Научная статья на тему 'Инновационные подходы в подготовке государственных гражданских служащих'

Инновационные подходы в подготовке государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / THE CATEGORIES AND GROUPS OF POSTS OF STATE CIVIL SERVICE / TRAINING SYSTEM / THE EFFECTIVENESS OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюкин Сергей Владимирович, Канеева Юлия Рафаилиевна

Представлена матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей государственной гражданской службы. Предложен инновационный подход к организации подготовки государственных гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования на основе учета категорий и групп должностей государственной гражданской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюкин Сергей Владимирович, Канеева Юлия Рафаилиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Approaches in State Civil Servants Training

The matrix of comparison of competencies and training areas in the context of categories and groups of posts of state civil service is presented. The innovative approach to the organization of civil servants training for the additional vocational education programs on the basis of categories and groups of posts of state civil service is proposed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в подготовке государственных гражданских служащих»

на высокую общественную потребность в дееспособной и ответственной местной власти. При этом она - непременная, чрезвычайно важная институциональная и организационная основа формирования и развития местного самоуправления.

Муниципальная служба должна окончательно сформироваться в качестве важнейшего звена в системе управления общественными процессами. Именно от уровня подготовки муниципальных служащих, их управленческой культуры, профессионализма и ответственного отношения к своему делу во многом зависят темпы и успешность поступательного развития общества.

Библиографический список

1. Чертенко А.Л. Социальная компетентность как фактор повышения профессионализма служащих местного самоуправления // Чиновник. 2005. № 5 (39).

2. Огородникова С.А., Масюто О.М. Подготовка кадров местного самоуправления: эффект взаимодействия филиала с администрацией города // Чиновник. 2003. № 5 (27).

3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.

4. Ратманова Е.В. Организационно-управленческая культура политического лидера: интерактивный подход // Власть. 2009. № 6. С. 25.

S.V. Matyukin, Yu.R. Kaneeva Innovative Approaches in State Civil Servants Training

The matrix of comparison of competencies and training areas in the context of categories and groups of posts of state civil service is presented. The innovative approach to the organization of civil servants training for the additional vocational education programs on the basis of categories and groups of posts of state civil service is proposed.

Key words and word-combinations: the categories and groups of posts of state civil service, training system, the effectiveness of the authorities.

Представлена матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей государственной гражданской службы. Предложен инновационный подход к организации подготовки государственных гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования на основе учета категорий и групп должностей государственной гражданской службы.

Ключевые слова и словосочетания: категории и группы должностей государственных служащих, система подготовки, эффективность деятельности органов власти.

УДК 378.046.4 ББК 70/79

С.В. Матюкин, Ю.Р. Канеева

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

I роцесс реформирования государственной службы в Российской Федерации подтверждает, что в настоящее время существенно возрастает роль государственных служащих как ведущего субъективного фактора управления. В связи с этим возникает необходимость решения одного из важных вопросов развития государственной службы -удовлетворение ее потребности в профессионально подготовленных кадрах.

Содержательный смысл профессионализма как социального явления выходит за рамки просто технического соответствия требованиям, предъявляемым к работнику в опре-

деленной сфере деятельности, - него привносятся нравственные, гуманистические начала.

Понятие профессионализма тесно связано с понятием «профессия». «Профессию» определяют как труд, выступающий для каждого человека в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки [1, с. 548], как определенный набор навыков и качеств в том или ином виде деятельности [2, с. 140-149]. Важнейшими признаками профессии являются принадлежность к ней конкретного человека, относительно длительное выполнение им определенных функций. Профессия предполагает наличие специальных знаний (образования), умений, навыков, опыта, приобретенных в ходе работы.

В обществе существует иерархия профессий, зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в общественном сознании через понятие престижа [3, с. 610]. Различия в характере деятельности, содержании требуемой подготовки зависят от предметной области профессиональной деятельности.

Сама по себе деятельность рассматривается как форма взаимодействия субъекта и социальной среды с целью познания или преобразования окружающего мира [4, с. 31]; как специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания [3, с. 172]; как способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром [5, с. 236].

Исходя из сущностного содержания профессии как явления, можно выделить ряд неотъемлемых ее признаков. Каждая профессия обладает особыми средствами, которыми пользуются ее представители; имеет общие черты, определяющие, с одной стороны, сущность профессии, а с другой - не присущие другим профессиям. В рамках профессиональной социальной общности создается и поддерживается особая культура, основой которой является совокупность нормативных принципов исполнения профессиональных действий. Работают механизмы профессиональной социализации, предполагающие как освоение системы средств профессиональной деятельности, так и приобщение к профессиональной культуре. Носители профессии ощущают свою принадлежность к ней как к некой социальной общности (внутренняя корпоративность) и одновременно воспринимаются другими членами общества как исполнители особой социальной функции (внешняя корпоративность).

