Научная статья на тему 'Инновационные стартапы мировых брендов одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле Zero Waste Fashion'

Инновационные стартапы мировых брендов одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле Zero Waste Fashion Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
быстрая мода (фаст-фэшн) / экологичная мода / переработанный пластик / стиль Zero Waste Fashion. / fast fashion / eco-friendly fashion / recycled plastic / Zero Waste Fashion style.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Гордеева Татьяна Александровна, Самсонова Вера Валерьевна, Дубоносова Елена Александровна

В статье рассмотрены инновационные стартапы мировых брендов одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле Zero Waste Fashion в современных социально-экономических условиях. Чтобы уменьшить негативное влияние на экологию, крупные бренды разрабатывают собственные программы переработки. Устойчивое развитие индустрии становится частью мира моды. Показано, что в отличие от стандартного создания коллекции, где идея дизайна определяет раскрой полотна, технология zero waste сначала формирует такие линии разрезов полотна, которые уменьшают потери ткани, а затем подстраивает выкройку под дизайн воображаемой модели. Таким образом, выкройка выстраивается подобно пазлу, или модель собирается на манекене с помощью драпировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Гордеева Татьяна Александровна, Самсонова Вера Валерьевна, Дубоносова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative startups of global brands of clothing made of eco-materials and recycled plastic in the style of Zero Waste Fashion

The article discusses innovative startups of global brands of clothing made of eco-materials and recycled plastic in the style of zero waste fashion in modern socio-economic conditions. To reduce the negative impact on the environment, major brands are developing their own recycling programs. The sustainable development of the industry is becoming part of the fashion world. It is shown that in contrast to the standard creation of a collection, where the design idea determines the cutting of the canvas, zero waste technology first forms such lines of canvas cuts that reduce fabric losses, and then adjusts the pattern to the design of an imaginary model. Thus, the pattern is arranged like a puzzle, or the model is assembled on a mannequin with the help of draperies.

Текст научной работы на тему «Инновационные стартапы мировых брендов одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле Zero Waste Fashion»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_59 УДК 338.4

ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ МИРОВЫХ БРЕНДОВ ОДЕЖДЫ ИЗ ЭКОМАТЕРИАЛОВ И ПЕРЕРАБОТАННОГО ПЛАСТИКА В СТИЛЕ ZERO WASTE FASHION

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]

Гордеева Татьяна Александровна,

кандидат технических наук, доцент кафедры конструирования и дизайна одежды, Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г Разумовского, Москва, Россия, [email protected]

Самсонова Вера Валерьевна,

член Творческого союза художников России, член Союза дизайнеров России, доцент, декан факультета дизайна и моды, Институт бизнеса и дизайна, Москва, Россия, [email protected]

Дубоносова Елена Александровна,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры дизайна костюма, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]

В статье рассмотрены инновационные стартапы мировых брендов одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле Zero Waste Fashion в современных социально-экономических условиях. Чтобы уменьшить негативное влияние на экологию, крупные бренды разрабатывают собственные программы переработки. Устойчивое развитие индустрии становится частью мира моды. Показано, что в отличие от стандартного создания коллекции, где идея дизайна определяет раскрой полотна, технология zero waste сначала формирует такие линии разрезов полотна, которые уменьшают потери ткани, а затем подстраивает выкройку под дизайн воображаемой модели. Таким образом, выкройка выстраивается подобно пазлу, или модель собирается на манекене с помощью драпировок.

Ключевые слова: быстрая мода (фаст-фэшн); экологичная мода; переработанный пластик; стиль Zero Waste Fashion.

UDC 338.4

INNOVATIVE STARTUPS OF GLOBAL BRANDS OF CLOTHING MADE OF ECO-MATERIALS AND RECYCLED PLASTIC IN THE STYLE OF ZERO WASTE FASHION

Filatov Vladimir V.,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]

Gordeeva Tatyana A.,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of

Designing and Fashion Design, K. G. Razumovsky Moscow State University of

Technology and Management, Moscow, Russia, [email protected]

Samsonova Vera V.,

Member of the Creative Union of Artists of Russia, member of the Union of

Designers of Russia, Associate Professor, Dean of the Faculty of Design and

Fashion, Institute of Business and Design, Moscow, Russia, [email protected]

Dubonosova Elena A.,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of

Costume Design Department, Kosygin Russian State University (Technologies.

Design. Art), Moscow, Russia, [email protected]

The article discusses innovative startups of global brands of clothing made of eco-materials and recycled plastic in the style of zero waste fashion in modern socio-economic conditions. To reduce the negative impact on the environment, major brands are developing their own recycling programs. The sustainable development of the industry is becoming part of the fashion world. It is shown that in contrast to the standard creation of a collection, where the design idea determines the cutting of the canvas, zero waste technology first forms such lines of canvas cuts that reduce fabric losses, and then adjusts the pattern to the design of an imaginary model. Thus, the pattern is arranged like a puzzle, or the model is assembled on a mannequin with the help of draperies.

Keywords: fast fashion; eco-friendly fashion; recycled plastic; Zero Waste Fashion style.

