Литература:
1. Андреева Г.М., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А., Бовина И.Б.,Фоломеева Т.В., Базарова Г.Т. Социальная психология: практикум / Г.М.Андреева. М. Аспект-пресс, 2009. 480 с.
2. Гайманова Е.В., Храпкова И.Б. Тьютерское сопровождение студентов Института психоанализа / Е.В.Гайманова., И.Б.Храпкова. М. Институт психоанализа. 2009. 24 с.
3. Козырева О.А. Материалы к разработке модели инклюзивного образования в образовательном учреждении // Практика административной работы в школе. 2015. №. 6. С. 48-51.
4. Краснорядцева, О. М., Трифонова Ю. А. Психолого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. №11. С. 74-83
5. Логинова, И. О. Особенности устойчивости жизненного мира человека в кризисных условиях жизнедеятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. №2. С. 21-26.
6. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интревью / Р.Мертон, М.Фиске., П.Кендалл. М. 1991. 91 с.
7. Стоянова (Чернова) Е.И. Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении [Электронный ресурс] // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук URL:http://d09.kemsu.ru/Disser/Index?pageid=1&moduleid=5&advertexaminecandidatedegreeid=58&alias=http%3 A%2F%2Fd09.kemsu.ш%2F (дата обращения: 03.01.2018).
Педагогика
УДК: 378.12
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Субочева Марина Львовна
Институт физики, технологии и информационных систем
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Косино Ольга Алексеевна
Институт физики, технологии и информационных систем
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация. В статье обосновывается необходимость изменения современного содержания предметной области «Технология» посредством внедрения информационных технологий в процесс обучения.
Ключевые слова: содержание школьного технологического образования; информационные технологии; робототехника.
Annotation. The article substantiates the necessity of changing the modern content of the subject area "Technology" by introducing information technologies into the learning process.
Keywords: content of school technological education; Information technologies; robotics.
Введение. Технический прогресс определяет динамичное развитие во всех сферах жизни человека. Технический мир становится комплексным и существенно влияет на политические, экономические, социальные и экологические сферы общества, поэтому техника и технология становятся для школьников неотъемлемой частью общего образования.
Предметная область «Технология», по мнению Ю.Л. Хотунцева, синтезирует «естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и способствует реализации прагматической направленности общего образования. Важную роль в этой предметной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию и формированию универсальных учебных действий».
Изложение основного материала статьи. Обновление содержания, связанное с расширением вариативности изучения предмета «Технология», предоставляет учителю свободу выбора объектов труда и технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание образования включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, на освоение современных и перспективных технологий.
В связи с развитием технологического образования обучающихся в системе обязательного общего образования, расширяется круг теоретических и практических вопросов, включаемых различными авторами в программы по технологии 5-9 классов.
Так, авторский коллектив ученых и практиков в программе под общей редакцией Е.Я Когана, предлагают, начиная с пятого класса, к изучению тему «Простые механизмы и конструкции в технологиях (с использованием конструкторов как образовательной среды)». В шестом классе - тему «Технологические системы», в рамках которой школьники знакомятся с основами робототехники. Для освоения этих важных, с точки зрения современной науки и производства, вопросов, используются различные наборы конструктора. Иными словами, образовательный конструктор становится учебным инструментом.
Для учащихся пятых классов работа с деталями конструктора является продолжением этой деятельности, с которой они уже встречались в начальной школе. В этом смысле, программа по технологии, под редакцией Е.Я. Когана, обеспечивает преемственность в освоении предметной области «Технология» по ступеням обучения. В теоретическом разделе авторы предлагают знакомить пятиклассников с простыми механизмами, деталями, их названиями и назначением. Школьники изучают основные правила работы с образовательным конструктором. Учитель проводит занятия, на которых знакомит детей со способами соединения деталей, созданием объединенных элементов конструктора в разных плоскостях. Ученики знакомятся с подвижными и неподвижными соединениями, понятием технологического узла, а также с
порядком действий по сборке конструкции (механизма), моделированию конструкции / механизма. Узнают, что такое модель.
