ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
О.П. Радынова
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы дошкольного образования на современном этапе развития науки и практики; раскрываются основные интегративные процессы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, обосновывается их эффективность для развития музыкальной и общей культуры ребенка-дошкольника.
Ключевые слова: дошкольное образование, технология, музыкальная культура, художественная культура, общая культура, музыкальная классика, методы воспитания, интеграция образовательных областей.
Summary. The article elaborates on the importance of the preschool education at the present stage of development of science and practice. It also reveals the basic integrative processes, methods and forms used in the developed technology and proves their efficiency for the development of music and general culture of the preschooler.
Keywords: preschool education, technology, music culture, fine arts, general culture, classical music, upbringing methods, integration of educational fields.
Система дошкольного музыкального образования в нашей стране была создана крупными учеными-музыкантами в теснейшем содружестве с педагогами-практиками. Среди них - Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, В.Н. Шацкая и др. Этими учеными была исследована такая важнейшая проблема музыкального воспитания детей, как проблема развития музыкальности путем активизации творческих способностей [1], созданы методики обучения детей разным видам музыкальной деятельности (пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическим движениям), исследована эффективность проведения разных видов занятий, мето-
дов и форм организации деятельности детей (по возрастным группам) и многие другие проблемы.
Реформирование системы отечественного образования вносит существенные коррективы в теорию и практику, в том числе и дошкольного музыкального образования. В связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2] пересматриваются некоторые устоявшиеся в теории и практике дошкольного образования целевые установки, формы и методы работы с детьми. Среди них - установка на интеграцию разных образовательных областей с целью формирования общей культуры
71
ВЕК
72
ребенка-дошкольника. Кроме того, подчеркивается ведущее значение игры как формы детской деятельности и метода воспитания.
Рассмотрим возможности осуществления разноуровневой интеграции, а также новые формы применения игровой деятельности, реализованные в авторской программе «Музыкальные шедевры» [3].
В развитие общей культуры человека огромный вклад вносит искусство -формирование основ художественной, музыкальной культуры. Цель программы «Музыкальные шедевры» - формирование музыкальной и общей культуры ребенка-дошкольника. Автором подобраны музыкальные произведения из «фонда культурных ценностей», доступные детям. Разработана система занятий и игр, стимулирующих интерес к музыке, желание действовать, развитие творческих способностей, мышления, воображения, ценностного отношения к музыке на основе накопления и расширения опыта восприятия высоко художественных произведений (музыкальная классика), возникновения эстетических эмоций, эмоционально-оценочных проявлений детей.
Каковы критерии доступности восприятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста?
Первый критерий - доступность эмоционального содержания тем чувствам, которые знакомы ребенку к данному моменту его жизни. В раннем возрасте - это светлая гамма чувств (ласка, нежность, спокойствие, радость). Постепенно гамма чувств, понятных ребенку, вызывающих сопереживание, расширяется (в большой степени, благодаря музыке - самому эмоциональному виду искусства). Вторым критерием - критерием доступ-
ности - является непродолжительность звучания фрагмента (в силу неустойчивости внимания детей).
В программе подобраны произведения музыкальной классики разных эпох по темам: «Музыка выражает чувства, настроения человека», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки», в контрастных сопоставлениях произведений (с одинаковым названием, но разных по настроениям, разных жанров и пр.). Эти темы представлены не только на музыкальном материале, но и с привлечением других видов искусства.
Основываясь на положении А.В. Запорожца о роли внешних действий в процессе усвоения опыта [4, с. 148], были разработаны методы, побуждающие детей к различного рода активным действиям - уподоблениям характеру музыки (словесное, тактильное, интонационное, мимическое, двигательное, вокальное, тем б ро во-инструментальное, полихудожественное, цветовое).
Комплексный метод способствует осознанности восприятия музыки, так как в процессе активных действий-уподоблений ребенок в каждый момент звучания произведения согласует их с характером музыки, «проживает» музыкальный образ в самостоятельном «обследовании» его свойств, особенностей музыкальной речи.
Вторым методом формирования основ музыкальной и общей культуры, рекомендуемым в программе «Музыкальные шедевры», является метод контрастных сопоставлений, способствующий созданию проблемной ситуации (разные типы сопоставлений, с уменьшением контрастности срав-
ниваемых образов). Этот метод также активизирует деятельность мышления, воображения, побуждает ребенка к творческим проявлениям на основе возникновения эстетических эмоций. Слушание произведений в контрастных сопоставлениях, этюды-уподобления, игры-перевоплощения побуждают детей к распознаванию и проявлению эмоций, к интеллектуальной и творческой активности, способствует общему развитию детей.
Достижение этой цели предполагает интеграцию разных уровней. При этом важно, что для формирования основ музыкальной культуры у детей необходимо, чтобы они, прежде всего, услышали произведения из фонда культурных ценностей (накопили опыт их восприятия) и эмоционально отзывались, сопереживали выраженному в музыке содержанию.
Интеграция первого уровня - «Музыкальная культура» - предполагает объединение разных видов музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) с восприятием. Для того чтобы дети услышали произведение (прочувствовали, осознали и выразили свои переживания музыки), они передают ее характер в движениях, пальчиковых играх, играх-пере во пло щениях, играх-уподоблениях, в игре на музыкальных инструментах в виде оркестровки (по фразам, частям). При таком подходе обучение навыкам не является главенствующей задачей, а происходит «попутно», в процессе объединения разных видов музыкальной деятельности на основе ведущего вида - восприятия (на одном произведении). Репертуар в программе, таким образом, не дается отдельно по видам деятельности (кроме репертуара по пению).
