ным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что и стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
Подводя основные итоги, можно отметить, что в качестве основных факторов, обусловивших повышение инвестиционной привлекательности и создания наиболее мощного инвестиционного потенциала в России в последние годы, можно назвать: сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы; улучшение финансового положения предприятий, даже несмотря на мировой финансовый кризис; рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары; увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов; снижение ставки рефинансирования Центрального Банка России; формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.
Библиографический список
1. Инвестиции в России, 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. М., 2008.
V.Yu. Mamonov Innovative Technologies as a Factor of Competitiveness in Conditions
of the World Economic Crisis
The materials of researches on the role of innovative technologies in conditions of the global economic crisis are presented. On the basis of their systematization key conditions and specificity of their introduction at an enterprise are identified. The model of innovative process is based.
Key words and word-combinations: competition, competitiveness, innovative technologies, economic crisis.
Представлены материалы исследований по изучению роли инновационных технологий в условиях мирового экономического кризиса. На основе систематизации выявлены основные условия и специфика внедрения их на предприятии. Обоснована модель инновационного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: конкуренция, конкурентоспособность, инновационные технологии, экономический кризис.
УДК 339.137.22 ББК 65.011.151
В.Ю. Мамонов
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
^Зпецифика экономических отношений сегодня такова, что одним из главных фактором конкурентоспособности компаний на рынке являются постоянные инновации. Это обусловлено снижением платежеспособности населения, а также резким сокращением жизненного цикла товаров и услуг.
Настроенность фирмы на постоянные инновации и эффективное управление ими
особенно востребованы в современной экономике, а в условиях кризиса способность разрабатывать и предлагать новые товары становится одним из основных условий выживания фирмы.
Инновации в товарной политике невозможны без технологических нововведений. Фирмы, значительно обгоняющие конкурентов в области научно-технической политики и товарных инноваций, ориентируются на новейшие технологии, которыми они постоянно заменяют ключевые, избегая применять стандартные технологические процессы. Таким образом обеспечивается технологический прорыв, и товарная политика становится ведущим фактором рыночного успеха [1, с. 19].
Модель процесса создания технологически нового товара складывается из шести стадий: кумуляция идей, отбор идей, составление бизнес-плана, создание опытного образца (опытной партии), тестирование товара и внедрение его на рынок [2, с. 41].
Источниками новых идей могут быть вторичная информация при кабинетных маркетинговых исследованиях; результаты НИОКР самой фирмы, если она занимается научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками; оперативная (первичная) информация, причем наилучшим ее видом маркетологи считают данные, полученные от потребителей. В связи с этим тесные контакты с потребителями на протяжении всего процесса разработки технологической новинки обеспечат получение товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям покупателей, то есть обладающего высокой конкурентоспособностью в кризисных условиях.
Процесс накопления технологических идей для новых товаров многогранен, хотя новая идея, откуда бы она ни пришла, в конечном итоге будет сориентирована на целевого потребителя. Идеи могут быть высказаны поставщиками или дистрибьюторами, собственным персоналом, заимствованы у конкурентов или на зарубежных рынках, подсказаны самой конструкцией изделия, которую можно упростить или усовершенствовать.
Следует заметить также, что потребитель как источник новых идей играет все более заметную роль на рынках товаров производственного назначения, особенно если он является постоянным покупателем и приверженцем фирменной марки. В то же время изучение мнений покупателей и на потребительских рынках также дает ценную информацию.