Государственная служба как профессиональная деятельность характеризуется рядом отличительных черт. Особая социальная значимость, специфика деятельности по обеспечению исполнения государственных функций и полномочий государственных органов такова, что ее исполнители могут быть объединены в особую социальную группу - профессию «государственный служащий» со своей системой профессиональной социализации (в том числе и профессионального обучения), особой профессиональной культурой. Сутью этой профессии является использование силы государственного принуждения для обеспе-

чения исполнения законов, организации оказания обществу определенных услуг и регулирования отдельных социально-экономических процессов. В рамках этой профессии могут быть выделены «подпрофессии», каждая из которых представляет собой некое обобщение по функциональным особенностям категорий и групп должностей государственной службы и требует специального профессионального образования.

Своеобразие предметной области государственной службы и вытекающие отсюда статусные и ролевые особенности определяют ее социальную специфику.

Профессионализм деятельности характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и необходимых профессиональных умений и навыков. Профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, дающих возможность квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности. Под профессиональной компетентностью в целом понимается область профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность наиболее эффективно. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются основой качественных преобразований и эффективности государственной службы.

Государственная служба, выступая механизмом государственного управления, является связующим звеном между государственной властью и общественными образованиями. От культуры ее организации зависит качество отбора самоформирующихся в обществе социально-конструктивных параметров порядка.

В демократическом государстве направленность деятельности государственных служащих по отношению к интересам общества должна носить характер служения, услуг, в равной мере предоставляемых всем гражданам, и эта деятельность должна быть эффективной.

Современность требует нового кадрового обеспечения, повышения профессионализма кадров государственной службы. В условиях развития российской государственности и институтов гражданского общества необходима обновленная система подготовки государственных управленческих кадров, в большей мере соответствующих новым социальным вызовам и институциональным реформам, осуществляемым в России.

Подготовка управленцев должна базироваться на применении новейших форм, методов и технологий обучения. Государственная служба остро нуждается в комплексном формировании системы профессионального образования своих работников. Ее организация является важнейшей задачей для системы публичного управления современной России: ведь эффективность деятельности органов власти непосредственно зависит от уровня профессионализма служащих.

Необходимость обучения государственных гражданских служащих зафиксирована на законодательном уровне [6, ст. 62]. В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [7] перед современной системой гражданс-

кой службы поставлена задача формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Действенным инструментом обновления знаний и повышения профессионализма государственных гражданских служащих является система дополнительного профессионального образования. Программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки обеспечивают профессиональное освоение государственными гражданскими служащими новых форм и методов работы, постоянную актуализацию знаний в связи с регулярным обновлением нормативно-правовой базы, изменениями в социально-экономической сфере страны и региона. В связи с этим важной проблемой является разработка программ дополнительного профессионального образования и определение оптимальных форм и технологий обучения слушателей.

Учитывая специфику служебных полномочий государственных гражданских служащих, содержание программ образовательной подготовки необходимо разрабатывать с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы. При этом в качестве основы для определения круга вопросов, включаемых в содержание программ, целесообразно использовать компетент-ностный подход, предполагающий ориентацию подготовки на формирование у служащих ключевых компетенций, необходимых для эффективного исполнения их должностных обязанностей [8, с. 3-12].

В современной научной литературе под «компетентностным подходом к обучению» понимается инновационная форма подготовки, ориентированная на формирование личности специалиста и выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и высокой мотивации осуществлять все виды профессиональной и социальной деятельности [9]. Данный подход отражает направленность образовательных программ, ориентированную на практику. Он мобилизует личностные ресурсы обучающихся, что способствует принятию действенных решений при исполнении профессиональных задач.

Управленческая деятельность может рассматриваться как управление компетенцией с последующей детализацией и совершенствованием социального действия индивида в рамках деятельности властной структуры. Использование компетентного подхода в сфере государственного управления обусловлено возможностью использования различных направлений кадровой политики. Реализация полного цикла кадровых технологий и, как следствие, обеспечение качества функционирования кадровой составляющей органов государственной власти зависит от разработок по компетенциям и внедрения их в управленческую практику. Следует отметить, что компетентностный подход уже получил развитие в содержании проектов Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, в том числе в программах бакалавриата и магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Набор компетенций, отражающих специфику деятельности государственных гражданских служащих, составляет компетентностный профиль сотрудников соответствующих групп и категорий должностей государственной гражданской службы. При этом универсализация содержания компетентностных профилей по категориям и группам должностей государственной гражданской службы целесообразна прежде всего для общих (универсальных) компетенций. Специализированные же компетенции, связанные с отдельными направлениями и особенностями деятельности структурных подразделений органов исполнительной власти, следует учитывать при определении круга дополнительных вопросов и формировании отраслевых программ обучения слушателей.

Первым дифференцирующим признаком, определяющим специфику содержания образовательных программ, является категория государственных гражданских служащих. Федеральным законом определены четыре категории государственных гражданских служащих: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты [6]. Анализ основных требований к функциональной направленности профессиональной деятельности различных категорий государственных гражданских служащих позволил определить следующее ее содержание:

- руководители осуществляют функции прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, анализа, регулирования в процессе реализации полномочий органа государственного управления;

- помощники (советники) оказывают руководителям содействие в реализации их полномочий;

- специалисты обеспечивают решение поставленных задач и функций органа государственной власти;

- обеспечивающие специалисты осуществляют правовое, финансово-экономическое, кадровое, информационное, материально-техническое, документационное обеспечение деятельности государственных органов.

