ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
С.Н. Павлова,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук, доцент [email protected]
И.В. Луговкина,
магистрант кафедры экономики и управления производством Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г Якутск)
В статье рассматривается инновационная деятельность как фактор, обеспечивающий поддержание экологического равновесия; анализируются преимущества от внедрения концепции экоофиса; обосновывается важность политики ресурсосбережения для состояния окружающей среды.
Ключевые слова: инновационная деятельность, окружающая среда, ресурсосбережение, экологическая безопасность.
УДК 332.362 ББК 65.3
Для экономической науки рассмотрение инновационной деятельности в зависимости от экологической составляющей — относительно новое явление. Более того, текущий момент определяет превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития. Государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим поддержание экологического равновесия. В условиях, когда вопросы эколого-экономической безопасности становятся приоритетными, возникает настоятельная необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-эконо-мических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической стабилизации. В настоящее время широкое распространение имеет теория развития эколого-экономических систем, т.е. интеграция экономики и природы. Важнейшая задача развития эколого-экономических систем — максимальное использование природных материалов, превращение производства по возможности в более замкнутую систему, так как вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи [1].
Современные процессы экономической стабилизации и развития российской экономики во многом зависят от инновационной деятельности. Не случайно инновационная восприимчивость отечественной экосистемы ставится в ряд ведущих факторов ее устойчивого развития. В настоящее время важным средством активного воздействия на эколого-экономическую систему служит, прежде всего, сама производственная деятельность, продукты которой (здания, техника, новые технологии) входят в эту систему и преобразуют ее (производство и эксплуатация техники, строительство зданий, дорог, сетей энергообеспечения и т.д.). С одной стороны, она обеспечивает увеличение производства биологического продукта и улучшение жизни людей, а с другой — стихийно развивающееся производство, массовое
строительство постоянно нарушают экологическое равновесие. Примеры таких нарушений многочисленны: загрязнение среды, эрозия почвы, обезлесение, отравление гербицидами и др. Для борьбы с ними необходимо ужесточение контроля, внедрение запретов и норм на осуществление определенных производственных процессов, использование средств экологической защиты, проведение специальных мероприятий по оздоровлению окружающей среды [2].
Рациональное использование природных ресурсов, внедрение новых ресурсосберегающих технологий требует перехода на принципиально иные эколого-экономические отношения. Инновационная деятельность в природоохранной сфере предполагает существование рынка экологических услуг, на котором осуществляются операции с товарами, работами и услугами, направленными на снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
В современном обществе предприятие, независимо от его отраслевой принадлежности, ведомственной подчиненности и форм собственности, является основным звеном во взаимодействии человека с природной средой. Именно на предприятии начинается и реализуется поэтапный процесс взаимодействия на экосистему, сопровождаемый как потреблением ресурсов из экосистемы, так и поступлением в нее отходов. Кроме того, согласно статистике, треть сознательного активного периода жизни человек проводит на работе, поэтому условия, в которых мы находимся на работе, оказывают существенное влияние на наше здоровье. Сегодня множество компаний во всем мире стремятся заботиться о своей социальной и экологической ответственности путем внедрения концепции экоофиса.
Экоофис («зеленый офис») — офис, в котором соблюдаются требования экологической безопасности. Концепция экоофиса направлена, прежде всего, на экономию используемых ресурсов (воды, электроэнергии, расходных материалов), и, как следствие, создание здоровых условий труда и формирование экологиче-
ской культуры и ответственности работников. Концепция экоофиса — это комплексная программа мероприятий, призванных помочь компаниям разработать внутреннюю экологическую политику и научиться бережно относиться к ресурсам офиса, направлена на уменьшение негативного влияния деятельности компании на окружающую среду и развитие культуры ответственного потребления ресурсами [3].
