References
1. Dahin A.N. Modelirovanie kompetentnosti uchastnikov otkrytogo obschego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
2. Tatur Yu.G. Obrazovatel'nyjprocess v vuze: Metodologiya i opyt proektirovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
3. Hutorskoj A.V. Tehnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij. Internet-zhurnal«'Ejdos». 2005. Available at: http://www.eidos.ru/iournal/2005/1212.htm
4. Zdanovich O.V. O strukture i soderzhanii issledovatel'skoj kompetencii studentov - buduschih matematikov. Vestnik TGPU. 2012; № 11 (126): 76 -79.
5. Bajdenko V.I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda). Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004; № 11: 3 - 13.
6. Dzidzoeva S.M. Problema formirovaniya issledovatel'skoj kompetencii studentov. Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo centra. Seriya «Pedagogika i obrazovanie». 2008; T. 8, № 2: 19 - 22.
7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.
8. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.
9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.
Статья поступила в редакцию 28.01.20
УДК 371
Yadrov K.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, MSRU, Department of Preschool Education, Faculty of Psychology (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN. The work studies a problem of influence of innovative processes in education on the successful development of young children. The article presents the author's review of materials devoted to the development of views on innovative processes as such, as well as their transformation in the field of education. The social side of the ongoing changes in the state's innovation policy is reflected. Some trends in the use of innovations in the education of young children are shown. The author describes a number of educational technologies that have made a notable contribution to innovative pedagogy. Currently, they are being implemented quite widely, but new types of technologies are being developed, which have proven themselves in the educational practice of other countries.
Key words: innovation, younger age, innovations in education, student portfolio, game technologies.
К.П. Ядров, канд. пед. наук, доц., ГОУ ВО МО МГОУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Работа посвящена проблеме влияния инновационных процессов в образовании на успешное развитие детей младшего возраста. В статье представлен авторский обзор материалов, посвященных развитию взглядов на инновационные процессы как таковые, а также их трансформация в сфере образования. Основываясь на современных подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии, которые объединяют методики, способы и методы передачи знаний и оценивания, которые внедряются в российские образовательные учреждения. Отражена социальная сторона происходящих изменений в инновационной политике государства. Показаны некоторые тренды в применении инноваций в образовании детей младшего возраста. Автор описывает ряд образовательных технологий, которые внесли свой заметный вклад в инновационную педагогику. В настоящее время они реализуются достаточно широко, но отрабатываются новые виды технологий, которые положительно зарекомендовали себя в образовательной практике других стран.
Ключевые слова: инноватика, младший возраст, инновации в образовании, портфолио учащихся, игровые технологии.
В последнее время активизируются процессы перехода России из категории стран «догоняющего развития» в категорию «мировых лидеров». Как отмечается в "Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года", перед Россией стоит важная задача посткризисного восстановления. Несмотря на то, что в системе образования уже много сделано в условиях реформ (в том числе не всегда однозначно положительного), и инновационные процессы продолжаются, требует переосмысления уже сделанное [1 - 12].
Осуществляемая в настоящее время инновационная политика государства детерминирует инновационные тенденции развития всех уровней системы образования, в которой уникальная роль в становлении растущего человека принадлежит дошкольному образованию.
В 2010 году появляются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в 2013 году утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Обозначенная стратегия в определяющей степени зависит от личност-но-профессионального ресурса учителя начальных классов, его инновационного потенциала.
В условиях современных инновационных процессов к сфере образования, к современному педагогу дошкольного обучения, который должен стать первым педагогом в жизни ребёнка, предъявляются следующие требования:
• высокий уровень профессиональной и личностной компетентности,
• постоянное стремление к саморазвитию и самообразованию,
• направленность на освоение и апробацию в образовательной практике современных технологий и др.
Между тем ещё вначале 90-х гг XX в. произошёл переход отечественной системы образования на новую образовательную парадигму. Это обстоятельство открыло возможность постоянного исследовательского поиска в области педагогической инноватики. Тем самым были созданы объективные условия для активной востребованности инноваций в педагогической практике.
