Научная статья на тему 'Инновационные практики взаимодействия педагогов с родителями дошкольников'

Инновационные практики взаимодействия педагогов с родителями дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛИ / РОДИТЕЛИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / TEACHERS / PARENTS / INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERACTION AMONG PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завезёнова Ирина Ивановна, Кравцова Екатерина Александровна, Лебедева Юлия Владимировна

Статья посвящена вопросу взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников в условиях информационного общества. Внимание акцентируется на важности тесного сотрудничества между педагогами и родителями для повышения качества образования и создания благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. В работе описаны различные методы и подходы, направленные на усиление вовлеченности родителей в образовательный процесс, включая использование современных образовательных технологий, проведение регулярных встреч и обсуждений, а также разработку проектов совместно с родителями. Особое внимание уделяется технологиям развития критического мышления, решению изобретательных задач и гибкому планированию, которые помогают улучшать взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завезёнова Ирина Ивановна, Кравцова Екатерина Александровна, Лебедева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative practices of interaction between teachers and parents of preschoolers

The article focuses on the interaction between preschool educational organizations and families in the context of an information society. Emphasis is placed on the importance of close collaboration between teachers and parents to improve the quality of education and create favorable conditions for the harmonious development of children. The paper describes various methods and approaches aimed at increasing parental involvement in the educational process, including the use of modern educational technologies, regular meetings and discussions, as well as joint project development with parents. Special attention is paid to critical thinking development techniques, solving inventive problems, and flexible planning, which help enhance mutual understanding and cooperation among all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Инновационные практики взаимодействия педагогов с родителями дошкольников»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 37.01.0

И. И. Завезёнова, Е. А. Кравцова, Ю. В. Лебедева

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В эпоху стремительных изменений и технологического прогресса вопрос активного взаимодействия дошкольных организаций с семьями воспитанников приобретает особую значимость. В современном мире, насыщенном информационными технологиями, многие дети испытывают дефицит родительского внимания и общения [1-2], у них формируется игровая зависимость и конфликты с ближайшим окружением [3-4]. Между тем, именно дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека [5-8].

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [9] утверждает; что родители обладают приоритетным правом на обучение и воспитание своих детей, и именно они обязаны закладывать основы физического, нравственного и интеллектуального становления личности ребёнка.

Задача образовательной организации состоит в предоставлении психолого-педагогической поддержки

семьям и повышении уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, что подтверждается Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) [10]. Важнейшая цель этой программы — обеспечение согласованности подходов к воспитанию и обучению детей как в условиях дошкольной организации, так и в семье.

Для достижения цели, стоящей перед педагогами, необходимо решать следующие задачи:

1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса, чтобы пробудить их интерес к жизни группы и детского сада.

2. Просвещать родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, включая использование современных образовательных технологий.

3. Способствовать более эффективному взаимодействию родителей с детьми как дома, так и в детском саду.

4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

5. Строить взаимодействие на принципах сотрудничества и партнерских отношений с родителями для успешного выполнения образовательных задач.

Взаимодействие с семьями строится на принципах, обозначенных в ФОП ДО:

• Первенство роли семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка.

• Принцип открытости — предоставление родителям актуальной информации о пребывании ребенка в группе, обмен данными о развитии ребенка в детском саду и дома.

• Взаимное доверие, уважение и дружелюбие в отношениях между педагогами и родителями.

• Индивидуальный дифференцированный подход к каждой семье.

• Учёт возрастных особенностей и характера взаимоотношений ребенка с родителями.

Для реализации данных принципов мы используем современные педагогические методы и приёмы, включая эффективные образовательные технологии, такие как:

■ технология развития критического мышления (ТРКМ);

■ теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

■ сингапурская технология;

■ система гибкого планирования.

Эти технологии соответствуют

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и способствуют повышению заинтересованности родителей в образовательном процессе,

улучшая мотивацию к активному участию в жизни детского сада.

Например, технология развития критического мышления направлена на развитие мыслительных способностей, таких как способность делать осознанные выборы, работать с информацией, различать важное и второстепенное, проводить анализ различных аспектов явлений. Применение этой технологии в работе с родителями помогает им лучше понимать используемые педагогическими методами подходы и легче переносить их в повседневную жизнь. Родители, освоившие эти методы на практике, смогут с лёгкостью использовать их дома, одновременно развивая у детей важные компетенции, необходимые в XXI веке: креативность, коммуникативные навыки, навыки совместной работы и критическое мышление.

Наиболее эффективными приемами технологии развития критического мышления (ТРКМ) в работе с родителями являются следующие:

1 .Метод «Кластера» используется для обобщения и систематизации полученной информации. Например, на первом родительском собрании в подготовительной группе педагоги предлагают обсудить тему «Наши ожидания», в рамках которой родители выдвигают свои предложения и фиксируют их с использованием этого метода. В конце учебного года, анализируя проделанную работу, можно вернуться к этому «Кластеру» и оценить, какие вопросы были проработаны наиболее полно и глубоко.

