Где, Эм - эффективность маркетинговой деятельности; Rфакт - фактический результативный признак (прибыль); Rрасч - результативный признак (прибыль) полученный по уравнению регрессии. Если данный коэффициент имеет положительное значение, и выше единицы, то маркетинг эффективен в бизнесе субъекта. Список использованной литературы:
1. Мищенко Т.Л. Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №1. С. 329-337.
2. Шестаков Р.Б. Как улучшить предпринимательскую среду малого бизнеса? // Российское предпринимательство. 2010. №5-1. С. 16-23.
© Мищенко Т.Л., 2016
УДК 330.1
Б.А. Мусаев, аспирант ВНИИ труда Министерства труда и социального развития РФ, г. Москва
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
Аннотация
В статье поднимается вопрос оценки состояния такого инновационного резерва развития человеческого капитала как образование, который в последнее время претерпевает существенные изменения и нуждается в определенной коррекции.
Ключевые слова
Человеческий капитал, образование, продолжительность жизни, доходы населения, инновационные резервы.
Среди актуальных проблем российской экономики можно выделить несколько, которые имеют наиболее важное значение для развития человеческого капитала, это: научно-техническое состояние производственной сферы, объем внутренних и внешних инвестиций, уровень жизни населения. Решение этих проблем на сегодняшний день определяет экономический рост экономики, в связи с чем возрастает роль человеческого капитала в этом процессе, который обеспечивает достижение конкурентных преимуществ и обеспечение качественных параметров экономического роста.
Такой подход к развитию человеческого капитала включает весь спектр экономических резервов, эффективное взаимодействие которых обеспечивается за счет уровня развития личности, состояния институтов гражданского общества и государственной системы управления. В основе этого взаимодействия лежит социальная политика, базирующаяся на социальном проектировании и инновациях, расширении и обновлении социальных функций государства, в том числе обеспечении развития человеческого капитала, повышении уровня сбережений населения, достижении высоких стандартов жизни за счет снижения бедности и совершенствования политики формирования доходов. Но современный уровень развития человеческого капитала неразрывно связан с качественным развитием и обновлением производственных мощностей, а также ростом уровня их инновационной составляющей. Эта составляющая имеет принципиально важное значение, что находит подтверждение в установлении ООН индекса развития человеческого потенциала, включающего показатели дохода, продолжительности жизни, уровня образования. Считается, что именно данные показатели отражают экономическую и социальную состоятельность экономики [1]. В силу чего эффективное развитие человеческого капитала зависит от уровня модернизации техники и технологий, ускорения обмена информацией, постоянного использования
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
инноваций. Основу для такого развития составляет не только непрерывное обучение и повышение квалификации работников, но и скорость их реагирования на изменение факторов производства. Это, в свою очередь, требует формирования нового подхода к резервам развития человеческого капитала.
На сегодняшний день структура резервов человеческого капитала включает: ресурсы повышения продолжительности жизни населения, рост доходов населения, увеличение образовательного потенциала. Повышение продолжительности жизни обеспечивается за счет роста ее качества, улучшения здоровья путем профилактики заболеваний, сокращения алкоголизма и пьянства. В данном направлении Россия добилась определенных успехов: продолжительность жизни в 2015 г. у мужчин составила 65 лет, у женщин - 76 лет. Это повышение по сравнению с предыдущим периодом составило почти на 3 года. Однако, по сравнению с Европейским странами мы еще отстаем в среднем на 10 лет, в связи с чем еще существует необходимость расширения резервов роста в этом направлении. В первую очередь, это внедрение инноваций в медицинское обслуживание населения, обеспечивающие совершенствование диагностики и профилактику заболеваний [2].
Резервы роста доходов населения также имеют ярко выраженную тенденцию к росту. Если мы рассмотрим динамику изменения номинальной заработной платы за период 2004-2015 гг., то наблюдается постоянный рост, за исключением 2009 года и 2014-2015гг., когда темпы прироста номинальной заработной платы были ниже предыдущих лет (Табл.1).
Таблица 1
Среднемесячная номинальная заработная плата в РФ в 2004-2015 гг.