Содержание практической деятельности включает в себя исследование способов соединения деталей, сборку моделей образовательного конструктора по инструкции, изучение описаний и схем сложных механизмов на предмет обнаружения рычага, исследование моделей рычагов. Эти, и подобного рода исследования, предполагают проведение лабораторно-практических работ с установлением различных зависимостей, поэтому необходима разработка рабочих листов, в которых учащиеся могут заносить необходимые измеряемые данные, делать расчеты и записывать соответствующие выводы, что позволит им разработать варианты модернизации механизмов на основе рычага.
Учитель планирует разработку «оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения (мини-проект)» [3, с. 643].
В шестом классе, при овладении основами робототехники, учитель вводит элементы программирования, а в завершении знакомства с этим разделом, планирует организацию образовательного путешествия «Роботы в реальном производстве».
Программа по технологии под редакцией В.М. Казакевича, отражающая основные процессы модернизации технологического образования, ориентирует школьников в теоретическом разделе на усвоение основных категорий и понятий в содержании технологического образования, таких как: производство, техника, технологический процесс, технология, технологическая дисциплина, технологическая документация.
Практические результаты предполагают, что учитель сможет интегрировать возможности технологии, естествознания, математики, педагогики, педагогической психологии в деле развития проектного мышления учеников, способных проектировать и выполнять в материале простые и сложные материальные объекты с определенными потребительскими свойствами.
Учитель технологии, по мысли авторов программы, должен быть способен использовать методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности (технологии науки). Для поэтапной реализации такой сложной задачи, безусловно, необходимо использовать навык работы с различными наборами конструктора [4].
Выпускник школы должен овладеть навыками получать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации, но современные школьники проявляют высокую познавательную активность к информационным технологиям, поэтому учителю технологии необходимо использовать этот интерес для повышения уровня мотивации к предмету «Технология».
«Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации» [6].
Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Совершенно очевидно, что в условиях информационного общества необходимо не столько передавать учащимся готовые знания, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Овладение учащимся определенным набором способов деятельности лежит в основе формирования универсальных учебных действий. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии следует рассматривать как средство организации современного дидактического взаимодействия педагога с учеником.
Использование информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей и индивидуального темпа усвоения материала, снизить нагрузки обучающихся, более эффективно использовать учебное время. Учитель имеет возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а оперативное поощрение правильных решений, также, позитивно сказывается на мотивации.
Использование электронных таблиц Microsoft Excel позволяет учителю помочь обучающимся овладеть приемами систематизации данных различных типов. В частности, позволяет анализировать экономические критерии изделия, маркетинговые исследования, в процессе работы над творческими проектами. Также учитель может использовать Microsoft Excel для создания и, затем, проведения тестирования.
Графический редактор, встроенный в Microsoft Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.
Использование 3D технологий на уроках позволяет создавать трёхмерные модели, развёртки и чертежи различных объектов.
В компьютерной программе SweetHome 3D, при изучении раздела «Культура дома», обучающиеся могут выполнить эскиз дома, создать интерьер дома и приусадебного участка, разместить кухонную и комнатную мебель в интерьере, подобрать цветовое решение [2].
На уроках технологии можно широко использовать электронные издания и мультимедийные пособия, опирающиеся на обязательный минимум содержания образования для основной школы. В настоящее время широко используются электронные учебники по технологии. Внутри содержательной линии электронных изданий информационной единицей является тема, которая подразделяется на пункты, включающие краткий справочный материал, звуковое описание инструментария и упражнения, в ходе выполнения которых и осваивается содержание. Также эффективному усвоению учебного материала способствует электронная библиотека.
Надо заметить, что современные примерные программы и учебники предлагают специальные разделы, в которых рассматриваются современные информационные технологии и их использование в разработке
материальных объектов. Например, компьютерные программы для сборки из деталей конструктора роботизированных устройств, а также управление моделями роботизированных устройств.
