности, интересов, творческих способностей. При хорошо продуманной организации тестового контроля он воспринимается как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций у студентов, значительно уменьшает стресс по сравнению с традиционными формами (особенно устными) субъективного контроля.

Тестовый контроль — средство для самоконтроля студента, он обеспечивает внутреннюю обратную связь во всем образовательном процессе. Сам обучаемый получает информацию о полном и качественном изучении учебного материала, а также о возникновении трудностей и пробелов в процессе его усвоения.

62 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

Инновационные технологии оценки знаний в высшей школе

Самопроверка с помощью тестов по диагностике имеет большое психологическое значение для студентов, стимулирует и мотивирует обучение, развивает логическое мышление, поддерживает позитивный настрой. С помощью самотестирования сту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дент реально убеждается в успехе усвоения академических знаний, контролирует правильное выполнение учебной деятельности, оценивает практическую значимость результатов при проведении тестового контроля.

Литература

1. БалыковН.П. Психология и педагогика. Тесты для контроля знаний студентов, 2007.

2. Василенко Ю., ПодзолковМ., ТиняковА., БологоеЕ. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе. URL: osti.ru/sekcia1.htm (дата обращения: 20.09.2010).

3. Гурова Е. Психология развития и возрастная психология. Тесты: учеб. Пособие для студентов вузов. М, 2005.

4. Капинова Е., Недкова. А. Повышение мотивации изучения русского языка на основе интерактивных методов обучения в профессионально-ориентированном вузе — доклад. Международная конференция «Русский язык и культура в зеркале перевода» Афины. МГУ (им. М. Ломоносова), 28 апреля —2 мая, 2010.

5. Капинова. Е. Деловите игри в обучението по професионално общуване. Колеж по туризъм. Бургас, 2000.

6. Коваленко Е. Инновационные технологии и их внедрение в вузе. URL: www universitys.ru/Kovalenko. pdf (дата обращения: 20.09.2010).

7. Крившенко Л. Применение инновационных технологий как средства активизации обучения студентов в вузе. М., 2005. URL: www.bahkrabot.com. (дата обращения: 23.08.2011).

8. Михова М. Дизайн на обучението, Теоретико-приложни аспекти, изд. АСТАРТА, В. Търново, 2003.

9. МкртчянЛ.А., Казданян С.Ш. Инновационые технологии обучения в системе вузовского образования: Сб. статей Межд. науч. конф. «Вызовы XXI века и аспекты человеческого развития» (20—21 октября 2010).Ере-ван, 2010. С. 27-31.

10. Недкова А. Модел на образователна технология в Колеж по туризъм. Доклад, Международна конференция «Образование, наука, икономика и технологии». Бургас: Университет «Проф. д-р. Асен Златаров», 2010.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.