В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
УДК 37.01.0
И. И. Завезёнова, Е. А. Кравцова, Ю. В. Лебедева
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В эпоху стремительных изменений и технологического прогресса вопрос активного взаимодействия дошкольных организаций с семьями воспитанников приобретает особую значимость. В современном мире, насыщенном информационными технологиями, многие дети испытывают дефицит родительского внимания и общения [1-2], у них формируется игровая зависимость и конфликты с ближайшим окружением [3-4]. Между тем, именно дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека [5-8].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [9] утверждает; что родители обладают приоритетным правом на обучение и воспитание своих детей, и именно они обязаны закладывать основы физического, нравственного и интеллектуального становления личности ребёнка.
Задача образовательной организации состоит в предоставлении психолого-педагогической поддержки
семьям и повышении уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, что подтверждается Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) [10]. Важнейшая цель этой программы — обеспечение согласованности подходов к воспитанию и обучению детей как в условиях дошкольной организации, так и в семье.
Для достижения цели, стоящей перед педагогами, необходимо решать следующие задачи:
1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса, чтобы пробудить их интерес к жизни группы и детского сада.
2. Просвещать родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, включая использование современных образовательных технологий.
3. Способствовать более эффективному взаимодействию родителей с детьми как дома, так и в детском саду.
4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
5. Строить взаимодействие на принципах сотрудничества и партнерских отношений с родителями для успешного выполнения образовательных задач.
Взаимодействие с семьями строится на принципах, обозначенных в ФОП ДО:
• Первенство роли семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка.
• Принцип открытости — предоставление родителям актуальной информации о пребывании ребенка в группе, обмен данными о развитии ребенка в детском саду и дома.
• Взаимное доверие, уважение и дружелюбие в отношениях между педагогами и родителями.
• Индивидуальный дифференцированный подход к каждой семье.
• Учёт возрастных особенностей и характера взаимоотношений ребенка с родителями.
Для реализации данных принципов мы используем современные педагогические методы и приёмы, включая эффективные образовательные технологии, такие как:
■ технология развития критического мышления (ТРКМ);
■ теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
■ сингапурская технология;
■ система гибкого планирования.
Эти технологии соответствуют
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и способствуют повышению заинтересованности родителей в образовательном процессе,
улучшая мотивацию к активному участию в жизни детского сада.
Например, технология развития критического мышления направлена на развитие мыслительных способностей, таких как способность делать осознанные выборы, работать с информацией, различать важное и второстепенное, проводить анализ различных аспектов явлений. Применение этой технологии в работе с родителями помогает им лучше понимать используемые педагогическими методами подходы и легче переносить их в повседневную жизнь. Родители, освоившие эти методы на практике, смогут с лёгкостью использовать их дома, одновременно развивая у детей важные компетенции, необходимые в XXI веке: креативность, коммуникативные навыки, навыки совместной работы и критическое мышление.
Наиболее эффективными приемами технологии развития критического мышления (ТРКМ) в работе с родителями являются следующие:
1 .Метод «Кластера» используется для обобщения и систематизации полученной информации. Например, на первом родительском собрании в подготовительной группе педагоги предлагают обсудить тему «Наши ожидания», в рамках которой родители выдвигают свои предложения и фиксируют их с использованием этого метода. В конце учебного года, анализируя проделанную работу, можно вернуться к этому «Кластеру» и оценить, какие вопросы были проработаны наиболее полно и глубоко.
2. Прием «Опорных сигналов (схем)» включает обработку и коди-
ровку текста с помощью знаков: ключевых слов, рисунков, символов. Эти изображения помогают привлечь внимание родителей к тому, что педагоги хотят донести, а благодаря наглядности информация усваивается быстрее. С помощью этого метода можно разработать правила группы и детского сада.
3. Диаграмма Венна — это графический способ сравнения понятий, предметов, персонажей и других объектов. На итоговом собрании в качестве рефлексии можно предложить сравнить, какими дети были до посещения детского сада и какими они стали по его завершении.
4. «Мозговой штурм» помогает генерировать множество идей, проанализировать их и выбрать самые подходящие предложения. Идеи фиксируются любым удобным способом, например, с помощью «Кластера».
