5. Грачева С.В., Виткалов В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 2001.
References
1. Mahinya L.N., Vrublevskaya S.S., Drej L.S. Innovacionnye metody prepodavaniya nachertatel'noj geometrii v vuzah. Nauka, tehnika i obrazovanie. 2015; 2 (8).
2. Borisenko I.G. Metodicheskoe obespechenie v prepodavanii nachertatel'noj geometrii i inzhenernoj grafiki pri formirovanii professional'nyh kompetencij. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2011; T. 2: 64 - 66.
3. Dergach V.V. Nachertatel'naya geometriya: rabochaya tetrad'. Krasnoyarsk, 2009.
4. Rukavishnikova E.L. O problemah prepodavaniya «inzhenernoj grafiki» studentam, ne imeyuschim bazovyh znanij po chercheniyu. Pedagogika: tradicii iinnovacii: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2011; T. 2: 86 - 87.
5. Gracheva S.V., Vitkalov V.G. Innovacionnyj podhod k provedeniyu prakticheskih zanyatij po nachertatel'noj geometrii. Sovershenstvovanie podgotovki uchaschihsya i studentov v oblasti grafiki, konstruirovaniya i standartizacii. Saratov, 2001.
Статья поступила в редакцию 03.05.16
УДК 378
Hubiev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk,
Russia), E-mail: kcsu@mail.ru
INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES TO STUDENTS. The article deals with innovative approaches of teaching graphic disciplines to students. An integrative approach is very important in teaching process of such disciplines. The authors tell about the integration due to the need of a higher level of systematization of knowledge of their density and efficiency, involving the elimination of duplication in the presentation of material in various academic subjects, as well as the need of strengthening professional orientation of the graphic disciplines. The art and graphic disciplines are theoretically based on the use of educational multimedia software in presenting new learning material. Among the ways of improvement of teaching graphic disciplines, the author notes the improving of scientific and pedagogical qualification of teachers, the evelopment of material-technical basis of departments - equipment, modern appliances, specialized classrooms, computer classrooms, etc., continuous updating of pedagogical support of the educational process (electronic textbooks, visual AIDS, instructions on teaching methods).
Key words: students, graphic disciplines, integration of computer aided design.
А.И. Хубиев, канд. пед. наук, доц. каф. живописи и методики преподавания изобразительного искусства,
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: kcsu@mail.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В статье рассматриваются инновационные подходы обучения студентов художественно-графическим дисциплинам. При реализации данных дисциплин широко используется интегративный подход. Интеграция обусловлена потребностью более высокого уровня систематизации знаний, их уплотнённости и экономичности, предполагающей устранение дублирования в изложении материала различных учебных предметов, а также необходимостью усиления профессиональной направленности графических дисциплин. Хорошо зарекомендовала себя в процессе преподавания художественно-графических дисциплин методика, основанная на применении обучающих мультимедийных программ при изложении нового учебного материала. Среди путей совершенствования преподавания графических дисциплин автор выделяет: повышение научно-педагогической квалификации преподавателей; Развитие материально-технической базы кафедр - оснащение современной техникой специализированных аудиторий, компьютерных классов и т. д.; постоянное обновление методического обеспечения учебного процесса (электронные учебники, наглядные пособия, и др.)
Ключевые слова: студенты, художественно-графические дисциплины, интеграция, системы автоматизированного проектирования.
Современное профессиональное образование направлено на постоянное повышение качества и оптимизацию содержания подготовки будущих бакалавров, специалистов, магистров. Большое внимание совершенствованию образовательного процесса уделяется в Институте культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева и, в частности, на кафедрах живописи и методики преподавания изобразительного искусства, методики преподавания художественно-графических дисциплин, на которых постоянно осуществляется поиск новых форм обучения студентов направления «Дизайн среды», «Педагогическое образование (изобразительное искусство)», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Графика играет важную роль во многих областях профессиональной деятельности. Она крайне необходима при проектировании графических объектов в искусстве, в производстве, в дизайне, оформлении, рекламе и т. д. Исследования показали, что более 90% профессиональной деятельности в той или иной мере используются графические образы.
