под диктовку рынка
инновационные стратегии транснациональных
корпораций в отдельных секторах мирового хозяйства
Окончание. Начало в «кэ» № 7(79)/2013
_Аннотация
На основе анализа деятельности транснациональных корпораций в период зарождения и становления шестого технологического уклада выявлено особое значение инновационных стратегий корпораций в таких секторах мирового хозяйства, как фармацевтика и автомобилестроение. Большинство из этих стратегий направлены на применение улучшающих технологических инноваций и организационных нововведений, которые связаны с появлением новых рынков и оптимальных форм хозяйствования. Подчеркнута второстепенная роль прогрессивных технологических нововведений в принятии антикризисных инновационных решений крупными транснациональными компаниями, несмотря на их лидерство в создании
инноваций. _
Ключевые слова: транснациональные корпорации, инновационные стратегии, технологические и организационные нововведения, маркетинг-менеджмент, конъюнктура рынка, экономический уклад_
Отличительные особенности в проведении инновационной деятельности в период становления нового уклада принадлежат корпорациям в сфере фармацевтики. Уникальность этой высокотехнологичной отрасли состоит в том, что с ее развитием открываются новые перспективы во многих смежных с ней направлениях хозяйствования. Этот факт определяет особое место фармацевтики в структуре экономики многих стран. За последние 10 лет в корпорациях фармацевтической промышленности отмечается стремительный рост доходов. Одновременно возрастает количество средств, потраченных на проведение научно-исследовательских работ. Начиная с 1980 г., расходы на научные разработки корпораций в США удваиваются каждые 5 лет. Один доллар, вложенный в научные разработки, приносит доход в пять долларов [7, 74]. Такая высокая отдача не зафиксирована ни в одной отрасли.
Бак
Галина Александровна
аспирантка, Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины, г. Киев [email protected]
Динамика прибьли фармацевтических компаний за последние 10 лет
Прибыли фармацевтических компаний в течение последних 10 лет существенно возрастали. Таким корпорациям, как «Novartis» (Швейцария), «Sanofi-Aventis» (Франция), «Roche» (Швейцария) удалось увеличить их в несколько раз. Вместе с тем происходил рост расходов на инновационную деятельность. Закономерно, что такая высокая рентабельность базировалась на модели, в основе которой лежали научно-исследовательские разработки, а также право на интеллектуальную собственность. Ведь самые мощные фармацевтические компании владели определенным количеством разработанных ими препаратов, которые, благодаря собственной неповторимости, а также патентной защите, формировали большую часть объемов продаж компании. Например, инновационный препарат компании «Pfizer» - «Lipitor», который нормализует уровень холестерина в крови, с 2002 года стабильно приносит компании наибольшую долю доходов по сравнению с другими лекарственными препаратами. Однако трудность процесса создания и вывода на рынок таких прорывных инноваций определяет их небольшое количество, а также формирует необходимость эффективного управления жизненным циклом нововведений.
Рынок генериков
В последние годы все более важное значение приобретает другая модель развития фармацевтических корпораций, которая основывается на производстве копий лекарственных инноваций - препаратов-генериков. Генерики обладают такими же терапевтическими свойствами, как и оригинал, однако, их стоимость намного ниже, поскольку не учитывает средств, потраченных на разработку инновационного препарата. Именно цена выступает основным фактором роста рынка генерической продукции. Его стремительное развитие повлияло на формирование и реализацию инновационных стратегий многих компаний, как корпораций, которые активно проводят научно-исследовательскую деятельность, так и компаний, которые ее не проводят, а осуществляют выпуск копий, воспроизводя инновационные препараты.
за последние 10лет в корпорациях
_фармацевтической
_промышленности
_отмечается
_стремительный
_рост доходов
Генерическая продукция (представляющая большую часть лекарств, воспроизводимых в России и Украине) - это низко-эквивалентные копии оригинальных препаратов. Однако, несмотря на постоянное ужесточение в мире административных мер относительно соответствия генерической продукции производственным стандартам, усиление защиты прав интеллектуальной собственности компаний, осуществляющих создание новаций, а также учитывая конкурентную борьбу со стороны компаний - разработчиков инновационных лекарственных средств, мировой сегмент рынка генериков продолжает расти.