5. «Фишбоун» позволяет выявить проблему, установить ее причины, определить пути решения и сделать выводы. На одном из совместных мероприятий поднимается проблема, например, что дети не знают о профессиях своих родителей. Участники выдвигают гипотезы о причинах, предлагают идеи, как родители и педагоги могут помочь детям ближе ознакомиться с различными профессиями. Затем предложенные идеи реализуются в проектной деятельности.
Проектная деятельность прекрасно иллюстрирует субъектность образовательных отношений, когда все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) имеют равные возможности высказываться и вносить предложения. Голоса всех
субъектов образовательного процесса учитываются, идеи включаются в работу и успешно реализуются. Реализация задумки поддерживается системой гибкого планирования, которая направлена на баланс между самостоятельной деятельностью детей (исследовательской, поисковой, игровой и другими видами активности) и поддержкой со стороны взрослых (педагогов и родителей), обогащающей опыт каждого ребенка и поддерживающей его усилия по познанию окружающего мира и раскрытию своего потенциала. Совместное планирование с детьми базируется на сотрудничестве, признании за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников образовательного процесса. Гибкое планирование не предусматривает жестких рамок, форматов и сроков, оставляя пространство для творчества и учета потребностей всех участников.
В работе с родителями используются разнообразные приемы гибкого планирования:
1. «Модель 3-5-7 вопросов» помогает участникам образовательного процесса сформулировать идеи по определённой теме.
2. «Парковка интересов» включает в себя различные вопросы, предложенные детьми и родителями для изучения конкретной темы.
3. «Хочу всё знать» или «Листы бронирования» определяют вопросы, которые интересны детям и родителям, и которые предстоит разобрать и проработать.
4. «Событийный календарь» служит инструментом планирования предстоящих мероприятий или фиксации уже произошедших событий. Существует несколько видов календарей: а) календарь на месяц; б) линейный календарь; в) перекидной календарь; г) календарь с QR-кoдoм, который позволяет просматривать события группы и детского сада; д) родительский событийный календарь, в котором отражены мероприятия, проведённые родителями.
Применение этих приёмов свидетельствует о творческом и нестандартном подходе в образовательной деятельности, направленном на развитие гибкости, вариативности, системности, диалектичного мышления, а также поисковой активности, речи и воображения.
Многообразие задач решается технологией ТРИЗ, которая помогает родителям придумывать интересные и развивающие игры, основанные на таких приёмах, как:
• «Аналитико-синтетический рассказ по сюжетной картине»,
• «Ассоциации»,
• «Бином фантазии»,
• «Друдлы»,
• «Если бы...»,
• «Как это могло произойти?»,
• «Ключевые слова»,
• «Прогнозирование».
Активное взаимодействие родителей с детьми через разнообразие приёмов ТРИЗ удовлетворяет одну из основных человеческих потребностей — потребность в общении и коммуникации. Развитие социально-коммуникативных навыков играет
важную роль в жизни ребёнка. Навыки слушать друг друга, излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и договариваться формируют основу успешной социальной адаптации и являются неотъемлемой частью сингапурской технологии, необходимой не только детям, но и взрослым, особенно в процессе взаимодействия с детским садом.
Некоторые приёмы ТРИЗ позволяют легко и естественно взаимодействовать с семьями воспитанников:
Структура «Встать - сесть» помогает понять, на каком уровне родители владеют информацией по определённой теме.
Например, на мастер-классе по подготовке детей к школе педагоги озвучивают следующие утверждения:
• До школы важно научиться читать.
• Правильная речь - залог успеха в школе.
• Карандаш можно держать так, как удобно ребёнку.
• Мой ребёнок знает состав чисел до 10.
• Мой ребёнок хочет пойти в школу.
Если родители соглашаются с
этими утверждениями, они встают, иначе остаются сидеть. Этот приём позволяет мягко войти в работу и начать взаимодействие с родителями с первых минут встречи.
Структура «Выбор» помогает разделить участников образовательного процесса на группы для более удобной работы. Например, на совместном мероприятии с родителями по теме «Безопасность» участники распределяются на команды в зависимости от выбранной ими проблемной ситуации: «Ребёнок и доро-
га» или «Один дома». Внутри групп проводится обсуждение причин сделанного выбора и анализ сложившейся ситуации. Далее представители команд делятся своими размышлениями друг с другом, а затем ведут дискуссию между командами. Этот приём отлично развивает такие качества, как умение слушать и договариваться с окружающими.