Годы Заработная плата, руб. Темп прироста, %
2004 6740 --
2005 8555 26,9
2006 10634 24,3
2007 13593 27,8
2008 17290 27,2
2009 18638 9,9
2010 20952 12,4
2011 23369 11,5
2012 26629 13,9
2013 29792 11,9
2014 32495 9,1
2015 34030 4,7
Рассчитано по данным Росстата: Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfin_tab1.htm
Понижательные тенденции связаны, прежде всего, с действием кризисных явлений в экономике, которые тормозят развитие производства, и, соответственно, отражаются на снижении уровня заработной платы. Анализ изменения номинальной заработной платы показывает ее тесную зависимость от циклов развития экономики, поэтому резервы ее роста обусловлены состоянием экономического развития страны.
В то время как увеличение образовательного потенциала является управляемым резервом, который также как и резервы повышения продолжительности жизни зависит от уровня развития инновационного процесса в стране. Однако, следует отметить, что в настоящее время наблюдается снижение доли образовательной компоненты в человеческом капитале России. Данная тенденция прослеживается на основе анализа данных Росстата за 2005/06 -2015/2016 учебные годы (Табл.2). Если в период 2005/06 - 2010/11 гг. был отмечен постоянный прирост количества ВУЗов и численности студентов в них, то начиная с 2012/13 г. идет постоянное снижение и количества ВУЗов, и численности обучающихся.
Таблица 2
Динамика количества ВУЗов и численности студентов в них в период 2005/06 - 2015/16 гг.
Годы Число ВУЗов, всего В них студентов, тыс. чел. Темпы изменения численности студентов, %
2005/06 1068 7064,6 --
2006/07 1090 7309,8 3,47
Продолжение таблицы 2
2007/08 1108 7461,3 2,07
2008/09 1134 7513,1 0,69
2009/10 1114 7418,8 -1,25
2010/11 1115 7049,8 -4,97
2011/12 1080 6490,0 -7,94
2012/13 1046 6063,9 -6,56
2013/14 969 5646,7 -6,88
2014/15 950 5209,0 -7,75
2015/16 896 4766,5 -8,49
Источник: рассчитано по данным Росстата: Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/
Анализ динамики изменения количества ВУЗов в стране и численности студентов показывает, что их сокращение отмечается в период с 2011/12 гг. До 2015/16 гг. произошло сокращение ВУЗов на 219 или на 19,6%, в то время как численность студентов за этот же период уменьшилась на 2283,3 тыс. чел. или на 32,4%. Это значительное сокращение с точки зрения оценки образовательного потенциала. Во многом это можно объяснить реформой образования, которой привела к ликвидации значительного коммерческих числа ВУЗов, а также слиянию государственных учебных заведений. В то же время можно отметить и влияние демографического фактора: за рассматриваемый период молодежная возрастная группа населения (15-19 лет) сократилась на 250 тыс. чел. вследствие достижения этого возраста рожденных в 90-ые годы, когда рождаемость была на самых низких показателях (эффект «демографической ямы»). При этом усугубляет данную ситуацию то обстоятельство, что бюджетные средства, высвобождаемые в результате реформы образования, не направляются на повышение качества обучения в ВУЗах. В связи с чем с позиции оценки резервов развития человеческого капитала данная тенденция оказывает на него отрицательное влияние.
По нашему мнению, именно в рамках образовательного потенциала лежат возможности использования инновационных резервов роста человеческого капитал. Поскольку человеческий капитал приобретается не только в процессе получения образования в школе, ВУЗе, но и при последующей профессиональной подготовке, в том числе и непосредственно на рабочем месте, поэтому его резервы складываются под воздействием уровня развития производства. При этом наблюдается следующая зависимость: чем выше уровень инновационной подготовки персонала, тем выше уровень инновационного развития производства.
