Научная статья на тему 'Инновационные проекты: особенности реализации и методы оценки'

Инновационные проекты: особенности реализации и методы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5519
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОЕКТ / МЕТОД / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаш Т. Н.

Статья посвящена анализу особенностей реализации, финансирования и оценки инновационных проектов. Рассмотрены подходы к оценке инноваций, факторы, которые необходимо учитывать при оценке экономической эффективности проектов в инновационной сфере. Автор проанализировал основные методы оценки стоимости инновационных компаний, произвел расчет стоимости инновации методом реальных опционов на конкретном примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные проекты: особенности реализации и методы оценки»

2 (92) - 2012

Инновации

УДК 001.895:338.24(045)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Т. Н. СЕДАШ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента Е-mail: t_sedash@mail. ш Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья посвящена анализу особенностей реализации, финансирования и оценки инновационных проектов. Рассмотрены подходы к оценке инноваций, факторы, которые необходимо учитывать при оценке экономической эффективности проектов в инновационной сфере. Автор проанализировал основные методы оценки стоимости инновационных компаний, произвел расчет стоимости инновации методом реальных опционов на конкретном примере.

Ключевые слова: инновации, проект, метод, оценка, эффективность, стоимость.

О необходимости перехода экономики на инновационный путь развития ученые-экономисты стали задумываться еще в начале XX в. Такие ученые, как Й. Шумпетер, Ф. Хайек уже в 1930-е гг. рассматривали инновации как источник экономического роста. Новые технологии способствуют росту доходности бизнеса, повышают конкурентоспособность компаний, позволяют развитым странам поддерживать быстрый темп экономического роста. В настоящее время, по мнению специалистов, более 50 % валового внутреннего продукта развитых стран зависит от новых технологий, являющихся результатом реализации инновационных проектов.

Россия во многом отстала от мировых тенденций развития инновационной сферы, и только в последние годы разработке и внедрению инноваций стали уделять повышенное внимание на государственном уровне. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года должна быть сформирована новая экономика - экономика знаний и высоких технологий [3]. Инновации должны стать ведущим фактором экономического роста во всех секторах экономики, привести к повышению производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5 раз и снижению энергоемкости в среднем в 1,6-1,8 раза. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17-20 % (2007 г. - 10-11 %), доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 % (2007 г. -8,5 %), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35 % (2007 г. - 5,5 %). Инновационный сектор должен стать сопоставимым по своему вкладу в ВВП с нефтегазовым и сырьевым секторами [3].

Инновационная деятельность осуществляется посредством реализации одного или нескольких инновационных проектов. Инновационный проект -это инвестиционный проект, содержащий комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, нацеленных на разработку, производство и сбыт инновационных продуктов. Инновационные проекты, как правило, имеют ряд характерных особенностей.

Во-первых, повышенные риски (по сравнению с инвестиционными проектами по производству уже известной на рынке продукции). Инвестиции в инновации во всем мире считаются наиболее рискованными. По данным зарубежных ученых, примерно треть инновационных продуктов терпит неудачу при выходе на рынок, еще треть оказывается безубыточной, но и прибыли не приносит, и только остальные дают прибыль выше среднего уровня.

Во-вторых, поэтапная реализация и финансирование. Обычно выделяют следующие этапы осуществления инновационного проекта:

- разработка идеи (концепции);

- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и принятие решения о реализации проекта;

- выполнение исследований и разработок;

- создание промышленных образцов;

- опытное производство;

- серийное производство нового продукта;

- вывод нового продукта на рынок;

- расширение производства.

Моменты перехода от предыдущего этапа к пос-

Стадии развития иш

ледующему получили название контрольных или реперных точек (milestone points). Успешность предыдущего этапа осуществления проекта является обязательным условием перехода к следующему.

В-третьих, инновационный проект может реа-лизовываться как уже работающей на рынке компанией, так и на уровне отдельного бизнеса, когда под инновационную идею создается компания, занимающаяся исключительно инновационной деятельностью. В случае, когда для реализации проекта создается инновационная компания (инновационный проект тождественен инновационному бизнесу), формируется особый круг инвесторов, привлекаемых для высокорискового (венчурного) финансирования. Причем для каждого этапа развития компании характерно привлечение определенного круга инвесторов, которые после завершения своей стадии финансирования выходят из проекта путем продажи своей доли (или пакета акций) в нем (табл. 1).

