УДК 338.245 ББК 65
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10096
Инновационные подходы к развитию системы военного образования: экономический аспект
Innovative Approaches to the Development of the Military Education System: Economic Aspect
Каринэ Суреновна ХАЧАТУРЯН,
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры экономических теорий и военной экономики Военного университета Министерства обороны РФ
Е-mail: [email protected]
Вадим Викторович СТЕННИКОВ,
адъюнкт Военного университета Министерства обороны РФ
Е-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваемая в статье проблема инновационного подхода развития системы военного образования Минобороны России в своей реализации напрямую зависит от государства. Ибо государство не только материально поддерживает образование и науку, но и проводит комплекс мер, направленных на создание условий содержания и подготовки военных специалистов, осуществляя планирование расходов в экономике Министерства обороны.
Ключевые слова: инновационный подход; система образования; экономика; планирование; подготовка военных специалистов; качество образования
Abstract. In the article, the problem of the innovative approach to economic development in the military education system can be considered a very complex economic science, which in its implementation directly depends on the state. For the state not only financially supports education and science, but also implements a set of measures aimed at creating conditions for the maintenance and training of military specialists, planning expenses in the economy of the Ministry of Defense.
Keywords: innovative approach; education system; economics; planning; training of military specialists; quality of education
Принимая во внимание исследования последних лет, а именно A.M. Лушникова, И.А. Алехина, A.A. Михайлова, А.Г. Бер-мус, А.А. Селуянова, Н.Г. Исай, С.Г. Чибисова, В.Н. Грищенко, С.А. Жмурина, В.В. Дулина, с учетом реального состояния экономики системы военного образования, проведеных расчетов и обоснования, необходимых для ее последующего реформирования и предусматривающих рациональное использование имеющегося научно-педагогического потенциала и учебно-материальной базы можно отметить емкость требующих проведения анализа по обобщению предложений военных вузов по содержанию обучения будущих специалистов, а также переработке типовых программ по их подготовке.
Учитывая инновационные подходы и взгляды Й. Шумпетера, Д.А. Гриднева, Э.А. Лутохи-ной, B.C. Иванова, И. Ильинского, В.Г. Иванова, В.М. Зуева, В.А. Оринчук, В.Е. Туватовой и других, можно сказать, что развитие экономики в системе военного образования — понятие пока достаточно условное, так как единое мнение, адекватно отражающее эту новизну, еще не до конца сформировалось.
В данной статье рассматривается проблема по развитию системы военного образования в подготовке военных специалистов на сегодняшний день с осознанием того, что современное Российское государство, проведя экономические расчеты и обоснования, может вывести обучение в военных вузах на качественно новый уровень.
При рассмотрении данного предложения с учетом проведенного экономического обоснования запланированных мероприятий в системе военного образования встает вопрос об эффективности использования средств, выделяемых на подготовку военных кадров в современной экономике. Конечно же, недостаточное финансирование сказывается на материально-техническом состоянии военных вузов и мотивации профессорско-преподавательского состава.
Начиная с середины 1980-х годов качество военного образования приобрело экстенсивный характер, что удавалось удерживать на уровне мировых стандартов лишь благодаря огромным финансовым вливаниям. При условии развития отдельных направлений государственной политики в области образования формирование совершенно новой системы, позволяющей повышать потенциал процесса обучения и преподнесения знаний учащимся, является проблематичной задачей. В данном случае большое значение имеет процесс управления системой образования, которая действует на данный момент. Этот процесс отражается в важности осуществления следующих действий:
■ развития общего потенциала государственной политики в области образования, поддержки совершенствования образовательных стандартов;
■ совершенствования области и направлений военного образования, создания новых ответвлений в системе подобного обучения.
По мнению многих специалистов в области истории, экономики и других направлений жизнедеятельности, XXI столетие считается началом развития совершенно новой области экономической мысли. Безусловно, новая экономика только начинает свое развитие в данном направлении. Информация — основной и самый важный источник, ценность, которая не обходится без инноваций и научных исследований.
С помощью правильно подобранных организационных систем и структур государственная политика в области образования может осуществить совершенствование образовательных технологий, которые будут служить базой для преодоления новой стадии кризиса в процессе инновационного образования. Военное образование и его развитие — важный фактор совершенствования всей образовательной системы и формирования нового ее ответвления.
В соответствии с новой Федеральной целевой программой, подразумевающей совершенствование системы образования на будущий период, можно сказать, что плодотворное форми-
рование новой системы должно быть настроено на разрешении особых экономических задач, здесь большое внимание уделяется соответствующему обеспечению более инновационного характера системы образования, а также внедрению совершенно новых технологий обучения.
