Научная статья на тему 'Инновационные приоритеты модернизации и совершенствования региональной системы и механизма управления инвестиционными отношениями'

Инновационные приоритеты модернизации и совершенствования региональной системы и механизма управления инвестиционными отношениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕР / INVESTMENT RELATIONS / INNOVATION PRIORITIES / MANAGEMENT / REGION / MECHANISM / IMPROVEMENT / INFRASTRUCTURE / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Владислав Васильевич

В статье рассматриваются методологические подходы и определяются основные направления совершенствования механизма управления инвестиционными процессами в региональных экономических системах. Определяются принципы и приоритеты модернизации территориальной инвестиционной инфраструктуры на основе формирования региональных и функциональных инвестиционных кластеров. Обосновывается целесообразность внедрения прогрессивных форм и методов управления инвестиционной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Priorities for Modernization and Improvement of the Regional System and Mechanism for Investment Management

The author scrutinizes methodological approaches and identifies main directions to improve the mechanism for investment management in regional economic systems. The principles and priorities for modernization of investment infrastructure of territories on the basis of regional and functional investment clusters formation are established. The rationale behind the introduction of progressive forms and methods to regulate investment activity is proved.

Текст научной работы на тему «Инновационные приоритеты модернизации и совершенствования региональной системы и механизма управления инвестиционными отношениями»

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

^ моРозов владислав васильевич

Кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник

институт экономики Уральского отделения РАн 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. московская, 29 Тел.: (343) 359-83-57 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

инвестиционные отношения

инновационные приоритеты

управление

регион

механизм

совершенствование

инфраструктура

кластер

Инновационные приоритеты модернизации и совершенствования региональной системы и механизма управления инвестиционными отношениями*

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы и определяются основные направления совершенствования механизма управления инвестиционными процессами в региональных экономических системах. Определяются принципы и приоритеты модернизации территориальной инвестиционной инфраструктуры на основе формирования региональных и функциональных инвестиционных кластеров. Обосновывается целесообразность внедрения прогрессивных форм и методов управления инвестиционной деятельностью.

Разработка и реализация современной стратегии модернизации и устойчивого инновационного развития экономики России предполагает серьезную трансформацию и качественное совершенствование системы управления инвестиционными отношениями на всех иерархических уровнях. Определяющая роль в совершенствовании государственной системы управления инвестиционными процессами инновационного развития экономики принадлежит регионам, на уровне которых сегодня решаются многие инвестиционные и инновационные проблемы регионального развития.

Современная интеграционная модель модернизации и совершенствования регионального механизма управления инвестиционной деятельностью строится на сочетании эффективной территориальной структуры органов управления инвестиционными отношениями и региональной системы инвестиционно-финансовых институтов кластерного типа с внедрением прогрессивных форм и методов управления инвестиционными процессами.

Теоретической основой для создания такой региональной модели управления инвестиционной деятельностью является целый ряд экономических теорий. Использование положений теории конкурентных преимуществ М. Портера [1], эволюционной теории, парадигмы регионального развития позволяет обосновать приоритетную регулирующую и ориентирующую роль региона в системе управления инвестиционными отношениями. А применение концепции региональных кластеров М. Энрайта [2] обеспечило определение ведущей формы организации региональной инвестиционной инфраструктуры.

В основе построения этой модели лежит принцип четкого разграничения полномочий в области управления инвестиционными процессами между

различными иерархическими уровнями, с концентрацией большинства этих функций на уровне регионов.

Современная региональная система органов управления инвестиционной деятельностью должна строиться по функциональному принципу и вертикальному интегрированному иерархическому типу и основываться на сочетании федеральных и территориальных органов управления с использованием общественных структур, территориальных и коммерческих инвестиционнофинансовых институтов, других элементов территориальной инвестиционной инфраструктуры. Базовыми элементами современной региональной системы управления инвестиционной деятельностью, с одной стороны, является региональная, вертикально интегрированная иерархическая система органов управления инвестиционными процессами, которая предполагает использование 6-7 основных уровней и типов управляющих структур (рис. 1). А с другой стороны, территориальная сеть инвестиционно-финансовых институтов, объединенных в региональную инвестиционную инфраструктуру кластерного типа, построенную на гармоничном сочетании коммерческих и территориальных структур.