«Разговор в парах определённое время» даёт возможность обсудить свои мысли с выбранным партнёром. В этом формате каждый участник образовательного процесса получает шанс высказаться, не теряя при этом много времени.
Все перечисленные технологии успешно применяются в различных формах и видах взаимодействия с родителями: на родительских собраниях, семинарах-практикумах, мастер-классах, в консультировании, в просветительской деятельности, в информировании, в проектной деятельности, а также в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Исходя из принципов взаимодействия с семьями воспитанников и нашего опыта работы, мы выделяем следующие рекомендации, которые помогут педагогам эффективно сотрудничать с родителями:
1 .Максимальная честность и открытость в общении и взаимодействии с родителями. Даже при возникновении проблем не бояться их обсуждать, предлагая при этом конструктивные пути решения.
2. Регулярное привлечение родителей к сотрудничеству, демонстрируя успехи детей и результаты совместной деятельности.
3. Использование современных технологий для привлечения родителей к участию в образовательном процессе.
4. Применение современных технических средств для взаимодействия с родителями. Организовывать не только очные мероприятия, но и он-лайн-встречи, а также освещать деятельность детей в социальных сетях.
5. Поощрение и благодарность родителям за активное участие в жизни группы.
Такое тесное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями значительно увеличивает педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса. Оно способствует лучшему исполнению требований ФГОС и ФОП ДО, улучшает качество образования и создаёт благоприятные условия для гармоничного развития личности ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загладинова Т. Ю. Дети в цифровом мире: Риски и возможности. М.: Просвещение, 2018. 256 с.
2. Шнейдер Е. В. Влияние цифровых технологий на взаимоотношения родителей и детей II Вопросы психологии. 2017. №2. С. 54-63.
3. Петровский В. А. Цифровая зависимость и семейные отношения II Психологическая наука и образование. 2019. Том 11.№1.С. 26-35.
4. Громова О. Н. Родители и дети в эпоху цифровизации: вызовы и перспективы II Материалы конференции «Семья
и общество в условиях информационного общества». М., 2016. С. 123-128.
5. Мухина В. С. Факторы и условия психического развития детей младшего возраста. СПб.: Питер, 1999. 320 с.
6. Баенская Е. А. Развитие ребенка: игры и игрушки. М.: Генезис, 2017. 352 с.
7. Ратанова Т. А., Тихомирова И. Ф. Раннее детство как основа личностного развития II Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 24-33.
8. Смирнова Е. О. Детское развитие: от рождения до школы II Материалы международной конференции «Психо-
логические аспекты раннего детства». М., 2015. С. 23-28.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.07.2024).
10. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 04.07.2024).
REFERENCES
1. Zagladinova T. Yu. Children in the digital world: Risks and opportunities. M.: Prosveshchenie, 2018. 256p. (InRuss.).
2. Shneider E. V. The influence of digital technologies on parent-child relationships // Questions of psychology. 2017. No. 2. P. 54-63. (InRuss.).
3. Petrovsky V. A. Digital addiction and family relations // Psychological science and education. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 26-35. (In Russ.).
4. Gromova O. N. Parents and children in the era of digitalization: challenges and prospects // Proceedings of the conference "Family and society in the information society". M., 2016. P. 123-128. (InRuss.).
5. Mukhina V. S. Factors and conditions of mental development of young children. St. Petersburg: Peter, 1999. 320 p. (In Russ.).
6. Baenskaya E. A. Child development: games and toys. M.: Genesis, 2017. 352 p. (In Russ.).
7. Ratanova T. A., Tikhomirova I. F. Early childhood as the foundation of personal development // Questions of psychology. 2016. No. 3. P. 24-33. (In Russ.).
8. Smirnova E. O. Child development: from birth to school // Materials of the international conference "Psychological aspects of early childhood". M., 2015. P. 23-28. (In Russ.).
9. Federal Law dated December 29, 2012, No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (date of application: 04.07.2024).
10. Federal Preschool Education Program (FPEP) // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405942493/ (date of application: 04.07.2024).
Поступила вредакцию: 04.09.2024 г.