Современным брендам быстрой моды (фаст-фэшн) уделяют пристальное внимание покупатели, которые научились задавать вопросы о влиянии производства на экологию окружающей среды. За рубежом сейчас модно покупать меньше одежды и лучшего качества или отдавать предпочтение магазинам секонд-хенда. Экологичная мода задает такой современный тренд: сокращение потребления, повторное использование и переработка отходов [18]. По данным Фонда Эллен Макартур, который занимается вопросами устойчивого развития, с 2000 по 2015 г. количество производимой одежды увеличилось в два раза, а время, необходимое для отправки одежды на мусорный полигон, сократилось до 36-40 %. Чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду, крупные бренды разрабатывают собственные программы утилизации изношенной одежды. Поэтому, с одной стороны, они занимаются образованием и активным информированием покупателей, а с другой - показывают свою приверженность ценностям устойчивого развития.

Таким образом, еще одним важным направлением в развитии индустрии моды в стиле Zero Waste Fashion является приближение качества, стоимости и удобства одежды, изготовленной из экоматериалов и перера-

ботанного пластика, к стандартам, знакомым покупателям. Современные покупатели не будут жертвовать качеством одежды из соображений охраны окружающей среды и не потратят много денег на то, чтобы специально сдать ее на переработку. Покупатели также не будут специально покупать дорогие и при этом биоразлагаемые вещи, поэтому дизайнерам важно приблизить стоимость конечного продукта к комфортной для покупателя стоимости.

Устойчивая мода в стиле Zero Waste Fashion («ноль отходов») - это процесс создания и потребления одежды в соответствии с гармонией трех важных факторов: этичного использования человеческих ресурсов на производстве, сохранения окружающей среды и поддержания экономического баланса. Если один из трех компонентов не сбалансирован, то товаропроизводитель не сможет назвать свой бренд устойчивым. Производственная и экологическая этика означает достойные условия и заработную плату, поддержку ремесел и местной промышленности. Мода с нулевыми отходами - это отказ от токсичных химических компонентов при изготовлении вещей и технологический переход к использованию экоматериалов и переработанного пластика [3]. Баланс экономики - это поддержка региональных брендов и одобре-

ние социальных инициатив, направленных на финансовое благополучие.

Сами потребители играют важную роль в модной концепции «ноль отходов». Используя технологии социального маркетинга и изменяя модели поведения при покупке одежды и ориентируясь на более осознанное потребление, покупатели могут влиять на промышленную политику бренда. Производители отдают предпочтение экологически чистому сырью, оптимизируют логистику, обеспечивают хорошие условия производства, а потребители отдают предпочтение экологически чистым брендам и ответственно подходят к утилизации старых вещей, и это соответствует их экологическим и социальным ценностям. Когда существует большой спрос на экологичную моду, бренд больше инвестирует в развитие экотехнологий, сохраняя при этом ценовую доступность для покупателей.

Устойчивая мода в стиле Zero Waste Fashion основана на сокращении или отсутствии текстильных отходов при производстве одежды, и является частью более широкой концепции sustainable fashion (устойчивой моды). Сокращение отходов в данном случае может осуществляться в двух направлениях: во время изготовления одежды - до ее использования, и после использования одежды, производя новую продукцию, в том числе вещи и аксессуары, из оставшегося сырья. Второй способ нам более известен. Дизайнерские студии переделывают винтажную одежду и аксессуары, перерабатывающие предприятия готовят сырье для дальнейшего использования, покупатели активно заглядывают в магазины подержанных вещей, а художники и дизайнеры создают новые произведения искусства.

Далее рассмотрим первую составляющую технологии нулевых отходов. В отличие от стандартного создания коллекции, где идея дизайна определяет раскрой полотна, технология Zero Waste Fashion сначала формирует такие линии разрезов полотна, которые уменьшают потери ткани, а затем подстраивает выкройку под дизайн воображаемой модели. Таким образом, выкройка выстраивается подобно пазлу, или модель собирается на манекене с помощью драпировок.

С древних времен существовали кимоно, сари, хитоны и другие национальные костю-

мы, поэтому концептуально идея безотходного производства известна давно. В 20 веке Зандра Родес (Zandra Rhodes) была больше известна как «королева косых срезов» и стала по сути первым бенефициаром технологии нулевых отходов. Первая книга, посвященная технологии нулевых отходов, была написана Дороти Бернхэм в 1973 г. Эта книга, являющаяся результатом многолетних исследований по крою традиционной одежды, показывает, что, учитывая ограниченную площадь ткани, можно сделать несколько оптимальных разрезов, несколько складок и получить оригинальное изделие.

Сегодня такие дизайнеры, как Мэйсон Мар -тина Маргуэлла, Йоли Тен, Тимо Риссанен, Холли Маккуиллан, Тара Сент-Джеймс, Дэвид Телфер, Джулия Ламсден и некоторые другие, преуспели в разработке и совершенствовании разных направлений устойчивой моды в стиле Zero Waste Fashion. Холли Маккуиллан и Тимо Риссанен проводят ежегодно выставку «Yield: создание моды без отходов» в Новой Зеландии весной и в Нью-Йорке осенью, привлекая дизайнеров со всего мира, которые стремятся свести к минимуму промышленное воздействие на окружающую среду. Практическое руководство для модельеров также разработали и Тимо Риссанен и Элисон Гвилт, которые хотят сократить потери и продлить срок службы своих аксессуаров и одежды из экоматериалов и переработанного пластика. Дизайнер Кэролайн Прибе регулярно консультирует и оказывает информационную поддержку промышленным предприятиям, с целью помочь им оптимизировать свое производство на пути к нулевым отходам. Также ежегодно проходит Форум этической моды, где можно получить информацию о способах внедрения зеленого производства, контактах с поставщиками и экобрендах.