Как видно из схемы, на первых трех уровнях региональной системы управления сосредоточены структуры территориальных органов власти, осуществляющие законодательное обеспечение и реализующие непосредственно функцию управления инвестиционной деятельностью в регионе. С четвертого по шестой уровень образуют различные виды инвестиционно-финансовых институтов, осуществляющих выполнение определенных инвестиционных функций в интересах обеспечения активного инновационного развития региональной экономической системы. Седьмой уровень составляют субъекты хозяй-

* Исследование проводится в рамках Международного конкурса Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 12-22-03001.

Innovative Priorities for Modernization and Improvement of the Regional System and Mechanism for Investment Management

^ vladislav v. morozov

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof., Senior Researcher

Схема организации управления инвестиционной деятельностью в региональных системах (в рамках федерального округа)

ствования, осуществляющие инвестиционную деятельность в рамках экономики региона, руководствуясь собственными хозяйственными интересами.

Все инвестиционные институты и другие хозяйствующие субъекты, образующие инвестиционно-финансовую инфраструктуру региона, можно условно подразделить на три основные группы.

В первую группу объединяются непосредственно территориальные инвестиционно-финансовые институты, как наиболее важные для инвестиционного обеспечения инновационного развития

территорий. Ко второй группе относятся независимые инвестиционные и финансовые институты, уполномоченные территориальными органами власти на выполнение определенных инвестиционных функций. Государственные функции, выполнение которых берут на себя эти институты, определяются положениями договора, заключаемого с соответствующими исполнительными территориальными органами власти.

Третью группу образуют независимые коммерческие инвестиционно-финансовые институты и другие хозяй-

gional economic systems. The principles and priorities for modernization of investment infrastructure of territories on the basis of regional and functional investment clusters formation are established. The rationale behind the introduction of progressive forms and methods to regulate investment activity is proved.

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

Источники

1. Портер М. Конкуренция.: пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2000.

2. Enrait M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link. 1992. No. 5.

3. Морозов В.В., Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Инновационная модель антикризисного управления инвестиционно-финансовыми взаимоотношениями в регионе: препринт. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2011.

ствующие субъекты, самостоятельно определяющие свою хозяйственную деятельность. Причем деятельность этих хозяйствующих субъектов может быть как непосредственно инвестиционного профиля, так и другой направленности, но призванная обеспечивать эффективное функционирование регионального инвестиционного комплекса.

Особую роль и функцию в системе региональных органов управления инвестиционной деятельностью реализуют достаточно немногочисленные сегодня, но активно развивающиеся в отдельных субъектах Федерации территориальные инвестиционные институты. Под территориальными подразумеваются инвестиционно-финансовые институты, создаваемые при активном участии органов управления федеральных округов, субъектов Федерации и муниципальных образований. В их число входят различные виды территориальных универсальных и специализированных банков, инвестиционных компаний и фондов, кредитные учреждения и союзы, страховые компании, консалтинговые, венчурные и лизинговые фирмы, ипотечные конторы, инвестиционные биржи и т.д.

Главными достоинством этих институтов является то, что, создаваясь по акционерному принципу и функционируя на основе полной самоокупаемости, они обеспечивают территориальным административным органам возможность внеадминистративного управления инвестиционной деятельностью многих хозяйствующих субъектов, финансируемой за счет различных, в том числе внебюджетных, источников, а также регулирования развития предприятий и организаций различных форм собственности.

В целях повышения эффективности функционирования регионального инвестиционного комплекса большинство разрозненных производителей, инвесторов, строительных организаций, инвестиционно-финансовых институтов и других субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках регионального инвестиционного комплекса или имеющих с ним устойчивые связи, целесообразно объединить в единую региональную инвестиционную инфраструктуру кластерного типа, построенную на гармоничном сочетании коммерческих, территориальных и федеральных структур. В состав такой региональной инфраструктуры могут входить как региональные, так и функциональные инвестиционные кластеры.

