УДК 339.138
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ
А.М. Хлопяников, Е.М. Подольникова, Г.В. Хлопяникова
В результате проведенных исследований доказано, что для укрепления позиций отечественных производителей на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия необходима региональная система аграрного маркетинга. Создание маркетинговых служб в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях АПК, действующих разрозненно, не обеспечивает в должной мере решение проблемы.
Ключевые слова: маркетинг, агромаркетинг, структура управления, маркетинговый центр
Маркетинг в агропромышленном комплексе - это комплексная система мероприятий по планированию, ценообразованию, распределению и информационно - рекламному обеспечению реализуемых на потребительском рынке продовольственных товаров и услуг, направленная на максимальное удовлетворение спроса и получение прибыли [1].
Маркетинговая деятельность должна осуществляться во всех сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях АПК, независимо от их финансового состояния. Несмотря на это, пока в России агромаркетинг не получил необходимого распространения. Как следствие, отечественные производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия испытывают серьезные трудности в сбыте продукции, не выдерживают конкуренцию с ее поставщиками.
Анализ сельскохозяйственных предприятий Брянской области показал, что в подавляющем большинстве из них в большей или меньшей мере маркетинговые функции выполняют службы снабжения и сбыта. Причем, по уровню развития данной службы основную массу хозяйств можно разделить на 3 группы:
1. Предприятия, в которых указанная служба организационно не оформлена, а её функции выполняют специалисты других служб. В таких предприятиях, как правило, нет развитой базы доработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
2. Предприятия, в которых имеется служба снабжения и сбыта, но она работает малоэффективно. Таким сельхозпредприятиям присуща более высокая деловая активность, чем первым. В частности, они стараются воздействовать на перерабатывающие предприятия, учитывать спрос на свою продукцию, но не всегда должным образом реагируют на изменение рыночной среды.
3. Предприятия, имеющие развитые и хорошо укомплектованные специалистами службы снабжения и сбыта. Сельхозпредприятия этой группы стараются развивать собственную базу доработки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, что позволило им лучше «вписаться» в рыночную экономику. Однако таких хозяйств в области крайне мало.
На начальной стадии исследования, как и многие руководители сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК, мы полагали, что наличие собственной маркетинговой службы позволит последним занять прочные позиции на рынке сельхозпродукции и продовольствия. Однако, для большинства сельскохозяйственных предприятий Брянской области, которые имеют в основном небольшой объем и узкий ассортимент производимой продукции, организация служб маркетинга или введение должности маркетолог, не рационально.
Создание маркетинговых служб в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях АПК, действующих разрозненно, не обеспечивает в должной мере решение проблемы укрепления позиций отечественных производителей на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Чтобы эффективно решить эту проблему в каждом регионе необходимо создать систему управления агромаркетингом, обслуживающую всех производителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Данная система должна охватывать все уровни: низовой, район и регион. В связи с тем, что с усилением рыночной конкуренции регулирующая роль государства возрастает, основа этой системы должна являться частью государственного управления АПК региона.
В зависимости от сложившейся ситуации, районным звеном названной системы могут
быть:
- отдел в составе районного управления сельского хозяйства;
- агромаркетинговый центр на ассоциативной или кооперативной основе;
- муниципальный агромаркетинговый центр;
- частный агромаркетинговый центр.
В нынешних условиях наиболее приемлемыми являются первые три варианта. Первый ва-
риант может быть применен в районах, где сохранилось управление сельского хозяйства. Последний вариант получит развитие в перспективе, когда в российской экономике возникнет необходимая атмосфера доверия [2].
Сбор и обработка оперативной информации о спросе, предложении и ценах на местных, региональных, межрегиональных и мировом рынках совместными усилиями предприятий АПК района целесообразна как с финансовой, так и организационной точки зрения. Организация маркетинговой деятельности в районе возможна в различных формах.
Одной из форм может служить модель системы маркетинга района представленная на рис. 1, что позволит в районе сформировать стройную систему производства, переработки и реализации продукции, благодаря которой сельскохозяйственный район будет иметь свое экономическое «лицо», со свойственной ему специализацией, исходя из природно-климатических условий, производственных, трудовых ресурсов и коммерческой активности на аграрном рынке [3].
Коммерческие маркетинговые центры, которые могут быть организованы, как в форме отдельных предприятий, специализирующихся на оказании маркетинговых услуг на коммерческой основе, так и в форме служб принадлежащих группе предприятий АПК и выполняющих их запросы.
Сельскохозяйственные пред-
Заготовитель______ные_______
Коопера-
Фермеры,
Перерабатыва-ютттие предпри-
Предприятия —агросевиса—
Система
Районный
Коммерческие
маркетинговые
Коммерческие
маркетинговые
Собственные маркетинговые службы: крупных сельскохозяйственных
К Государ о
н
т
а
к
т
н
ы
Органы
Выста-
Биб-
НИИ,
Биржи
Меж-
дуна-
е
Основные задачи районного центра:
- проведение маркетинговых исследований потребительского рынков продовольствия и информационно-рекламное обеспечение реализации продукции;
- оптимизация структуры сельскохозяйственного производства и товарного ассортимента продукции;
- совершенствование механизма взаиморасчетов и каналов товародвижения;
- организация сбора, обобщения и анализа информации о производстве и реализации сельхозпродукции в районах, динамике цен и т.д.
