Научная статья на тему 'Инновационные технологии аутсорсинга на машиностроительных предприятиях Свердловской области'

Инновационные технологии аутсорсинга на машиностроительных предприятиях Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / АУТСОРСИНГ / ИНСОРСИНГ / СУБКОНТРАКТАМ / КООПЕРАЦИЯ / THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES / INTEGRITY / INNOVATIONS / OUTSOURCING / SUBCONTRACTING / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылатков Петр Петрович

В статье проведен анализ проблем, связанных с нарушениями нормальной работы машиностроительных предприятий Свердловской области. Указанные проблемы рассмотрены с позиции целостного подхода, разрабатываемого автором. Проявления нарушений нормальной работы ряда предприятий проиллюстрированы данными их обследования. В качестве действенного инструмента реструктуризации предприятий предлагается расширение использования отношений аутсорсинга. Приведены сравнительные данные применения аутсорсинга в развитых странах Запада и на отечественных предприятиях, а также его выгоды и риски. Аутсорсинг, инсорсинг и субконтрактинг рассматриваются автором как инновационные инструменты решения многих серьезных проблем машиностроительных предприятий региона. В качестве примера предложена практика работы «Свердловского областного центра промышленной кооперации» по координации отношений аутсорсинга, субконтрактинга и кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF OUTSOURCING AT THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF SVERDLOVSK AREA

The analysis of the basic problems connected with infringements of integrity of the machine-building enterprises of Sverdlovsk area is lead in the article. The specified problems are considered from a position of the complete approach developed by the author. Display of infringements of integrity of some the enterprises are illustrated by data of their inspection. As the effective tool of increase of integrity of the enterprises expansion use of attitudes of outsourcing is offered. The comparative given applications of outsourcing in developed the country of the West and at the domestic enterprises, and also its benefits and risks are cited. Outsourcing, insoursing and subcontracting are considered by the author as the innovative tool of the decision of many serious problems of the machine-building enterprises of region. As an example practice of work of «The Sverdlovsk regional center of industrial cooperation» on coordination of attitudes of outsourcing, subcontracting and cooperation is offered. The author recommends the tabulated form, with the instruction of kinds of works for which performance the method of allocation or attraction outsourcing of the companies can be used.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии аутсорсинга на машиностроительных предприятиях Свердловской области»

УДК 338.45 : 621.001.76 (470.54)

ключевые слова: машиностроительные предприятия, реструктуризация, инновации, аутсорсинг, инсорсинг, субконт-рактинг, кооперация

П. П. Крылатков

инновационные технологии аутсорсинга на машиностроительных предприятиях свердловской области

В статье проведен анализ проблем, связанных с нарушениями нормальной работы машиностроительных предприятий Свердловской области. Указанные проблемы рассмотрены с позиции целостного подхода, разрабатываемого автором. Проявления нарушений нормальной работы ряда предприятий проиллюстрированы данными их обследования. В качестве действенного инструмента реструктуризации предприятий предлагается расширение использования отношений аутсорсинга. Приведены сравнительные данные применения аутсорсинга в развитых странах Запада и на отечественных предприятиях, а также его выгоды и риски. Аутсорсинг, инсорсинг и субкон-трактинг рассматриваются автором как инновационные инструменты решения многих серьезных проблем машиностроительных предприятий региона. В качестве примера предложена практика работы «Свердловского областного центра промышленной кооперации» по координации отношений аутсорсинга, субконтрактинга и кооперации.

Учитывая роль и место машиностроительного комплекса в структуре промышленности Свердловской области можно утверждать, что общие перспективы экономического потенциала Уральского региона во многом определяются уровнем развития экономического потенциала именно этого отраслевого комплекса. В последние годы темпы роста машиностроения в области были достаточно высокими, на большинстве предприятий ежегодно росла загрузка производственных мощностей, проводились модернизация и техническое перевооружение производства, осваивался выпуск новых конкурентоспособных видов машиностроительной продукции, снижалось количество неэффективно работающих предприятий1.