Региональный инвестиционный кластер формируется на добровольной основе, путем подписания комплекса соглашений о взаимодействии, с учетом взаимных хозяйственных интересов входящих в их состав хозяйственных структур и инвестиционных интересов региона в целом. В качестве функциональной основы регионального инвестиционного кластера выступают территориальные банки и инвестиционные компании. В составе регионального инвестиционного кластера эти территориальные инвестиционные институты призваны не только мобилизовать, перераспределять и эффективно использовать для инвестиционной деятельности в регионе финансовые ресурсы, привлеченные из различных источников, но и осуществлять организационную и координационную деятельность с другими инвестиционнофинансовыми институтами с целью привлечения и рационального использования для развития экономики региона их финансовых средств.

Остальные территориальные институты, в соответствии с их функциональными обязанностями, можно разделить на четыре основные группы. К первой группе относятся организации, которые обеспечивают приток финансовых ресурсов в территориальные инвестиционные компании и банки для последующего их инвестиционного использования на взаимовыгодных условиях. Среди них можно выделить территориальные инвестиционные фонды, занятые преимущественно привлечением средств населения, и консалтинговые фирмы, используемые для привлечения иностранных кредитов и инвестиций на взаимовыгодных условиях.

Во вторую группу входят территориальные инвестиционные институты, обеспечивающие финансирование инновационного развития производственной и непроизводственной сфер экономики территорий в специфических формах. К ним можно отнести, например, венчурные фирмы, ипотечные и лизинговые компании.

К третьей группе следует отнести инвестиционные институты, которые, выполняя свои специфические функции, часть мобилизуемых средств могут передавать для инвестиционного использования территориальным инвестиционным компаниям, а полученный от этого доход направлять для решения своих прямых функциональных задач. Типичным примером таких организаций могут служить территориальные стра-

Структура инвестиционно-финансовых институтов, входящих в состав регионального инвестиционного кластера

Состав инвестиционно-финансовых институтов, формирующих вертикальную (функциональную) структуру территориального инвестиционного кластера Состав инвестиционных институтов, формирующих горизонтальную (технологическую) структуру территориального инвестиционного кластера

1. Окружные инвестиционно-финансовые институты: окружной инвестиционный банк; окружная инвестиционная компания. 2. Региональные и муниципальные инвестиционнофинансовые институты: территориальные универсальные и специализированные банки; территориальные инвестиционные компании и фонды; региональные и муниципальные негосударственные пенсионные фонды; территориальные страховые компании; территориальные лизинговые и строительные компании; территориальные консалтинговые фирмы; другие территориальные инвестиционно-финансовые институты. 3. Уполномоченные коммерческие инвестиционнофинансовые институты: универсальные и инвестиционные банки; инвестиционные компании; лизинговые компании; страховые компании; другие уполномоченные инвестиционно-финансовые институты 1. Проектные и проектно-конструкторские организации. 2. Венчурные компании. 3. Научные, проектные и инновацинно-технологи-ческие центры, технопарки. 4. Строительные организации общестроительного назначения. 5. Подрядные специализированные строительные организации. 6. Другие специализированные организации. 7. Предприятия и организации - поставщики технологического и другого оборудования. 8. Предприятия - производители строительных материалов, изделий, конструкций, другой строительной продукции. 9. Торговые предприятия и организации - поставщики продукции строительного назначения. 10. Предприятия и организации - поставщики нестандартного строительного оборудования. 11. Другие коммерческие предприятия и организации инвестиционного профиля

ховые компании и негосударственные пенсионные фонды.

Четвертую группу образуют научнотехнологические институты и другие организации, специализированные на разработке и внедрении инновационных решений и проектов. К их числу отн о сятся нау ч н о- и ссл едо вател ьс ки е, проектные и технологические центры, технопарки, инновационные площадки и другие инновационные структуры.

Представляется важным, что, наряду со своим основным функциональным назначением в составе регионального инвестиционного кластера, каждый из этих институтов реализует и специфическую инвестиционную функцию.

В крупных территориальных системах региональный инвестиционный кластер может строиться на органическом сочетании инвестиционных кластерных систем горизонтального и вертикального типа (см. таблицу).

Вертикально-функциональную структуру регионального инвестиционного кластера образуют различные инвестиционно-финансовые институты и специализированные организации, призванные обеспечивать активное протекание инвестиционного процесса в рамках данной территориальной системы и эффективное использова-

ние мобилизуемых для этой цели инвестиционных ресурсов. В нее входит широкая сеть территориальных и коммерческих инвестиционно-финансовых институтов, предприятий и организаций инвестиционного комплекса, других хозяйственных структур, объединенных на договорной основе единством производственных задач и экономических интересов.