Распространенным методом кумуляции новых технологических идей является мозговой штурм. Следует иметь в виду, что выведение на рынок в кризисных экономических условиях технологически усовершенствованной новинки сопряжено с риском провала. Согласно статистике, к примеру, в США ежегодно до 40% технологических новинок на потребительских рынках оказываются невостребованными [3, с. 50]. Маркетологи выявили ряд причин, обусловивших подобные неудачи. Так, для новых товаров, не имеющих аналогов, чаще всего отсутствие спроса сопряжено с неприемлемой для покупателя слишком высокой ценой, устанавливаемой, как правило, без поправки на кризисные рыночные условия по затратному методу. Для технологически обновленных товаров отрицательным фактором может быть малоэффективный маркетинг,
недостаточно убедительные для покупателя отличительные преимущества нового варианта, неудачный выбор времени выхода на рынок, неоправданное «по-жинание плодов» имиджа фирмы и ее товарной марки. Если компания серьезно занимается маркетингом, то маркетинговый подход, маркетинговое управление товарной политикой начинаются уже на этапе поиска технологической идеи о новом товаре.
Выделение обеспечения технологической устойчивости предприятия в кризисных условиях хозяйствования в отдельную проблему целесообразно по многим причинам. Во-первых, из-за специфики этой деятельности, участия в ней не только менеджеров, но также ученых и инженеров, причем в кризисных условиях эти специалисты играют ведущую роль. Во-вторых, из-за значительного лага между началом разработок (финансирования) и получением реальной экономической отдачи от них. В-третьих, из-за больших масштабов финансовых затрат и высоких рисков.
Анализируя различные аспекты конкуренции в условиях кризисной экономики, можно выделить три стадии ее развития. Ими являются: факторная конкуренция, инвестиционная конкуренция, инновационная конкуренция [4, с. 36]. На первой стадии конкурентные преимущества достигаются за счет более эффективного, чем у конкурентов, комбинирования предпринимателем и менеджментом предприятия факторов производства, при использовании в целом традиционных технологий и способов организации производства, менеджмента и маркетинга. Природные и трудовые ресурсы здесь являются важнейшими факторами производства. На второй стадии конкурентные преимущества базируются на эффективной инвестиционной политике, когда инвестиции направляются на приобретение современного оборудования, новых технологий, покупку лицензий на производство новых видов продукции. Осваивая современную технику и технологию, предприятия включаются в процесс их совершенствования на основе уже собственного опыта (этим путем развивалась японская промышленность в 1960-1980-е годы).
К настоящему времени Россия находится еще на факторном этапе, в то время как развитые страны осваивают инновационный этап развития конкуренции. Достаточно сказать, что энергоемкость российской продукции в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, а вредные выбросы могут быть в 20 раз выше, чем в Японии и Норвегии, и в 6-7 раз выше, чем в Германии и Франции [4, с. 37]. Основными причинами такого положения российских предприятий в исследовании Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ называются финансовые проблемы: недостаток собственных средств (70% от числа опрошенных предприятий); короткие сроки и высокая цена кредитования (30%); недостаток инвестиций (25%) [5, с. 17].
Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое положение предприятий в условиях кризиса экономики в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного использования в своей хозяйственной деятельности открытий, изобретений и других инноваций, обеспечивающих стратегические конкурентные преимущества на рынке. Становится очевидным, что особое значение в конкурентной борьбе приобретают факто-
ры, дающие хозяйствующим субъектам возможность гибко и адекватно реагировать на поведение конкурентов. Кроме того, конкурентные преимущества обеспечиваются за счет собственной разработки и внедрения новой, более эффективной по сравнению с конкурентами техники и технологии, использования высококвалифицированной рабочей силы, инновационных методов менеджмента и маркетинга, высокого уровня инфраструктурного обеспечения.
К числу основных факторов успеха в кризисных условиях относятся непрерывный анализ и прогнозирование рынка, так как различные отрасли испытывают большие трудности, чем раньше.
В силу так называемого «инновационного давления», фирмам необходимо своевременно проводить оценку опасности, возникающей в результате постоянно сокращающихся объемов сбыта. Многоаспектность и высокий динамизм конкуренции требуют оценок не только сегодняшних, но и будущих потребностей опасностей ведения бизнеса. В конкурентной борьбе в условиях кризиса побеждает тот, кто готов удовлетворить потребности потребителей до того, как наметившиеся изменениями в потребительских предпочтениях станут известны другим конкурентам.