В России концепция экоофисов появилась сравнительно недавно, однако, успела вызвать немалый интерес бизнес-сообществ и общественности. Согласно опросу, проведенному среди 140 российских компаний на популярном портале интернет-рекрутмента «Headhunter» (www.hh.ru) в 2011 г., уже 82% сотрудников считает проблему экологичности офиса актуальной [4]. Успешный опыт внедрения концепции экоофиса на российском рынке имеют офисы зарубежных компаний: Google, Intel Россия, Upeco, Coca-Cola, 3М, KPMG, Courtyard by Marriott Moscow City Center, Ernst&Young, VFS Global (объединенные сервисно-визовые центры).
Согласно концепции экоофиса, критерии экологической безопасности в офисе можно разделить на 2 основные группы:
1. Воздействие на человека—забота о здоровье и самочувствии сотрудников компании, которая достигается за счет таких мер, как контроль за соответствием рабочих мест нормативам труда; отсутствие вредных и токсичных выделений из материалов, используемых при наружной и внутренней отделке офиса, а также из используемой в обустройстве офиса мебели; организация качественного питания сотрудников.
2. Воздействие на окружающую среду — бережное отношение к ресурсам планеты.
Концепция экоофиса включает следующие основные мероприятия:
— экономия электроэнергии. Чем больше электроэнергии и отопления расходуется в офисе, тем больший объем выбросов углекислого газа (CO.) — главной причины глобальных климатических изменений — попадает в атмосферу. Экономия электроэнергии в офисе достигается за счет таких простых мер, как максимальное использование природного света из окон, настройка кондиционеров и всей офисной техники на режим автоматического выключения, замена старой офисной техники на энергоэффективную. Значительный потенциал с точки зрения энергосбережения имеется в строительной области. В последние годы одним из направлений в этой сфере стало строительство зданий, которые экономят и даже вырабатывают энергию. Оценка таких зданий на стадиях строительства и эксплуатации осуществляется согласно американскому (LEED) и британскому (BREEAM) стандартам по ряду критериев, среди которых такие, как «здоровье и благосостояние пользователей здания», «экономия ресурсов» и «снижение загрязнения». На сегодняшний день в мире сертифицировано более 200 тыс. зданий по стандарту BREEAM и более 20 тыс. зданий — по стандарту LEED. Преимущества от строительства ресурсосберегающих зданий для состояния окружающей среды очевидны: так, по оценкам, экономия, благодаря строительству энергосберегающих домов в Германии до 2025 г. может сократить выбросы CO2 до 95 млн. т [5];
— экономия воды. Проблема нехватки питьевой воды является актуальной уже в 80 странах мира. Среднестатистический житель мегаполиса сегодня ежедневно расходует до 500 литров воды на человека. Вместе с тем, во время процесса подогрева и очистки воды, происходит значительный расход электроэнергии. Таким образом, экономия воды позволяет также экономить электроэнергию. В условиях офиса экономить воду можно путем правильного выбора техники для туалетных комнат: специальных экономных кранов, бачков с экономным сливом;
— экономное использование расходных материалов. В условиях офиса наиболее актуальным является экономное расходование бумаги. На производство 1 тонны бумаги уходит почти 98 тонн различных ресурсов — химикатов, энергоносителей, древесины, воды. Более того, из всех отраслей промышленности, целлюлозно-бумажная занимает первое место по потреблению воды и пятое по потреблению электричества. Производство бумаги загрязняет окружающую среду ртуть- и хлорсодержащими веществами и требует от 100 до 200 м3 воды на 1 тонну бумаги. Помимо этого, бумага — один из основных компонентов офисного мусора.
Таблица 1
Среднее годовое потребление бумаги на одного жителя, кг
Страна Потребление бумаги на 1 жителя, кг
Мир в среднем 54
Сомали 0,3
Судан 1
Камбоджа 2
Индия 4,5
Гренландия 10
Перу 13
Иран 14
Вьетнам 15
Индонезия 20
Эквадор 24
Турция 27
Белоруссия 34
Россия 37
Бразилия 40
Китай 44
Таиланд 51
Европа 132
США и Канада 292
Источник: Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 578 с.
