УДК 378
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ВЫПУСКНИКА - СПЕЦИАЛИСТА
Сысоенко А.В.
Среди технологий формирования успешного выпускника - специалиста можно выделить личностноориентированные, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. К данным технологиям мы относим и технологию портфолио, которая находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции.
Ключевые слова: технология портфолио, компетенция, выпускник вуза, образование, специалист СКС.
A.V. Sysoenko Innovative technologies of education of the successful graduate - the expert.
Among technologies of education of the successful graduate - it is possible to allocate the personally-focused ones where personality of a student, maintenance of comfortable conditions of his development, realization of his natural potentials act as a core of educational system. The technology of a portfolio which is in the closest connection with the basic educational directions and reference points, such as key abilities and competences can be studied as one of such technologies.
Keywords: technology of a portfolio, the competence, the graduate of high school, education, expert of social and cultural sphere.
В условиях модернизации российского образования одной из важнейших проблем является подготовка специалистов социально - культурной сферы (далее специалиста СКС), так как любые преобразования, происходящие в современной системе образования и воспитания, находятся в прямой зависимости от личностных качеств технологов социально - культурной сферы, уровня их профессионально-педагогической компетентности, а также уровня развития мотивационно-ценностной ориентации на свою профессию. В современных условиях стратегическим ориентиром системы образования и воспитания выступает подготовка специалиста СКС способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному, профессиональному и социальному развитию в контексте новой парадигмы образования «обучение в течение всей жизни». Современный технолог социально -культурной сферы характеризуется творческим, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, опирается на новые технологии обучения, интерпретирует их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Одна из главных целей образования - дать человеку возможность стать успешным. Происходящие изменения в российском обществе влияют на переосмысление приоритетов в образовании, определяют новые требования к обучению будущих специалистов.
Образование призвано решать целый комплекс задач, сочетающий в себе новейшие образовательные и воспитательные методики и подходы.
Третье поколение стандартов предполагает формирование у выпускника необходимых компетенций для успешной трудовой деятельности.
Компетенция - это активная часть результата обучения, позволяющая раскрыть навыки, показать умения и продемонстрировать знания. Другими словами, уровень компетенции определяется способностью справляться сос сложными непредсказуемыми ситуациями, позволяет правильно реагировать на конкретные проблемы, брать на себя ответственность и управлять собственной ролью в трудовом процессе, что особенно важно для профессионального образования.
Современная ситуация на рынке труда диктует наличие прямой связи образования с профессиональной успешностью. Традиционная формула «хорошо знаешь математику- будешь хорошим инженером» пошатнулась, так как работодатель вложил в «компетентность» близкую ему идею успешного действия.
Другими словами, он заставил профессиональную школу задуматься: насколько молодой специалист будет продуктивен в своей деятельности при выходе из учебного заведения. Суть компетентностного подхода такова: содержание образования должно быть насыщенным практико
- ориентированными, жизненными ситуациями.
Выпускник вуза должен уметь проектировать собственную образовательную и
профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями. Одной из современных технологий профессиональной подготовки студента к будущей педагогической деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения является технология портфолио, широко распространенная в зарубежной педагогике. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио позволяет непрерывно и последовательно отслеживать профессиональное развитие студента, являясь показателем его готовности к самостоятельной педагогической деятельности.
Однако, несмотря на существующий опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени в научной литературе нет единого мнения о сущностных характеристиках технологии портфолио; недостаточно подробно обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях модернизации высшей профессиональной школы; не в полной мере освещены этапы составления и критерии оценки учебного портфолио, педагогические условия использования учебного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности. Анализ состояния разработанности проблемы использования учебного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности позволил выявить следующие основные противоречия:
• между потребностью в конкурентоспособном специалисте на рынке труда и
отсутствием направленности профессиональной подготовки студентов педагогического профиля на проектирование индивидуальной образовательной деятельности в соответствии с
современными тенденциями развития образования;
• между наличием конструктивного зарубежного опыта использования технологии
портфолио студентов в высших учебных заведениях, позволяющей усилить профессиональную направленность, сформировать ключевые компетенции, проектировать индивидуальную
образовательную деятельность и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в отечественном педагогическом образовании.
Принципиально важной стороной в современных технологиях является позиция
обучающегося в образовательном процессе, отношение к нему со стороны преподавателя. В этом плане можно выделить личностно-ориентированные технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность обучающегося, обеспечение комфортных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. К данным технологиям мы относим и технологию портфолио. Обучение в соответствии с технологией портфолио предполагает самостоятельность студентов, что зачастую выражается в определении целей и задач самими обучаемыми, в выборе приемов, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке учебного портфолио; поощрение стремления быть «самим собой»; учет эмоционального состояния обучаемых; целенаправленное формирование учебных умений, ключевых компетенций; использование аутентичных материалов в процессе обучения; перераспределение ролей преподавателя и обучаемого в учебном процессе: ограничение ведущей роли преподавателя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
Современное содержание понятия «портфолио» включает в себя совокупность образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца, форму целенаправленной систематизации, непрерывной самооценки, коррекции результатов и достижений, средство самопрезентации и карьерного роста. Однако все исследователи сходятся в одном, что под портфолио понимается практический замысел, предполагающий самостоятельное целеполагание, планирование, выполнение и оценку деятельности в индивидуальной или групповой работе студентов во внеаудиторное время. По мнению Т.Г. Новиковой, А.С. Прутченкова и др. портфолио как портфель достижений студентов носит междисциплинарный характер и интегрирует информацию из различных областей знаний.
