УДК 001.895
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
С. Э. САВЗИХАНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный институт
народного хозяйства при Правительстве РеспубликиДагестан
С. Р. ШАХБАНОВА,
преподаватель кафедры бухгалтерского учета
E-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет
В статье рассматриваются вопросы интенсификации процесса модернизации российской экономики путем вовлечения в него предприятий малого бизнеса, пути снижения предпринимательских рисков малых предприятий инновационной направленности. Cформирована модель стратегического управления инновационной деятельностью малых предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес, развитие, инновации, модернизация, процесс, коммерциализация.
Политика, осуществляемая Правительством Российской Федерации, является политикой модернизации, нацеленной на развитие инновационной экономики. Россия сумела стабилизировать свою экономику и вернуться на путь постепенного восстановления, однако для ускорения такого роста необходимы дополнительные меры. В информационную эпоху основой социально-экономического
развития страны, ее регионов, видов экономической деятельности и коммерческих организаций является инновационный потенциал экономического субъекта. Активизация этого потенциала, поиск неиспользованных резервов являются наиболее актуальными проблемами современной России.
Для реализации задачи перехода от сырьевой экономики к экономике инновационной решено создать национальную инновационную систему с цивилизованным рынком технологий и развитой инфраструктурой, обеспечивающую правовую охрану результатов интеллектуального труда.
За последние десять лет изменилось отношение к новым технологиям, стала формироваться инновационная инфраструктура. Главным достижением можно считать создание особой инновационной системы, которая включает и методологию, и организацию проектов, и способы повышения инновационной активности организаций, и рефор-
мирование научно-образовательных центров [1].
Долгосрочная государственная стратегия социально-экономического развития страны предполагает решение такой кардинальной задачи, как ускорение темпов экономического роста посредством перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Именно инновационная деятельность, как наиболее перспективный вид изменений, который вносит наибольший вклад в повышение эффективности деятельности предприятия, может служить базисным фактором развития.
Широко известны трактовки, в которых роль предпринимательства оценивается как инструмент регулирования экономики, средство для преодоления последствий отраслевых, структурных и циклических кризисов, орудие правительства для осуществления национальной политики, достижения общенациональных целей. Часто в этих трактовках смешиваются функции государственного предпринимательства и государственного регулирования предпринимательства.
В ряде работ [1—4] широко рассматриваются вопросы государственного воздействия на экономику, исходя из идеологии предпринимательства:
- создание условий для развития предпринимательской инициативы;
- экономико-правовой подход, выраженный в регулировании государственного сектора экономики (в рамках государственной собственности);
- общее правовое регулирование (относится к субъектам хозяйственной деятельности всех видов).
Проведена идентификация сущности, форм и методов государственного регулирования предпринимательства.
Можно предложить ряд путей повышения конкурентоспособности малых предприятий (рис. 1).
Особого внимания заслуживают малые предприятия, которые непосредственно ориентированы на
производство инновационных продуктов и рассматривают такое производство как свою рыночную миссию. Такие организации входят в состав национальных инновационных систем (НИС) как полноценные их участники. Их цели корреспондируются и в общем виде совпадают с целями самой инновационной системы.
К малым организациям инновационной сферы с экономической точки зрения можно отнести:
- венчурные организации — малые технологические организации, осуществляющие рискованные проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных организаций является реализация цепочки «идея — инновация — инвестиции — изготовление опытной инновационной партии продукции — завоевание ниши на рынке — быстрый выход на IPO (первичная продажа акций)». Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и экономики знаний [1];
- малая инновационная организация, реализующая проект или выпускающая инновационную продукцию. В развитых странах доля инновационно активных организаций составляет от 25 до 80%. Причем в инновационной экономике таких организаций подавляющее большинство, поскольку в условиях свободной конкуренции только они и выживают за счет
Пути повышения конкурентоспособности малых предприятий
Стратегическая направленность менеджмента
Внедрение инноваций и нововведений
Научно обоснованное хозяйствование и управление
Рыночно ориентированная деятельность
Привлечение достаточного для стратегического развития малых предприятий объема инвестиционных ресурсов
Коммерческая предприимчивость
Соблюдение баланса интересов
между участниками рынка
Ускорение процесса технического перевооружения и технологической модернизации производства
Адаптация нормативно-правовой системы и правоприменительной практики к реальным возможностям малых предприятий
Рис. 1. Пути повышения конкурентоспособности малых предприятий
конкурентных преимуществ. Инвестиционной стратегией инновационных организаций является вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). В инновационной организации для снижения рисков формируется портфель эффективных инвестиционных проектов. Однако инновационные стимулы в современных условиях имеют значение и для тех малых организаций, которые не являются непосредственными участниками масштабных инновационных процессов, но сохраняют, расширяют или укрепляют собственные рыночные позиции за счет инновационных факторов. К таким организациям относятся малые предприятия, функционирующие в любой сфере деятельности. Более того, именно использование системой управления организациями малого бизнеса инновационных стимулов, основанных на перманентном внедрении инноваций на принципах их преемственности, обеспечивает организациям этого типа возможность эффективного функционирования в перспективе. Причем к инновациям могут быть отнесены и не столь значительно измененные продукты. Современная инновационная сфера является, по сути, производной от сферы научно-технического прогресса (НТП), давно известной в отечественной теории и практике. В теории НТП традиционно используются такие понятия, как «новая техника» и «вновь созданная техника». Различия между этими понятиями заключаются не в степени новизны той или иной инновационной техники или масштабе трансформаций, приведших к ее появлению, а в способности технических инноваций обеспечить получение дополнительного экономического эффекта.