Введение элементов робототехники при изучении предметной области «Технология» позволит заинтересовать обучающихся и сделать процесс обучения более наглядным и интересным. К примеру, в 5 классе при изучении простых механизмов можно использовать конструктор Lego Dacta. Благодаря набору в увлекательной игровой форме можно обучить детей базовым принципам инженерного дела, познакомить с технологическими особенностями множества механизмов. В набор конструктора входит сам конструктор Lego Dacta, правила работы, наименование элементов. В наборе представлены:
• Ременные передачи прямая и обратная, многозвенная и многоступенчатая, обозначения, схемы. Качественные характеристики ременных передач, примеры использования.
• Зубчатые передачи цилиндрическая, реечная, коническая и корончатая, обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.
• Ворот, неподвижный и подвижный блоки, колесо, обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.
• Кулачковый и кривошипно-шатунный механизмы. Кривошипно-шатунный механизм (мертвые точки), обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.
Важно, что к каждому набору прописаны специальные учебные и методические материалы для учителей. Материалы дифференцированы по уровням сложности заданий, представлены специальные творческие задания. Комплект включает в себя технологические карты занятий и рабочие листы для обучающихся [1].
Выводы. Применение информационных технологий на уроках технологии является эффективной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации.
Литература:
1. Lego Education https://education.lego.com/ru-ru/9689. (Дата обращения: 18.07.2018).
2. Sweet Home 3D http://www.sweethome3d.com/ru/. (Дата обращения: 21.07.2018).
3. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Перелыгина Е.А. Предметная область «Технология» основной школы (5-9-е классы): примерная программа и элементы УМК: методическое пособие. М: ФИРО. - 2015.
4. Казакевич В. М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. Технология. Программа 5-8 (8+) 9 классы. М.: Вентана-Граф. - 2015.
5. Михайлова, Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования [Текст] / Н.Н. Михайлова // Москва: Издательский центр Академии профессионального образования. - 2002 - С. 184.
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/фгос-и-пооп. (Дата обращения: 17.07.2018).
Педагогика
УДК: 378.12
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Субочева Марина Львовна
Институт физики, технологии и информационных систем
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Вахтомина Елена Афанасьевна
Институт физики, технологии и информационных систем
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость изменения предметной подготовки современного учителя технологии средней школы в процессе обучения в педагогическом вузе за счет включения в учебный план дисциплин, позволяющих овладеть основами робототехники, программирования, 3 D -моделированием, STEM и STEAM-технологиями, компьютерным моделированием в детском техническом творчестве, оснащать школьный кабинет технологии современным технологическим оборудованием.
Ключевые слова: предметная подготовка будущего учителя технологии в вузе; содержание школьного технологического образования; робототехника; программирование; STEM и STEAM-технологии.
Annotation. The article substantiates the need to change the subject training of a modern teacher of high school technology in the process of teaching at a pedagogical University by including in the curriculum of disciplines that allow to master the basics of robotics, programming, 3 D - modeling, STEM and STEAM-technologies, computer modeling in children's technical creativity, to equip the school office of technology with modern technological equipment.
Keywords: subject training of the future technology teacher at the University; content of school technological education; robotics; programming; STEM and STEAM-technologies.
Введение. Предметная подготовка современного учителя технологии средней школы в условиях педагогического вуза переживает сегодня период существенной структурно-содержательной переработки, обусловленной целым рядом объективных причин. В первую очередь, к числу наиболее важных причин пересмотра предметной подготовки будущего учителя технологии, следует отнести изменение содержания школьного технологического образования, которое сегодня должно отвечать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых отражены потребности развивающейся цифровой экономики. Школьники должны быть ориентированы на специальности для отрасли информационных и коммуникационных технологий. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки учащихся средней и старшей школы, сложившийся в советский период развития отечественного образования, предполагал в своей основе ознакомление подрастающего поколения с современными и перспективными технологиями преобразования материалов,