Возникновение такой ситуации обусловлено тремя основными причинами. В первую очередь, в 2010-2011 гг. около 40 известных инновационных лекарственных препаратов - блокбастеров (уровень полученных доходов свыше 1 млрд дол. в год) на территории США и Европы потеряли патентную защиту. Окончание сроков юридической защиты и маркетинговой эксклюзивности предоставляет генерическим компаниям законные возможности для создания собственных копий известных брендов, что существенно влияет на дальнейшее расширение всего рынка генериков. Например, окончание патентной защиты уже упоминавшегося бестселлера «Lipitor» обусловило падение прибыли компании «Pfizer» (США) в первом полугодии 2012 г. до 20% [8]. Другая причина заключается в увеличении объемов продаж фармацевтической продукции в странах с растущими рынками. Глобальный рост фармацевтики в последние несколько лет составлял 5-7%. Достичь сравнительно высокого показателя развития рынка фармацевтической продукции в мире удалось за счет стран с новыми рынками, особенно БРИКС. Важным индикатором привлекательности для осуществления инвестиций фармацевтическими компаниями выступает ВВП государства, так как правительства многих стран расходуют на здравоохранение преимущественно фиксированный процент от ВВП. Кроме того, в некоторых из этих стран есть достаточное количество специалистов высокой квалификации, оплата труда которых за аналогичную работу значительно ниже, чем в высокоразвитых странах. Соответственно, многие фармацевтические корпорации, наряду с получением рыночных перспектив,
генерики обладают такими же терапевтическими свойствами, как и оригинал, однако их стоимость намного ниже_
активизировали осуществление научно-исследовательской деятельности в развивающихся странах. Так, в 2012 г. многопрофильная транснациональная компания «Abbott» (США) подписала договор с Центром Высоких Технологий «ХимРар» (Россия) о научном сотрудничестве, основанном на использовании мощного научного потенциала российских ученых, а также имеющихся технологий и опыта корпорации.
Цель сотрудничества предполагает создание новых лекарственных средств, разработанных на основе уже существующих препаратов, другими словами -проект предусматривает выпуск препаратов-генери-ков [9]. Кооперация «Abbott» с ЦВТ «ХимРар» отвечает приоритетам правительства Российской Федерации в области модернизации фармацевтики России в соответствии со «Стратегией развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года». Одной из задач программы является укрепление рыночных позиций российских компаний в обеспечении выпуска инновационных лекарственных средств. В настоящее время доля отечественных производителей на рынке фармацевтики в России составляет 30%, зарубежных компаний - 70%.
_ Примерно такая же ситуация сложилась и в Украине.
_ Учитывая распространение производства генеричес-
кой продукции, крупнейшие корпорации, которые
_ традиционно считаются разработчиками инноваций,
_ начинают проводить несвойственную для себя деятель_ ность. Чтобы не использовать пассивную позицию в
процессе роста рынка генерических продуктов, они
_ также начинают выпуск таких препаратов. Например,
_ корпорация «Abbott» (США), благодаря приобретению
крупнейшего производителя генериков - компании
_ «Piramal» (Индия), в 2010 г. достигла роста в 28% по
_ сравнению с предыдущим годом. Необходимо отме-
_ тить, что компании, которые проводят выпуск генери-
ческих препаратов, активно проводят научные разра-
_ ботки. Взяв за основу оригинальный инновационный
_ препарат, они совершенствуют его.
Стратегии развития фармацевтических компаний
В фармацевтике активность осуществления операций слияния и поглощения значительно выше, чем в других сферах деятельности. Таким образом, корпо-
креативная экономика, 2013, № 8(80)
vf*
_генерическая
_продукция - это
копии оригинальных _препаратов
рации быстро завоевывают новые рынки и накапливают капитал. Так, компания «Aventis» (Франция) и «Sanofi-Synthelabo» (Франция) в 2001 г. находились на 6 и 13 позициях в рейтинге мировых фармацевтических компаний по объему годовых доходов, а в период с 2005 г. по 2010 г., объединив свои ресурсы, возможности и научные достижения, новообразованная компания «Sanofi-Aventis» стабильно занимает третью позицию в этом рейтинге. В настоящее время «Sanofi-Aventis» применяет стратегии слияния и поглощения с целью завоевания рынка генериков. Например, в 2010 г. было подписано соглашение о покупке индийской вак-циновой компании «Shantha Biotechnics» и швейцарского производителя «Helvepharm», а также приобретено 50% компании «Merial», специализирующейся в области ветеринарной медицины. Кроме того, «Sanofi-Aventis» создала совместное предприятие с одной из крупнейших корпораций - компанией «Merck» (США) [10]. К основным условиям интенсивности проведения процессов слияний и поглощений в фармацевтике в посткризисный период относятся снижение затрат, доступ к технологиям, увеличение доли рынка и дифференциация производства.
Высокие доходы упомянутых корпораций в прошлом основываются на создании инновационных препаратов, юридическая защита которых уже истекла. Именно с этим фактом связано падение объемов реализации. Учитывая опыт компаний в проведении агрессивной инновационной деятельности, вполне вероятно, что их дальнейшие стратегии развития будут заключаться в создании прорывных инновационных лекарственных средств. Но такая политика требует огромных средств и времени. Поэтому в настоящее время основной целью фармацевтических корпораций является завоевание новых территорий с высоким рыночным потенциалом. Например, одним из мотивов вхождения на российский рынок компании «Pfizer» (США) есть то, что Россия - это большая северная страна, а респираторные заболевания относятся к числу наиболее распространенных в мире.
