60
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2009
УДК 37.03
ИННОВАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
©2009Соколова И.Ю., Халилова Л.А.
Ставропольский государственный университет
В статье рассматриваются общенаучные методологические подходы современной гуманистической психологии и педагогики высшей школы, которые обеспечивают эффективность процесса обучения студентов: личностно-деятельностный, полисубъектный, экопсихологический, психодидактический, индивидуально-творческий, этнопедаго-гический подход, профессионально-личностный, практико-ориентированный подходы. Также большое внимание уделяется основным современным инновационным психологопедагогическим технологиям в высшей школе, таким как: имитационно-игровые, проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые, рефлексивные (психотехнологии), обеспечивающие развитие социально-психологических, коммуникативных, научно-
исследовательских компетенций будущего специалиста.
The article deals with general scientific methodological approaches of modern humanistic psychology and pedagogy of the higher school, which provide the efficiency of the students ’ educational process: to personality and activities, polysubject, ecopsychologic, psychodidactical, individually creative, ethnopedagogic approach, professional personal, oriented for parac-tical work approaches. Much attention is paid for main modern innovational psychologo-pedagogical technologies at higher school, such as: imitative play, problem searching, communicative dialogue, reflexive (psychotechnologies), providing the development of the future specialist’s social and psychological, communicative, research competencies.
Ключевые слова: коммуникативные, проблемно-поисковые, рефлексивные технологии (психотехнологии); имитационно-игровые технологии.
Keywords: communicative, problem searching, reflexive technologies (psychotechnologies); play imitative technologies.
Эффективность процесса обучения в современной высшей школе обеспечивают следующие общенаучные методологические подходы современной гуманистической психологии и педагогики высшей школы [1]:
- личностно-деятельностный подход к обучению позволяет рассматривать обучение не только с позиции студента, но и с позиции педагога, переориентировать процесс обучения с организации и управления педагога целенаправленной учебной деятельностью студента на сотрудничество и изменять схему их взаимодействия на субъект - субъектную схему равнопартнерского решения учеб-
ных, профессиональных и жизненных задач. Данный подход способствует организации сотрудничества и между студентами;
- полисубъектный подход предполагает максимальное использование всех средств коммуникации в учебном процессе, обеспечивающие активную субъектную позицию студента;
- экопсихологический подход обеспечивает создание благополучного социально-психологического микроклимата в учебном процессе, осознание собственной значимости и ответственности в решении поставленных задач;
Психолого-педагогические науки
• ••
61
- психодидактический подход позволяет осуществить подбор дидактических средств таким образом, чтобы они стимулировали личностное и профессиональное развитие будущего специалиста, с учетом его индивидуальных и социально-психологических особенностей;
- индивидуально-творческий подход требует разработки разноуровневых, дифференцированных заданий (репродуктивно-творческих, творческих) позволяющих актуализировать творческий потенциал каждого студента;
- этнопедагогический подход предполагает организацию образовательного процесса в вузе с учетом традиций, культурного наследия народов данного региона, стран мира; обеспечивает подготовку специалиста к работе в международной среде, его способности принять этнические различия и мультикультурности;
- профессионально-личностный подход обеспечивает развитие необходимых личностных качеств будущего специалиста в конкретной профессиональной деятельности;
- практико-ориентированный подход требует подбор соответствующих форм и методов обучения студентов, обеспечивающих практическое применение полученных теоретических основ различных дисциплин в нестандартных профессионально-жизненных ситуациях.
Поэтому при организации образовательного процесса в вузе в работе со студентами целесообразно применять инновационные психолого-педагогические технологии (ИППТ), способствующие развитию творчества, самостоятельности, мобильности, формированию внутренней мотивации у специалистов к самосовершенствованию и саморазвитию. Инновационные психолого-
педагогические технологии представлены в виде четырех основных групп: коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, имитационно-игровые и рефлексивные. Дадим краткую характеристику наиболее интересных форм реализации ИППТ.
Коммуникативно-диалоговые технологии.
Цель: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики.
Основные виды: диспут, дискуссия, интеллектуальный бой, телемост, прессконференция, интервью, интервью-
диалог, турнир ораторов, интеллектуальная дуэль, сократов-круг, открытая кафедра, «волшебный стул», «техника аквариума» и др.
«Техника аквариума» - разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Ее процедура выглядит таким образом:
1. Постановка проблемы ведущим;
2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу;
3. Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории;
4. Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения;
5. Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы;
6. Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам;
7. Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять таймаут или в письменном виде (записка) подсказать;
8. Анализ качества аргументации выступающих, подведение итогов, выявление лучших [5].
«Турнир ораторов» - обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.
Выбираются из аудитории два конкурсанта - оратора, которые заранее го-
62
Известия ДГПУ, №1, 2009
товят свои выступления по обозначенным темам. Остальные - члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Дается устный комментарий - оценка нескольких членов жюри [4].