1 См. «Материалы всероссийской научно-практической конференции “Состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса РФ в современных условиях”» (Екатеринбург, 07.08.2009 г.). Вып. 1. Екатеринбург, 2009. 200 с

В то же время в машиностроительном комплексе Свердловской области достаточно резко обозначился ряд сложных проблем2:

— острая нехватка квалифицированных кадров определенных профессий и специальностей (76,2% предприятий);

— избыточная численность работников (29,5% предприятий, особенно градообразующих);

— устаревшее оборудование (на 69,3% предприятиях физический и моральный износ основных средств производства оценивается от 65 до 75%);

— очень большая доля рабочих, занятых во вспомогательных производствах (от 45 до 60% от количества всех рабочих);

— неоптимальная структура производственных мощностей, как правило, предусматривающая полный цикл изготовления продукции;

— наличие большого объема незагруженных производственных мощностей;

— отсутствие сервисного сопровождения реализуемой продукции (установка, наладка, ремонт, гарантийное обслуживание);

— неразвитость специализации и кооперации.

Все эти проблемы прямо указывают на необходимость реструктуризации предприятий области. То есть на предприятиях области, если выражаться понятиями концепции целостности [1, 2], значительна доля дополняющих структур и процессов, не определяющих основные интересы и компетенцию предприятия. Об этом же говорит наличие неоптимальной структуры производственных мощностей, как правило, предусматривающей полный цикл изготовления продукции, что прямо указывает на слабое использование кооперации, субконт-рактинга и аутсорсинга как основных направлений оптимизации производственной структуры предприятий.

2 См. «Материалы VI международной научно-практической конференции “Новые тенденции в экономике и управлении организацией”» (Екатеринбург, 25-27 апреля 2007 г. ). Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. 325 с.

Значительная часть проблем, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться руководителям машиностроительных предприятий, связана с устаревшей общеотраслевой инфраструктурой и, в первую очередь, низким уровнем развития кооперации, Предприятия, как правило, самодостаточны: на них имеются заготовительные (кузнечно-штамповые, литейные цеха) и вспомогательные производства (инструментальные, ремонтные, а часто и станкостроительные цеха), необходимые для обеспечения выпуска конечной профильной продукции. Отсутствие сервисного сопровождения реализуемой продукции (установка, наладка, ремонт, гарантийное обслуживание — это факт недостаточного уровня функциональной результативности. Как следствие, налицо снижение конкурентоспособности продукции и потеря потенциальных покупателей на том рынке, который устраивает соотношение цены и качества продукции предприятия.

Однако в сегодняшних условиях, когда на первый план выходят вопросы, связанные с конкурентоспособностью машиностроительной продукции, организация производства требует более гибкого подхода. В этом отношении связи, устанавливаемые предприятиями между собой, становятся одним из важнейших факторов их роста и повышения конкурентоспособности. Практика производственной кооперации повсеместно считается действенным инструментом повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста [4].

Современные формы производственной кооперации основаны на взаимодополняемости крупных сборочных предприятий, выступающих в роли генеральных контракторов, и средних и малых промышленных предприятий, выступающих в роли специализированных субконтракторов или аутсорсеров, привлекаемых для ведения работ, осуществляющихся на всех этапах производственного цикла (разработка, испытания, изготовление опытных образцов и т. п.). Эти новые формы сотрудничества являются более прочными и долгосрочными и характеризуются более справедливым распределением обязанностей, рисков и прибылей между партнерами.

Одна из форм такого сотрудничества — аутсорсинг представляет собой стратегический выбор, направленный на снижение собственных издержек предприятия за счет создания или привлечения компаний для выполнения функций, не специфичных для его деятельности. Вынесение убыточных процессов за организа-

ционные и физические границы компании позволяет повысить ее компетентную целостность и эффективность. Аутсорсинг позволяет предприятию, во-первых, сосредоточиться на разработке инновационных продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса, для обеспечения конкурентного преимущества. Во-вторых, увеличить гибкость производства — целостному предприятию проще заниматься инновационной перестройкой производственного процесса и диверсификацией выпускаемой продукции.

К использованию механизма аутсорсинга машиностроительные предприятия подталкивает еще одно немаловажное обстоятельство. Как правило, у них довольно много поставщиков и потребителей продукции. Все это требует использования длинных и широких каналов распределения и снабжения. Следовательно, гораздо эффективнее воспользоваться услугами специализированных фирм, чем самостоятельно поддерживать громоздкие распределительные сети. Эффект от применения аутсорсинга, по оценкам различных экспертов, позволят заказчику сократить операционные затраты примерно на 35% и повысить прибыльность капитала в среднем на 6% при одновременном ускорении темпов роста доходов. Около 54,9% американских компаний используют аутсорсинг в производстве и 43,8% — в обслуживании оборудования1. Для сравнения: например, на машиностроительных предприятиях Свердловской области доля собственного производства составляет более 77,6%, а в США

— только 25%.