Таблица 1
№ Учёные Их вклад в педагогическую инноватику
1. Н.М. Анисимов, A.C. Ахнезер, В.П. Беспалько, В.Е. Гмурман, A.A. Деркач, ГА. Китайгородская, Д.Н. Ковтарадзе, H.A. Морева, М.М. Поташник, О.Г Хомерики и др.); - поиск путей, способов и приёмов внедрения педагогических инноваций в образовательную практику;
2. Ш.А. Амонашвили, А.Н. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В.А. Сухомлинский; - исследование профессиональной деятельности учителей и их личностных качеств;
3. В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никан-дров, Н.И. Посталюк, Т.Н. Прохорова, Н.М. Таланчук, В.Д. Шадриков и др.); - изучение общих и специфических особенностей инновационной педагогической деятельности как особого вида творческой деятельности;
4. М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, Н.Я. Найн, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, Н.Р Юсуф-бекова и др.; - разработка основ теории и методологии педагогической инноватики;
5. В.К. Дьяченко, И.Л. Бим, Г.И. Железовская, Н.В. Кухарев, И.В. Кучерук, Н.В. Кузьмина, AÄ Миньяр-Белоручева, H.A. Морева, В.В. Петрусинский, Д.В. Чернилевский, В.В. Сериков, Г.П. Щедровицкий и др.). - разработка, освоение и апробация инновационных педагогических технологий, форм, методов проектирования и применения инновационных средств обучения.
Вклад учёных в отечественную педагогику инноваций
Начиная с XXI в., в российской педагогике было разработано и внедрено множество новых педагогических подходов и принципов организации обучения:
• демократизации образования;
• направленности на непрерывное образование;
• гуманизации и гуманитаризация всех сфер педагогической деятельности;
• интенсификации и оптимизации обучения;
• направленности на активное сотрудничество и сотворчество педагога с учащимися;
• реализации идей развивающего и воспитывающего обучения и др.
Все эти подходы были объединены единой стратегией - направленностью на личностное развитие, раскрытие потенциала каждого обучаемого.
Обобщая деятельность плеяды учёных, которые своими идеями и опытом экспериментального преподавания на основе инновационных технологий внесли свой значительный вклад в становление педагогики инноваций, отметим имена следующих учёных (табл. 1)
Как отмечает А. Мешков [3, с. 117], «инновацию можно рассматривать как специфический логико-рациональный компонент поведения субъектов инноваций, имеющий отношение к содержанию восприятия, изменения аспектов менталитета, когнитивных способностей индивида».
Н. Изоткина, Ю. Осипов, подчеркивают непредсказуемость инноваций, определённые сложности при их описании, отмечая трудности в определении самого предмета инноватики. В основе изучения инноватики авторы видят умственную деятельность человека [4, с. 5]. Исследователи дают следующую трактовку понятию: «Инновация - это результат сочетания разных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований, маркетинга, руководства проектом, работы в команде, тренинга, творческого мышления. Нужно говорить о многомерности инновации» [4, с. 8].
Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова определяют инновацию через результат создания и внедрения принципиально нового или модифицированного средства (новшества) [4], А. Пригожин сводит понятие нововведения к развитию технологий и техники, управления, отдельно отмечая в своей монографии фазы зарождения, освоения и диффузии нововведений [6].
Как отмечают учёные [5 - 10], инновационность в образовании может проявиться в следующих сферах:
Таблица 2
Реализация инновационных идей в образовании
№ Виды сфер применения инноваций
1. - в создании и использовании новых эффективных методов и технологий образования и воспитания;
2. - в принятии и развитии новых идей, ценностей и стратегий в сфере образования;
3. - в разработке новых методов структурирования и управления образовательным процессом.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии - совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Проектная работа - это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, сформировать у них навыки работы в коллективе. Цель проектов - использовать на практике, расширить и углубить полученные знания [3].
Игровые технологии выполняют ряд важных функций:
• диагностическую,
• развлекательную,
• терапевтическую,
• социальную и др.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы.
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно активно визуализировать учебные достижения учащихся и их открытия.
Данная инновация для российского образования была реализована в разнообразных формах, которые могут использоваться на различных ступенях образования.
Таблица 3
Реализация различных форм портфолио в образовательной практике
№ Формы портфолио Функции
1. «папки достижений»; - все наработки, проекты;
2. «дневники роста»; - результаты творческой деятельности;
3. электронные портфолио; - сбор материалов, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях;
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что интерактивные технологии дают возможность поменяться местами учителям и ученикам. В последнее время данные технологии активно реализуются в процессе проведения проблемных лекций, мастер-классов, семинаров, диспутов, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение. Эти технологии зарекомендовали себя как наиболее инновационные. В настоящее время они реализуются достаточно широко, но отрабатываются их новые виды, которые положительно зарекомендовали себя в образовательной практике других стран.