2. Прием «Опорных сигналов (схем)» включает обработку и коди-

ровку текста с помощью знаков: ключевых слов, рисунков, символов. Эти изображения помогают привлечь внимание родителей к тому, что педагоги хотят донести, а благодаря наглядности информация усваивается быстрее. С помощью этого метода можно разработать правила группы и детского сада.

3. Диаграмма Венна — это графический способ сравнения понятий, предметов, персонажей и других объектов. На итоговом собрании в качестве рефлексии можно предложить сравнить, какими дети были до посещения детского сада и какими они стали по его завершении.

4. «Мозговой штурм» помогает генерировать множество идей, проанализировать их и выбрать самые подходящие предложения. Идеи фиксируются любым удобным способом, например, с помощью «Кластера».

5. «Фишбоун» позволяет выявить проблему, установить ее причины, определить пути решения и сделать выводы. На одном из совместных мероприятий поднимается проблема, например, что дети не знают о профессиях своих родителей. Участники выдвигают гипотезы о причинах, предлагают идеи, как родители и педагоги могут помочь детям ближе ознакомиться с различными профессиями. Затем предложенные идеи реализуются в проектной деятельности.

Проектная деятельность прекрасно иллюстрирует субъектность образовательных отношений, когда все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) имеют равные возможности высказываться и вносить предложения. Голоса всех

субъектов образовательного процесса учитываются, идеи включаются в работу и успешно реализуются. Реализация задумки поддерживается системой гибкого планирования, которая направлена на баланс между самостоятельной деятельностью детей (исследовательской, поисковой, игровой и другими видами активности) и поддержкой со стороны взрослых (педагогов и родителей), обогащающей опыт каждого ребенка и поддерживающей его усилия по познанию окружающего мира и раскрытию своего потенциала. Совместное планирование с детьми базируется на сотрудничестве, признании за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников образовательного процесса. Гибкое планирование не предусматривает жестких рамок, форматов и сроков, оставляя пространство для творчества и учета потребностей всех участников.

В работе с родителями используются разнообразные приемы гибкого планирования:

1. «Модель 3-5-7 вопросов» помогает участникам образовательного процесса сформулировать идеи по определённой теме.

2. «Парковка интересов» включает в себя различные вопросы, предложенные детьми и родителями для изучения конкретной темы.

3. «Хочу всё знать» или «Листы бронирования» определяют вопросы, которые интересны детям и родителям, и которые предстоит разобрать и проработать.

4. «Событийный календарь» служит инструментом планирования предстоящих мероприятий или фиксации уже произошедших событий. Существует несколько видов календарей: а) календарь на месяц; б) линейный календарь; в) перекидной календарь; г) календарь с QR-кoдoм, который позволяет просматривать события группы и детского сада; д) родительский событийный календарь, в котором отражены мероприятия, проведённые родителями.

Применение этих приёмов свидетельствует о творческом и нестандартном подходе в образовательной деятельности, направленном на развитие гибкости, вариативности, системности, диалектичного мышления, а также поисковой активности, речи и воображения.

Многообразие задач решается технологией ТРИЗ, которая помогает родителям придумывать интересные и развивающие игры, основанные на таких приёмах, как:

• «Аналитико-синтетический рассказ по сюжетной картине»,

• «Ассоциации»,

• «Бином фантазии»,

• «Друдлы»,

• «Если бы...»,

• «Как это могло произойти?»,

• «Ключевые слова»,

• «Прогнозирование».

Активное взаимодействие родителей с детьми через разнообразие приёмов ТРИЗ удовлетворяет одну из основных человеческих потребностей — потребность в общении и коммуникации. Развитие социально-коммуникативных навыков играет

важную роль в жизни ребёнка. Навыки слушать друг друга, излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и договариваться формируют основу успешной социальной адаптации и являются неотъемлемой частью сингапурской технологии, необходимой не только детям, но и взрослым, особенно в процессе взаимодействия с детским садом.

Некоторые приёмы ТРИЗ позволяют легко и естественно взаимодействовать с семьями воспитанников:

Структура «Встать - сесть» помогает понять, на каком уровне родители владеют информацией по определённой теме.

Например, на мастер-классе по подготовке детей к школе педагоги озвучивают следующие утверждения:

• До школы важно научиться читать.

• Правильная речь - залог успеха в школе.

• Карандаш можно держать так, как удобно ребёнку.

• Мой ребёнок знает состав чисел до 10.

• Мой ребёнок хочет пойти в школу.