Сокращение потребления бумаги за счет введения электронного документооборота, двухсторонней печати, повторного использования распечаток, снизит не только затраты на покупку бумаги, но и существенно снизит затраты на вывоз мусора из офиса.
Грамотное обращение с отходами с применением принципов 3R:
— Reduce (сокращение потребления). Согласно принципа «Reduce» экоофис должен направить усилия на сокращение потребления электроэнергии, воды, тепла, ресурсов, что, как правило, достигается путем внедрения современных технологий и оборудования, а также проведением организационных и агитационных мероприятий;
— Reuse (повторное использование). Правило «Reuse» основано на использовании расходных материалов (к примеру, бумаги, произведенной из вторичного сырья);
— Recycle (переработка). Принцип «Recycle» требует правильной утилизации отходов (в условиях офиса — это раздельный сбор мусора, сдача макулатуры, утилизация офисной техники и батареек и т.д.).
Использование этих трех принципов позволяет добиться реального снижения вреда от деятельности бизнеса для окружающей среды. В таблице 2 показаны экономические и экологические выгоды использования вторичного сырья на примере экономики США и Канады.
Обучение сотрудников. Для формирования личной экологической ответственности среди сотрудников компании необходимо проведение акций, семинаров, мастер-классов; а также организация специализированных лекций, участие в различных волонтерских экологических программах. Формированию организационной культуры может также способствовать выпуск корпоративного журнала, посвященного актуальным проблемам сохранения окружающей среды. В 2010 г. для организации гармоничного внедрения, проведения мотивирующих тренингов, консультаций и мастер-классов, в России было создано агентство «GreenUp», которое занимается внедрением и мотивацией персонала. Основными видами деятельности агентства являются: общая координация внедрения экоофиса (помощь в разработке регламентов, рекомендации подрядчиков); экопросвещение (проведение лекций, семинаров, мастер-классов для сотрудников).
Ответственные закупки в офисе предполагают грамотный выбор экомоющих средств, здоровых продуктов питания для сотрудников, экобумаги, безопасных моющих средств, а также
Таблица 2
Экономические и экологические выгоды использования вторичного сырья по сравнению с производством на базе первичных ресурсов, в %
№ п/п Показатель Вид вторичного сырья
Алюминий Сталь Бумага Стекло
1 Экономия энергии 90-97 47-74 23-74 4-32
2 Экономия воды — 40 58 50
3 Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 95 85 74 20
4 Сокращение сброса загрязняющих веществ в водные объекты 97 76 35 —
5 Уменьшение образования отходов — 97 — 80
Источник: Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 580 с.
Рис. 1. Проект экоофиса [7]
Преимущества внедрения концепции экоофиса
Таблица 3
Компания (отрасль) Цель Экономическая эффективность Экологическая эффективность
«Эрнст энд Янг» (аудит, консалтинг) — воспитание ответственного отношения к ресурсам; — уменьшение затрат и экономия средств в долгосрочной перспективе — затраты на бумагу за счет повторного использования распечаток и использования картриджей за счет их повторного использования уменьшились на 59% — сокращение поездок на 43% для уменьшения выбросов парниковых газов
«Воля» (связь и коммуникации) — пропаганда дружественного отношения к окружающей среде; — экономия ресурсов, потребляемых офисами компании; — создание положительной внутренней атмосферы в компании Мониторинг расхода ресурсов ведется с 2009 г., эффективность пока не посчитана
ТММ (девелопмент и строительство) — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — усиление конкурентоспособности Не оценивалась — экономия бумаги за счет внедрения электронного документооборота (до 70%)
« О р а н т а» (страхование) — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — Усиление конкурентоспособности Начат процесс комплексного анализа эффективности от внедрения концепции экоофиса
«Киевстар» (телекомму- никации) — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — усиление конкурентоспособности — за 2009-2012 гг. сэкономлено 719 208 кВт-ч электроэнергии — сдано 1,5 т макулатуры; — сэкономлено 2 млн. листов А4
СЕБ Банк (банковские услуги) — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — усиление конкурентоспособности Данные не предоставлены — сдано 400 кг макулатуры; — повторно использовано 582 картриджей; — экономия воды — 400 куб.м.