Выгоды и риски аутсорсинга приведены в таблице 1.

Несмотря на все возможные сложности, аутсорсинг является эффективным инструментом инновационного развития машиностроительного предприятия. Грамотное использование наиболее подходящих для каждого конкретного случая организационно-правовых форм при создании дочерних аутсорсинговых компаний позволяет контролировать уровень допустимого для материнской компании риска. Привлечение внешнего аутсорсера также требует тщательного анализа его предыстории и финансового состояния. Автор полагает, что широкое внедрение аутсорсинга и субконтрактинга предприятиями Свердловской области поможет решить их основные проблемы, о которых говорилось выше.

1 Данные исследовательской компании «Plant Maintenance Resource Center», 2006 г.

Таблица 1

Выгоды и риски аутсорсинга

Возможные выгоды Возможные риски

Концентрация на основных видах деятельности Утечка конфиденциальной информации

Повышение качества работ и услуг Диффузия технологий, ноу-хау, технической документации

Снижение затрат Низкая квалификация аутсорсера

Использование лучших технологий и опыта Нарушения договорной дисциплины

Высвобождение внутренних ресурсов для других целей Потеря своей квалификации, оборудования и кадров

Распределение рисков Повышение цен на работы и услуги

Сокращение штатов фирмы или непривлечение дополнительных работников Финансовая несостоятельность аутсорсера

Одним из путей поддержки развития аутсорсинговых отношений является создание технопарков и региональных специализированных технологических центров. В Уральском регионе уже не первый год работают: ЗАО Региональный центр листообработки на базе ОАО «УралНИТИ», Центр печатных плат на ФГУП ПО «Октябрь». Заявлено о готовности выступить в роли регионального инструментального центра МК ООО «Пумори-СИЗ». В текущем году начал свою работу Региональный центр высокоточной механообработки на базе ОАО «Приборостроительный завод».

Вместе с тем развитие технологических центров сдерживается целым рядом объективных и субъективных обстоятельств. Сюда следует отнести и инерцию мышления руководителей ряда предприятий, и низкую дисциплину исполнения договорных обязательств, и опасения вырастить «технологических монополистов» в регионе, и зачастую более низкие цены азиатских производителей комплектующих изделий и запасных частей. Как показали исследования авторов [3], проведенные на ряде предприятий Свердловской области, доля компаний, имеющая в своем составе комплекс обслуживающих и вспомогательных производств, составляет 72,7%. Свое литейное производство имеют 55,5% предприятий; свою листообра-ботку — 44,4%. Кузнечно-прессовое оборудование имеют 33,3% из числа обследованных предприятий.

Руководители обследованных предприятий называли следующие причины, оказывающие отрицательное воздействие на развитие кооперативных отношений (в скобках указывается доля руководителей, назвавших эту причину):

— склонность к традиционному мышлению (63,7%);

— нестабильная ситуация в отечественном машиностроении, которая пока не позволяет устанавливать устойчивые связи между предприятиями (45,45%);

— отсутствие достойных предложений на рынке производственных услуг, как по вспомогательным, так и по основным процессам (45,5%);

— малые объемы производства (большинство обследованных предприятий — с единичным, мелкосерийным типом производства), следовательно, увеличенные затраты на подготовку производства у предприятия-исполнителя (18%);

— несовершенство законодательства по санкциям за нарушения контрактных условий (9%).

Были высказаны мнения о возможности кооперирования в наиболее стабильном и надежном варианте в рамках одной бизнес-группы. Такие варианты есть, как есть и намерения развивать такую форму организации взаимосвязей предприятий в группе. Например, Алапаевский ОАО «Завод «Стройдормаш» развивается по западному варианту узкоспециализированного предприятия, другие предприятия, входящие в тот же промышленный холдинг, обеспечивают его необходимыми производственными услугами: ОАО «Уралхиммаш» — заготовительными операциями по раскрою листа, ОАО «Уральский компрессорный завод» — литыми заготовками.