Если родители соглашаются с

этими утверждениями, они встают, иначе остаются сидеть. Этот приём позволяет мягко войти в работу и начать взаимодействие с родителями с первых минут встречи.

Структура «Выбор» помогает разделить участников образовательного процесса на группы для более удобной работы. Например, на совместном мероприятии с родителями по теме «Безопасность» участники распределяются на команды в зависимости от выбранной ими проблемной ситуации: «Ребёнок и доро-

га» или «Один дома». Внутри групп проводится обсуждение причин сделанного выбора и анализ сложившейся ситуации. Далее представители команд делятся своими размышлениями друг с другом, а затем ведут дискуссию между командами. Этот приём отлично развивает такие качества, как умение слушать и договариваться с окружающими.

«Разговор в парах определённое время» даёт возможность обсудить свои мысли с выбранным партнёром. В этом формате каждый участник образовательного процесса получает шанс высказаться, не теряя при этом много времени.

Все перечисленные технологии успешно применяются в различных формах и видах взаимодействия с родителями: на родительских собраниях, семинарах-практикумах, мастер-классах, в консультировании, в просветительской деятельности, в информировании, в проектной деятельности, а также в создании развивающей предметно-пространственной среды.

Исходя из принципов взаимодействия с семьями воспитанников и нашего опыта работы, мы выделяем следующие рекомендации, которые помогут педагогам эффективно сотрудничать с родителями:

1 .Максимальная честность и открытость в общении и взаимодействии с родителями. Даже при возникновении проблем не бояться их обсуждать, предлагая при этом конструктивные пути решения.

2. Регулярное привлечение родителей к сотрудничеству, демонстрируя успехи детей и результаты совместной деятельности.

3. Использование современных технологий для привлечения родителей к участию в образовательном процессе.

4. Применение современных технических средств для взаимодействия с родителями. Организовывать не только очные мероприятия, но и он-лайн-встречи, а также освещать деятельность детей в социальных сетях.

5. Поощрение и благодарность родителям за активное участие в жизни группы.

Такое тесное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями значительно увеличивает педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса. Оно способствует лучшему исполнению требований ФГОС и ФОП ДО, улучшает качество образования и создаёт благоприятные условия для гармоничного развития личности ребёнка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загладинова Т. Ю. Дети в цифровом мире: Риски и возможности. М.: Просвещение, 2018. 256 с.

2. Шнейдер Е. В. Влияние цифровых технологий на взаимоотношения родителей и детей II Вопросы психологии. 2017. №2. С. 54-63.

3. Петровский В. А. Цифровая зависимость и семейные отношения II Психологическая наука и образование. 2019. Том 11.№1.С. 26-35.

4. Громова О. Н. Родители и дети в эпоху цифровизации: вызовы и перспективы II Материалы конференции «Семья

и общество в условиях информационного общества». М., 2016. С. 123-128.

5. Мухина В. С. Факторы и условия психического развития детей младшего возраста. СПб.: Питер, 1999. 320 с.

6. Баенская Е. А. Развитие ребенка: игры и игрушки. М.: Генезис, 2017. 352 с.

7. Ратанова Т. А., Тихомирова И. Ф. Раннее детство как основа личностного развития II Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 24-33.

8. Смирнова Е. О. Детское развитие: от рождения до школы II Материалы международной конференции «Психо-

логические аспекты раннего детства». М., 2015. С. 23-28.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.07.2024).

10. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 04.07.2024).

REFERENCES

1. Zagladinova T. Yu. Children in the digital world: Risks and opportunities. M.: Prosveshchenie, 2018. 256p. (InRuss.).

2. Shneider E. V. The influence of digital technologies on parent-child relationships // Questions of psychology. 2017. No. 2. P. 54-63. (InRuss.).

3. Petrovsky V. A. Digital addiction and family relations // Psychological science and education. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 26-35. (In Russ.).

4. Gromova O. N. Parents and children in the era of digitalization: challenges and prospects // Proceedings of the conference "Family and society in the information society". M., 2016. P. 123-128. (InRuss.).

5. Mukhina V. S. Factors and conditions of mental development of young children. St. Petersburg: Peter, 1999. 320 p. (In Russ.).

6. Baenskaya E. A. Child development: games and toys. M.: Genesis, 2017. 352 p. (In Russ.).

7. Ratanova T. A., Tikhomirova I. F. Early childhood as the foundation of personal development // Questions of psychology. 2016. No. 3. P. 24-33. (In Russ.).

8. Smirnova E. O. Child development: from birth to school // Materials of the international conference "Psychological aspects of early childhood". M., 2015. P. 23-28. (In Russ.).

9. Federal Law dated December 29, 2012, No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (date of application: 04.07.2024).

10. Federal Preschool Education Program (FPEP) // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405942493/ (date of application: 04.07.2024).

Поступила вредакцию: 04.09.2024 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.