Дифференцирующим признаком содержания программы подготовки выступают также группы должностей государственной службы, определяющиеся продолжительностью стажа государственной или муниципальной службы или работы по специальности, уровнем профессионального образования, профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей. Группы должностей подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

С учетом опыта работы кадровых служб органов исполнительной власти и Правительства Пензенской области с государственными гражданскими служащими, а также результатов реализованных в 2009 г. научно-исследовательских работ по адаптации управленческих и кадровых технологий в рамках Программы развития государственной гражданской службы Пензенской области (20092011 годы), авторами определены основные компетенции различных категорий и должностей государственной гражданской службы региона и предложены соответствующие направления программ дополнительного профессионального образования.

Для государственных гражданских служащих категории «руководители» необходим набор компетенций в области стратегического и тактического целе-полагания, принятия управленческих решений, эффективного управления персоналом и владения современными технологиями управления личностным развитием. Основой для формирования и развития данных компетенций выступают программы подготовки в области управления персоналом и стратегического управления.

Основным набором компетенций государственных гражданских служащих категории «помощники» являются организационно-исполнительские, регули-рующе-регламентирующие, контролирующе-учетные, инновационно-исследовательские, экспертно-консультационные. Формирование и развитие этих групп компетенций осуществляется за счет обучения данной категории по программам в области организационно-распорядительной работы, управления персоналом, связей с общественностью.

Государственных гражданских служащих категории «специалисты» характеризует формирование и развитие таких групп компетенций, как организационно-исполнительские, регулирующе-регламентирующие, координирующие, информационно-аналитические. Программы подготовки, призванные обеспечить необходимый уровень профессионализма государственных служащих данной категории, должны охватывать области организационно-распорядительной работы, связей с общественностью, работы с обращениями граждан, информационных технологий в управлении.

Для государственных гражданских служащих категории «обеспечивающие специалисты» основными группами компетенций являются организационноисполнительские, координирующие и информационно-аналитические. Направлениями подготовки, содействующими формированию данных компетенций, можно определить следующие: организационное и нормативное обеспечение управления, информационные технологии в управлении, документационное обеспечение управления и архивоведение.

При построении модели компетенций государственных гражданских служащих важно учитывать интересы направляющей организации, осуществляющей оплату обучения и ставящей цели и задачи перед каждым специалистом, оценивающей результаты деятельности самого обучаемого и образовательного учреждения, реализующего подготовку (переподготовку, повышение) квалификации государственного служащего.

Необходимо отметить ряд ограничений и недостатков, связанных с обучением государственных гражданских служащих на основе разработки специфических образовательных программ для конкретных категорий и групп обучения.

Прежде всего это увеличение оплаты обучения за счет формирования, как правило, малокомплектных групп (особенно это актуально для категорий руководителей и помощников) в сравнении с практикующимся сегодня подходом выбора образовательных программ исключительно по признакам отраслевой тематической направленности. Исходя из этого, рекомендуется ак-

тивно внедрять в процесс обучения формы, основанные на использовании модульного подхода, который объединяет преимущества индивидуального и коллективного обучения, при этом позволяя реализовать концепцию направляемого и контролируемого самообучения; он обеспечивает формирование учебных образовательных программ различного уровня из уже готовых учебных модулей.

Преподаватели системы дополнительного профессионального образования отмечают такие достоинства модульных технологий, как возможность адаптации содержания к потребностям слушателя, выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой, учет интересов и проблем слушателей, расширение рынка сбыта образовательных услуг, гибкий график усвоения нового содержания и новых методов, накопительный принцип в самооценке, освобождение обучаемого от потребительской позиции [10, с. 276-287]. Таким образом, модульный подход предоставляет значимые преимущества при разработке программ на различных уровнях обучения и различной тематической направленности.

Ориентация на формирование необходимых компетенций при определении содержания программ подготовки государственных гражданских служащих с учетом специфики их работы по отдельным категориям и группам должностей способна обеспечить актуальность и практическую значимость обучения кадров государственной службы по программам дополнительного профессионального образования. Предложенный подход обеспечивает инновационную форму организации образовательного процесса, адаптированного к состоянию, направленности и динамике развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих.

Библиографический список

1. Управление персоналом. М., 2002.

2. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.

3. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

4. Социальные технологии: толковый словарь. М., 1995.

5. Современный философский словарь. М., 1998.

6. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Рос. газ. 2004. 31 июля.

7. О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 // СЗ РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

8. Сальников Н, Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 8.

9. Громкова М.Т. Модульное обучение в системном образовании взрослых: мат-лы сайта «Элитариум: Центр дистанционного обучения». иКЬ: http://www.elitarium.ru/2005/09/06/ modulnoe_obuchenie_v_sistemnom_obrazovanii_vzroslykh.html

10. КревскийИ.Г., Матюкин С.В., Осташков А.В. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности с использованием образовательных технологий на основе модульных образовательных программ // Менеджмент инноваций. 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.