Согласно совместному отчету за 2018 год, опубликованному агентствами Business of Fashion и McKinsey, поколения миллениалов (и не только они) чаще всего только формально поддерживают идею нулевых отходов, но на самом деле покупают одежду чаще там, где цены ниже, а не там, где присутствует безотходное производство. И в то время как 69 % потребителей говорят, что экологичные надписи на бирках очень важны, только 34 % потребителей согласны платить больше за эти слова.

И действительно, вектор дальнейшего развития на экологию и этическое отношение к животным и нашей планете проводится все большим числом компаний. Драгоценные металлы и камни теперь должны быть «чистыми». С недавних пор натуральный мех также стал вне рассмотрения: в 2018 г. даже крупные дома моды, в частности Gucci, следом Chanel, отказались от использования натурального меха в своих коллекциях. Следующие позиции, на которые распространился полный мораторий использования в европейских странах, - это натуральная кожа и хлопок. Например, для производства одной хлопковой футболки надо потратить столько хлопка, на выращивание которого будет потрачено 2,7 тысячи литров воды, и это уже абсолютно не приемлемо в современных условиях. Здесь будет уместно напомнить, что Аральское море практически полностью исчезло с карты всего за 60 лет из-за нерационального использования его вод в оросительных каналах для увеличения производства хлопка в регионе.

Полноценной замены натуральным материалам пока не существует, но мир моды учится перерабатывать и переупаковывать старую одежду. С другой стороны, активно ведется поиск новых материалов для производства одежды. Промышленные гиганты Kering и LVMH распределяют гранты химикам и биологам, которые экспериментируют с экологически чистым текстильным производством. Группа компаний Kering также спонсирует Zero Waste Institute при Лондонском колледже моды. Во всех крупных университетах, где преподают дизайн одежды, сегодня существуют инновационные лаборатории, работающие на стыке биологии и химии, которые проводят эксперименты с биоразлагаемыми тканями, экологически чистыми красителями и производят моющие средства на основе микроорганизмов, перерабатывающих отходы [7].

Работа над новыми экоматериалами еще активно ведется и окончательно не завершена. Несколько лет назад появился новый натуральный материал, который дизайнеры от массовых брендов до элитных домов уже давно превратили в органический хлопок. Он выращивается без химикатов, и для его обработки требуется в три раза больше воды и в два раза меньше топлива, однако его

единственным недостатком пока является высокая стоимость. Потребителям осталось ответить самим себе на вопрос: они готовы заплатить более высокую цену за одежду из экоматериалов и переработанного пластика?

У современной экомоды есть свои яркие публичные представители: например, актриса Эмма Уотсон регулярно носит самые экологичные наряды. Для участия в Met Gala 2016 г. она выбрала платье от Calvin Klein, сшитое из переработанных пластиковых бутылок, также ведет специальную рубрику в сети для популяризации таких нарядов из экоматериалов и переработанного пластика [11].

Модельер-дизайнер Сальваторе Ферра-гамо при участии Fashion Tech Lab лаборатории модных технологий Мирославы Думы отшивают платья из ткани, изготовленной из волокон цитрусовых. Для их изготовления после приготовления свежевыжатого сока должна остаться цитрусовая цедра, которая идет на разволокнение и дальнейшее производство экотекстиля, из которого Мирослава Дума, основательница эко-бренда Pangaia, создала коллекцию зимних курток из био-разлагаемых материалов на основе цветов, биополимеров и аэрогеля [5].

Проблема охраны окружающей среды и устойчивого развития начала волновать дизайнера Стеллу Маккартни задолго до того, как концепция устойчивой моды и нулевых отходов распространилась по всему миру. С первых дней существования своего бренда Стелла Маккартни начала продвигать идею заботы о планете и ее обитателях, показав, что интеллектуальная мода может быть интересна не только экоактивистам, но и обычным людям и многим знаменитостям [10].

Стелла Маккартни, пожалуй, главная эко-активистка среди дизайнеров. Она одной из первых отказалась от натуральной кожи и меха и начала искать этичные варианты, не уступающие им по качеству. В своей коллекции Стелла Маккартни не использует натуральный мех, шерсть, перья или кожу, а заменяет их более инновационными материалами, такими как переработанный полиэстер, органический хлопок и биоструктурированный шелк [9]. Кроме того, в 2017 г. дизайнер подписала соглашение с международной организацией Parley For The Oceans, пообещав сделать все возможное для борь-

бы с загрязнением мирового океана. С тех пор все аксессуары ее бренда изготавливаются только из биоразлагаемых материалов. В частности, в 2017 г. бренд Маккартни выпустил лукбук, в котором модель снялась на фоне кучи мусора и подписала соглашение с международной организацией Parley For The Oceans. С тех пор многие предметы для новой коллекции бренда были сшиты из переработанного пластика или рыболовных сетей, выловленных с морского дна, а оправы для солнцезащитных очков и аксессуары изготавливаются только из биоразлагаемых материалов. Также Стелла Маккартни, в своей коллекции Весна - лето - 2019 представила мокасины под крокодиловую кожу, но на самом деле сделанные из «дышащей» эко-резины.

