ства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, мега- проектов и других инновационных проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.
Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.
Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:
- интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;
-совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.
В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2015 году к уровню 2008 года в 3,8 раза и увеличения экспорта в 4,2 раза, объем которого в 2015 году составит порядка 3,5 млрд. долларов США.
Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспособность российских компаний, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля продукции отечественного производства на российском рынке дол-
жна составить не менее 50%. Не менее 80% товаров легкой промышленности России должны иметь инновационный характер и патентную защиту (товарный знак, полезная модель). Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.
Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2015 года. Она должна взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.
Литература:
1.Данные по легкой промышленности РОСГОССТАТа за 20072010 гг.
2.Официальный сайт легкой промышленности www.light-industry.ru
З.Официальный портал легкой промышленности: http:// legport.ru/
4.Официальный сервер российской легкой промышленности: http://www.roslegprom.ru/
5.«О путях развития легкой промышленности...» А. Разброди; http://www.prompages.ru/article.php? id_article=686¶m=show
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Сизов Л.А., Университет Российской академии образования (НФ УРЛО)
В статье показана сущность инновационных процессов на современном российском промышленном предприятии, исследованы факторы конкурентоспособности, которые могут быть приняты в качестве направлений для инноваций, а также проблемы внедрения инноваций.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационный проект, промышленное предприятий, внедрение инноваций.
INNOVATIVE PROCESSES ON MODERN RUSSIAN INDUSTRIAL THE ENTERPRISES
Sizov L., University of the Russian Academy of Education
In article the essence of innovative processes at the modern Russian industrial enterprise is shown, factors of competitiveness which can be accepted as directions for innovations, and also a problem of introduction of innovations are investigated.
Keywords: innovations, innovative process, the innovative project, industrial the enterprises, introduction of innovations.
Актуальность данной темы исследования обусловлена необходимостью модернизационного рывка во всех сферах народного хозяйства, в первую очередь в промышленности. Для этого крайне необходимо понять сущность инновационных процессов на современном российском промышленном предприятии. В рамках этой
темы были исследованы 104 промышленных предприятия, которые относятся к различным отраслям [1]. Продолжая начатое в указанной работе исследование, нами были получены следующие результаты. На рис.1. представлена оценка способности руководства изучаемых промышленных предприятий факторов внешней среды,
Машиностроение Химическая Стройматериалы Отрасль Легкая Пищевая
■ Пищевая
□ Легкая
■ Стройматериалы
■ Химическая
□ Машиностроение
Рис.1.Оценка способности руководства промышленных предприятий к предсказанию факторов внешней среды предприятия
Действия Поведение Поведение Конкурентная Поведение Появление Экономическая Направления и местных и поставщиков потребителей ситуация на кредитно- новых товаров и политика результаты региональных рынке финансовой услуг федерального НИОКР
властей системы правительства
Рис.2. Ранжирование факторов по методу XYZ
служащих побудительными мотивами для начала инновационного процесса по 10-ти балльной шкале.
Интерпретируя данные, представленные на рис.1. можно сказать, что наибольшей предсказуемостью обладают такие факторы как конкурентная ситуация на рынке, поведение поставщиков и действия местных и региональных властей. Здесь оценки колеблются в зависимости от отрасли в диапазоне от 5,97 до 8,25 баллов. Гораздо менее предсказуемы такие важные как для поддержания конкурентоспособности, так и для успешного осуществления инновационного процесса на промышленном предприятии факторы как направления и результаты НИОКР и появление новых товаров и услуг. Здесь оценки колеблются между 3,29 и 7,52 баллами (для пищевой промышленности и отрасли строительных материалов соответственно). Эти оценки подтверждают ранее сделанное предложение о необходимости создания инновационной инфраструктуры, которая бы отслеживала изменения во внешней инновационной среде промышленного предприятия. Ранжируя эти факторы по методу XYZ( качеству прогноза, где в качестве критерия оценки предлагается коэффициент вариации) имеем следующую картину (см.рис.2).
Как видно из рис.2. наиболее непредсказуемыми являются факторы, связанные с предсказанием появления новых товаров, результатов и направлений НИОКР, а также прогнозами на экономическую политику федерального правительства, что серьезно затрудняет инновационные процессы на российских промышленных предприятиях.
Это также подтверждают следующие данные представленные на рис.3., на котором представлены в процентах правильность прогнозов сделанных топ-менеджментом исследуемых промышленных предприятий и экспертами-аналитиками ММЦ «Тула -Москва» по приведенным выше направлениям.