Иногда после расширения выделяют еще одну стадию - мезанинное финансирование (мezzanine financing) - стадию реструктуризации бизнеса, непосредственно предшествующую публичной продаже акций. Наиболее рискованными являются ранние стадии развития компании (посевная и старт-ап), в западной литературе они называются «долина смерти» (death valley), когда затраты уже произведены, а прибыль компания еще не получает (см. рисунок).

Особенности организации и финансирования инновационного бизнеса оказывают влияние на его анализ и оценку. Выделяют три подхода к оценке инноваций:

Таблица 1

рационной компании

Стадия Краткое описание деятельности Инвесторы

Посевная (Seed) Наличие бизнес-идеи, разработка проекта, регистрация компании, формирование управленческой команды, проведение НИОКР, начало проведения маркетинговых исследований Инициаторы проекта, бизнес-ангелы, посевные фонды, государственные фонды и гранты

Старт-ап (Start-up) Сформирована компания, разработка бизнес-плана, опытных образцов, организация серийного производства, вывод продукции на рынок Венчурные фонды

Ранний рост (Early stage, early growth) Выпуск и реализация готовой продукции, выход компании на точку безубыточности Фонды прямых инвестиций

Расширение (Expansion) Расширение бизнеса, увеличение объемов продаж, рыночной доли, объемов производства, увеличение основных фондов и капитала Фонды прямых инвестиций

Поздняя стадия, устойчивое развитие (Later Stage) Стабильные позиции на целевых рынках, получение устойчивой прибыли, возможен выход на рынок IPO

Этапы развития инновационной компании и изменение ее финансовых результатов

Прибыль Ранние стадии Ранний рост Расширение

Посевная Старт-ап Устойчивое развитие

Убыток \ Долина смерти ^^ Время

- затратный (в рамках этого подхода рассматривают методы, основанные на оценке затрат по созданию инновационного продукта);

- доходный (оценка проводится исходя из будущих доходов, которые может принести инновационный продукт), например, метод дисконтированных денежных потоков;

- сравнительный (оценка проводится на базе известных оценок аналогичных продуктов на рынке), например, метод сопоставимых оценок.

Оценка инновационных проектов и инновационных компаний проводится в двух направлениях:

- оценка финансовой состоятельности и экономической эффективности проекта;

- оценка стоимости инновационного бизнеса (на этапе прогнозируемого выхода из него инвестора).

К основным целям оценки эффективности инновационных проектов можно отнести:

- выбор проектов для реализации;

- принятие решения о продолжении или прекращении реализации и финансирования проекта;

- расчет ожидаемой доходности и способности инноваций повысить стоимость компании;

- поэтапный контроль осуществления инновационного проекта по затратам, по срокам, по соответствию техническим требованиям и целям проекта.

Для оценки инновационного проекта используются методы, применяемые при оценке финансовой состоятельности и экономической эффективности инвестиционных проектов в любой области:

- дисконтированного денежного потока DCF;

- простого PP и дисконтированного срока окупаемости проекта DPP;

- чистой текущей стоимости проекта NPV;

- индекса рентабельности инвестиций PI;

- внутренней нормы прибыли IRR.

Однако при использовании этих методов для оценки проектов в инновационной сфере необходимо учитывать ряд особенностей.

Первое. Сложности прогнозирования затрат и денежных поступлений по проекту. В первую очередь с этой проблемой сталкиваются компании, разрабатывающие принципиально новый продукт, на который еще не сформирован спрос. Такие проекты требуют дополнительных затрат на изучение рынка, разработку маркетинговой стратегии и рекламной компании, специальной подготовки и обучения персонала и т. п. Кроме того, встает проблема формирования адекватной цены на инновационную продукцию (особенно, если продукция не имеет аналогов на рынке).

Второе. Проблемы, связанные с оценкой жизнеспособности проекта. Оценка жизнеспособности инновационного проекта требует от инвестиционного менеджера не только высокой квалификации и профессионализма, но и развитой интуиции. Поэтому при оценке инновационных проектов необходимо сочетать качественные и количественные методы оценки, т. е. наряду с расчетом показателей эффективности проекта (количественные методы оценки) необходимо уделять пристальное внимание анализу информации о наклонностях, мотивации, ценностях, настроениях потребителей; анализу рынка сбыта, конкурентов и т. п. (качественные методы).