«Интеллектуальная дуэль» - форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория - секунданты, которые оценивают качество вопросов (Проблем-ность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель.
«Волшебный стул» - социально-
психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать у студентов интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, присутствующие поочередно произносят вслух все положительные стороны личности (внешние и внутренние качества, черты характера). Данная форма работы позволяет взглянуть на товарища с социальноценностной позиции; стимулирует говорить комплементы друг другу сейчас и теперь; развивает эмпатию; изменяет положение в группе; переориентирует внимание студентов с «недостатков» на «достоинства» сидящего на стуле; желание сказать ему ободряющее и возвышающее его как личность. Не следует бояться пауз, тишины, когда студенты молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отличая, что необходимо то, что не лежит
• • •
на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед ними, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, улыбаясь, отвечает в ответ [3].
«Открытая кафедра» - один из способов вывести студента на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. На открытую кафедру восходит студент в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему представили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. При этом важно, чтобы максимально соблю -дался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свою точку зрения. Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» могут стать вопросы: «Что я сказал бы, если бы...»; «... если бы я был властен изменить мир»; «... если бы меня услышало человечество»; «. если бы все государственные деятели сидели передо мной»; «... если бы я был президентом.» и т.п. так же возможен вариант гражданского отклика на случившиеся необычайные события в общественной жизни. Участвовать в «открытой кафедре» могут и преподаватели, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы студента и не навязать им своей жизненной позиции.
«Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности специалистов для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных».
Формы круглого стола: «заседание экспертной группы»; «форум»; «симпозиум»; «дебаты»; «диспут»; «прения»; «судебное заседание»; «техника аквариума»; «мозговой штурм» [7].
Психолого-педагогические науки
• ••
63
Проблемно-поисковые технологии. Цель: развитие логического, креативного мышления; формирование самостоятельности, самоорганизации, умения
работать в парах и группе; формирование общенаучных компетенций.
Таблица 1
Классификация кейсов
Вид кейса в зависимости от уровня сложности Объем и сроки выполнения кейса Вид кейса Виды кейсметодов Содержание кейса (способ подачи материала) Носители информации Способ организа- ции
Репродук- тивно- творческий В течение 1 занятия -сюжетные; -бессюжетные; -вопросный кейс; -кейс-задание проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации; фильмы, видеолекции, аудиокассеты, специализированные пособия индивиду- альная
метод классификации создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации статистические данные парная
дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения статистические данные, нормативноправовые документы групповая
игровые представление вариантов поведения героев ситуации групповая
Творческий -рассказ; -эссе; -аналитическая записка; -журналистское расследование; -отчет; -очерк; -совокупность фактов; -совокупность статистических материалов; -совокупность документов и производственных образцов; -столкновение различ-ныхточекзрения метод описания создание описания ситуации индивиду- альная
системный анализ системное представление и анализ ситуации статистические данные, данные практики, нормативно-правовые документы групповая
Исследова- тельский (эвристиче- ский) - прогностический кейс; -кейс со специальными приложениями; -личностный кейс; -организационноинституциональный кейс; - многосубъектный кейс; - результаты исследований моделиро- вание построение модели ситуации наглядные материалы, видео-, аудиокассеты парная
мозговая атака генерирование идей относительно ситуации групповая
мысленный экспери- мент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования наглядные материалы, видео-, аудио-кассеты, статистические данные, данные практики, нормативно-правовые документы индивиду- альная
64
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2008
Основные виды:
- решение проблемных задач; проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы);
- кейс-технологии (репродуктивнотворческого, исследовательского, творческого уровня);
- видео-практикум;
- презентации и защиты творческих проектов;
- в форме учебного совета, заседания научной лаборатории и др.
Таблица 2
Технология работы с использованием кейсового метода
Вид кейса Действия преподавателя Действия студента
До занятия В ходе занятия После занятия До занятия В ходе занятия После занятия
Репродук- тивно- творческий 1. Подбирает кейс; 2.Определяет основные и вспомогательные материалы; 3. Разрабатывает сценарий занятий 1. Организует предварительное обсуждение кейса; 2. Делит группу на подгруппы; 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Оценивает работу студентов; 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы; 2. Индивидуально готовится к занятию 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы; 2. Разрабатыва ет варианты решений; 3. Принимает участие и участвует в принятии решений 1. Составляет письменный отчет (проект по данной теме)
Творческий 1. Подбирает кейс; 2.Определя-ет основные и вспомогательные материалы; З.Разрабаты-вает сценарий занятий 1. Организует предварительное обсуждение кейса; 2. Делит группу на подгруппы; 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах 1. Оценивает работу студентов; 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы; 2. Индивидуально готовится к занятию; 3. Поиск дополнительных сведений студенты осуществляют самостоятельно 1. Самостоятел ьно разрабатывает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы; 2. Разрабатыва ет варианты решений; 3. Принимает участие и участвует в принятии решений 1. Составляет письменный отчет (проект по данной теме)
Исследова- тельский (эвристиче- ский) 1. Подбирает кейс 1. Организует предварительное обсуждение кейса; 2. Делит группу на подгруппы; 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах 1. Оценивает работу студентов; 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы; 2. Индивидуально готовится к занятию; 3. Поиск дополнительных сведений; Определение основных и дополнительных материалов; 4. Разработка сценария занятия 1. Самостоятел ьно разрабатывает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы; 2. Разрабатыва ет варианты решений; 3. Принимает участие и участвует в принятии решений 1. Составляет письменный отчет (проект по данной теме)
Психолого-педагогические науки
• ••
65
Кейс-технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-
методических материалов с использованием различных видов носителей информации.
