УДК 371.38 ВАК 13.00.02
Л. В. Аверкиева
г. Ульяновск, Россия
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ В РАБОТЕ НАД ВИТРАЖОМ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: декоративно-прикладное искусство, декоративность, инновационные техники, витраж, декоративный контур для витража, структурные пасты, аппликация. АННОТАЦИЯ: в данной статье приводятся методические рекомендации, обобщен материал из опыта работы в области преподавания по предмету «Декоративно-прикладное искусство». Описывается техника применения новых материалов, сочетание «невозможных техник», новые способы создания и передачи фактуры в витраже. L. V. Averkieva
Ulyanovsk, Russia
INNOVATIVE TECHNIQUES AND TECHNOLOGY IN THE WORK OVER STAINED GLASS FOR DECORATIVE ART: FROM THE EXPERIENCE
KEYWORDS: decorative arts, decorative, innovation techniques, stained glass, decorative stained glass window outline for structural paste, applique.
ABSTRACT: the article provides guidelines and generalization of the teaching experience in the field of "Decorative art". The author describes the technique of new materials applying, a combination of so-called «impossible techniques», new ways to develop and create a stained glass.
Декоративно-прикладное искусство в наши дни является особым видом изобразительного искусства, в котором используются не только традиционные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества [3].
Учебный предмет в детских школах искусств «Декоративно-прикладное искусство» включает тему занятий «Витраж». Витраж - (фр.vitrage от лат. vitrum - стекло) - это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла и других материалов, пропускающих свет. В основе витража лежит эскиз художника. В Средние века его называли vidimus, что переводится как «то, что видим» [5]. Тема витража прослеживается на всем периоде обучения, при этом с каждым последующим этапом задача пе-
ред учащимися усложняется. При создании витражных композиций используются самые различные изобразительные средства, приемы и формы художественного выражения.
Занятия расширяют представления учащихся о социальной значимости декоративно-прикладного искусства, активизируют собственную творческую деятельность учащихся в этой области. Знакомство с историей возникновения витража, разновидностями соединения цветных стеклышек, азами витражной композиции учащиеся начинают с первого класса в возрасте 7 лет. Теоретический и исторический материал преподносятся согласно возрастным возможностям детей.
Самая первая работа - декоративный сюжет на небольших форматах яркими красками, особенность которых заключается в том, что при высыхании ри-
г
сунок превращается в пленку и его можно переносить на разные гладкие поверхности, что очень нравится юным художникам. Дети получают в результате своей работы и рисунок и игрушку. Это - пленочный витраж. Техника выполнения проста: на предварительно выполненный эскиз накладывается плотная пленка, обычно мы используем толстый файл -конверт, сюжет рисунка наносится витражным контуром. Необходимо дать время подсохнуть контуру, прежде чем работу можно будет продолжить, при нанесении контура напоминаем, что линии должны быть замкнутыми, чтобы краска держалась, не «убежала». Затем каждая часть заливается, витражной краской, точнее выдавливается из тюбика в соответствии цветовому эскизу. В этот момент необходимо проследить, чтобы ребята аккуратно заполнили цветом рисунок, доводили краску до контура, не оставляли просветов, иначе витраж будет дырявым. В чем плюсы пленочного витража? Главное - это материал без запаха, не токсичен, быстро сохнет, удобен в работе для маленьких художников. Творческая активность, увлеченность своей работой, некритическое отношение к ее результатам, большая продуктивность и быстрота выполнения рисунков характеризует начальный этап изобразительной деятельности младших школьников [1].
Одна из главных задач в работе над витражом, росписи по стеклу состоит в развитии творческих способностей детей. Для стимулирования творческих способностей у учащихся и осознанного восприятия действительности необходимо развивать такие психические качества и свойства личности, как воображение, фантазию, наблюдение, зрительную память, глазомер и другие [2]. В последнее время очень много говорится о сотворчестве учащихся и преподавателя. Пробуждение в каждом ученике увлеченности знаниями, желание к творчеству и учебе, к самостоятельной работе, к самообразованию, развитие творческой фантазии учащихся на уроке - залог успеха, а также верный педагогический расчет на то,
что детские положительные эмоции к проводимым занятиям помогают успешно решать воспитательные и образовательные задачи. [4], [1]. Чем старше становятся дети, тем задания усложняются, изменяется процесс работы в создании самого витража. Педагогу необходимо экспериментировать, искать новые возможности в росписи по стеклу - этому с удовольствием занимаются и ученики. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, и, чем разнообразнее будут методы, приемы работы с детьми, а также материалы, которые они используют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Комплексное применение новых технологий можно обозначить словом «инновация». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, особую организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося.
Следующее описание мастер-класса по созданию витража - яркий пример применения инновационных педагогических технологий.
«Совместить невозможное» - создаем витраж - загадку. Применяем поисково-исследовательский метод. Совместно с учениками определяем задачу: создать и передать фактуру в витраже, соединить две техники в одной работе - аппликацию и витраж. На выходе, как результат, получаем новые возможности в фактуре.