Восприятие музыки - это тот интегрирующий вид музыкальной деятельности, который объединяет все занятие. Дети слушают контрастные по характеру произведения, определяют смену настроений (развитие образной речи, «словаря эмоций») и выражают в действиях (пение мелодии, оркестровка, музыкально-ритмические движения) свои впечатления.
Роль педагога различна в зависимости от возраста ребенка. В раннем и младшем возрасте она более активна. Педагог сам определяет смену настроений, разъясняет значение слов, показывает способы действий для адекватного выражения характера музыки. По мере взросления детей их самостоятельность возрастает.
На этом уровне у детей появляются любимые произведения, композиторы, формируется ценностное отношение к музыке, основы музыкальной культуры.
Интеграция второго уровня - «Художественная культура» — предполагает объединение разных видов художественной деятельности детей с восприятием музыки (рисование под музыку, рисование своих впечатлений от произведения в разных техниках, сравнение музыкального произведения с одной или несколькими картинами, чтение стихотворений и сравнение их с музыкой по эмоциональному признаку).
Интеграция третьего уровня - «Общая культура» — предполагает объединение разных видов художественной деятельности с музыкальным театром.
Одной из интегративных форм, побуждающих детей к творчеству, проявлению эмоционально-оценочного отношения к музыке, другим видам искусства и связи ценностных представ-
73
ВЕК
74
лений с жизнью является музыкальная игра-сказка,, озвученная фрагментами произведений музыкальной классики. Эта форма способствует усилению, умножению художественных впечатлений детей (музыка, художественный текст, изобразительное искусство) и связи их с жизнью, развитию нравственно-эстетических представлений, начал общей культуры.
Автором программы озвучены девять сказок (С.Т. Аксакова, Х.Г. Андерсена, В. Гаршина, Ш. Перо) фрагментами произведений музыкальной классики (по принципу лейтмотивов, эмоциональной близости героям сказки, сюжетной линии, образам природы). Особенностью этой творческой игры является то, что все сложные действия берет на себя взрослый (читает текст, подбирает фрагменты произведений), а дети играют в сказку, проживая ее в действиях (танцуют, играют на музыкальных инструментах по ходу сказки, произносят короткие реплики героев, меняясь ролями и исполняют таким образом, все роли), рисуют и изготавливают фрагменты декораций под музыку. В результате такого эмоционального проживания (под воздействием объединения музыки и художественного текста) дети начинают задавать вопросы, свидетельствующие о глубоком понимании происходящего в сказке, о развитии у них этических, нравственных представлений. Например, по ходу игры-сказки «Аленький цветочек» девочка шести лет спросила у педагога: «А она (младшая сестра) простила своих сестер за то, что они перевели стрелки часов?»
Музыка оказывает и ярко коррек-ционный эффект на детей с недостатками здоровья. Слушая музыкальную классику, дети становятся более урав-
новешенными, спокойными, доброжелательными, коммуникативными. Под эмоциональным воздействием музыки исправляются дефекты речи и пр. Известный русский физиолог Бехтерев писал о психофизиологическом воздействии музыки на младенцев: «Малолетние дети живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение» [5, с. 4]. Этими реакциями он советовал руководствоваться в выборе пьес для воспитания ребенка.
Кроме этого, важно помнить, что качество музыкальных произведений определяется уровнем их художественности.
Музыка возникла из речи. Она имеет общие с ней интонационные основы - темп, динамика, паузы, акценты, эмоциональная выразительность. Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующих в музыке разных эпох и стилей, «интонационным словарем эпохи». В музыке И.С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. Музыка композиторов-романтиков искренна в выражении чувств, лирична. Современная классическая музыка более конфликтна, полна острых звучаний.
Музыкальная речь, как и речь словесная, наиболее успешно усваивается ребенком в сензитивный период - до трех лет. Основы музыкальной и общей культуры закладываются, начиная с раннего детства. Однако, музыка, звучащая в дошкольных учреждениях сегодня, - это в основном так называемый, «детский репертуар», созданный в советское время (с учетом необходимости формирования у детей определенных навыков). Многие из них написаны упрощенным языком, включа-
ют примитивные штампы интонационных оборотов. Кроме того, к огромному сожалению, в силу недостаточно развитой музыкальной и общей культуры руководителей дошкольных учреждений и родителей, «детским репертуаром» все чаще становится современная эстрада, не соответствующая никаким критериям доступности детям и не несущая никаких культурно-воспитательных функций.
Если дети воспитываются на музыке, ценностной по своему художественному уровню, то они приобщаются к культуре, у них формируются интересы, вкусы, оценки, ценностное отношение к музыке, другим видам искусства, представления о жизненных ценностях.
На праздничных утренниках, родители, наблюдая за своими детьми, их увлеченностью музыкой, начинают нередко пересматривать свои собственные вкусовые установки. Созданная система способствует осуществлению воспитательного потенциала музыкального искусства, интеграции музыки с другими видами художественной деятельности, возникновению и развитию ценностных ориентации личности ребенка-дошкольника. Эта
система диалогична, предполагает учет склонностей и способностей каждого ребенка, преимущественное применение привлекательной для детей игровой деятельности, системы методов, побуждающих к проявлениям творчества, эмоциональной и интеллектуальной активности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
2. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - URL: http://www.referent. ru/1/150064
3. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры» (5 книг): «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты». - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность: Хрестоматия по ощущению
и восприятию. - М., 1975. __
5. Бехтерев В.М. Значение музыки в эсте- /и тическом воспитании ребенка с первых дней его детства. - М., 1916. ■