«Тетра Пак» — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — усиление конкурентоспособности — экономия до 40% электроэнергии за счет использования энергосберегающих ламп; — экономия 12-15% электроэнергии за счет центрального кондиционирования
«МТС - Украина» — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — усиление конкурентоспособности — экономия затрат на топливо в среднем на 144 тыс. грн. — экономия дизельного топлива на 24 т в год за счет использования ветрогенератора; — исключение бумаги в документообороте за счет использования электронного архива
«Nemiroff Холдинг» — уменьшение затрат; — экономия средств в долгосрочной перспективе; — усиление конкурентоспособности Не оценивалась — сдано около 7 т макулатуры, что помогло сохранить 120 деревьев; — сэкономлено 28 тыс. кВт-ч энергоэнергии; — сэкономлено 203 тыс. л воды; — сэкономлено около 7 т бумаги
Концерн «Галнафто-газ» (торговля нефтепродуктами) — уменьшение негативного влияния предприятия на окружающую среду; — формирование такой корпоративной культуры, чтобы каждый работник предприятия ответственно относился к окружающей среде не только на работе, но и в частной жизни — потребление электроэнергии сократилось на 10-12% — каждые 2 недели концерн сдает 150-200 кг макулатуры (общий объем превышает 16,5 т); — сдано на вторичную переработку свыше 1 т полиэтилена
Источник: Таблица составлена по результатам исследований.
внедрение зеленого хостинга для сайта компании (при котором питание серверов осуществляется за счет чистых возобновляемых источников энергии). В процессе закупок расходных материалов и инвентаря для офиса следует обращать внимание на выбор товаров, прошедших сертификацию и одобренных экологическими международными некоммерческими организациями и ассоциациями, таких, как «FSC», «Nordic ecolable», «Energy star» и др.
Транспорт является крупнейшим «загрязнителем» атмосферного воздуха и, соответственно, одной из главных причин глобального изменения климата. Для крупных компаний целесообразно формирование автопарка автомобилями с экологично дружественными аспектами, энергоэффективными авто. Интересным моментом является пропаганда практики кооперирования, чтобы добираться до офиса на одном автомобиле, а также пропаганда пользования общественным транспортом. Как показывает мировой опыт, значительный интерес в реализации
стратегий ресурсо- и энергосбережения городов представляет развитие велосипедного транспорта. Внедрение практики проведения телеконференций взамен выездных командировок и совещаний также может существенно снизить расходы на транспорт и уменьшить вредные выбросы.
Преимущества концепции экоофиса для всех заинтересованных сторон очевидны (рис. 1):
1) Для собственников офисных помещений:
— высокое качество здания (помещения), подтвержденное и гарантированное наличием сертификата и экомаркировки, признанных международным сообществом;
— в условиях высокой конкуренции на рынке аренды нежилых офисных помещений в административных зданиях собственники, предлагающие экологически безопасные офисы, имеют возможность увеличить прибыль за счет повышения арендных ставок за уникальность предложения и качество помещений;
— возможность повысить уровень загрузки офиса;
— привлечение иностранных арендаторов (инвесторов), знакомых с экоподходом и готовых платить за эффективность офиса и обеспечение этим имиджа экологически ответственной компании;
— сертификат и экомаркировка становятся основой маркетинговой стратегии по предложению офиса потенциальным арендаторам.