Стелла Маккартни еще в 2007 г. поддержала проект «Неделя экологичной моды», представила в нем коллекцию из рециклинг-материалов, а затем мотивировала коллег из Adidas подхватить общую тенденцию производства одежды из рециклинг-материалов [19]. В настоящее время компания Adidas занимает первые места в рейтинге «100 самых устойчивых компаний» и регулярно выпускает так называемые зеленые вещи, включая биоразлагаемые костюмы, футболки из полиэстера и кроссовки, изготовленные из морского мусора и рыболовных сетей [17].

Еще один экотренд - это переупаковывать старое. Поиск винтажных тканей, которые хранились на складах с 1940-х и 1950-х гг., является сегодня самым модным и креативным способом борьбы за окружающую среду. Новые материалы вообще не производятся, что экономит ресурсы, а углеродный след такой одежды намного меньше. Кроме того, такие вещи рождаются вместе с историей. Американский дизайнер Эмили Боуд создала ряд мужских коллекций антикварных тканей, включая стеганые одеяла, старинные полотенца, скатерти, обивку мебели и винтажные индийские ткани. В частности, самым известным «переупакованным» украшением стало обручальное кольцо Меган Маркл, в котором два из трех бриллиантов принадлежали принцессе Диане и которое было изготовлено по дизайну принца Гарри из переплавленного золота ювелирами Cleave & Co.

Пластиковые отходы в индустрии моды в стиле Zero Waste Fashion упоминаются обыч-

но в положительном контексте, и получается, что они здесь вроде элитного пункта сбора мусора, так как модельеры придумали разные способы его красиво переработать. Например, шведский концерн H&M уже шесть лет экспериментирует, создавая инновационные волокна для одежды из пластиковых отходов [8]. В 2018 г. основой эксклюзивной коллекции Conscious Exclusive стало эко-ниловое волокно из переработанных нейлоновых рыболовных сетей и лески. Голливудские звезды очень часто надевают такие экониловые платья и выходят в них на красную дорожку, в частности их регулярно носят Ванесса Паради, Оливия Уайлд и Наталья Водянова.

В настоящее время бренд H&M Conscious до 20 % всей своей продукции изготавливает из экологически чистых материалов. С каждым годом бренд старается увеличить этот показатель и использовать в производстве инновационные технологии [20]. Модель Наталья Водянова в видеоролике «Путешествие платья» делает такое послание к экосообществу: «В процессе переработки мусор может превратиться в красивые вещи. Представьте себе мир, в котором одежда положительно влияет на состояние планеты». В последние годы модель стала представителем шведского бренда H&M Conscious. Например, костюм для Натальи Водяновой был создан из специальных био -нических синтетических тканей, в том числе из переработанных пластиковых бутылок и фрагментов прибрежных отходов. Бренд принимает поношенную одежду в обмен на скидки. До Натальи Водяновой экоколлек-ции бренда H&M Conscious были представлены Наташей Поли, Ванессой Паради, Эм-бер Валлеттой, Оливией Уайлд и Джулией Рестуан-Ройтфельд, которые фактически продвигали моду в стиле Zero Waste Fashion в мире, позируя в одежде из экоматериалов и переработанного пластика не только для рекламных фотосессий известных журналов, но и на многих красных дорожках престижных фестивалей, реализуя активную благотворительную позицию.

Тимо Риссанен преподаватель и дизайнер курса безотходного производства одежды в Университете Парсонс Нью-Скул (Нью-Йорк), отмечает, что нулевые отходы - это не экономия всего метража ткани, а сокра-

щение примерно на 15-20 % потерь, которые сегодня несет текстильная промышленность при стандартном раскрое ткани. Крой модели должен быть включен в весь процесс создания дизайна, чтобы добиться такого сокращения; выкройка должна быть заранее протестирована на ткани, чтобы понять возможность дальнейшей оптимизации при проектировании такой одежды [25].

Перед индустрией моды в настоящее время стоят две глобальные задачи: контроль за объемом потребления и качественный уход за одеждой с целью продления ее жизненного цикла. Что касается потребления: то необходимо в условиях ограниченных ресурсов, локальных экологических катастроф и глобального потепления всем задуматься о том, сколько одежды каждому действительно необходимо. Это особенно актуально для быстрой моды, которая дешева, и длится недолго, беспрецедентно взвинчивая объемы потребления. Для качественной оценки валового объема утилизации вышедшей из быстрой моды одежды можно напомнить, что только один средний рециклинг-завод в Нью-Йорке перерабатывает до 15 тонн использованной одежды в сутки [16].

Далее об уходе за одеждой: чрезмерное использование теплой или горячей воды в стиральной машине или сушилке может негативно сказаться на окружающей среде: такой подход часто связан с чрезмерными гигиеническими требованиями. Эксперты советуют, если нет строгой необходимости, то стирать лучше в холодной воде - это сбережет и одежду и сэкономит коммунальные платежи, так как современные моющие средства хорошо работают и в холодной воде. Вещи лучше сушить на воздухе, это также сохранит внешний вид одежды и сократит счета за электроэнергию.

