Эксперимент и инновации в школе
ФГОС в дошкольном ОБРАЗОВАНИИ
№ 6/2015
О.В. Акиншева, Н.Н. Леви
Инновационные подходы к образовательной среде в ДОО
Аннотация
В статье говорится о государственной программе «Научных и научно-педагогических кадров инновационной России», инновационной образовательной среде, об опыте работы ДОО.
Ключевые слова
инновационная образовательная среда, государственный стандарт, творческий проект, история матрешки._
Для процветания любого государства необходимо образование. Роль образования в условиях всё более усиливающейся конкуренции государств, становится решающей.
В 2008 году Правительство России утвердило Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», целью которой является создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров [10,12,13,14].
Инновационная педагогика — это педагогика, суть которой «создавать будущее». Она ориентирована не столько на передачу знаний, сколько на овладение базовыми личностными компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно. Инновации — это идеи, процессы, технологии, дающие результаты качественного преобразования педагогического процесса и социальных явлений [2,3,7].
Инновационная педагогика — это система нетрадиционных идей и закономерностей, позволяющая целенаправленно проектировать и организовывать педагогический процесс, способный принять «вызов будущего», осуществляется процесс достижения готовности личности к успешной жизнедеятельности в этом будущем [4,8,9,11].
Наиболее оптимальной формой реализации педагогической инноватики является инновационная образовательная среда. Инновационная образовательная среда — это внутреннее и внешнее духовно-материальное пространство учебного заведения, создающее соответствующий ему дух, способствующий развитию корпоративной культуры педагогов — новаторов, деятельность которых направлена на качественную профессиональную подготовку будущих специалистов и приобретение
ими базисных профессиональных и социальных компетенций на основе развития их творческих способностей и формирования личного опыта инновационной деятельности.
Задачи инновационного образования состоят в том, чтобы подготовить активного творца и созидателя. Формировать у выпускника лидерские качества, активную самостоятельную познавательную позицию, мотивированную на непрерывное совершенствование профессиональных компетенций. Воспитывать умение устанавливать необходимые коммуникации, грамотно формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, использовать методы доказательства для решения новых задач, и выстраивать знания на основе разнородной, разноплановой информации, генерируя при этом новые знания.
Инновационное содержание образования состоит в качественном выполнении Государственных стандартов, в привнесении в каждый курс элементов прогнозирования и моделирования, знаний генеза и истории изучаемой проблемы и рассмотрении её с позиций как цивилизованного характера, так и этнической идентичности, национального самосознания [5,7].
Инновационная система образования в информационном обществе рассматривается как открытая система для взаимодействия с другими институтами социума, бизнеса, государственными, негосударственными и общественными структурами. Её открытость позволяет влиять на человека и общество, создавать совместные производственные проекты, корпоративные учебные заведения, проводить совместные научные исследования.
Большинство исследователей прослеживают взаимосвязь инновационной педагогики с культурологическим, инновационным, средовым и другими подходами.
ф
Инновационные подходы к образовательной среде в ДОО
Исследования показали, что инновационная образовательная среда необходима и возможна практически в любом учебном заведении (В.П. Делия «Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза») [5].
Условия создания инновационной среды:
Наличие системы аппаратных программных и телекоммуникационных систем и средств (единая информационная база, библиотечно-информацион-ные ресурсы, современная среда электронного обучения, специализированные ресурсы в сети Интернет).
Формирование системы партнёрства с вузами, научными организациями, педагогическими коллективами, предприятиями различных форм собственности.
МАДОУ № 35 «Дельфин» имеет собственный сайт в сети Интернет. Здесь отображены методы работы воспитателей детского сада. Ведётся открытый диалог с детскими садами России. На сайт выкладываются конспекты занятий, сценарии утренников, доклады на злободневные темы, беседы, детские рисунки принимают участие в конкурсах. Наличие в детском саду мультимедийной техники позволяет воспитателям проводить занятия с детьми интересно и увлекательно.