2) Для работодателей:
— снижение воздействия на окружающую среду происходит в основном за счет экономии используемых ресурсов, а также за счет снижения количества отходов фирмы. Таким образом, соблюдение требований экологической безопасности позволяет значительно снизить затраты на содержание офисных помещений компании. По данным экологических организаций, офис с 30 сотрудниками может экономить от 20 000 рублей в месяц, офис с 200 сотрудниками — от 70 000 в месяц [6]. По оценкам немецких экономистов, 1 евро, вложенное в ресурсосбережение, окупается в 2-3 раза;
— внедрение концепции экоофиса привлекает к себе внимание СМИ, создает среди клиентов и партнеров экологически ответственный имидж всей компании, что повышает узнаваемость бренда на рынке. Экологическая политика компании может стать эффективным пунктом маркетинговой стратегии, особенно при выходе на международный рынок, где забота об окружающей среде воспитывается с детства;
— внедрение экоподхода позволит привлечь сотрудников, имеющих экологическую ответственность;
— повышение уровня организационной культуры среди сотрудников компании.
3) Для сотрудников:
— в экоофисе создаются гораздо более комфортные и безопасные условия труда для сотрудников, что влечет к улучшению их самочувствия и, как следствие, к повышению работоспособности;
— улучшение корпоративной культуры организации. Внедрение концепции экоофиса позволяет компании выйти на совершенно новый уровень социально ответственной корпоративной культуры, что исходит, прежде всего, от понимания принадлежности всего бизнеса, руководства компании и каждого ее работника к высокой и действительно общественно важной и полезной идее. Как результат — увеличение уровня лояльности сотрудников к компании и формирование единой команды, которая способна решать более сложные вопросы и более оперативно.
Следует отметить особое влияние экологической культуры на репутацию (имидж) компании в целом. На сегодняшний день все большее внимание уделяется именно социальному имиджу компании, то есть роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Поддержка компанией экологически направленных проектов и забота об экологической безопасности, несомненно, оказывают положительное влияние на степень доверия партнеров, клиентов и сотрудников к компании, и на репутацию компании в целом.
Таким образом, кроме материальных выгод, связанных с различными видами экономии ресурсов, компании, поддерживающие концепцию экоофиса, могут получить и значительные нематериальные выгоды, среди которых улучшение имиджа и репутации компании в глазах как общественности в целом, так и потребителей, а также повышение уровня корпоративной культуры организации (табл. 3).
В настоящее время в России имеются широкие перспективы внедрения концепции эффективных экоофисов, сочетающих в себе и инновационные технологии, и их разумную эксплуатацию. На сегодняшний день на российском рынке существует уже порядка 90 офисов с коллективами от 10 до 10000 чел., внедривших концепцию экоофисов, и их количество уверенно увеличивается с каждым годом, поэтому важно стимулировать экологическую грамотность в бизнес-кругах.
Литература
1. Бекетов Н.В., Находкин Н.А., Павлова С.Н. Экологические аспекты экономического развития современного общества // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Труды 6-й Межд. научн.-практ. конф. Ч. 2. — СПб.: Нестор, 2004. — С. 262264.
2. Бекетов Н.В., Павлова С.Н. Оценка экономической эффективности инноваций и состояния охраны интеллектуальной собственности в Республике Саха (Якутия). — М.: ИНИОН РАН, 2003. — 125 с.
3. Современный экоофис: от концепции до эксплуатации // Стандарт: Бизнес-класс». — 2011. — № 4. — http://www.bizklass.com/ issue/308/316.html
4. Портал интернет-рекрутмента «Headhunter» (www.hh.ru)
5. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 687 с.
6. Как сделать офис зеленым. Рекомендации Гринпис России. — М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2010.
7. Портал Дело.иа (http://delo.ua/)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
С.В. Мясников,
докторант кафедры политологии Казанского федерального университета,
кандидат исторических наук [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организации государственного лесопользования в стране, пути развития национальной лесной политики. Освещены противоречия между властью, бизнесом и обществом. Сделаны выводы о необходимости новых законов, проектов, публичности в деятельности государства.
Ключевые слова: государственная лесная политика, лесные ресурсы, власть и бизнес
УДК 323 (470 + 571) ББК 66.3 (2 Рос.)
Тема рационального лесопользования в современной Рос- ких вопросов, которые в совокупности свидетельствуют о состо-сии поднимает широкий спектр актуальных научно-практичес- янии серьезного кризиса. Недостаточная степень изученности,