В области проводится целенаправленная политика по развитию субконтрактинга в различных организационных формах. При Министерстве промышленности и Союзе машиностроителей создан и успешно работает в качестве координирующего органа Свердловский областной центр промышленной кооперации. Четыре года назад на основе предпринимательской инициативы была создана коммерческая структура — Свердловский областной центр производственной кооперации малого и крупного бизнеса. Главными задачами Центра являются: организация промышленной кооперации, реализация оборудования и объектов промышленного назначения. Динамика

Таблица 2

Динамика заказов на вспомогательные процессы

Технологические процессы Количество заказов, размещенных на портале http:// www.prom-zakaz.ru

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Порошковая металлургия, литье 6 17 31 17

Обработка металлов давлением 4 26 37 24

Обработка металлов резанием 24 107 128 131

Многофункциональные операции 4 10 69 59

Сборочные операции 9 25 36 2

Термическая обработка металла 0 2 0 4

Пверхностная обработка металла 0 3 3 4

Обработка пластмасс и резины 0 4 9 8

результативности координационной работы Центра показана в таблице 2.

Представленные в таблице тенденции по размещению заказов предприятиями области показывают, что все больше уральских предприятий готово сотрудничать с малым и средним бизнесом и готовы отдавать на аутсорсинг непрофильное производство.

Исходя из концепции целостности, для производства конечного продукта нужна вся технологическая цепочка — от поставщика до склада готовой продукции, поэтому кажется, что все компетенции (знания, умения, опыт) нужны, и если ликвидировать хотя бы часть целого, то рухнет все. Но вместе с тем понятна необходимость минимизировать затраты, перестроить деятельность, избавиться от слабых звеньев, которые делают все предприятие слабым, и опереться на те сильные стороны, которые дают ему надежду на развитие.

При принятии решения о целесообразности использования аутсорсинга для конкретного предприятия менеджменту необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Выделить процессы, которые можно передать на аутсорсинг. При этом оправданность передачи определяется возможностью снизить расходы следующих подразделений:

— с неполной или сезонной загрузкой;

— производящих продукцию или услуги, ко -торые можно купить на рынке по сопоставимой цене;

— подразделений, требующих 100%-ной модернизации и дорогого специализированного

оборудования при условии существования на рынке предприятий, уже имеющих подобный налаженный бизнес.

2. Произвести расчет себестоимости услуг, намеченных к передаче на аутсорсинг подразделений, и сравнить его с предложениями аутсорсинговых компаний.

3. Упорядочить и описать организацию процессов, передаваемых на аутсорсинг, с тем чтобы в случае заключения контракта с аутсорсинговой компанией подробно прописать в нем взаимные ожидания и договоренности об исполнении услуг.

4. Определить подразделение, ответственное за поддержание регулярных контактов и осуществление контроля качества и сроков оказания услуг аутсорсинговой компанией.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что критерий ценового выигрыша от использования аутсорсинговых услуг по сравнению с выполнением работ своими силами совсем не обязательно является определяющим. Как любое новшество, аутсорсинг может не дать немедленного эффекта. Переход на аутсорсинг

— это стратегия, направленная на повышение прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

В случае применения аутсорсинга предприятие получает возможность сконцентрировать ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой не связанной с ним инфраструктуры. То есть развитие аутсорсинговых отношений является одним из факторов инновационного развития, как крупных предприятий-производителей, так и предприятий малого и среднего бизнеса.

Список литературы

1. Крылатков П. П. Промышленное предприятие как целостное системное образование // Вестник УГТУ-УПИ. 2008. №3(92). с. 4-11. (Экономика и управление).

2 Крылатков П. П. Стратегическое управление развитием предприятия на основе концепции целостности // Вестник УГТУ-УПИ. 2009. № 1, 2009. с. 42-57. (Экономика и управление)

3 . Крылатков П. П., Норкина О. С., Ившин Н. А. Аутсорсинг машиностроительного предприятия как элемент инновационного развития // М-лы научно-практической конференции «Инновационное развитие Российской экономики» : сб . науч . тр . / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики М , 2009 с. 85-86.

4. Мокроносов А. Г., Мокроносова С. А., Баранова К. Ю. Экономика машиностроительной отрасли : учебное пособие Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006 202 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.