Внутренняя организация работы маркетинговой службы строится с учетом размеров ресурсов района и специфики производства продукции, а также рынков, которые она обслуживает.
Также приемлемым является создание районных консультационно-маркетинговых центров на ассоциативной, кооперативной или муниципальной основе (последний вариант проще в реализации, но сопряжен с некоторыми правовыми проблемами) (рис. 2).
Директор
консультационно-маркетингового цен-
Отдел маркетинговых тра Отдел товарной политики
исследований
Отдел организации сбыта и координации связей между
Рис. 2. Примерная структура районного консультационно-маркетингового центра
Как показано на рис. 2, основными направлениями деятельности районного консультативно-маркетингового центра являются исследование рынков, разработка рекомендаций по планированию производства, содействие в реализации продукции и координация взаимодействия участников рынка [2].
Наряду с перечисленными, маркетинговому центру целесообразно поручить выполнение следующих задач:
- обеспечение участников (ими могут быть не только предприятия, но и индивидуальные предприниматели, в том числе, КФХ и ЛПХ) информацией о конъюнктуре рынков;
- концентрация мелких партий продукции для ее реализация по ценам крупных партий;
- выявление целесообразных способов товародвижения и организации сбыта продукции;
- организация участия учредителей в специализированных ярмарках, выставках и аукционах;
- оказание правовой помощи учредителям;
- ускорение товародвижения и взаиморасчетов;
- содействие в оптимизации взаимоотношений между предприятиями и организациями АПК района и другие.
На определенном этапе развития сотрудничества в области маркетинга станет возможным осуществление предприятиями-участниками взаимовыгодных совместных инвестиционных, торговых и производственных проектов.
Структура районного консультационно-маркетингового центра может меняться в зависимости от различных факторов: степени конкуренции, количества и емкости рынков, спроса и структуры потребления, объемов и ассортимента продукции, квалификации сотрудников, финансового состояния участников, каналов сбыта и т.д. В частности, центр может взять на себя снабженческие и иные функции, передача которых на уровень района выгодна для предприятий и других формирований отрасли.
В целом, исследования показывают, что для обслуживания производителей сельхозпродукции и продовольствия необходима региональная система аграрного маркетинга. Она должна охватывать товаропроизводителей, районный и областной уровень государственного управления АПК. Лишь при таком подходе возможно эффективное формирование маркетинговых информационных потоков, решение иных актуальных проблем, направленных на упорядочение деятельности маркетинговых служб предприятий, рост эффективности АПК области.
Таким образом, в условиях жесткой конкурентной борьбы для большинства предприятий АПК развитие маркетинга является одним из важнейших условий выживания и конкурентоспособности.
Иначе говоря, в современных условиях, с переходом к философии менеджмента, согласно которой сельскохозяйственное и перерабатывающее предприятие должны в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы потребителя, а не пытаться производить «удобную» для себя продукцию, которая впоследствии сбывается клиентам любыми доступными способами, маркетинг становится нечто большим, чем обычная функция менеджмента.
The investigations proved that for strengthening of positions of domestic manufacturers on the market of agricultural products and food you need a regional system of agricultural marketing. Creation of marketing services in agricultural and processing enterprises of the agroindustrial complex, acting separately, does not provide a proper solution to the problem.
The key words: marketing, farm marketing, management structure, marketing center
Список литературы
1. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 14.03.1995 №63 «О создании службы маркетинга в системе управления агропромышленным комплексом»
2. Рабаданов А.Р. Управление маркетингом в аграрной сфере региона / А.Р. Рабаданов // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва: ВНИИЭТУСХ, 2008. 37 с.
3. Кирилова О.В. Стратегическое планирование сельскохозяйственного производства / О.В. Кирилова // Предпринимательский менеджмент в АПК. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Тюмень, 2011.С. 14 - 16
Об авторах
Хлопяников А.М. - доктор сельско-хозяйственных наук, профессор кафедры таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кЫоруашкоу@тай .ги,
Подольникова Е.М. - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента имарке-тинга Брянской государственной сельскохозяйственной академии, [email protected]
Хлопяникова Г.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и маркетинга Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кЫоруашкоу@тай .ги,
Annotation
A.M. Khlopyanikov, E.M. Podolnikova, G.V. Khlopyanikova ON THE NEED OF THE REGIONAL SYSTEM AGRARIAN MARKETING
A.M. Khlopyanikov - Doctor of Agricultural Sciences, senior lecture of the Department of Life Safety, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovskiy.
E.M. Podolnikova - Candidate of Economic Sciences, senior lecture of the Department of Marketing, Bryansk state agricultural Academy
G.V. Khlopyanikova - Candidate of Economic Sciences, senior lecture of the Department of Marketing, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovskiy
тел. 8 (4832) 59-75-26, г. Брянск, ул. Бежицкая д. 1 корп. 4 кв. 276, 241007 тел. 8 (4832) 59-75-26, г. Брянск, ул. Бежицкая д. 1 корп. 4 кв. 276, 241007