К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.
Кейс-технология опирается на совокупность определенных дидактических принципов:
1. Принцип индивидуального подхода к каждому студенту, учет его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о студентах еще до занятий. Производиться акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента;
2. Экопсихологический принцип обеспечивает создание благоприятного микроклимата в студенческом коллективе и в процессе взаимодействия с преподавателями.
3. Психодидактический принцип предполагает подбор дидактического материала, обеспечивает развитие личности. Обеспечивает студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются проблемных задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и CD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется, статистические данные по результатам мониторинга, карты, рисунки, фотографии и т.п.);
4. Принцип оптимальности основывается на концентрации лишь на основных положениях изучаемого, отражающих содержание науки и практики;
5. Принцип диалогичности обеспечивает доступность преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;
6. Принцип саморазвития предполагает формирование у студентов навыков
самоменеджмента, умения работать с информацией и определять индивидуальную траекторию профессионального личностного роста [8]. Наблюдается специфика кейс-метода и с точки зрения тех методов, на которые он опирается. Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей.
Рефлексивные технологии (психотехнологии).
Цель: сформировать умение оценивать личностью собственных ресурсов (личных качеств), необходимых в решении конкретной моделирующей профессиональной ситуации.
Основные виды: социальноперцептивные; организационно-
коммуникативные; когнитивные; рефлексивные; комплексные. Для реализации процесса индивидуализации в профессионально-личностном самосовер-
шенствовании специалистов использовались специально разработанные тренинги. Все упражнения прошли апробацию в реальной практике коррекции и терапии, получили положительную
оценку специалистов [2].
Имитационно-игровые технологии.
Цель: формирование умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждения различных способов ее решения; формирование общепрофессиональных и общенаучных компетенций.
Основные виды: ролевые, деловые игры; познавательные интерактивные игры; театрализованный практикум-этюд; игры-практикумы; игры-исследования; операционные игры; игры-инсценировки; формы игр телевизионных шоу-программ интеллектуального характера («Что? Где? Когда?) [6].
Таким образом, проиллюстрированные наиболее эффективные интерактивные формы и методы обучения будут способствовать формированию социально-психологических, коммуникативных, научно-исследовательских компетенций будущих специалистов.
66
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2009
Примечания
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 2. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетенций как результат современного образования // Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001. 4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2002. 5. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы / Под ред. А. А. Деркача. М., 2006. 6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003. 7. Хохлова ДА., Соколова И.Ю., Таранова Т.Н. Методика преподавания педагогики. Ставрополь : СГУ, 2005. 8. Цветков В.Я., Омельченко А.С. Инновация и инновационный процесс как сложная система // Качество. Инновации. Образование. 2006. №2. С. 10-13.
Статья поступила в редакцию 26.12.2008 г.
УДК 372:8
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
© 2009Тучэлэев с.Т., Гаспарян Е.В., Бабаев Т.Я.
Дагестанский государственный педагогический университет
Посвящается проблеме развития личности младшего школьника в свете теории развивающей технологии обучения. Научно-теоретическим, методологическим анализом выделены основные концептуальные предпосылки и постулаты развивающих технологий обучения. Дан сравнительный анализ потенциалов традиционной и развивающей систем обучения и выделены критерии и специфика реализации развивающей функции обучения.
The article is devoted to the problem of the younger schoolchild’s personality development in the light of the theory of developmental theory of education. With the help of scientific-theoretical, methdological analysis the main conceptual premises and postulates of the developmental technologies of education have been marked out. The comparative potential analysis of traditional and developmental educational systems has been given and criteria and specifics of realizating the developmental functions of education have been singled out.
Ключевые слова: развивающие технологии обучения, развитие личности, субъект обучения, традиционная система обучения, функции обучения.
Keywords: developmental technologies of education, personality’s development, subject of education, traditional system of education, functions of education.
Начало XXI века в России - это время кардинальных социально-
экономических, политических измене-
ний и сложных социокультурных преобразований. Переориентация общественных устоев и ценностных установок