Этот подход правомерно использовать к инновациям любого вида. Критериальной основой инноваций становится их способность обеспечивать дополнительный эффект, причем исходя из ценностей постиндустриального общества, этот эффект может быть не только экономическим, но и социальным или экологическим. Это положение позволяет значительно расширить представление об инновационных организациях. Любая организация, внедряющая новшества, обеспечивающие получение экономического эффекта, может быть охарактеризована как инновационно-внедряющая.
Для малых организаций указанный подход представляется крайне важным. Представители
малой экономики функционируют в условиях существования противоречия. С одной стороны, они сталкиваются с необходимостью перманентного обновления продукта и обеспечения на этой основе ощутимых конкурентных преимуществ, с другой, их инновационная активность ограничена потенциалом малого бизнеса, несопоставимого с инновационным потенциалом крупных организаций. Исключить это противоречие невозможно, но смягчить его проявление за счет расширения состава возможных инновационных инициатив представляется целесообразным. Среди сфер применения таких инициатив следует рассматривать не только добывающие и обрабатывающие производства (что характерно для эволюционных связей между НТП и инновациями), но и социальную сферу. Острая потребность в инновациях во всех видах экономической деятельности подтверждает тезис о новой роли социальной сферы и ее составляющих и прежде всего роли науки и образования.
В общем случае инновации характеризуют производство знаний. При этом производство знаний (информации) выполняет не только амортизирующую роль в воспроизводственном процессе, но и основную координирующую функцию в хозяйственной системе. Инновации непосредственно включаются в хозяйственные потоки, позволяют повысить уровень организованности экономического пространства. Между наукой, создающей основу для инноваций любых видов, и процессом воспроизводства существуют отношения, которые правомерно идентифицировать как инновационные. Они выступают промежуточным звеном между наукой и производством и являются областью инноваций с длительным периодом вложений и высоким уровнем риска. Эти особенности инициировали появление еще одного противоречия — между возрастающей потребностью в инновациях и существующими организационно-экономическими условиями. Экономические отношения, основанные на коммерциализации, ускоряют процесс реализации экономически выгодных инноваций, но в то же время — усложняют внедрение элементов новизны, в том числе и принципиально новых научных достижений, экономический эффект от внедрения которых отложен во времени или отличается высокой степенью неопределенности [4].
Именно на получение практического опыта реальной предпринимательской деятельности направлен Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон предусматривает возможность для бюджетных и созданных государственными академиями наук научных учреждений, а также для вузов быть учреждениями, где идет практическое применение результатов интеллектуальной деятельности. Этот закон дает возможность создавать малые предприятия в форме акционерных обществ с ограниченной ответственностью.
Создание малых предприятий на базе учебных и научных учреждений позволит:
- обеспечить дополнительное внебюджетное финансирование;
- популяризировать научные знания и обеспечить их коммерциализацию;
- получить преподавателям и студентам практический опыт предпринимательской деятельности и т. д.
Для малых организаций, функционирующих не только в высокотехнологическом комплексе, но и во всех других сферах, принципиально важно создать и обеспечить инновационный процесс. Учитывая особенности малого бизнеса, этот процесс можно представить в виде совокупности отдельных инновационных проектов, которые должны найти конкретную инвестиционную поддержку. Необходим организационно-экономический механизм удовлетворения инвестиционного спроса, генерируемый инновационными проектами различного содержания.
Внедрение инновации в конкретной организации связано прежде всего с технико-экономическим обоснованием, мониторингом эффективности инновационной деятельности, оценкой прибыльности, выполнением разработок по их использованию.
Экономические результаты научной, производственной и инновационной стадий анализируемого процесса выражаются показателями объема производимой продукции (работ, услуг) за счет внедрения инноваций в стоимостном выражении, величиной прибыли, получаемой от реализации научных исследований и разработок. В обобщающие результативные характеристики системы непрерывного инновационного процесса необходимо включать параметры социальной и иной направленности, непосредственно зависящие от научно-теоретического уровня проводимых исследований.
До сих пор в экономической литературе нет единого мнения о возможности получения обобщающей оценки как одной из стадий инновационного процесса, так и всего процесса в целом. Ряд авторов считает экономическую результативность осуществления новаций их производства и использует их как доминирующие, а другие характеристики (социальные, научно-технические, экономические) рассматривает независимо друг от друга и не включает в обобщенный результат процесса инновационной деятельности. По мнению некоторых авторов, отдельные результаты стадий и инновационного процесса в целом сохраняют лишь слабые связи, которые проявляются вне зависимости от экономических результатов и являются следствием научной или инновационной деятельности, научно-теоретического или научно-технического уровня. Действительно, если для стадий инновационного процесса установить научно-теоретическую или научно-техническую результативность в форме комплексной характеристики совокупности параметров, отличающих данную разработку от других, то социальные, экологические и другие параметры, являясь интегрирующими составляющими научно-технической оценки, могут проявлять себя как частные характеристики, необходимые для проведения технико-экономического анализа. Но это только в том случае, если обеспечивается их взаимодействие в обобщающей результативности инновационного процесса. Сложность таких оценок особенно рельефна в организациях малого бизнеса, обладающих весьма скудным опытом управления инновациями.