У студентов Института культуры и искусств, в связи со спецификой их специализации, крайне важно максимально развить пространственно-образное и креативное мышление, сформировать прочный уровень профессиональных знаний в своей области. В этой связи, с начального периода обучения в Институте культуры и искусств осуществляется ориентация студентов на поисковое конструирование. И здесь важную роль играют такие
дисциплины, как перспектива, основы черчения и начертательной геометрии, технический рисунок, теория и методика обучения изобразительного искусства, т. е. учебные дисциплины, в которых формируются навыки черчения, проектирования и моделирования.
Учёные [1] выделяют следующие сложности, которые возникают при работе со студентами при преподавании графических дисциплин:
- недостаточная базовая подготовка по геометрии и черчению;
- плохо развитое образное воображение, пространственное и логическое мышление у многих студентов,
- отсутствие элементарных знаний по черчению у большинства студентов.
Осознание студентами низкого уровня подготовки резко снижает мотивацию к обучению. При этом существенное сокращение количества аудиторных часов на изучение черчения и начертательной геометрии и других художественно-графических дисциплин приводит к тому, что ряд тем излагается и усваивается лишь на уровне понятий.
Сокращение часов на аудиторную и самостоятельную работу при одновременном сохранении общего объема знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент при изучении дисциплины, требует от преподавателей кафедры особого мастерства.
Художественно-графические дисциплины переживают сейчас период коренных изменений, связанных с системами автоматизированного проектирования САПР Автоматизация проектирования выделяет графическую деятельность в самостоятельную структурную единицу - подсистему графических средств отображения технической информации. Однако традиционные формы и методы обучения графическим дисциплинам перестали соответствовать современным требованиям и утратили свою эффективность. Кроме этого, идёт тенденция к сокращению часов на изучение графических дисциплин. Поэтому возникает необходимость пересмотра содержания учебных курсов, разработки и внедрения инновационных методов обучения студентов.
Нами изучен опыт ведущих вузов страны в этом направлении. Так, на кафедре «Инженерная графика» Самарского государственного технического университета разработаны, апробированы и внедрены интеграционные курсы «Начертательная геометрия и компьютерная графика», «Инженерная и компьютерная графика». Интеграция обусловлена потребностью более высокого уровня систематизации знаний, их уплотнённости и экономичности, предполагающей устранение дублирования в изложении материала различных учебных предметов, а также необходимостью усиления профессиональной направленности графических дисциплин.
Интеграция возможна только при следующих условиях.
1. Дисциплины, подверженные интеграции, должны быть близкими по содержанию.
2. В интегрируемых учебных предметах должны использоваться одинаковые или близкие методы исследования.
3. Интегрируемые учебные дисциплины строятся на общих теоретических концепциях, положениях, закономерностях.
4. В интегрируемых учебных предметах используются сходные методы организации учебной деятельности студентов.
Различают частичную и полную интеграцию учебных дисциплин. При частичной интеграции наблюдается слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав и разделов или разрабатываются автономные блоки учебных дисциплин объединенных общей программой. При полной интеграции осуществляется слияние учебного материала в едином курсе [2] .
Нами был разработан и успешно преподаётся на базе Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева интегрированный курс «Основы черчения и начертательной геометрии»,
Основной целью интегрированных курсов является обеспечение усвоения студентами взаимосвязанных научных понятий в области черчения и начертательной геометрии, на уровне, достаточном для использования полученных умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.
Как показывает практика, при изложении нового учебного материала также хорошо зарекомендовала себя в процессе преподавания художественно-графических дисциплин методика, основанная на применении обучающих мультимедийных программ. При этом существенно повышает качество обучения. В результате на многих кафедрах, реализующих преподавание по интеграционным курсам «Начертательная геометрия и компьютерная графика» и др. обучающие мультимедийные программы успешно применяются.