Одна из главных идей устойчивой моды -забота не только об окружающей среде, но и о сотрудниках фабрик, ателье и магазинов, которые работают в комфортных условиях и имеют право получать достойную зарплату. Именно этому направлению уделяет внимание бренд Brother Vellies. Идея создания бренда пришла дизайнеру Авроре Джеймс во время поездки по африканским странам, которая увидела, как женщины из разных африканских поселений вручную создают одежду и обувь, надеясь, что эти уникальные

техники станут частью более широкого использования в мире.

Аврора Джеймс, создавая новую коллекцию, призывает людей отказаться от масс-маркета и покупать вещи только хорошего качества с индивидуальным дизайном, которые станут удачной инвестицией в гардероб и никогда не выйдут из моды. Она считает, что мир моды постоянно развивается, и следует уделять больше внимания культурным обменам: не зацикливаться на каких-то тенденциях, а изучать людей, их техники ткачества и вышивки, создавать коллаборации и новые рабочие места для людей из разных стран [24].

Дизайнер Брунелло Кучинелли, основавший одноименный бренд одежды еще в 1978 г., смог использовать аристократичный и консервативный кашемир в основе стильного повседневного образа. Брунелло свое дело начал с производства высококачественных ярких повседневных свитеров в стиле quick casual, которые передаются из поколения в поколение и выглядят так же, как в первый день после покупки.

Американский бренд Patagonia, производящий верхнюю одежду для активного отдыха, можно назвать одним из флагманов устой -чивой моды в стиле Zero Waste Fashion. Ивон Шуинар, основатель бренда, много времени занимаясь альпинизмом, за долгие годы путешествий увидел, как небрежно люди относятся к окружающей среде и понял, как рационально организовать свое экологически чистое производство. Всю верхнюю одежду, которую производит Patagonia, изготавливают из экоматериалов и переработанного пластика, и в последнее время технологи и дизайнеры бренда разработали инновационный текстиль из растений и водорослей [6]. Вместо того чтобы ежегодно наращивать объемы продаж, Patagonia фокусирует свою бизнес-концепцию на высококачественной одежде и регулярно информирует своих покупателей, как можно относиться к ней бережнее, чтобы максимально продлить срок ее службы. Кроме того, бренд воспитывает в своих потенциальных покупателях осознанный подход к каждой покупке. Сознательно не использует элементы BFCM-маркетинга, в частности кринж-распродажи «черной пятницы» и «киберпонедельника», но предлагает всем желающим принести свою старую

одежду в их швейные ателье для бесплатного ремонта.

Одежду американского бренда Reformation, который был основан в 2009 г. бывшей моделью Яэль Афрало, с удовольствием носят знаменитые голливудские актеры. Добиться успеха в индустрии моды - значит показать всем, что не нужно производить ненужные вещи в больших количествах и строить тысячи новых фабрик по всему миру, - так считает Яэль Афлало, поэтому создает все наряды новой коллекции из винтажных платьев, сшитых с учетом современных тенденций. Это не только дает новую жизнь старому гардеробу вещей, но и потенциально сокращает выбросы диоксида азота в атмосферу, который выделяется при обработке тканей, их покраске и других технологических операциях, значительно загрязняя выбросами окружающую атмосферу [14].

Основатели авангардного бренда Viktor & Rolf, голландские дизайнеры Виктор Хор-стинг и Рольф Сноерен хотят доказать всему миру, что индустрия моды абсолютно безопасна для окружающей среды и очень хоро -шо использует технологию бережливого производства [1]. Все ткани, которые остаются после пошива одной коллекции, сортируются по крупности отреза, фактуре, цвету, и т. д. и далее дизайнеры и конструкторы бренда Viktor & Rolf используют их следующим образом: платья и костюмы создаются из крупных отрезков, а детали воротника, карманов и головных уборов - из мелких.

Швейцарский премиальный бренд Calida начал экспериментировать с экологически чистыми материалами еще в 1941 г., и сегодня этот бренд производит мужское и женское нижнее белье в соответствии со всеми принципами устойчивого развития и только из этичных материалов. Благодаря совместной работе швейцарского премиального бренда Calida с голландским брендом Viktor & Rolf в 2020 г. была выпущена небольшая линейка одежды для дома и отдыха, изготовленная из полностью биоразлагаемых тканей [22].

Линда Балти, основательница экобренда Amour Vert, также поддерживает идею устойчивой моды в стиле Zero Waste Fashion и старается производить столько одежды, сколько сможет продать своим потребителям. Tакой подход позволяет чаще обновлять ассортимент магазинов, не отправляя ненужные

вещи на мусорные полигоны, не загрязняя почву и не выбрасывая вредные вещества в атмосферу. Кроме того, все приверженцы бренда могут поучаствовать в оригинальной социальной маркетинговой программе, суть которой заключается в том, что с полученной прибыли за каждые три проданных товара одному покупателю осуществляется специальное перечисление экологическому фонду, который занимается восстановлением лесов и высаживанием лесопосадок в Северной Америке, а также помогает очищать водные акватории морей и океанов от пластикового и прочего плавающего мусора. Такой социально ориентированный экологический подход помог экобренду Amour Vert привлечь внимание общественности и получить тысячи приверженцев по всему миру [2].