Третье. Повышенные риски (страновые, политические, экономические, экологические, риск ненадежности участников проекта, риск неполучения предусмотренных проектом доходов и т. д.). Разработчикам любого нового инновационного продукта или технологии необходимо их запатентовать. При реализации инновационных проектов особое внимание стоит уделить риску возможности конфискации имущества или утери права собственности в случае несоблюдения норм патентного права РФ, а также в случае их отличия от норм, действующих в других странах, если для реализации проекта привлекаются иностранные инвесторы или продукт (технологию) планируется импортировать. Большое значение для успешной реализации проекта имеет анализ и учет риска неполучения предусмотренных проектом доходов. В связи с этим возрастает роль ранних стадий (посевной и старт-ап) развития инновационного бизнеса. Именно в период проведения предынвестиционных исследований, разработки технико-экономического обоснования и проверяется жизнеспособность проекта. В результате ставка дисконтирования по проектам в инновационной сфере будет значительно превышать ставку дисконтирования по проектам, связанным с инвестированием в традиционную продукцию. Повышенные риски по инновационным проектам приводят к увеличению требуемой инвестором нормы прибыли на вкладываемый капитал. По оценкам экспертов, требуемая инвесторами доходность капитала при инвестировании в инновационные проекты может минимум в 2-3 раза превышать норму доходности по инвестиционным проектам, предусматривающим производство продукции, широко известной на рынке. Так, ожидаемая инвесторами внутренняя норма доходности IRR от инновационного бизне са в среднем составляет 40-65 %, а срок окупаемости -от 6 мес. до 5 лет.

Четвертое. Быстрые изменения рыночной конъюнктуры в области инноваций. Высокие темпы научно-технического развития в сфере успешных инновационных разработок (например, компьютерной техники, IT-технологий) приводят к жесткой конкуренции. За время реализации компанией инновационного проекта рыночная конъюнктура может измениться за счет появления новых инновационных разработок со схожими (а возможно, и лучшими) характеристиками, которые могут составить заметную конкуренцию продукции, реализуемой компанией. Однако при проведении оценки эффективности

инновационных проектов на ранних стадиях такое изменение рыночной конъюнктуры предусмотреть невозможно, следовательно, оценка будет базироваться на исходных данных, которые принимаются неизменными на весь период реализации проекта. В связи с этим необходимо регулярно проводить мониторинг основных показателей инновационного проекта, с учетом изменившихся внутренних и внешних условий реализации проекта. Причем, мониторинг показателей можно проводить либо в контрольных (реперных) точках, при переходе от одного этапа реализации проекта к следующему, либо по истечении определенного периода времени (например, ежемесячно, ежеквартально и т. п.).

Пятое. Инновационный проект, даже незавершенный, несмотря на отсутствие его экономической эффективности в целом, может иметь положительную результативность в виде создания новых технологий, интеллектуальной собственности, представляющих интерес для патентования и последующей продажи, в виде повышения квалификации сотрудников, разработки новых управленческих подходов.

Оценка будущей стоимости инновационной компании (проекта) осуществляется при планировании инвестиций, для привлечения финансирования, при выходе венчурных инвесторов, для оценки доли их участия в компании. При определении стоимости инновационных компаний используются следующие основные методы:

- метод дисконтированных денежных потоков;

- венчурный метод;

- договорный метод;

- метод сопоставимых оценок (оценка по аналогии);

- метод оценки реальных опционов.

Выбор того или иного метода оценки стоимости инновационного бизнеса или их сочетания (когда используется несколько методов) в первую очередь будет зависеть от стадии развития компании. Так, на посевной стадии оценка компании в большей степени зависит от ожиданий разработчиков инновационной идеи. На поздних стадиях развития инновационной компании может быть проведена достаточно объективная оценка ее стоимости с использованием различных методов оценки. Кроме того, каждый тип инвесторов (бизнес-ангелы, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций и др.) финансируют инновационную компанию на определенном этапе ее становления и развития и

их задача - провести оценку компании на момент своего входа/выхода из бизнеса.

Метод дисконтированных денежных потоков (discounted cash flow, DCF). При использовании данного метода предполагается, что стоимость компании равна сумме приведенной (дисконтированной к текущему периоду) величине денежного потока в течение прогнозного периода (т. е. периода до выхода инвестора из бизнеса) и приведенной величине денежных потоков в постпрогнозный период (терминальная стоимость компании, т. е. стоимость компании на момент выхода инвестора из бизнеса).

При этом терминальная стоимость (exit value, continuing value) может рассчитываться, например, как денежные поступления, полученные в случае, если бы продавались все акции компании [2].