В процессе разработки мультимедийных презентаций учебный материал дозируется на укрупнённые дидактические единицы, представленные в графическом изображении на слайде, которые воспринимаются как образ в едином пространстве и времени. В результате использование анимированных фрагментов позволяет наглядно представить весь изучаемый материал, многократно повторить его быстро, сконцентрировать внимание на отдельных наиболее трудных местах без больших временных и энергетических затрат.
На основе анализа эффективности применения обучающих мультимедийных программ был сделан вывод, что использова-
Библиографический список
ние компьютерных технологий позволяет решить следующие дидактические задачи:
- позволяет применить методы проблемного обучения,
- сокращает время на изложение учебного материала,
- позволяет рассмотреть наглядно различные примеры и
др.
Учебный материал проецируется с помощью видеопроектора на большой экран. Для формирования компонентов системного объемно-пространственного мышления у студентов на экран проецируются объёмные модели, созданные в «Компас^».
Обучающие мультимедийные программы хорошо себя зарекомендовали и в качестве «компьютерного консультанта», при подготовке студентов к практическим занятиям и к экзаменам. Для этого можно использовать гиперссылки между кадрами и так называемые «горячие» кнопки. В совокупности это способствует тому, что студент становится активным участником учебного процесса и перестаёт пассивно воспринимать учебную информацию.
Для лучшего усвоения содержания в обучающие программы рекомендуется водить звуковые файлы. В результате изобразительность видеоряда, сочетание аудиальной и визуальной репрезентативных систем модальностей создаёт оптимальные условия формирования у студентов прочных знаний. Такие программы дают возможность организации многократных повторений и высокую доступность изучаемого материала [2].
Во многих вузах страны - Брянском государственном техническом университете, Самарском государственном техническом университете и других практические занятия по курсам «Начертательная геометрия и компьютерная графика» и др. проводятся в средах «Компас-3D» и «Компас-график».
Для формирования у студентов умений и навыков работы с графической программой активно используется алгоритмический метод обучения. Он включает в себя следующие компоненты:
- алгоритм-распознавания,
- алгоритм-описания,
- алгоритм-предписания.
В процессе разработки дидактического материала по Основам черчения и начертательной геометрии необходимо выделить группу задач, которые необходимо решать в едином пространстве и времени. При этом выделенные задачи рассматриваются в виде целостных заданий, которые выводятся на экран монитора.
После графического изображения задач на экране монитора студенты получают возможность сравнить их, определить схожесть и различие каждой задачи, обобщить и установить зависимость между параметрами графических элементов. В результате в процессе работы над системой задач, расположенных в матрице, у студентов формируются целостные графические образы.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что совершенствование методики обучения - процесс непрерывный. Развитие графо-геометрического образования в высшей школе зависит от многих составляющих [3; 4] . Выделим основные из них: повышение научно-педагогической квалификации преподавателей. При этом необходимо активно осваивать и совершенствовать учебную деятельность на основе графических систем AutoCAD, КОМПАС, а так же другие программы, предоставляющие возможность визуализации графических объектов; развитие материально-технической базы кафедр - оснащение современной техникой специализированных аудиторий, компьютерных классов и т. д.; постоянное обновление методического обеспечения учебного процесса (электронные учебники, наглядные пособия, методические указания и т. д.).
В целом, внедрение инновационных методов и технологий преподавания, а также совершенствование средств обучения направлено, прежде всего, на достижение успехов в работе преподавателей вуза, заинтересованных в росте престижа и качества обучения в университете, и студентов, которым предстоит найти своё место в жизни.
1. Афонина Е.В. Методика алгоритмического подхода при обучении графическим дисциплинам. Вестник Брянского государственного технического университета. 2014; 2 (42): 161 - 165.
2. Москалева Т.С., Севостьянова О.М. Интегративный подход к обучению студентов вуза графическим дисциплинам. Available at: www.rsatu.ru/arch/section2
3. Афонина Е.В., Басс Н.В. Проектная деятельность в процессе графической подготовки. Брянск, 2013.
4. Грачева, С.В., Виткалов, В.Г. Инновационный подход к проведению практических занятий по начертательной геометрии. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 2001.