Библиографический список
1. Инновации для педагога. Сервер VIAFUTURE.RU инновации, стартапы, изобретения. Available at: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii
2. Педагогическая инновация: суть и цели. Available at: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii
3. Осипов Ю.М., Изоткина Н.Ю. Современные проблемы инноватики: учебное пособие. Томск: STT, 2012.
4. Пригожин А.И. Нововведения:стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). Москва: Политиздат, 1989.
5. Горелова ЛА. Педагогические условия применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2010.
6. Ядров К. П. Опыт организации медиа образовательных занятий по ФЭМП у детей младшего возраста: теория и практика. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 165 - 167.
7. Ядров К.П. Полиструктурные ценности бакалавров дошкольного образования МГОУ как субъектов инновационной деятельности. Подготовка кадров системы дошкольного образования как ресурс устойчивого развития общества сборник научных статей. Минск, 2018: 460 - 463.
8. Ядров К.П. Понятие инновационной образовательной среды. Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования сборник научных трудов. Москва, 2016: 106 - 115.
9. Ядров К.П. Роль самоанализа субъекта инновационной деятельности. XI Левитовские чтения: Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2016: 321 - 324.
10. Ядров К.П. Степень принятия новизны как фактор инновационного мышления педагогов (на примере бакалавров дошкольного и начального образования МГОУ). XII Левитовские чтения: Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017: 130 - 131.
11. Ядров К.П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах. Инновационная деятельность в образовании: материалы X-й Международной научно-практической конференции. 2016: 459 - 466.
12. McGeown V. Dimensions of teacher innovativeness. British Educational Research Journal. 1980; Vol. 6, № 2, 1980: 147 -163.
References
1. Innovaciidlya pedagoga. Server VIAFUTURE.RU innovacii, startapy, izobreteniya. Available at: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii
2. Pedagogicheskaya innovaciya: sut' i celi. Available at: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii
3. Osipov Yu.M., Izotkina N.Yu. Sovremennye problemy innovatiki: uchebnoe posobie. Tomsk: STT, 2012.
4. Prigozhin A.I. Novovvedeniya:stimuly iprepyatstviya (Social'nye problemy innovatiki). Moskva: Politizdat, 1989.
5. Gorelova LA. Pedagogicheskie usloviyaprimeneniya innovacij vprofessional'nojpodgotovke buduschih uchitelej. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2010.
6. Yadrov K. P. Opyt organizacii media obrazovatel'nyh zanyatij po F'EMP u detej mladshego vozrasta: teoriya i praktika. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 165 - 167.
7. Yadrov K.P. Polistrukturnye cennosti bakalavrov doshkol'nogo obrazovaniya MGOU kak sub'ektov innovacionnoj deyatel'nosti. Podgotovka kadrov sistemy doshkol'nogo obrazovaniya kak resurs ustojchivogo razvitiya obschestva sbornik nauchnyh statej. Minsk, 2018: 460 - 463.
8. Yadrov K.P. Ponyatie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy. Innovacionnaya aktivnost'pedagoga: problemy i perspektivy issledovaniya sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2016: 106 - 115.
9. Yadrov K.P. Rol' samoanaliza sub'ekta innovacionnoj deyatel'nosti. XI Levitovskie chteniya: Sociokul'turnaya determinaciya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016: 321 - 324.
10. Yadrov K.P. Stepen' prinyatiya novizny kak faktor innovacionnogo myshleniya pedagogov (na primere bakalavrov doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya MGOU). XII Levitovskie chteniya: Prikladnaya psihologiya: sovremennoe sostoyanie, 'effektivnost' issledovanij, perspektivy razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017: 130 - 131.
11. Yadrov K.P. Teoretiko-metodologicheskie podhody k issledovaniyu roli sub'ekta v innovacionnyh processah. Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: materialy X-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 459 - 466.
12. McGeown V. Dimensions of teacher innovativeness. British Educational Research Journal. 1980; Vol. 6, № 2, 1980: 147 -163.