Кластерные инвестиционные системы горизонтального типа, классифицируемые как производственнотехнологические, должны строиться преимущественно по технологическому принципу и обеспечивать активное протекание всего инвестиционного цикла процесса воспроизводства основных фондов. В состав горизонтального инвестиционного кластера входят предприятия, организации и функциональные структуры, объединяемые согласующимися экономическими интересами, а также определенной технологической общностью и функциональной направленностью в производственном процессе. Горизонтальная производственно-технологическая инфраструктура регионального инвестиционного кластера призвана обеспечивать непосредственно процесс создания или расширенного воспроизводства основных

References

1. Porter M. On Competition: translated from English. Moscow: Wiliams, 2000.

2. Enrait M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link. 1992. No. 5.

3. Morozov V.V., Zakharchuk Ye.A., Pasyn-kov A.F. Innovative model of crisis management of investment and financial relationships in a region: preprint. Ekaterinburg: Institute of Economics (Ural Branch of RAS), 2011.

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

фондов на новой технической и технологической основе, с внедрением прогрессивных форм и методов организации производства и труда.

В основе формирования современного регионального механизма управления инвестиционной деятельностью лежит комплексный подход к совершенствованию форм и методов регулирования инвестиционной активности территорий и хозяйствующих субъектов. При этом приоритет в региональном управлении инвестиционными процессами сегодня отдается законодательным, координационным и регулирующим, преимущественно экономическим, методам [3. С. 22-29].

Ведущую роль во внедрении эффективных форм и методов управления инвестиционными отношениями играет формирование прогрессивного федерального и регионального законодательства, регламентирующего инвестиционные отношения. При этом в федеральном законодательстве отражаются наиболее общие принципы, регламентирующие протекание инвестиционной деятельности в масштабах всего Российского государства. А региональное инвестиционное законодательство призвано регулировать инвестиционную деятельность территориальных органов управления и субъектов хозяйствования в рамках определенных территориальных систем, с учетом специфических особенностей их экономического функционирования и развития.

Следует отметить, что инвестиционная деятельность является комплексным и многогранным процессом, охватывающим и тесно взаимосвязанным с различными сферами экономической деятельности. Поэтому ее эффективность в значительной степени определяется и регулируется положениями различных законодательных актов хозяйственного, бюджетного, налогового и других видов гражданского права. Однако положения большинства из них только частично удовлетворяют современным требованиям рыночного ведения хозяйства и нуждаются в серьезной доработке и уточнении.

В первую очередь это относится к Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». По нашему мнению, этот ограниченный и несовершенный закон в инвестиционном законодательстве России давно целе-

сообразно заменить прогрессивным и современным законодательным актом. В первой основной его части следует сформулировать базовые принципы инвестиционной политики России с учетом современных условий и приоритетных направлений инновационного развития нашей экономики.

Во второй основной части этого закона должны быть отражен приоритет государственного регулирования в области инвестиционных отношений и прописаны основные принципы, формы и методы государственного управления инвестиционной деятельностью в масштабах страны, территориальных систем и на уровне отдельных субъектов хозяйствования; определена ведущая роль региональных и муниципальных органов управления в активизации этих процессов в рамках данных территориальных систем; сформулированы принципы и механизмы государственной поддержки и стимулирования роста инвестиционной активности субъектов хозяйствования и территориальных органов управления и т. д.

Приоритетным направлением совершенствования финансового, бюджетного и налогового законодательства в целом сегодня является придание бюджетным и налоговым отношениям инвестиционной направленности, определение законодательных основ формирования эффективного механизма финансирования и управления инвестиционной деятельностью, внедрения прогрессивных форм и методов государственного стимулирования инвестиционной активности производителей.

Основными в пакете законов, регулирующих инвестиционную деятельность в масштабах субъекта Федерации, являются собственно закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в данном субъекте Федерации, определяющий сущность, базовые принципы и основные направления инвестиционной политики территорий, и ряд законов, регламентирующих отдельные стороны инвестиционной деятельности в рамках территориальной системы. Структура этих законов определяется специфическими особенностями развития и приоритетами экономической и социальной политики субъекта Федерации. Такой подход позволит регионам уточнять, дополнять и совершенствовать общие принципы, заложенные в федеральном законодательстве с учетом специфики и на-

сущных потребностей их функционирования, решаемых задач, реальных и потенциальных возможностей инвестиционного развития.