В соответствии с выделенными перспективными целями и ключевыми задачами инновационного процесса в малом бизнесе авторами сформирована модель стратегического управления инновационной деятельностью малых предприятий (рис. 2).
Предложенная модель стратегического управления инновационной деятельностью малых предприятий позволяет оперативно определять степень влияния каждого проблемного комплекса на текущее и перспективное финансовое состояние всей компании, что обеспечивает возможность не только выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов, но и комбинаторного использования их рациональной совокупности.
Особенность предложенной модели заключается в том, что блок аналитических расчетов и оценок предполагает использование смешанной аддитивной оценки различных вариантов развития малых предприятий
Блок исходной информации
I. Оценка конъюнктуры мирового рынка:
сбор общей, коммерческой и специальной информации
т
II. Оценка емкости рассматриваемого рынка:
определение фактической емкости рынка и потенциальной в результате внедрения инноваций
Состав данных: ассортимент товаров; обновление ассортимента товаров; изменения в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса; динамика цен; состав и объем товаров, предоставляемых со скидками
III. Сегментация рынка: определение целевых сегментов и позиционирование инновационных товаров
IV. Исследование требований и предпочтений инвесторов
Исследование факторов:
общих социально-экономических и специфических национально-культурных
Блок аналитических расчетов и оценок
Первый подход; дисконтирование денежных потоков
I
Второй подход:
мультипликаторный
Третий подход:
опционный
Модели:
Схема развития - дисконтирования
дивидендов;
- многофазовый - оценки чистых
рост денежных потоков на
акционерный капитал;
- оценки чистых
денежных потоков на
весь капитал
Виды мультипликаторов:
- цена компании к выручке;
- цена компании к прибыли
Типы расчетов:
- по фундаментальным показателям;
- по отраслевым
показателям;
- по компании-
конкуренту
Оценки по: Модели расчетов:
- акционерному - биномиальная;
капиталу; - Блэка-Шоулза
- продукту
i
Блок принимаемых инвестиционно-инновационных решений
1. Выбор инноваций, конкурентоспособных на рынке.
2. Определение объема и порядка предоставления необходимых инвестиционных ресурсов
3. Совершенствование инфраструктуры до уровня получения преимуществ по сравнению с конкурентами
4. Формирование благоприятной социальной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам
5. Определение кадровой политики
6. Обеспечение необходимого уровня обеспечения банковскими услугами, доступной связи с финансовыми центрами, системами связи и информации
7. Формирование комплекса сервисных услуг, адекватных уровню инновационных сервисных услуг
8. Минимизация административно-бюрократических препятствий
9. Определение партнерских отношений
10. Комбинаторное использования рациональной совокупности инвестиционных проектов
Рис. 2. Модель стратегического управления инновационной деятельностью малых предприятий
/.= аЛ.+ В72.+ 73, (1)
У У У РУ У У У'
где ^ — комплексная оценкау-го варианта инновационной стратегии развития малых предприятий;
Лу, И , BJ. — оценкиу-го варианта инновационной стратегии развития малых предприятий по подходам дисконтирования денежных потоков, мультипликаторному и опционному соответственно;
ау' Ру' Ъ ~ вес подходов дисконтирования денежных потоков, мультипликаторного и опционного, соответственно, приу-ом варианте оценки инновационной стратегии развития малых предприятий (ау. + Ру. + уу. = 1). По мере роста значимости инновационных составляющих стратегии возрастает важность оценок по опционному подходу как признание перспектив развития малых предприятий.
Список литературы
Таким образом, для достижения синергети-ческого эффекта в малом предпринимательстве необходимо постоянно прилагать управляющее воздействие на развитие инновационного потенциала, что обеспечит (повысит) конкурентоспособность инновационной продукции.
Необходимо отметить важную роль государственных институтов, разрабатывающих правила поведения на рынке инноваций и финансирующих некоторые этапы инновационного цикла, ученых, инженеров и профессиональных участников рынка инноваций, помогающих коммерциализации нововведений. Однако главным субъектом инновационной деятельности является предприниматель, чьи усилия и риск лежат в основе превращения нововведения в инновацию. И если предприниматель не активен, то и все перечисленные субъекты инновационную экономику не формируют.
1. Асаул А. ^.Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул и др. СПб: АНО «ИПЭВ», 2008.
2. Асаул А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. 2009. № 4.
3. Георгиев Р. Развитие инновационных сетей и альянсов в условиях глобализации // Экономическое возрождение России. 2007. № 1.
4. Гордеев Д. А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. 2009. № 3.