References
1. Afonina E.V. Metodika algoritmicheskogo podhoda pri obuchenii graficheskim disciplinam. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 2 (42): 161 - 165.
2. Moskaleva T.S., Sevost'yanova O.M. Integrativnyjpodhod k obucheniyu studentov vuza graficheskim disciplinam. Available at: www.rsatu. ru/arch/section2
3. Afonina E.V., Bass N.V. Proektnaya deyatel'nost' vprocesse graficheskojpodgotovki. Bryansk, 2013.
4. Gracheva, S.V., Vitkalov, V.G. Innovacionnyj podhod k provedeniyu prakticheskih zanyatij po nachertatel'noj geometrii. Sovershenstvovanie podgotovki uchaschihsya i studentov v oblasti grafiki, konstruirovaniya i standartizacii. Saratov, 2001.
Статья поступила в редакцию 03.05.16
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia), Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru
Shibaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru
WAYS OF REALIZATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TECHNOLOGY IN A MODERN UNIVERSITY (WITH REGARD TO TEACHING SCIENCE AND MATH DISCIPLINES). In the article a possibility to use personal and professional technologies in a higher education school in the process of training. The work presents approaches to the use of these technologies, the principles of the usage, functions that they must perform in the teaching process of students. The process of implementing these technologies is considered with reference to teaching mathematics and natural sciences. The obtaining of knowledge by students should be carried out in the context of making resolutions for professional situations, possible in future. This provides conditions for the formation of both educational and professional motivation, personal meaning of the learning process. The authors come to the conclusion that in the process of implementation of professionally-oriented technologies, the teacher must combine roles of a coordinator and an organizer of independent work of students to create the most favorable conditions.
Key words: professional education, professionally-oriented technologies, training of specialists, mathematics and natural sciences.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru
Л.М. Шибаева, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)
В статье рассмотрена возможность использования профессионально-личностных технологий в высшей школе в процессе подготовки специалистов. Раскрываются подходы реализации данных технологий, принципы их реализации, функции, которые они должны выполнять в процессе обучения студентов. Процесс реализации данных технологий рассматривается на примере преподавания математики и естественно- научных дисциплин. Усвоение знаний студентами должно осуществляться в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса обучения. Авторы приходят к выводу, что в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов для создания максимально благоприятных условий.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-ориентированные технологии, математика и естественно-научные дисциплины.
Современные требования работодателей к специалистам диктуют необходимость поиска качественно новых подходов к процессу организации обучения, так как основы профессионального развития личности специалиста закладываются в вузе, начиная с первых лет обучения.
Профессионально-ориентированные технологии обучения - это система общепедагогических, психологических и дидактических аспектов взаимодействия педагогов и студентов, с учётом их способностей и склонностей, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей профессиональной деятельности и возможности формирования профессионально-значимых качеств (ПЗК) будущих специалистов [1].
Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе предполагает следующее: тесную взаимосвязь теории и практики, учёт межпредметных связей; ориентацию на индивидуальные возможности студентов; контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы; опору на последние достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность преподавателей и студентов в условиях современного вуза. Данная технология реализует следующие функции:
Профессионально-ориентированная технология обучения предполагает широкое использование следующих принципов и научных подходов: равноправное учебно-партнёрское сотруд-
ничество, направленное на решение коммуникативно-познавательных задач, учет психологических особенностей учебной деятельности студента, формирование его личности; максимальное развитие каждого студента как личности с предоставлением ему права определять уровень сложности обучения и его темп; использование активных форм ведения занятий, разнообразие средств и приемов работы на занятии.
Высшая математика в вузах интенсивно изучается в течение первых лет обучения. Она определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности (планирование и обработка результатов экспериментов, повышение предельной точности расчетов, создание и исследование математических моделей, определение оптимальных условий существования систем и т. д.) и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов. Решающая роль математики и естественно-научных дисциплин в профессиональной подготовке современного специалиста многогранна и состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и покрывать потребности работодателей в решении задач модернизации.