В свою очередь, корпорации особенно активно совершенствуют препараты, которые предназначены для лечения наиболее распространенных
в фармацевтике
активность_
осуществления операций слияния
и поглощения_
значительно выше, чем в других сферах деятельности
высокие доходы корпораций < прошлом
инновационных
_препаратов,
_юридическая
защита которых _уже истекла
заболеваний. Подсчитано, что к 2016 г. количество онкологических заболеваний в мире значительно возрастет. А это имеет важное инновационное и коммерческое значение. На основе 25-30 существующих лекарственных препаратов транснациональные корпорации уже проводят научные разработки с целью их усовершенствования и получения лучших результатов в борьбе с этой болезнью [11]. В дальнейшем один из вариантов развития компаний, обладающих значительными финансовыми ресурсами - это создание кардинально новых препаратов. Начав разработку прорывных нововведений, наряду с совершенствованием существующих, хотелось бы верить, фармацевтическе корпорации все-таки смогут изобрести эффективный лекарственный препарат против онкологических заболеваний.
Итак, фармацевтика как одна из самых прибыльных сфер деятельности составляет устойчивую кономическую основу для дальнейшего развития. ерспективы роста фармацевтической промышленности в период становления нового технологического уклада формируются под влиянием растущего спроса на новых рынках, увеличения количества случаев отдельных заболеваний в мире, усиления роли государств в проведении закупок на лекарственные средства. Рост рынка генерической продукции способствует активизации сделок слияния и поглощения в фармацевтике, быстрому накоплению капитала менее мощными компаниями, а также формированию новых моделей развития фармацевтических компаний, где основное внимание уделяется не созданию инновационной продукции, а завоеванию новых рынков.
Вывод
Анализируя функционирование и организацию инновационной деятельности транснациональных корпораций в вышеперечисленных сферах хозяйствования и учитывая то, что автомобилестроение и фармацевтика принадлежат к несущим отраслям как предыдущего, так и нового уклада, приходим к выводу, что все они предусматривают перспективы развития, которые формируются под воздействием определенных факторов.
Общей характеризующей чертой для этих отраслей
является необходимость внедрения новых моделей инновационного развития, которые в большинстве случаев предусматривают создание не только прорывных нововведений, но и внедрение организационных и улучшающих технологических инноваций, направленных на снижение себестоимости продукции и утверждение позиций компаний в странах с быстро растущими рынками. Развитие новых рынков и потребность в создании более эффективных форм хозяйствования актуализирует необходимость формирования организационных нововведений особенно крупными субъектами хозяйствования, такими как ТНК, что является отличительной чертой становления шестого технологического уклада по сравнению с предыдущими. Эти особенности должны быть приняты во внимание странами, которые входят в сферу интересов ТНК с целью достижения высоких результатов в реализации программ их инновационного развития.
Литература
1. Кудров В. М. Международные экономические сопоставления и проблемы инновационного развития. - М.: Юстицинформ, 2011. - 616 с.
2. Kuznetsov A. Urgent Tasks for Research on Russian TNCs // Transnational Corporations. - 2010. - № 3 (Vol. 19) .- Р. 81-95.
3. Андрощук Г. О., А. В. Ямчук Н. В. Нанотехнологи у ХХ1 столтт: стратепчш прюритети та ринковi пщ-ходи до впровадження. - К.: Державне агентство з питань науки, шновацш та шформатизаци Украши, 2011. - 275 с.
4. Геець, В.М., Шинкарук Л. В. Структуры змши та економiчний розвиток Украши. - К.: НАН Украши, 2011. - 696 с.
5. Кондратьев В. Б. Автопром: кризис и инновации / Кондратьев В. Б. // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 3. - С. 12-21.
6. The Automobile Industry in and beyond the Crisis [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. oecd.org/officialdocuments.
7. The year 2001 will Stand Out in Any Historical Accounting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pharmexec.compharmexec/data/ articlelong//pharmexec.
рост рынка_
генерической_
продукции способствует активизации сделок слияния и поглощения в фармацевтике
8. Фармацевтическая «Pfizer» снизила на 19% прибыль в I квартале 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ua/ukr/top/show/ farmatsevticheskaya-pfizer-snizila-na-19-pribyl-za-i-kvartal.
9. Гущина И. «Abbott» и ЦВТ «ХимРар» начинают сотрудничество в области научных исследований и разработки с целью улучшения здоровья пациентов и стимулирования развития инновационной фармацевтической промышленности России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www chemrar.ru/press/press_detail.
10. The World Top 50 Pharmaceutical Companies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www pharmexec.com/pharmexec/data/articlestandard// pharmexec/.
11. Pharmaceuticals and Biotech Industries Global Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imap.com/imap/media/resources/IMA.
Galina A. Bak
Postgrade student
World Economy and International Relationship Institute of the NAS, Kiev, Ukraine
Transnational Corporation Innovational Strategies in the Individual Sectors of the World Economy
_Abstract
Basing on the translational corporations' activities analyses in the period of the creation and foundation of the sixth economy system there was revealed a special corporation innovational strategies importance in such economy sectors as pharmaceutical and automotive construction. The most of these strategies are directed to the technological innovations and organizational innovations usage which are strictly connected with the new markets and optimal world economy forms appearance. It is underlined that, the secondary place of the progressive technological innovations in the anti-crisis innovational decisions making by the big transnational companies despite their leadership in the innovations creation.
Key words: transnational corporations, innovational strategies, technological and organizational innovations, marketing-management, market conditions, economic structure.