Метод дисконтированных денежных потоков применяется на всех стадиях развития инновационной компании, но результаты оценки будут получены с различной степенью достоверности. Так, на посевной стадии оценка бизнеса носит приблизительный характер, поскольку будущие денежные потоки не поддаются достоверному прогнозированию. На более поздних стадиях развития компании денежные потоки прогнозируются со значительно большей степенью достоверности, кроме того, на стадии старт-ап уже разрабатывается подробный бизнес-план компании. Соответственно, ставка дисконтирования будет выбираться с учетом стадии развития компании, а также дополнительных рисков, например, странового риска. Так, в странах с развитой экономикой ставка дисконтирования по инновационным проектам посевной стадии берется, как правило, на уровне 40-50 %, а в России - 60100 %. Следовательно, на поздних стадиях развития проекта ставка дисконтирования будет меньше.

Венчурный метод (venture capital method, VC) является адаптацией метода дисконтированного денежного потока к ранним стадиям развития инновационной компании (посевной или старт-ап). Суть этого метода состоит в том, что сначала прогнозируется терминальная стоимость компании на момент выхода, а затем она дисконтируется по достаточно высокой венчурной ставке (обычно 60 % и выше). Недостатком этого метода является необходимость проведения долгосрочного прогнозирования, что снижает достоверность полученных результатов.

Недостатком использования методов DCF для оценки инновационных проектов является слож-

ность прогнозирования ставки дисконтирования, будущих доходов и темпов роста бизнеса, что приводит к потенциальной значительной недооценке проектов.

Договорный метод является самым простым из всех методов оценки бизнеса. Он заключается в том, что стоимость компании определяется на основании договора по взаимному согласию сторон. При этом, как правило, оценка производится с использованием затратного подхода или основывается на текущей стоимости активов компании. Наиболее часто этот метод оценки инновационной компании применяется на посевной стадии.

Метод сопоставимых оценок (оценка по аналогии) базируется на сопоставлении основных показателей, используемых при оценке стоимости компании, например, P/S (отношение цены акции к объему продаж), P/E (отношение цены акции к прибыли на одну акцию) и др. с показателями аналогичных компаний, работающих на рынке. Сопоставимые компании могут выбираться по следующим критериям: отраслевой принадлежности, темпам роста, размеру и т. п. Однако этот метод обычно используют на поздних стадиях развития компании, поскольку на ранних стадиях большинство показателей стоимости компании рассчитать практически невозможно. На стадиях же посевной и старт-ап часто используют экспресс-метод мультипликаторов. В рамках этого метода рассчитываются стандартные показатели, которые не зависят от специфики компании. Основными из них являются [2]:

Стоимость компании = Объем продаж/2;

Стоимость компании = Показатель прибыльности (EBIT или EBITDA) х 5.

В данном случае коэффициенты S и 5 являются рыночными мультипликаторами, взятыми по инновационным компаниям. В области IT-технологий в настоящее время используют показатель

Стоимость компании = Объем продаж х K, где 1 < K < 1,5.

Метод реальных опционов (real options valuation, ROV) приобрел популярность в последние десятилетия и широко используется в западных странах для оценки инновационных проектов и оценки стоимости инновационных компаний. Идея опциона состоит в том, что возможность инвестора, но не его обязанность купить или продать базовый актив в определенное время, обладает стоимостью. Иными словами, реальный опцион дает владельцу право (но не обязательство) получить через опреде-

ленный период времени от инновационного проекта доход путем внедрения удачных разработок в производство. Так, например, инвестор сделал ставку на разработку новой технологии, которая, по его ожиданиям, в будущем даст возможность для привлечения более крупных инвестиций и получения доходов за счет коммерциализации, если данная разработка даст положительный результат. Цена опциона - затраты на разработку или приобретение технологии. Исполнение опциона - это решение о переходе к полномасштабной коммерциализации (в случае успеха разработки) или выход из бизнеса, а цена исполнения - это цена реализации проекта, рассчитанная как NPV будущих денежных потоков при коммерциализации разработки технологии.

