сформировался целый ряд сильных национальных игроков. Данный сценарий возможен, если на законодательном уровне для иностранных компаний будут созданы существенные преференции (доля иностранцев может достигнуть 80%, а в топ-10 российского страхового рынка останется лишь 2-3 национальные страховые компании) [2].
Вне зависимости от сценария развития наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат в сегменте страхования рисков иностранных компаний, работающих в России, а также на формирующемся рынке страхования жизни.
Эффективность страховой деятельности России уже в рамках ВТО будет зависеть от институциональных условий, в том числе нормативно-правового характера, профессиональности национальных страховщиков. Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом. Неконкурентные страховые компании, а также компании, занимающиеся фронтированием рисков за рубеж, со временем будут вынуждены покинуть рынок. Государство при этом может как выиграть (в результате развития российского страхового рынка и/или если в конкурентной
борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будут уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под контроль иностранцев) [2].
Как видим, культура страхового поведения в Европе выше, чем на отечественном рынке. Большое влияние на нее оказывает этимологическое значение термина страхование, сложившееся в сознании населения. В структуре как отечественного, так и зарубежного страхового портфеля важная роль отводится безопасности жизни и здоровья человека. Таким образом, государственные программы при объединении страхового поля России и стран ЕС, возможно, будут направлены на сохранность имеющейся структуры. Объединение отечественного и европейского страхования создаст дополнительные трудности в нормативно-правовой организации. Разработка концепции объединения не дает однозначного сценария дальнейшего пути развития российского страхования. В связи с вступлением России в ВТО повысится конкуренция среди страховщиков различного пространственного обслуживания. Ориентированность на европейские стандарты в рамках интеграции страховых рынков приведет к доступности страховой услуги как индикатора качества жизни населения.
Статья поступила 03.12.2013 г.
Библиографический список
1. Научная концепция развития страхования на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://www.insur-info.ru/press/35472/ (дата обращения:
27.05.2013).
2. Последствия вступления в ВТО для российского страхового рынка: стратегия-2021 [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/researches/insurance/entry_into_wto/ (дата обращения: 25.05.2013).
3. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. М.: Изд-во Росстата, 2012. 786 с.
4. Страховой рынок стран Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://
http://www.strahuemvseh.ru/index.php?p=34&page=content&r=1 0&s=75&subpage=s (дата обращения: 25.05.2013).
5. Суменкова Л.А. Состояние страховых услуг в Иркутской области: мат-лы XIV совещания географов Сибири и Дальнего Востока (Владивосток, 14-16 сентября 2011 г.). Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 383-385.
6. Шапошников А. Этимологический словарь русского языка. В 2 т. Т. 2. М.: Litres, 2013.
7. European Insurance - Key Facts // Insurance Europe aisbl Brussels. August 2012.
8. World insurance in 2011 Non-life ready for take-off // Swiss Re, Sigma. 2012. № 3.
УДК 330
ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ © С.И. Сунгуров1
Всероссийский научно-исследовательский институт проблем научно-технического прогресса и информации в строительстве,
119331, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 29.
Рассмотрены основные направления инновационного обновления жилищной сферы. В числе организационных новаций исследована проблема создания и функционирования жилищно-строительных кооперативов. Уделено внимание созданию нормативно-правовых и информационных условий и механизмов общественного мониторинга и контроля процессов внедрения инноваций в жилищной сфере.
Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: инновации; жилищная сфера; условия инновационного развития; государственное регулирование; общественный контроль; риски; экспертиза; государственно-частное партнерство.
INNOVATIVE WAYS TO SOLVE HOUSING PROBLEM S.I. Sungurov
1Сунгуров Станислав Игоревич, аспирант, тел.: 89265270340, e-mail: [email protected] Sungurov Stanislav, Postgraduate, tel.: 89265270340, e-mail:[email protected]
All-Russian Research Institute for Technological Progress Problems and Information in Civil Engineering,
29 Vernadsky pr., Moscow, 119331, Russia.
The article covers the primary directions of innovative renewal in the field of housing. It studies the problem of housing society formation and functioning as an organizational novation. The attention is given to the creation of regulatory and information conditions and mechanisms of public monitoring and control over the processes of innovation implementation in housing.
5 sources.
Key words: innovations; housing; conditions of innovative development; government regulation; public control; risks; expertise; public private partnership.
Обеспечение достойного уровня жизни граждан Российской Федерации, соответствующего уровню развитых стран, как ожидаемый результат формируемой траектории устойчивого развития страны невозможно без решения жилищной проблемы [1, 2]. Даже в период новейшей истории можно было наблюдать несколько системных попыток решения жилищной проблемы. Но все они осуществлялись уже в рыночной среде с использованием рыночных принципов решения проблемы. Только отдельные категории граждан и государственных служащих в порядке исключения получали жилье в рамках социально ориентированной распределительной системы. Системные подходы к проблеме, наработанные в советский период, оказались во многом утрачены. В силу этого возникли попытки найти новые решения старых проблем.