По данным рис.3. можно сделать вывод, о том, что точность прогнозов у экспертов - аналитиков, гораздо выше, чем у действующего топ- менеджмента российских промышленных предприятий, особенно по направлениям, важным для инновационного процесса.
Далее были исследованы факторы конкурентоспособности, которые могут быть приняты в качестве направлений для инноваций на исследуемых промышленных предприятиях (также по 10балльной шкале). Результаты исследования приведены в табл. 1.
В целом мы можем видеть снижение по всем группам факторов конкурентоспособности, что доказывает необходимость интенсификации инновационных процессов на современных российских предприятиях, как продуктовых, связанных с появлением новых и модернизацией существующих видов продукции, так и процессных в первую очередь связанных с проведением комплекса маркетинга и логистических процессов. Последние необходимо реконструировать и модернизировать, как в производственной сфере, так и в областях концентрационной логистики (управление закупками и запасами ресурсов на промышленном предприятии, а, также процессы складирования), так и сфере распределительной (маркетинговой) логистики.
Вместе с тем наблюдается и положительная тенденция роста известности бренда.
Определенную роль в росте издержек сыграл мировой финансово-экономический кризис, в т.ч. за счет «отрицательного эффекта масштаба».
Следующим этап проводимого нами исследования стало изучение направления проводимых инноваций в хозяйственной практике российских промышленных предприятий, результаты этого этапа представлены в табл.2.
Структура направлений инноваций по исследуемым промышленным предприятиям в 2009 году приведена на рис.4.
По результатам табл. 1. и 2. и рис.4. можно сказать следующее. Наиболее интенсивный инновационный процесс наблюдался на промышленных предприятиях легкой и пищевой отраслей, что можно объяснить их большей мобильностью и близостью к конечному потребителю. В структуре направлений инновации в настоящий момент преобладают процессные, среди которых наиболее интенсивно проводятся совершенствование комплекса маркетинга на уже существующих рынках и оптимизация концентрационной логис-
И топ-менеджмент промышленных предприятий I
Рис.3. Оценка правильности прогнозов топ-менеджмента и экспертов-аналитиков
Таблица l. Оценка факторов конкурентоспособности в 2GG8-2GlG гг.
Фактор конкурентоспо собности предприятия CipcHvaqram Хии-щззі Мшннроаю Jhm Пива
У У ы о ё у ы о У § в о ё У в о У у ы о
- ю U) <~Л 04 "J оо 40 о t= в СЗ £ U
Урскнь ИЗШРЖЕК § S Р} СЛ Й § § -Н Й в й 6 £ v£> §| §
Урскнь ■кхютхии §5 Ро £2 U) ■§ §1 § чС 8 § „40 § v£> * 10,78
Урскнь 1Л.||,[_\р,[ і іроиясдаиа S § V» 53 * ё is '8 £ L/I -о Cd §|
Уровеньцл & UJ оВ $ & £ U> ^о Ш и» <5; "в $ $ 8 PN U) (-М d ©
Уроваыаклга 1§ у» ъз J-л й в $ \л § а <_л § § '8 13 -0 £ §
Комлнс \вршинга UJ 8 1й jt- ® <-л {Ь ГЗ й S3 у> Vi у Тй § § § і
Лтпиа Ро J-/1 оо $ у Хуі © <_Л £ €1 Os S* Ро @ g § ~а
Иземносіь Срвдв UJ 8 UJ эа із $ % Ро Й Ui 2 & •1 $ j-n РЗ Р} 40 £
Таблица 2. Направления проводимых инноваций в 2GG9 году
Направления инноваций Процент, применивших со статистически значимым эффектом,%
Сіройшгергаюв Химтэская МшинэораиЕ Лзтая Пищвая
1 2 3 4 5 6
Мдаффащ граждасй іроі^кц-и фебл^иіуг) 19,85 18,56 14,58 25,87 29,65
В)ЩХІ№ ГрИШИГШТЫ^НЭВОЙ rpQZ^KH« 6,58 12,88 3,97 10,69 12,51
ОжритЛВ0ЕЯ№ за^тотей даюмхли 19,85 17,85 16,34 19,37 20,09
ОжрішовоЕагс осіемьіуіішвмя загасами 16,24 17,06 13,09 22,57 24,36
СЬкроЕнсівовате асщжик прашхв 20,37 14,17 15,68 23,84 18,45
Огпимюаищ троияодлгегоых гроцэсосв 13,65 9,88 24,72 20,44 23,69
ОжрішовоЕагс ьштзсаіуврсіинга 15,28 10,58 7,84 18,77 27,26
Оавоениешък рыньаэвсбыта 5,28 7,21 4,83 11,46 19,31
СЬвершмлвоваме кмгаахв дорибыоиии 13,17 9,87 7,41 17,23 19,28
ВнзриеІГ- тшш 26,89 27,42 20,18 23,55 21,93
Вщш«нса>к citli' фІШ(|м-ИШЮЙ ОГЄІНХІИ 17,22 22,34 15,62 13,67 18,31