В инновационном бизнесе могут использоваться следующие виды реальных опционов:

- опцион на сокращение и на выход из бизнеса (опцион put);

- опцион на развитие (в случае благоприятного развития событий, опцион call);

- опцион, позволяющий отложить инвестиции на определенный период;

- опцион роста (первоначальные инвестиции дают право на реализацию последующих опционов, например, на научно-изыскательские работы);

опцион на переключение и временную остановку бизнеса;

опцион на возможность увеличить или уменьшить масштабы проекта;

- комплексный опцион, который содержит в себе более одного варианта возможности реализации (например, если в благоприятных условиях компания может расширить масштабы деятельности, а в неблагоприятных инвестор обладает опционом на выход);

- другие варианты реальных опционов. Стоимость реального опциона для оценки справедливой стоимости актива, как правило, рассчитывается на основе модели Блэка-Шоулза, изначально разработанной для инструментов фондового рынка, а в настоящее время успешно применяемой для оценки инвестиционных проектов, недвижимости, инноваций (в первую очередь - новых технологий). Кроме модели Блэка-Шоулза, для оценки стоимости реальных опционов могут применяться методы на основе модели биноминального дерева Кокса-Росса-Рубинштейна [1].

Рассмотрим оценку стоимости инновации методом реальных опционов с использованием модели Блэка-Шоулза. В качестве примера возьмем компанию, которая занимается производством деталей для сборки машин. Компания рассматривает возможность участия в новом проекте по производству компонента для инновационного энергосберегающего двигателя. В соответствии с бизнес-планом проекта был рассчитан дисконтированный денежный поток и чистая приведенная стоимость NPV, которая составляет 10 млн руб.

Несмотря на то, что показатель NPV положителен, компания считает, что существует высокая степень волатильности уровня продаж и, соответственно, доходности проекта (стандартное отклонение равно 30 %). Для стимулирования производства государственная корпорация ОАО «РОСНАНО» подписала соглашение о праве (но не обязательстве) компании продать ей производство после завершения стадии опытного производства (перед выходом на этап серийного производства) нового продукта через два года за 113 млн руб. Таким образом, у компании появляется опцион «пут» (put) по данному активу. Для расчета стоимости опциона «пут» необходимо рассчитать стоимость опциона «колл» (call) и затем сделать пересчет опциона «колл» в «пут». Цена опциона «колл» находится по формуле

C(S, t) = SN(d1) - Ke~T t- )N(d2), где C (S, t) - текущая стоимость опциона «колл» в момент t до истечения срока опциона; S - текущая цена базового актива; N (х) - вероятность того, что отклонение будет меньше в условиях стандартного нормального распределения (таким образом, и ограничивают область значений для функции стандартного нормального распределения);

ln

d1 =-

(

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r + -

с

2 Л

2

(T -1)

с7Т- г '

где с - волатильность (стандартное отклонение) базового актива; К - цена исполнения опциона; е - экспоненциальная постоянная, основание натуральных логарифмов (е = = 2.7182818284590452...); г - безрисковая процентная ставка; Т — г - время до истечения срока опциона (период опциона);

d2 = d1 - с/T -1

7х"

25

Соответственно, цена опциона «пут» равна , t) = Ке-(т) N ) - ^ (-d1), где Р (5, 0 - текущая стоимость опциона «пут» в момент ^ до истечения срока опциона. Компания ожидает, что начиная с конца второго года до завершения проекта приведенный денежный поток NPV составит 100 млн руб. (т. е. без учета инвестиций первых двух лет). Данные для расчета опциона «колл» приведены в табл. 2.

Используя формулы для расчета опциона «колл» и затем пересчета в опцион «пут», получаем результаты, представленные в табл. 3.

Таким образом, ОАО «РОСНАНО» предоставило компании опцион дополнительной стоимостью 15,8 млн руб. при текущем уровне волатильности 30 %. В результате NPV проекта увеличивается на стоимость опциона и становится равным 25,8 млн руб. В связи с этим компания может принять положительное решение об участии в проекте.

Оценка методом реальных опционов дает возможность более гибко, чем при использовании метода дисконтированных денежных потоков, оценить будущий потенциал проекта (не только с экономической, но и с точки зрения рыночной перспективности, качества менеджмента) и, соответственно, более эффективно управлять инновационной компанией или проектом.

Опционный подход дает иное представление о неопределенности инноваций, утверждая, что неопределенность может быть позитивным фактором, увеличивающим возможности для создания стоимости компании, акцентируя внимание не только

Таблица 2 Данные для расчета опциона «колл» по покупке производства компонента для инновационного энергосберегающего двигателя

Таблица 3

Результаты расчета стоимости актива методом опционов

Показатель Значение Понятие на английском языке

Текущая котировка базового актива 100 млн руб. Current asset price

Цена исполнения опциона Ке 113 млн руб. Exercise price

Волатильность котировок базового актива а 30 % Annual standard deviation

Время, оставшееся до исполнения опциона (в годах), Т -1 2 Time to expiry in years

Безрисковая процентная ставка г 7 % Annual risk free rate

Показатель Значения Пояснения

С опциона 17,5

«колл»,

млн руб.