Страна на программной основе пыталась развить жилищное строительство. Использовался инструментарий ипотеки. Развивались и совершенствовались методы долевого строительства. Тем не менее, динамика решения острейшей проблемы обеспечения граждан жильем оставалась неудовлетворительной. В долевом строительстве конфликт интересов застройщиков, инвесторов и соинвесторов рождал множество спорных ситуаций, которые во время мирового кризиса 2008 г. приняли критический характер развития [4]. Недострои пришлось устранять силами местных органов власти и застройщиков, вынужденных работать практически без прибыли.
Финансовый кризис отразился и на рынке ипотечных кредитов. Массовых ипотечных дефолтов удалось избежать только благодаря взвешенной финансовокредитной политике государства, которая предполагала компенсации потери банков в связи с годовым мораторием на ипотечные выплаты. В настоящее время ипотечный рынок восстановлен, но его оборотов по-прежнему не хватает для комплексного решения жилищной проблемы.
По существу, инновационным решением жилищной проблемы в настоящее время становится развитие жилищно-строительной кооперации (ЖСК), сфокусированной на целевых группах трудоспособного населения.
Основным катализатором развития ЖСК является формирование платежеспособного спроса. При этом анализ жилищной проблемы показал, что для достижения синергетического эффекта необходимо объединить в рамках деятельности жилищных кооперативов как минимум два взаимосвязанных направления:
- строительство кооперативного жилого фонда и управление им в интересах собственников;
- строительство социально-ориентированного некоммерческого арендного фонда и управление им в целях обеспечения закрепления квартиросъемщиков.
Такой подход не только позволяет снять остроту проблемы обеспеченности жильем, но и будет способствовать решению ряда других острых социальных задач.
Во-первых, за счет предоставления права выкупа арендного жилья возникнет объективная возможность закрепления кадров. Механизм предоставления кооперативного жилья с рассрочкой оплаты должен быть разработан с учетом интересов всех участников кооперативного строительства, эксплуатации и аренды жилого фонда.
Во-вторых, с помощью жилищно-строительной кооперации можно оптимизировать миграционные процессы в стране, предоставляя жилье в точках индустриального роста или освоения территорий.
В-третьих, в процессе расширения участия бизнеса в жилищно-строительной кооперации возникает реальная возможность повышения социальной ответственности бизнеса за привлечение и закрепление квалифицированных кадров путем софинансирования кооперативных проектов.
В-четвертых, в ходе обеспечения взаимосвязи интересов граждан, бизнеса и властей возникает возможность вернуть плановый характер застройке жилья.
В-пятых, жилищно-строительная кооперация по существу своего экономического формата позволит развить формат государственно-частного партнерства в жилищной сфере.
Прогноз реакции частного сектора на кооперативные инициативы положителен как в силу роста дефицита квалифицированных кадров, так и вследствие относительно стабильных условий ведения бизнеса. Отметим, что развитие жилищных кооперативов - это не только прерогатива крупного бизнеса, но и возможности для малого и среднего бизнеса. Правда, они должны найти эффективные форматы консолидации со всеми экономическими агентами, а также выработать собственные адаптированные форматы кооперативных жилищных программ.
Задачи государства в развитии жилищной строительной кооперации не исчерпываются ролью пассивного наблюдателя. В лице региональных органов власти оно является полноценным участником процесса, в том числе и с помощью мер государственной поддержки платежеспособного спроса на жилье.
Среди мер поддержки платежеспособного спроса следует отметить:
- формирование рынка арендного жилья;
- поддержку ипотечных банков, жилищных фондов, профессиональных объединений в сфере недвижимости, жилищно-строительных кооперативов;
- реализацию программ по содействию в решении жилищных вопросов многодетных семей и отдельных категорий граждан (к примеру, работников бюджетной сферы и т.д.);
- создание системы ипотечного кредитования, доступного для большинства населения страны.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» к 2018 г. средний уровень процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2%-ных пункта, то есть составит 6,3-7,1 % [3]. Ожидаемые объемы ввода жилья возрастут до 80-110 млн м2 в год.
Таким образом, Президентом Российской Федерации заявлена серьезная программа ввода жилья. В этой связи очень важно обеспечить его ликвидность. В целях стимулирования предложения жилья на государственном уровне предусмотрена активизация вовлечения в оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Также чрезвычайно востребовано создание действенного механизма обеспечения земельных участков необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой, в том числе через развитие государственно-частного партнерства и проектного финансирования.
Планируется усилить содействие реализации программ строительства жилья эконом-класса, в том числе за счет мер поддержки промышленности современных строительных материалов. Инновационная направленность строительства реализуется на основе модернизации строительной индустрии с учетом современных условий строительных стандартов, норм и правил.