Bf К!рЗ іССТсІ щжв РЮО(^ии9000-14000 9,52 8,97 6,24 19,84 21,33
Гкжьишге квапк}зинаіии iqixmti 12,89 13,85 10,91 14,32 14,79
□ Модификация производимой продукции (работ.,услуг) □ Внедрение принципиально новой продукции
□ Совершенствование закупочной деятельности □ Совершенствование системы управления запасами
Совершенствование складских процессов □ Оптимизация производственных процессов
Совершенствование комплекса маркетинга □ Освоение новых рынков сбыта
Совершенствование комплексов дистрибьюции □ Внедрение 1Т-технологий
□ Внедрение новых стандартов финансовой отчетности □Внедрение стандартов ИСО серии 9000-14000 Повышение квалификации персонала
Рис.4. Структура направлений инноваций по исследуемым промышленным предприятиям в 2009 году
тики. Субъективными предпосылками для инновационного рывка, но считать внедрение на большинстве исследуемых предприятий
можно считать растущии уровень культуры производства в среднем по исследуемым предприятиям всех отраслей и растущий уровень качества. Также определенным положительным фактором мож-
современных информационных технологий и оптимизацию внутрипроизводственной инфраструктуры управления материальными ресурсами.
Таблица 3. Оценка проблем при внедрении инноваций на рынке руководителями предприятий
Строй материалов Химическая Машино строение Легкая Пищевая
Финансирование нового проекта 9,25 9,87 9,93 9,06 8,97
НИОКР в соответствии с запросами потребителей 9,25 8,24 9,62 7,45 7,59
Согласования с соответствующими инстанциями 9,58 10 10 9,73 9,21
Оценка реалистичности и эффективности проекта 9,37 9,06 9,85 7,49 7,31
Получение доступа к необходимым технологиям 8,53 8,67 9,15 7,26 6,58
Обеспеченность проекта кадрами необходимой квалификации 7,11 7,73 8,65 6,39 7,27
Обеспечение требуемого уровня качества 8,33 8,04 9,37 8,34 5,22
Взаимодействие со смежниками и поставщиками 8,91 9,46 9,35 7,48 7,13
Внедрение на рынок 9,27 8,38 10 9,64 8,57
Дистрибьюция и освоение новых каналов сбыта 6,33 5,28 7,36 4,22 3,84
Проблемы
Рис.5. Распределение проблем по степени значимости
Далее были исследованы проблемы, с которыми сталкивались исследуемые промышленные предприятия в рамках внедрения своих инновационных проектов. Оценка была дана топ-менеджерами по 10-ти балльной шкале (табл.3).
Распределение проблем по степени значимости представлено на рис.5.(среднее по отраслям)
На основании данных полученных в табл.3 и рис.5. можно сделать вывод, о том, что многие проблемы современных российских промышленных предприятий в области внедрения инноваций можно решить, создав внешнюю инфраструктуру инновационной деятельности промышленного предприятия, которая вполне эффективно могла бы оценивать реалистичность и эффективность предлагаемых предприятиями инновационных проектов, обеспечивала бы
координацию между разработчиками НИОКР и потенциальными их реципиентами -промышленными предприятиями, а также оказывала бы помощь в разработке маркетинговых стратегий внедрения на рынок и налаживании каналов сбыта и помогала бы в поиске потенциальных инвесторов.
Литература:
1.Л.А.Сизов.Инновационная инфраструктура промышленного предприятия -залог повышения конкурентоспособности и устойчивого развития.Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы седьмой международной научно-практической конференции (Но-вомосковск,24-25 сентября 2010г).В 2-х ч..- Новомосковск: НФ УРА0,2010.-Ч.2.-94 с.59-63, ^N5-85161-066-2.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИИ
Никитин Н.Ф., исполнительный директор ОАО «Кузнецов»
Проведен анализ экономических предпосылок и эффективности реструктуризации подотрасли и производственной кооперации двигателестроительных предприятий. Рассмотрены конкретные направления реструктуризации двигателестроительных производств и их кооперации для создания конкурентоспособной продукции.