С опциона 15,8

«пут», млн руб.

100

Ке, млн руб. 113

N Ц) 0,6003 Нормальное распре-

N (¿2) 0,4324 деление, рассчиты-

вается с помощью специальных таблиц или функции Excel (=НОРМСТРАСП)

0,254045476

С2 -0,170218593

елг (Т - /) 1,150273799 е в степени r* (Т -1)

а 0,3

Т - (, лет 2

г 0,07

е 2,718281828

на потенциальном риске, но и на открывающихся возможностях получения высоких доходов. Метод реальных опционов позволяет дать положительную оценку инновационному проекту, который по методу DCF будет убыточным. По мнению западных ученых [4], оценка инноваций методом реальных опционов приведет к более высокому по сравнению с методом DCF значению показателя ^У, если: будущие инвестиции на этапах внедрения и расширения производства значительно превышают первоначальные вложения в исследования и разработки;

существует значительная неопределенность будущих доходов;

этап исследований имеет значительную продолжительность;

по мере осуществления проекта можно рассчитывать на возможность получения дополнительной информации, проясняющей некоторую неопределенность (например, рыночный спрос, поведение конкурентов и т. п.). Таким образом, при использовании данного метода инвестор может разработать для себя оптимистичный и пессимистичный сценарии развития проекта, и с помощью опционов «колл» или «пут» постараться минимизировать риски и максимизировать потенциальную прибыль в зависимости от

реализации того или иного сценария. Кроме того, государство через госкорпорации может использовать метод опционов как гибкий инструмент стимулирования инноваций, поскольку при грамотном использовании данного метода можно снизить риски инвесторов и повысить инновационную активность компаний. Успешные инновационные компании не воспользуются опционом на сокращение и на выход из бизнеса, так как цена опциона будет меньше стоимости бизнеса через определенный временной период, т. е. страховка может быть не использована, а инновации воплощены в жизнь. Развитие экономики за счет новых технологий принесет дополнительные доходы в бюджет и покроет расходы на опционы, реализованные по неуспешным проектам.

В настоящее время рынок инноваций в нашей стране развит еще слабо, недостаточно статистических данных по компаниям, занятым в этой сфере, затруднено прогнозирование рыночных тенденций. Акции инновационных компаний на российских биржах практически не торгуются. Только в 2009 г. ММВБ совместно с ОАО «РОСНАНО» был создан новый биржевой сегмент «Рынок инноваций и инвестиций ММВБ», который включает в себя три сегмента, рассчитанных на компании различной степени зрелости и капитализации, а также различные группы инвесторов.

Кроме того, сбор информации о компаниях, находящихся на различных стадиях развития, затруднен из-за закрытости бизнеса. Все это приводит к проблемам использования различных методов оценки инновационных компаний, а также получения адекватной оценки одной и той же компании различными методами. В России наибольшую популярность из всех методов оценки инновационных компаний получил метод дисконтированного денежного потока. С другой стороны, в западных странах наблюдается тенденция перехода к оценке более неформальными методами, особенно на ран-

них стадиях развития компаний, и в первую очередь методу оценки реальных опционов. Использование одного метода не исключает применение других, и по возможности стоит использовать различные методы оценки как взаимодополняющие и позволяющие посмотреть на проблему оценки стоимости инновационной компании с различных сторон. Кроме того, на формирование системы оценки эффективности инновационных проектов и их стоимости определенное влияние могут оказывать страновые особенности и особенности менталитета, так как цели и ожидания потенциальных инвесторов и инициаторов проекта, являющихся резидентами различных стран, могут значительно отличаться. Так, по данным ряда исследований, основная цель инициаторов большинства инновационных проектов в западных странах - продажа контрольного пакета акций стратегическому инвестору или выход на IPO, в то же время российские инновационные компании в качестве своей перспективы преимущественно рассматривают развитие и сохранение бизнеса в руках инициаторов проекта.

Список литературы

1. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Каширин А., Семенов А. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. М.: Вершина, 2008.

3. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р).

4. Faulkner T. W. Applying «Options Thinking» to R&D Valuation// Research - Technology Management. 1996. Vol. 39, № 3.

издательским дом

ФИНАНСЫ

ЕДИ1

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата A4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]

7х"

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.