Следует особо отметить ожидаемое инвестиционно-строительной сферой существенное сокращение количества разрешений на строительство. Количество административных процедур сократится с 51 в 2012 г. до 11 в 2018 г. Также ожидается сокращение времени прохождения согласований с 423 дней в 2012 г. до 56 дней в 2018 г.
Жилищная проблема, тем не менее, не исчерпывается исключительно организационно-управленческими новациями. Научно-технические инновации выступают в формате:
- новых классов строительных материалов;
- ресурсоэкономных технологий возведения и эксплуатации жилищных фондов;
- новых способов планировки общих функциональных зон и жилищных помещений;
- систем оборотного водоснабжения;
- прорывных технологий утилизации продуктов жизнедеятельности и других направлений строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Помимо того, что жилье должно становиться компактнее и удобнее, оно должно создаваться без урона окружающей среде. В его создании должны быть четко соблюдены условия «зеленого строительства»: от применения возобновляемых источников энергии и сбора ливневых стоков для ландшафтного орошения до озеленения фасадов, оборудования велосипедных дорожек, мест стоянки велосипедов и обеспечения доступности общественного транспорта. Катализатором развития индустрии «зеленого строительства» в Российской Федерации стало олимпийское строительство. Впервые в таком масштабном проекте и на стратегическом уровне была поставлена задача по внедрению «зеленых стандартов» строительства для подготовки олимпийских объектов и инфраструктуры. Десять ключевых олимпийских объектов заявлены на сертификацию по международному стандарту «зеленого строительства» BREEAM. А сам принцип соблюдения «зеленых стандартов» является контрактным обязательством для всех инвесторов и подрядчиков олимпийской стройки.
Также обратим внимание на то, что решение жилищных проблем в условиях рынка потребует развития контрольной функции государства. Государство при всех обстоятельствах должно защищать граждан от недобросовестных экономических агентов, максимально снижать риски неэффективных проектноконструкторских решений и способствовать экологической безопасности проживания. В этой связи также речь должна идти об активизации экспертной деятельности. Это подразумевает:
- организацию постоянной экспертизы проектов государственных программ, прогнозов и концепций научно-технического и социально-экономического развития России, субъектов Федерации в рамках решения проблемы обеспечения жильем;
- проведение экспертизы крупных инвестиционностроительных проектов независимо от их принадлежности государству или частному бизнесу;
- организацию мониторинга научно-технического уровня строительной индустрии и подготовку предложений по его повышению;
- подготовку экспертных заключений по проектам федеральных законов, указов президента и постановлений правительства по вопросам жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- организацию непрерывного мониторинга действующих норм и правил строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Для повышения открытости, качества и гражданского контроля функций государственного управления, процедур выработки и реализации решений органов власти, оказания государственных услуг будут внедрены принципы открытого правительства, включая систему общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
В целях обеспечения прозрачности и понятности действий органов государственной власти предполагается создание системы раскрытия ключевой информации, собираемой для нужд государственного управления, в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет, включая существенное расширение объема открытых данных, предоставляемых в свободное пользование гражданам, обществу и бизнесу.
Открытость данных, регламентов, правил взаимодействия между властью и обществом станет основой развития общественных отношений: заработает инструментарий «российской общественной инициативы», разовьется эффективная сеть социально ориентированных некоммерческих организаций, увеличатся масштабы государственно-частного партнерства в социально-экономических сферах.
Особое внимание будет уделяться развитию конкурентной среды и повышению качества жизни. Для этого на рынке жилья должны появиться помимо государственно-частных партнерств крупных девелоперов и застройщиков жилищно-строительные кооперативы, социальные строительные организации, средние и малые строительные предприятия [5].
Также в настоящее время очевидно, что без формирования эффективной системы противодействия коррупции, повышения качества государственного управления и реализации принципов открытости пря-
Библиограф
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1бб2-р от 17.11.2008 г.
2. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года [Электронный ресурс]. и^: \м\м\м.правительство.рфМосз/22б17 (дата обращения:
23.03.2013).
3. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации
мые потери и упущенные выгоды инвестиционностроительной деятельности не позволят ей набрать необходимые обороты.
В этой связи будут осуществлены следующие меры:
- созданы условия для активного гражданско-общественного контроля над эффективностью государственных расходов и инвестиций с государственным участием;
- реализован механизм общественного мониторинга и контроля над деятельностью органов государственной власти;
- в целом усовершенствованы контрольнонадзорные функции.
Направленность мер на формирование цивилизованных отношений в жилищной сфере позволит определить основные критерии качества оказываемых жилищных и коммунальных услуг и ответственности за их достижение за счет создания благоприятных условий инновационного обновления рынка жилья.
Статья поступила 09.04.2013 г.
ский список
доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: указ Президента РФ № 600 от 7.05.2012 г. // Российская газета. 2012. 9 мая. № 5775.
4. Яськова Н.Ю. Механизмы инвестирования в устойчивое развитие // Экономика строительства. 2010. № 2.
5. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М.: Изд-во МАИЭС, 2009.