Ключевые слова: производственная кооперация, реструктуризация предприятий, двигателестроение.
TRENDING OF PRODUCTION PARTNERSHIP AND ITS FEATURES IN PROPULSION ENGINEERING
Nikitin N., Executive Director, Kuznetsov JSC
Perform an analysis of economic precondition and efficiency of restructing subindustry and production partnership of propulsion engineering enterprises. Consided particular trends of restructing of propulsion engineering enterprises and theirs cooperation for creation competitive products.
Keywords: production partnership, restructing of enterprises, propulsion engineering.
В авиационном двигателестроении, как и во многих отраслях оборонно-промышленного комплекса России, назрела необходимость радикальной реструктуризации. Отечественная авиационная промышленность обладает неоптимальной, в рыночных условиях, организационной структурой (рис. 1).
Т.е. на каждом предприятии реализовался практически полный цикл производства финального изделия и всех его основных компонент. Это приводит к следующим негативным последствиям:
- неоправданное дублирование инвестиций в объекты материально-технической базы при низкой загрузке каждого предприятия в отдельности;
- повышение себестоимости продукции;
- невозможность реализовать в полной мере программы технологического перевооружения ни за счет собственных средств, ни за счет государственной поддержки.
На рис. 2 приведена диаграмма, характеризующая средний уровень загрузки различных видов производственного оборудования на предприятиях российского авиационного двигателестроения, в 2010 гг.
Как видно из этого рисунка, средний уровень загрузки большинства видов оборудования остается весьма низким - притом, что существенная часть оборудования, выпущенного в конце 1980-х гг. морально (но не физически - по причине малой загрузки) устарела за два десятилетия кризисного функционирования отрасли, и списывается в настоящее время.
На основе критического анализа конкурирующих предложений, а также зарубежного опыта, предлагается постепенный переход к следующей структуре подотрасли, схематично изображенной на рис. 3.
В рамках такой матричной отраслевой структуры предприятия отказываются от реализации полного цикла производства финальных изделий со всеми необходимыми компонентами, а специализируются на выпуске отдельных компонент летательных аппаратов и авиадвигателей, или даже отдельных высокотехнологичных производственных услугах. Такие специализированные производства еще называются центрами технологической компетенции, в них концентрируются необходимые виды дорогостоящего современного оборудования, высококвалифицированный персонал, не-
материальные активы, необходимые для реализации критических технологий производства перспективных изделий гражданского авиастроения. Для производства финальных изделий производители отдельных компонент вступают в кооперацию, которую координируют предприятия - системные интеграторы.
Теоретическое обоснование экономической эффективности специализации авиастроительных предприятий дано еще в работах ученых советского периода - С.А. Саркисяна, Д.Э. Старика и
др. [9].
На современном этапе исследования в данном направлении продолжаются в направлении учета рыночных условий хозяйствования, а также появления новых технологий (в т.ч. информационных). В частности, в работах А.А. Алексашина [1,2] предложены методы оценки снижения себестоимости продукции авиационного двигателестроения благодаря формированию в подотрасли специализированных высокотехнологичных производств; в работах В.В. Клочкова [4,5] предложены методы прогнозирования себестоимости продукции в зависимости от глубины специализации и кооперации авиадвигателестроительных предприятий, а также параметров применяемых технологий. Конкретные решения по формированию специализированных высокотехнологичных производств в авиационном двигателестроении были разработаны специалистами и руководителями ведущих предприятий подотрасли [3].
Основные факторы, определяющие экономическую эффективность технологической специализации, связаны с повышением масштабов производства на специализированных высокотехнологичных предприятиях. Благодаря этому сокращаются средние постоянные затраты (т.е. постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции), а также удельные (в расчете на единицу продукции) переменные затраты - благодаря разнообразным масштабным эффектам, прежде всего, эффекту обучения, который приводит к сокращению удельной трудоемкости производства по мере накопления опыта. Следует подчеркнуть, что авиационное двига-телестроение обладает существенной отраслевой спецификой, определяющей особенности изменения различных составляющих себестоимости продукции при переходе к новым видам организационных структур. В данной подотрасли авиационной промышленности, в отличие от других подотраслей - самолетостроения,