Одним из эффективных средств формирования инновационной образовательной среды может стать проектирование и выполнение творческих проектов. Творческий проект — это самостоятельная творческая работа, в результате которой автор создаёт новый продукт, программу, модель и т.д. Выполнение творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучаемых, решать новые задачи с учётом индивидуальных способностей. Использование проектного метода способствует развитию личности обучаемого за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных профессиональных отношениях. В процессе выполнения творческих проектов предполагается освоение технологий сбора информации для выполнения задач проектирования, освоение приёмов компьютерного моделирования, решение конструкторско-техноло-гических задач с помощью информационных технологий [1].
Приложение Творческий проект «Матрёшечки»
Тип проекта: познавательно — игровой.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: 1 год
Предмет исследования: разъёмная многоместная деревянная игрушка Матрёшка.
Участники проекта: дети, воспитатели детского сада, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Сформулировать представления о происхождение игрушки, местах производства игрушки.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Расширять представления об искусстве, музыке.
Предполагаемый результат:
1. Семейная гостиная,
2. Сценарий семейной гостиной, конспекты занятий,
3. Выставка детских рисунков,
4. Совместные работы родителей и детей,
5. Дидактические игры, пособия.
6. Занятия по ознакомлению с декоративным искусством России и Подмосковья.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездоч-кин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя матрешка изображала спеленатого младенца. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрешки».
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую,— просто «точеная игрушка». В начале 1900-х гг. мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Серги-ева Посада было много лесов, а в нем самом — опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейп-цигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие
ф
Эксперимент и инновации в школе. № 6, 2015
пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению — преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки, отражающие эти темы, были приурочены к определенным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажи комедии «Ревизор» (Хлестаков, городничий, судья, почтмейстер и другие). В 1912 г., к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки «Кутузов» и «Наполеон». Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены сподвижники, члены их штабов, участники военных советов. Матрешки были посвящены и обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались «Репка», «Золотая рыбка», «Иван царевич», «Жар-птица» и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. В этом же году в Сер-гиевом Посаде организовалась кустарно-промышленная артель игрушек, что говорило о том, что спрос увеличивался и приносил немалый доход. Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада — в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках. Кстати, и «Ванька-встанька» произошел от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 году в научно-исследовательском институте игрушки в Сергиевом Посаде. Игрушка умела «издавать» звуки и была изготовлена с использованием новой технологии, то есть путем горячего прессования. Автор технологии — мастер Иван Мошкин. Внутрь фигурки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение. Рассказывая о матрешке нельзя не упомянуть о Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Он расположен в семи минутах ходьбы от станции, в старинном красивом двухэтажном здании. Сюда приезжают ребятишки и взрослые из разных уголков страны, чтобы посмотреть на современные и старинные игрушки. Наряду с другим множеством экспонатов здесь представлены целые коллекции матрешек. Среди них и первая матрешка, расписанная известным художником С.В. Малютиным. Здесь можно ознакомиться с различными шко-
лами росписи: сергиево-посадской, семеновской, полхов-майданской и другими. А недавно в Москве открылся музей, целиком посвященный матрешке. Подробнее... по материалам книги Н.Н. Алексахина «Матрешка», изданной ООО «Издательство «Народное образование» в 1998 году, а также публикациям в периодической печати разных лет [1].
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Матрешечки»
Программное содержание: знакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки — матрешки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства. Развивать умение украшать силуэт матрешки.
Материал к занятию: матрешки кировские, пол-хов — майдановские, семеновские, загорские. На столах лежит гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, фломастеры, деревянные матрешки, дидактическая игра «Назови матрешку». Интерактивная доска, презентация на тему «Матрёшки».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг о матрешках, заучивание стихов наизусть.
Ход занятия: дети сидят на ковре, у воспитателя на столе несколько матрёшек.
Воспитатель:
В парке на дорожке Встретились матрёшки И давай судачить. Чей наряд богаче?
Воспитатель:
Первая сказала Сарафан мой алый А в руке моей букет Красивей матрёшки нет!
Воспитатель показывает семёновскую матрёшку, отличительной особенностью которой является букет цветов в руке матрёшки. Дети рассматривают матрёшку.
Воспитатель:
А вторая говорит: Наряд мой простенький на вид, На голове моей платок, В руках нарядный петушок.