Джинсы - основа любого повседневного гардероба, поэтому важно сделать именно эту одежду биоразлагаемой. Немецкий бренд Closed отшивает джинсы из экопряжи Coreva, в состав которой входит натуральный каучук. Также в этих джинсах заменена вся металлическая фурнитура пуговицами растительного происхождения, изготовленными из плодов южноамериканской пальмы, и все швы прошиты нитью тенсель, изготовленной из австралийского эвкалипта, а бирки сделаны из биоразлагающегося полиэстера и органического хлопка. По словам производителя, такие джинсы полностью разлагаются всего за полгода после их утилизации [23].

Дело в том, что традиционные материалы, используемые в верхней одежде, чаще всего токсичны и не являются биоразлагаемыми. Награду Global Change Awards от шведского интернет-магазина H&M получили разработчики Dimpora за свои инновационные идеи в разработке материалов для верхней одежды. Dimpora - это лаборатория, которая разрабатывает инновационные материалы для верхней одежды, в частности инновационный материал Sane Membrane - водоотталкивающее и ветрозащитное покрытие для верхней одежды, в то же время абсолютно биоразлагаемое [13].

Шведский интернет-магазин H&M начал предварительную продажу подержанной одежды в Швеции. В новом разделе интернет-магазина выставлен на продажу секонд-хенд не только собственного, но и других брендов,

таких как Asos, Nike, Zara, Abercrombie&Fitch. В будущем возможность такой продажи может появиться и в других странах [21].

Снижение воздействия отходов на окружающую среду является частью глобальной стратегии бренда Levi's по экономии ресурсов на протяжении всего жизненного цикла изделия и философией кампании с девизом: «покупай осознанно и носи дольше», благодаря которому Levi's выпустила за последний год легендарную 501 модель из переработанного денима [15].

Дом моды Dolce & Gabbana отказывается от использования натурального меха в произ -водстве одежды и аксессуаров собственного бренда и вместе с тем гарантирует сохранение профессионализма меховых мастеров, а также новых технологий для разработки экологически чистых шуб из переработанных или вторично перерабатываемых материалов. Их технологические и дизайнерские ноу-хау теперь используется в производстве одежды и аксессуаров из экомеха. Вслед за многими домами моды Oscar de la Renta отказывается от использования натурального меха в производстве одежды и аксессуаров собственного бренда с 2022 г. [4]

Кстати, в команде активных сторонников Zero Waste Fashion работают не только люди из сферы моды. В частности, Сьюзи Эмис основала конкурс и одноименный сайт «Red carpet green dress», призывающий голливудских звезд и прочих медийных личностей надевать зеленые платья из экоматериалов и переработанного пластика на масштабных публичных мероприятиях. «Red carpet green dress» регулярно публикует репортажи с раз-

личных мероприятий, подводя итоги количеству зеленых выходов звезд.

Инновационные проекты Сьюзи Эмис с каждым годом привлекают все больше эко-дизайнеров и знаменитостей. Часть средств, вырученных от реализации, пойдут на поддержку детской экошколы «Муза», основанной на философии сохранения природы. Все это задает важную тенденцию сегодняшнего дня - делать окружающую среду экологически здоровой, утилизируя свалки мусора и металлолома. Это также объединяет эко-бренды ради общей цели под модным слоганом: «все новое - это переработанное старое».

Следовательно, если бренд эффективно реализует принципы экономики замкнутого цикла, можно максимально снизить воздействие на окружающую среду на этапе производства, использования и утилизации. Некоторые компании индустрии моды создали службы по восстановлению и приему брен-довой одежды, которая будет использована для вторичной переработки [12]. Несмотря на растущие усилия по охране окружающей среды, такие как распространение переработанных тканей, проблема вторичной переработки синтетических волокон и поддающихся выщелачиванию микропластиков требует дальнейших технологических и социально-экономических решений. Таким образом, будущее рынка одежды в стиле Zero Waste Fashion принадлежит биоразлагаемым волокнам, в том числе из переработанного пластика, широкое применение которых в значительной степени снизит экологическую нагрузку на окружающую среду.

Список источников _

1. Демская А. А., Кирсанова Е. А. Технологическая подготовка производства одежды разных ценовых групп. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2017620068, 18.01.2017. Заявка № 2016621354 от 11.10.2016.

2. Геращенко Е. Е., Кирсанова Е. А. Разработка бизнес-плана открытия магазина одежды больших размеров с привлечением социальных сетей и созданием собственного сайта // Всероссийская конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации». М., 2020. С. 89-94.

3. Иванов В. В., Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Современные технологические подходы к повышению теплоизоляционных свойств утепленной одежды // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности. 2018. С. 160-164.

4. Канаева М. И., Гордеева Т. А. Исследование потребительских характеристик натурального, искусственно -го и экомеха // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности : сборник научных трудов XVII Международной конференции, XV Международного конкурса научных и научно-методических работ / отв. ред. и сост. Т. В. Пирязева. 2020. С. 178-182.

5. Кирсанова Е. А., Вершинина А. В., Павлов М. А. Особенности оценки свойств материалов для трансформируемой и видоизменяемой одежды // Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности. Витебский государственный технологический университет. 2017. С. 49-51.

6. Мезенцева Е. В., Иванов В. В., Мишаков В. Ю. Инновационные разработки теплоизоляционных нетканых материалов для различных секторов промышленности РФ // Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности : сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». 2019. С. 118-122.

7. Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Инновационные принципы и подходы теплоизоляции в создании одежды // Методы анализа : сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». 2019. С. 122-128

8. Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Использование технологии волокнистой термогенерации при создании инновационных нетканых материалов // Физика волокнистых материалов: структура, свойства, наукоемкие технологии и материалы (SMARTEX). 2020. № 1. С. 73-78.

9. Мезенцева Е. В., Иванов В. В., Мишаков В. Ю. Перспективные подходы к повышению термоизоляционных свойств одежды: «следующие шаги», технологии, инновации // Физика волокнистых материалов: структура, свойства, наукоемкие технологии и материалы (SMARTEX). 2018. № 1-2. С. 82-87.

10. Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю., Лисаневич М. С. Многофункциональные нетканые материалы, как перспективное направление развития // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2021. С. 111-116.

11. Мезенцева Е. В., Шиханова Д. В., Уступный Ю. В., Мишаков В. Ю. Основные критерии выбора качественного утеплителя // Сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». Москва, 2021. С. 6-12.

12. Минченкова А. Ю., Филатов В. В. Процессная характеристика оказания услуг в сфере индустрии моды // Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве : всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием). 2023. С. 251-258.

13. Миронова Н. В., Кирсанова Е. А. Применение декоративных нетекстильных элементов для отделки торжественной одежды // Традиции и инновационные процессы в индустрии моды : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 79-81.

14. Притула К. В., Мишаков В. Ю. Сервисологическая характеристика процесса оказания услуг в сфере индустрии моды // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 2. С. 46-50.

15. Рукина И. М., Филатов В. В. Отходы производства и потребления как стратегический ресурс экономики будущего // Микроэкономика. 2017. № 5. С. 57-63.

16. Сунаева С. Г Проектирование конкурентоспособной одежды на основе исследования правил принятия решений индивидом при выборе модели // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности : сборник трудов XV Международной конференции, XIII Международного конкурса научных и научно-методических работ. М., 2020. С. 100-103.

17. Сунаева С. Г Разработка модели адресного проектирования одежды // Взаимодействие высшей школы с предприятиями легкой промышленности: наука и практика : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры технологии и материаловедения швейного производства. Кострома, 2013. С. 78-80.

18. Филатов В. В., Рукина И. М., Голованов В. И., Положенцева И. В. Круговая экономика, полимерные отходы, экологические решения СБ ООН // Муниципальная академия. 2018. № 4. С. 107-118.

19. Филатов В. В., Рукина И. М., Голованов В. И. Рециклинг полимерных отходов производства и потребления на основе биотехнологических инноваций // Муниципальная академия. 2018. № 3. С. 135-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Филатов В. В., Рукина И. М., Голованов В. И. Инновационные технологии рециклинга отходов производства и потребления: опыт России и зарубежных стран // Муниципальная академия. 2018. № 2. С. 136-144.

21. Dubonosova E., Vozvyshaeva E., Bogoduhova E. Taking the proportions of a female shape into account when designing special purpose clothes and underwear // Textile Bioengineering and Informatics Symposium Proceedings 2015 - 8th Textile Bioengineering and Informatics Symposium, TBIS 2015. 8. 2015. С. 138-147

22. Mezentseva E. V., Mishakov V. Y., Erofeev O. O. Systemic analysis of expert groups of the textile industry in the selection of determining quality indicators using the example of heat-insulating nonwoven materials // Fibre Chemistry. 2020. Т. 51. № 5. С. 368-376.

23. Mishakov V. Yu., Slutsker G. Ya., Stalevich A. M. Mathematical modeling of the deformation properties of nonwoven materials with variable rigidity // Fibre Chemistry. 2006. Т. 38. № 2. С. 158-163.

24. Sunaeva S. G., Sunaeva G. G., Gordeeva T. A., Gerasimenko I. I., Moskovskaia Iu. A. Scientific and practical justification of designing school uniform // SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". 2020. С. 3007

25. Sunaeva G. G., Himaletdinova E. R., Sharipova I. M., Sunaeva S. G. Consumer basket of new technologies: digital and green // Business 4.0 as a subject of the digital economy. Cham, 2022. Рp. 663-666..

References _

1. Demskaya A.A., Kirsanova E.A. Technological preparation of clothing production of different price groups. Certificate of registration of the database RU 2017620068, 18.01.2017. Application No. 2016621354 dated 11.10.2016.

2. Gerashchenko E.E., Kirsanova E.A. Development of a business plan for opening a large-size clothing store with the involvement of social networks and the creation of their own website. In the collection: All-Russian conference of young researchers with international participation «Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization». Moscow, 2020. Pp. 89-94.

3. Ivanov V.V., Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. Modern technological approaches to improving the thermal insulation properties of insulated clothing. In the collection: Design, technology and innovation in the textile and light industry. 2018. Pp. 160-164.

4. Kanaeva M.I., Gordeeva T.A. Research of consumer characteristics of natural, artificial and ecomech. In the collection: Modern information technologies in education, science and industry. Collection of scientific papers of the XVII International Conference, XV International Conference of Scientific and Methodological workers. Editor and compiler T.V. Piriazeva. 2020. Pp. 178-182.