В результате анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами было синтезировано определение понятия «портфолио». Портфолио - это аутентичная, индивидуализированная, ориентированная на системную рефлексию собственной деятельности технология обучения, направленная на реализацию компетентностного подхода.
Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что технология портфолио находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто
оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.
Разнообразие моделей портфолио, различия образовательных и профессиональных сфер, конкретных целей и требований к комплектованию дали основание для выявления классификации типов портфолио: по видам практико-результативной деятельности; по субъекту деятельности; цели и ситуации использования; по характеру и структуре; по времени создания; по способу обработки и презентации информации; по изучаемой дисциплине.
Процесс внедрения и использования технологии портфолио в каждом регионе и учебном заведении высшего профессионального образования приобретает специфические черты, однако можно выделить наиболее общие принципы построения этой системы. К ним можно отнести:
- ориентация технологии портфолио на развитие личности будущего педагога, на удовлетворение его потребностей, среди которых одно из важнейших мест занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
- демократизация системы подготовки будущих педагогов, которая заключается в доступности, открытости, свободы выбора целей, источников, средств, сроков, оценивания результатов;
- изменение целеполагания обучения и оценивания, заключающаяся в обучении студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение;
- проектная деятельность, как обязательная составляющая технологии портфолио предполагает исследование и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия собственной учебной и внеучебной деятельности..
В рамках диссертационного исследования в Казанском государственном университете культуры и искусств на факультете социально - культурной деятельности с сентября 2010 года внедряется технология «Портфолио успешных дел».
Цель портфолио - показать, на что способен профессионал на практике. Студентам предлагается складывать в специальную папочку «портфель доказательств» - грамоты, дипломы и удачные творческие работы.
Портфолио прежде всего необходимо для того, чтобы убедить себя, а убедив себя, специалист сможет убедить других, в том числе и работодателя. В портфолио может быть включено все, что является свидетелем усилий, достижений и прогресса в обучении данного студента, включая отдельные предметы и периоды практического обучения, стажировки, работы и пр. Каждый элемент учебного портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
При оформлении окончательного варианта учебное портфолио должно включать в себя три обязательных элемента:
- краткая аннотация «владельца» портфолио с описанием целей, предназначения данного документа и его краткого описания;
- содержание ( или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
- самоанализ и взгляд в будущее.
Данная структура придаст портфолио упорядоченность и удобность в пользовании заинтересованными людьми (работодателями, деловыми партнерами, коллегами). Внешне оно может быть оформлено в виде специальных электронных папок с файлами, в которых систематизируется информация по различным разделам. В дальнейшем из накопленных рабочих материалов готовится мультимедийная самопрезентация.
Для того, чтобы оценить подготовленное портфолио, прежде всего, содержание рекомендуется разбить на следующие категории:
- обязательные - текущие и итоговые результаты (экзаменов, зачетов,курсовых работ);
- поисковые - выполнение сложных проектов ( как индивидуальных, так и ив малых группах), исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач;
- ситуативные - приложение изученного материала в практических ситуациях, для
решения прикладных задач, выполнения графических, исследовательских и поисковых работ;
- описательные - составление автобиографии, внедрение дневника текущих событий, написание творческих рефератов и сочинений, эссе;
- внешние - отзывы преподавателей, сокурсников, родителей, а также руководителей практики или стажировки.
Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории:
1) обязательная категория - 30%;
2) поисковая - 20%;
3) Ситуативная - 20%;
4) Описательная - 25%;
5) Внешняя - 5%.
Сегодня в мире в целом, и в России в частности, растёт понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания. Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят оценить способности студентов выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создаёт для них основания быть успешными в любой деятельности. Традиционные процедуры оценки учебных достижений, основанные, как правило, на тестировании и опирающиеся на пассивное воспроизведение, менее всего ориентируются на эти требования и вызывают всё большую неудовлетворённость профессионалов и широкой общественности. Сложившаяся система контроля и оценивания становится ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной жизни.
Литература:
1. Тазутдинова Э.Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности: автореф. дис. канд.пед.наук/ Э.Х.Тазутдинова; - Казань,2010. - С.8
- 13.
2. Косинцева Т.Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: автореф. дис.канд.пед.наук/ Т.Д.Косинцева; - Тюмень, 2005.
- С.15.
3. Дементий Л.И. К поиску личностных оснований достижения успеха/Л.И.Дементий//Личность.Культура.0бщество.-2004.-Вып.4. - С.248-259.