Новые современные методы обучения студентов являются предпосылками реализации более плодотворной государственной политики в области образования [5]. Студенты повышают свою мотивацию к получению новых навыков и знаний при применении более инновационных приемов и методов обучения, что формирует большую заинтересованность и решает военно-воспитательные, учебные и развивающие задачи.
Такой подход будет способствовать последующему реформированию и рациональному использованию научно-педагогического потенциала и учебно-материальной базы военных вузов, соответствуя актуальным экономическим потребностям для достижения экономической эффективности действующей системы образования.
Термин «инновация» происходит от латинского поуа'Ио, что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки т, которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно тпоуаМо — «в направлении изменений».
В своем современном понимании инновации были зафиксированы в научных исследованиях приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. инновации как понятие были раскрыты Й. Шумпетером в ходе исследования различных инновационных комбинаций, совершенствования экономических систем, ученый первым ввел в экономику данное научное определение в 1900-х годах [3].
Изначально принятая система военного образования отражалась как одна из базовых частей высшей школы страны, но сейчас она совершенствуется и применяется исключительно автономно. Соответственно, большинство военных вузов являются отделенными от возможностей традиционных инноваций в образовании, хотя и могут пользоваться некоторыми их ответвлениями. При учете передовых учебных заведений системы военного обучения учитываются лишь те, которые массово готовят сотрудников для активного замещения офицерских должностей в действующей армии. Многие из данных высших учебных заведений вовсе не могут отвечать всем действующим стандартам высшей школы страны, соответственно, не имеют соответствующей аккредитации и не проходят государственную аттестацию [4].
2020 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
179
Будущее планирование внедрения инноваций в подобных учреждениях образования, находящихся на финансировании из бюджета, формируется с учетом особых экономических требований рынка, самофинансирования. Это одна из наиболее важных и проблемных задач экономики страны, что обусловливает отсутствие достаточных объемов финансирования системы образования на отдельных уровнях; тогда как деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
По соглашению образовательное учреждение может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Негосударственные учреждения получают право на государственное, муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации. Главным и целевым принципом совершенствования отечественной системы государственного финансирования является общее формирование факторов и условий для реализации финансирования на базе нормативов из бюджетов всех учебных заведений, в том числе и военных. Все формируемые руководством Минобороны страны ориентиры и подходы совершенствования экономики относительно системы военного образования возможно отнести к важным стратегическим целям, от их успеха зависит геополитическая расстановка будущего положения страны.
Порядок зачисления в вузы проводится в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований и денежных средств до подведомственных распорядителей и получателей для обеспечения обучения будущих военных специалистов в военных образовательных организациях, тогда как обучение на платной основе осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерством обороны на очередной финансовый год на основании поступивших из органов военного управления данных о потребностях военных образовательных организаций в финансовых ресурсах, также учитываются договорные документы по размеру оплаты, срокам и порядку расчетов [6].
При этом главным остается определение уже существующих экономических условий, способствующих формированию инновационного подхода при определении некоторых моделей военных вузов в системе образования. По нашему
мнению, такой инновационный подход предполагает быть конструктивным не только для всех военных вузов России, но и эффективным, демонстрирующим несомненные преимущества для блага всей страны, собирающимся приобщиться к имеющимся результатам. По существу, успешный инновационный подход развития экономики в системе военного образования должен быть направлен на положительные результаты.
Таким образом, выявлены как слабые стороны современной системы военного образования, так и значительные потенциальные возможности ее инновационного развития. В вопросе инновационного развития системы военного образования ведущая роль остается за Управлением военного образования и Департаментом финансового планирования Министерства обороны РФ, которые осуществляют планирование расходов на содержание и обучение военных специалистов.
Список литературы
1. Официальный сайт Министерства обороны РФ // www.mil.ru.
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
3. Базилевич В.Д. Неортодоксальная теория Й.А. Шумпетера // История экономических учений: в 2 ч. 3-е изд. М.: Знания, 2006.
4. Гриднев ДЛ. Система военного образования в современной России // Государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы: материалы Пятой Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: УАГС, 2007.
5. Ильинский И. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004. № 9.
6. Зуев В.М. Экономические проблемы высшей школы // Экономические науки. 1988. № 1.
7. Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М.: Скан-рус, 2001.
8. Иванов В.Г. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз — войска» // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 4.