Таким образом, при развитии инновационной направленности образования учитываются внутренние нормы отдачи, которые определяются подобно нормам прибыли на капитал через отношение результата к затратам. Это позволяет оценивать эффективность человеческих инвестиций в образование и производственную подготовку. При вложении средств в образование человек ведет себя рационально, взвешивает возможные выгоды и предстоящие издержки. При этом он сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от вложений с доходностью альтернативных инвестиций, которые бы он вложил в том же объеме в другие направления своего развития - здоровье, пенсионное обеспечение, страхование и т.д. Такое сопоставление и является оценкой нормы отдачи на вложенный капитал в образование. Этот показатель создает реальную оценочную базу для резервов человеческого капитала и позволяет выделить перспективные направления их вложения.
Список использованной литературы:
1. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал в России?/ Р.И. Капелюшников. - М.: Высшая школа экономики, 2012. - 76 с.
2. Белкин Е. В. Формы регулирования взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг/ Е.В. Белкин, Т.К. Блохина // Науковедение: Интернет-журнал. 2013. № 1 (14). - ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/
© Мусаев Б.А., 2016
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 69.01
М.А. Нестула, студент Р.Г. Абакумов, к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ СТАТЕЙ РАСХОДОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТ СТРУКТУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬНО- МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Аннотация
В статье рассматривается методический подход к анализу зависимости статей расходов капитального строительства от структуры и величины элементов прямых затрат на выполнение строительно-монтажных работ.
Ключевые слова
Анализ, статьи расходов, капитальное строительство, структура.
Сводный сметный расчет является верхним уровнем ценообразования в строительстве, он обобщает данные о стоимости строительно-монтажных работ (далее - СМР), оборудования и затраты на иные необходимые отчисления. Сводный сметный расчет состоит из 12 глав. Проведя анализ взаимосвязи базисных элементов стоимости строительства и дополнительных затрат участников строительного процесса можно проследить ряд взаимосвязей. Прямые затраты, накладные расходы и сметная прибыль зависят от величины фонда оплаты труда (далее - ФОТ), временные здания и сооружения от стоимости СМР, затраты, связанные с удорожание работ в зимний период и страхование рисков от стоимости СМР, включая затраты на временные здания и сооружения. Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора строительства) определяется от стоимости СМР включая, затраты на временные здания и сооружения, затраты, связанные с удорожанием работ в зимний период, страхование рисков, а так же кроме стоимости СМР на процент отчислений оказывает влияние стоимость оборудования и стоимость пуско-наладочных работ (далее - ПНР) оборудования. Затраты на авторский надзор вычисляются от итога всех глав следующий перед ним. Резерв средств на непредвиденные расходы так же вычисляется в процентах от всех предыдущих глав, размер процента зависит от вида объекта. НДС вычисляется от стоимости строительства без НДС и следовательно имеет непосредственную от нее зависимость.
Исходя из прослеживающихся зависимостей можно составить формулу, позволяющую рассчитать величину изменения сметной стоимости с учетом всех дополнительных отчислений:
СС = (СССМР + ССОБ + ССПРОЧ) * (1 + Кнепр) * НДС, (1)
где СС- полная сметная стоимость строительства; ССсмр- сметная стоимость строительно-монтажных работ; ССоб- сметная стоимость оборудования; ССпроч- сметная стоимость прочих работ и затрат; Кнепр-коэффициент, учитывающий величину непредвиденных расходов; НДС - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость.
Из формулы можно исключить стоимость оборудования, так же следует обозначить в формуле, что СМР складывается из сметной стоимости материалов, заработной платы ,эксплуатации машин, накладных расходов и сметной прибыли, но накладные расходы и сметная прибыль вычисляются как процент от фонда оплаты труда рабочих, следовательно не зависят от сметной стоимости материалов.
СС. = (ССМАТ + ССЗП + ССЭМ + НР + СП + ССПРОЧ) * (1 + Кнепр) * НДС, (2)
где СС.-сметная стоимость строительства без учета сметной стоимости оборудования. Преобразуем формулу для вычисления стоимости материальных ресурсов с учетом всех затрат:
СС" = (1 + Шпроч) * (1 + Кнепр) * НДС, (3)
где 2Кпроч-коэффициент, учитывающий сметную стоимость прочих работ и затрат.