Другим приоритетным направлением совершенствования форм и методов регионального управления инвестиционной деятельностью является развитие и совершенствование системы комплексного прогнозирования экономических процессов на основе сочетания моделирования экономического развития территорий и комплексного целевого планирования совершенствования отдельных производственных систем. Такая региональная система основывается на разработке и реализации ряда целевых инвестиционных программ территориальной направленности. Стержневой среди этих целевых программ призвана стать комплексная региональная программа инвестиционных приоритетов инновационного развития территорий. Ее разработка и реализация решают целый комплекс проблем экономического развития региона. Но в первую очередь она обеспечивает селективное выделение инвестиционных приоритетов в рамках региональных целевых программ и стратегических планов и позволяет сосредоточить ограниченные инвестиционные ресурсы территорий на определяющих их экономическое развитие производствах, проектах и объектах и накопить финансовые средства для развития других, не менее важных, производств и отраслей экономики.

Еще одной перспективной формой управления инвестиционной деятельностью может стать развитие регионального рынка ценных бумаг. При этом под региональным рынком ценных бумаг понимается искусственно выделяемый сегмент российского фондового рынка, который реализует определенные региональные интересы с помощью своих специфических инструментов - субфедеральных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

В ближайшей перспективе в российской экономике целесообразно обеспечить активное развитие и совершенствование регионального рынка ценных бумаг за счет привлечения инвестиционных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках, посредством как субфедеральных, так и корпоративных займов. В целях достижения значительного роста эффективности использования привлекаемых ресурсов, во-первых, эти за-

имствования должны осуществляться преимущественно на долгосрочной и среднесрочной основе и направляться в первую очередь для инвестирования технологического и инновационного развития производства.

Во-вторых, предпочтение должно отдаваться долгосрочному привлечению внутренних ресурсов, в том числе средств населения, на взаимовыгодной основе. В этом случае решаются сразу две серьезные задачи: мобилизуются средства для инновационного развития экономики страны и регионов и снижаются инфляционные тенденции в экономике за счет инвестиционного использования временно свободных финансовых ресурсов.

В-третьих, использование этих мобилизуемых регионами и хозяйствующими субъектами финансовых ресурсов должно иметь приоритетный инвестиционный характер. На инвестиции в развитие основного капитала, преимущественно на инновационной основе, должно направляться не менее 50% привлекаемых территориями заемных финансовых средств.

В-четвертых, инвестиционное использование привлекаемых региона-

ми ресурсов должно осуществляться в основном в рамках региональных целевых инвестиционных программ. Для этого в территориальных системах должны быть сформированы региональные банки перспективных инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе с использованием многокритериального подхода к определению региональных приоритетов инновационного развития.

Государственные и региональные инвестиционные приоритеты инновационного развития формируются на соответствующем уровне управления и определяют отрасли экономики, направления развития, отдельные технологии, производства, крупные инвестиционные и инновационные проекты, на финансирование которых должна быть направлена большая часть федеральных и региональных инвестиционных ресурсов и реализация которых обеспечивает значительные позитивные изменения в социально-экономическом развитии страны и территорий. В качестве государственных приоритетов инновационного развития экономики России в настоящий период могут рассматриваться наукоемкие, высоко-

технологичные отрасли обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, лесопереработки; производства средств радио- и телекоммуникаций, связи; строительство и отрасли экономики, обеспечивающие достаточно быстрый оборот финансовых ресурсов, такие как пищевая и легкая промышленность, оптовая и розничная торговля, страхование, рестораны, гостиницы и т.д.

При определении региональных инвестиционных приоритетов следует основываться не только на государственных приоритетах инвестирования, но и учитывать специфику экономического и социального развития данной территориальной системы. Например, для экономики Свердловской области в качестве инвестиционных приоритетов наряду с высокотехнологичными и потребительски ориентированными отраслями машиностроения, оборонной промышленности, торговли и финансового сектора могут выступать отдел ь-ные производства черной и цветной металлургии, пищевой и легкой промышленности, строительства и т.д.

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.