Собственно процесс состоит из трех этапов:
1. Разработка эскиза, обращаем внимание учащихся на необходимость избегания мелких деталей в данной работе, перенос рисунка композиции на выбранный формат. Выполнение контурного рисунка композиции декоративным витражным контуром, для работы используем не стекло, а оргстекло. Напоминаем о замкнутости линий. Заливка витражными лаками. На своих занятиях используем материалы для витража фир-
г
мы «Гамма» или «Decola» на водной основе.
2. Работаем с цветной бумагой, так же используем тонированную бумагу и бумагу для пастели. Спектр цветовой палитры в наборах цветной бумаги не всегда соответствует нужному цвету. Следует обратить внимание на то, что на начальном этапе учащимся трудно понять и представить конечный результат работы, так как в этом случае от них требуется хорошее пространственное воображение, логическое мышление, умение сосредоточиться. Для фона применяем технику аппликации - послойное наложение бумаги, в данном случае - фон, окружение в композиции витража. Аппликация отличается ярко выраженной декоративностью. Бумагу накладываем на лицевую сторону работы, приклеиваем с помощью клея. Для точности полученных деталей и аккуратности используем кальку.
3. Декорирование. На этом этапе используется как бумага, так и декоративные контуры. Это самый приятный для учащихся этап работы над витражом, так как уже близок завершающий момент. [Приложение 1, рис. 3, 6].
Всем трем этапам предшествует кропотливая работа по созданию композиции будущей работы, как в карандаше, так и в цвете. Здесь используются зарисовки, выполненные на этюдах. На первый взгляд - эта работа, кажется, простой: сначала выполнили витраж, а потом снизу подложили фон, но это только на первый взгляд. На самом деле, на первом этапе выполняется витраж - наносим контур по оргстеклу, ждем, когда высохнет. Заливаем лаками контурный рисунок. Вся сложность в аппликации, которая представляет собой многослойное наложение бумаги на лицевую сторону стекла работы.
Работа над совмещением двух техник требует внимательности, аккуратности и способствует развитию пространственного мышления. Данную композицию выполняем на оргстекле и накрываем для сохранения работы тонким пластиком, так как фон состоит из бума-
ги. За счет этого даже внимательный зритель не сразу может догадаться, как выполнена работа. [Приложение 1, рис. 2, 4, 5, 6]. Сочетание прозрачности витражных лаков и матовости бумаги привлекает и завораживает. Учащиеся так увлекаются процессом, что приходится напоминать об окончании занятий.
Применение в витраже структурных паст, прозрачных акриловых, матовых гелей позволяет расширить представления о возможностях в декоративной работе над витражом [Приложение 1, рис. 7, 8, 9, 10]. Интересный эффект получается при нанесении прозрачного акрилового геля с последующей заливкой лака поверх геля, конечно, необходимо предварительно дать просохнуть гелю. Можно залить лаками необходимые участки в сюжете, дать просохнуть и затем нанести прозрачный гель с помощью мастехина.
Техника имитации витража - это современная техника, которая представляет собой роспись по стеклу, по сравнению с классическим наборным витражом, конечно, не столь сложная, но не менее трудоемкая, так как стекло - это особенный материал, диктующий свои правила декорирования. Задания способствуют развитию творческих способностей, развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и красками.
В практической работе эффективным методом обучения является мастер-класс в витражной мастерской с выездом в витражную мастерскую, где учащиеся знакомятся с оборудованием для паяного витража, вырезают фигурные детали стеклорезами, шлифуют, сами выполняют небольшие работы в технике фью-зинг. [Приложение 1, рис 1, 11]. Такого рода мастер-класс для учащихся - это наивысшая точка в ознакомлении и освоении техники витража.
В связи с повышением требовательности людей к эстетическому качеству окружающей архитектурно-пространственной среды, исторически
закономерным ростом потребности в эстетически значимых предметах быта и бытовой технике, одежде, украшениях -всего того, что составляет жизненное окружение человека, социально-экономическая и художественно-эстетическая роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе будет постоянно возрастать.
[5].
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с вооружением учащихся техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовки к труду, к выбору профессии - формировать эстетический вкус и эстетический идеал. [4].
Приложение 1.
Рис.1 Фьюзинг
Рис. 2. Аппликация витраж Рис. 3. Процесс работы
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис.6. Готовая работа
Рис. 7. Применение струк- Рис. 8. Создание фактуры Рис.9. Применение структур-турных паст лепестков цветка ных паст
Рис. 10. Применение скелетонов для декора
Рис. 11. Фьюзинг. Детские работы
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А. Д.. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984.С. 39, 44.
2. Баранов Л.А. Влияние игровой деятельности на развитие художественного творчества первоклассников // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник научных трудов. Отв. ред. Н.Н. Ростовцев. - М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1983.
3. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. -РнД.: Феникс, 2010.
4. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. Сб. научных трудов. НИИ школ; Отв. ред. В.С. Кузин. - М.: НИИ школ, 1981.
5. Серикова Г.А. Витражи своими руками. - М., 2010.