Обозначенные мировые тенденции в развитии конкуренции в условиях экономического кризиса отражаются на эффективности производства, производительности труда в результате рационализации производства и внедрения инноваций, на конкурентоспособности национальных экономик.
Основой инновационной деятельности в организациях, на предприятиях в кризисных условиях являются не только традиционная конкуренция, касающаяся разработки и производства, но и конкуренция во времени, то есть быстрота реагирования организации на изменение рынка. Здесь как раз и подтверждается истина «время - деньги». Однако необходимо иметь в виду, что цикл жизни продукта (изделия) короче, чем цикл его создания, поэтому затраты на инновации должны окупаться на рынке в более короткие сроки.
Как правило, инновационные проблемы возможно решить лишь после переосмысления организационной структуры компании. Создание научно-исследовательских предприятий - малых производственных единиц - позволит активизировать творческие силы каждого работника и тем самым быстрее решить поставленные задачи по выходу экономики из кризиса.
Необходимо особо остановиться на такой важной характеристике инновационных технологий в кризисных условиях хозяйствования, как присутствие неопределенности, риска.
Внедрение инновационных технологий во время кризиса всегда связано с высокой степенью риска. При этом риски инновационного проекта напрямую связаны с этапом его осуществления. Специалистами предложен перечень инновационных рисков: риск оригинальности, риск ошибочного отбора технологий, риск неполноты и неточности начальной информации, риск информационной, технологической и юридической неадекватности, маркетинговые риски, риск усиления конкуренции во время кризиса, риск недостаточного обеспечения проектов финансовыми ресурсами, риск непредвиденных затрат, риск неисполнения контрактов [6, с. 36]. Кроме того, на инновационную деятельность
оказывают влияние такие риски, как кредитные, инвестиционные, внешнеэкономические, политические, технологические.
Все ускоряющиеся темпы изменений внешней среды функционирования предприятий увеличивают риск предпринимательской деятельности вообще и инновационной в частности. Учет уровня рисков, умение грамотно управлять инновационными рисками в кризисных условиях оказывают первостепенное влияние на успех инновационных технологий и на повышение уровня конкурентоспособности предприятия. С целью распределения риска необходимо формирование комплексного портфеля товаров и услуг. Для этого требуется создание инновационной программы предприятия и постоянное перераспределение средств из завершенных проектов в развивающиеся.
Инновационная активность все больше становится одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы промышленного предприятия. К ней подталкивают условия современной конкуренции, сокращение жизненного цикла товаров и услуг, развитие новых разнохарактерных технологий. Предприятия, которые формируют свое стратегическое поведение на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли.
Эффективность проведения инновационных разработок зависит от состояния инновационного потенциала предприятия, основу которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы. Для постоянного внедрения новых товаров или новых технологий предприятия могут создать собственное инновационное подразделение. Актуальность использования такого подхода обусловлена рядом причин, в том числе проблемами научно-технического комплекса, экономией ресурсов, повышением эффективности конечного результата.
При разработке и выведении инновации на рынок необходимо использовать научные методы и подходы. В противном случае инновационные изделия будут утверждаться к реализации, будучи недостаточно аргументированными.
Библиографический список
1. Кирилов В.Н. Роль инноваций в повышении конкурентоспособности компаний // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 2.
2. Ларин В.М. Стратегическое развитие фирмы и процесс внедрения инноваций // Экономист. 2008. № 12.
3. Философова Т.Л. Кризис, конкуренция и инновации // Менеджмент в России и зарубежом. 2009. № 1.
4. Смирнова В. Инновационный проект как способ обеспечения конкурентоспособности предприятий во время кризиса // РИСК. 2009. № 1.
5. Малинин В.С. Стратегия инноваций в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 11.
6. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов // Консультант директора. 2009. № 3.