Статья поступила в редакцию 28.01.20
УДК 378.51
Sanina E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian Customs Academy (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Voronko T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian University of transport (MIIT), University of Finance and law (MFUA) (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Savadova A.A., senior teacher, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS AT A UNIVERSITY.
Psychological characteristics of students aged 17-18 determines the social and personal self-determination characteristic of students of this age. Purposeful work on the organization and development of self-educational activities of students in the information and educational environment involves the management of this process. The success of development of professional activity of students depends on formation of readiness of students for self-educational activity. The formation of readiness involves setting goals and planning individual educational process. The article defines the levels of readiness of students for self-educational activities in the information and educational environment of a university.
Key words: self-education, information and educational environment, readiness, levels of formation of self-educational activity.
Е.И. Санина, д-р пед. наук, проф., Российская таможенная академия, г. Москва, E-mail: [email protected]
Т.А. Воронько, канд. пед. наук, доц., Российский университет транспорта (МИИТ), Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.А. Савадова, ст. преп., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, г. E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Психологические особенности обучающихся в возрасте 17 - 18 лет обусловливает социальное и личностное самоопределение, характерное для студентов данного возраста. Целенаправленная работа по организации и развитию самообразовательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде предполагает управление этим процессом. Успешность развития профессиональной деятельности студентов зависит от формирования их готовности к самообразовательной деятельности. Формирование готовности, в свою очередь, предполагает постановку целей и планирование индивидуального образовательного процесса. В статье определяются уровни готовности студентов к самообразовательной деятельности в информационно-образовательной среде вуза.
Ключевые слова: самообразование, информационно-образовательная среда, готовность, уровни сформированности самообразовательной деятельности.
Стратегия инновационного образования определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов: свободное владение информационными и коммуникационными технологиями, готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, формирование и развитие навыков самостоятельного получения знаний. В процессе обучения математике в вузе важным целевым ориентиром становится формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности [1].
Щуклина Е.А. рассматривает самообразование как «вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения». Автор считает, что самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку он связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность [2, с. 143].
Именно от готовности студентов к самообразовательной деятельности зависит непрерывный профессиональный рост специалиста в будущем, готовность к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Формирование готовности к самообразовательной деятельности студентов в обучении математике является жизненно важным ориентиром в достижении успешности и качества математического образования в вузе. Методическая система обучения математике в вузе, ориентированная на решение конкретных целей, обеспечивает необходимый уровень развития самообразовательной деятельности [3], [4].
Понятие «готовность» в педагогических исследованиях Л.С. Выготского, М.И. Дьяченко, Л.А. Кындыбовича, Е.Т. Козлова, В.И. Селиванова, В.А. Сластё-нина, Д.Б. Эльконина и др. определяется как интегративное качество личности, характеризующееся:
- мотивационно-ценностным отношением к профессиональной деятельности,
- проявлением интереса к нововведениям и инновационной деятельности;
- целенаправленной познавательной деятельностью;
- проявлением регулятивных и рефлексивных умений;
- преодолением трудностей и быстрым принятием правильных решений.
В.А. Сластенин связывает понятие готовности с понятием компетентность.
«Понятие компетентность выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению какой-либо деятельности» [5, с. 40]. Теоретическую готовность он характеризует через аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Практическую готовность - через организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и коммуникативные умения. Каждая группа умений рассматривается как специфическая компетенция студента.
Самообразовательной деятельности присуща определенная специфика, которая заключается в особом значении субъект-субъектных отношений, что говорит о необходимости выдвигать на передний план цели, связанные с внутренними потребностями развития обучаемых. Под самообразовательной деятельностью в обучении математике мы понимаем сознательную деятельность, осуществляемую по отношению к образовательному процессу на всех его этапах, имеющую целью изменение естественной динамики развития познавательной деятельности [1].
Особенностью современного этапа развития образования является образовательная среда. Современная образовательная среда характеризуется как открытая образовательная среда, представленная совокупностью принципов, способов и условий реализации образовательного процесса, для саморазвития обучающихся в современном информационном обществе. Интеграция образовательной и информационной сред позволяет обеспечить динамическое развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях глобальной информатизации [6, 7, 8]. Формирование готовности студентов к самообразованию в процессе обучения математике в вузе - сложный процесс, который включает все этапы образовательной деятельности в информационно-образовательной среде, подробное описание которых представлено в табл. 1.