5. Kirsanova E.A., Vershinina A.V., Pavlov M.A. Features of assessing the properties of materials for transformed and modified clothing. In the collection: Innovative technologies in the textile and light industry. Vitebsk State Technological University. 2017. Pp. 49-51.

6. Mezentseva E.V., Ivanov V.V., Mishakov V.Yu. Innovative developments of heat-insulating nonwovens for various sectors of industry of the Russian Federation. In the collection: Economic mechanisms and management technologies of industrial development. Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium «Economic mechanisms and management technologies of industrial development» of the International Kosygin Forum «Modern problems of Engineering Sciences». 2019. Pp. 118-122.

7. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. Innovative principles and approaches of thermal insulation in the creation of clothing. Methods of analysis. Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium «Economic mechanisms and management technologies of industrial development» of the International Kosygin Forum «Modern problems of Engineering Sciences». 2019. Pp. 122-128.

8. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. The use of fibrous thermogeneration technology in the creation of innovative nonwovens. Characteristics of drawing materials: structure, properties, high-tech technologies and materials (SMARTEX). 2020. No. 1. Pp. 73-78.

9. Mezentseva E.V., Ivanov V.V., Mishakov V.Yu. Promising approaches to improving the thermal insulation properties of clothing: «next steps», technologies, innovations. Characteristics of drawing materials: structure, properties, high-tech technologies and materials (SMARTEX). 2018. No. 1-2. Pp. 82-87.

10. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu., Lisanevich M.S. Multifunctional nonwoven materials as a promising direction of development. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. Pp. 111-116.

11. Mezentseva E.V., Shikhanova D.V., Leddny Yu.V., Mishakov V.Yu. The main criteria for choosing a high-quality insulation. In the collection: Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium «Economic mechanisms of strategic management of industrial development» of the III International Consignment Forum «Topical issues of Engineering science». Moscow, 2021. Pp. 6-12.

12. Minchenkova A.Yu., Filatov V.V. Process characteristics of rendering services in the fashion industry. Russian Russian Language and Russian Culture in the World Cultural Space in the collection of the All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation). 2023. Pp. 251-258.

13. Mironova N.V., Kirsanova E.A. The use of decorative non-textile elements for the decoration of ceremonial clothing. In the collection: Traditions and innovative processes in the fashion industry. Collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2019. Pp. 79-81.

14. Pritula K.V., Mishakov V.Yu. Servicological characteristics of the process of rendering services in the fashion industry. Innovative economy: information, analytics, forecasts. 2022. No. 2. Pp. 46-50.

15. Rukina I.M., Filatov V.V. Waste of production and consumption as a strategic resource of the economy of the future. Microeconomics. 2017. No. 5. Pp. 57-63.

16. Sunaeva S.G. Designing competitive clothing based on the study of the rules of decision-making by an individual when choosing a model. In the collection: Modern information technologies in education, science and industry. Proceedings of the XV International Conference, XIII International Conference of Scientific and Methodological Workers. Moscow, 2020. Pp. 100-103.

17. Sunaeva S.G. Development of a model of targeted design of clothing. In the collection: Interaction of higher education with light industry enterprises: science and practice. Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of the Department of Technology and Materials Science of Sewing Production. Kostroma State Technological University. 2013. Pp. 78-80.

18. Filatov V.V., Rukina I.M., Golovanov V.I., Polozhentseva I.V. Circular economy, polymer waste, environmental decisions of the UN Security Council. Municipal Academy. 2018. No. 4. Pp. 107-118.

19. Filatov V.V., Rukina I.M., Golovanov V.I. Recycling of polymer waste of production and consumption based on biotechnological innovations. Municipal Academy. 2018. No. 3. Pp. 135-142.

20. Filatov V.V., Rukina I.M., Golovanov V.I. Innovative technologies of recycling of production and consumption waste: the experience of Russia and foreign countries. Municipal Academy. 2018. No. 2. Pp. 136-144.

21. Dubonosova E., Voskhodaeva E., Bogodukhova E. Taking into account the proportions of the female figure in the development of special-purpose clothing and underwear. In the collection: Proceedings of the Symposium on Textile Bioengineering and Computer Science 2015 - 8th Symposium on Textile Bioengineering and Computer Science, TBIS 2015. 8. 2015. Pp. 138-147

22. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu., Erofeev O.O. System analysis of expert groups of the textile industry in the selection of defining quality indicators on the example of heat-insulating nonwovens. Fiber Chemistry. 2020. vol. 51. No. 5. Pp. 368-376.

23. Mishakov V.Yu., Slutsker G.Ya., Stalevich A.M. Mathematical modeling of deformation properties of nonwoven materials of variable stiffness. Chemistry of fibers. 2006. Vol. 38. No. 2. Pp. 158-163.

24. Sunaeva S.G., Sunaeva G.G., Gordeeva T.A., Gerasimenko I.I., Moskovskaya Yu.A. Scientific and practical justification for designing school uniforms. In the book: SHS Web Conference. International Scientific and practical conference "Theory and practice of project management in education: horizons and risks». 2020. P. 3007.

25. Sunaeva G.G., Himaletdinova E.R., Sharipova I.M., Sunaeva S.G. Consumer basket of new technologies: digital and green. In the collection: Business 4.0 as a subject of the digital economy. Cham, 2022. Pp. 663-666.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.