Воспитатель показывает сергиево — посадскую матрёшку. Рассказывает детям, что эта матрёшка была самой первой, с неё началось триумфальной шествие матрёшек по России. Выточил её мастер В.П. Звёздочкин на Подольской фабрике деревянной игрушки. Затем её отправили в город Сергиев Посад для росписи. Она приземистая, толстенькая. Наряд её не слишком богат. В руках она держит или петушка, или младенца. Дети рассматривают матрёшку.
Воспитатель:
А я — вятская матрёшка. На платке моём горошки, Инкрустация соломкой. Ох, весёлая девчонка! Дети рассматривают Вятскую или Кировскую матрёшку. На её красном сарафане выложена инкрустация соломкой. Воспитатель:
Из Полхов — Майдана Матрёшечка Татьяна. Стройная, высокая, Матрёшка черноокая! Воспитательпоказывает Полхов — Майданскую матрёшку. Она высокая, тоненькая, похожа на столбик. Сарафан её густо расписан розами. Цвета яркие, преобладает лиловый цвет. Воспитатель:
И сказали малыши: Все матрёшки хороши, Трудно выбрать милую, Самую красивую! Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Матрёшки». Вот как много о матрешках вы сегодня узнали. Действительно, трудно выбрать, какая матрёшка самая красивая. Да, я думаю, не стоит выбирать. Все матрёшки хороши.
Давайте проверим, умеете ли вы отличать матрешек по форме и узору. (Дидактическая игра «Узнай матрешку»). На счетной лесенке у воспитателя несколько разных матрёшек. Дети выбирают матрёшку и рассказывают о ней.
Воспитатель: на ваших столах деревянные матрёшки. Я предлагаю вам придумать узор для своей матрёшки и украсить им свою матрёшку. Дети садятся за столы и рисуют.
Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять Матрёшек будем украшать, Матрёшек будем украшать, Цветы на платьях рисовать. Мы наклоны выполняем И матрёшек все считаем.
Фото 1. Дети расписывают матрешек.
Фото 2. Выставка детских работ.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова рисовать.
Проводится гимнастика для глаз.
Дети продолжают рисовать.
По окончании все работы ставим на стол на подставки, рассматриваем, обсуждаем.
Семейная гостиная «Матрёшечки». Игра — приветствие: Дай скорее руку мне, а потом всей стране, а потом стране другой, вот и обняли шар земной.
1. Вопросы для родителей.
1. Как и когда, по-вашему, начинать знакомить детей с трудом взрослых?
2. Как Вы воспитываете в ребёнке чувство патриотизма?
3. Как Вы объясняете ребёнку, что такое семья?
4. Как и когда начинить воспитывать в ребёнке чувство интернационализма?
5. Как Вы объясняете ребёнку, что такое Родина?
6. Назовите народные промыслы Подмосковья.
(родители заполняют анкету, можно не подписываясь, собираем, складываем в папку для последующего обсуждения)
2. Погружение в тему.
Народное творчество — это целебный родник радости, житейской мудрости, веселья, любви. Оно раскрывает истинные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Глава городского округа Домодедово Леонид Павлович Ковалевский ярый приверженец народного искусства в воспитании молодёжи. Он настоятельно рекомендует руководителям образовательных учреждений и культуры отказаться от празднования зарубежных праздников Дня Валентина, Холуина и др. «На Руси существует своя,
накопленная веками и просеянная через жизненное сито культура. Русь богата своими праздниками с зажигательными плясками, озорными частушками, с задушевными, протяжными песнями. Народное творчество, музыкальный фольклор должны найти своё почётное место в воспитании подрастающего поколения» — говорил он на встрече с общественностью. Следуя рекомендациям Леонида Павловича Ковалевского, стало доброй традицией отмечать в городском округе народные праздники — Рождество, Святки, Масленицу. Второй год округ отмечает День святых Петра и Февронии. Праздник любви, верности, самопожертвования.
3. Игровая деятельность детей «В деревеньке Родничок»» Оформление зала — уголок избы с подворьем. Воспитатель:
Есть в Подмосковье уголок Под названием «Родничок». Там, словно в детской книжке, Живут наши малышки. Танцуют, играют, шалят, Труд ручной ценят,
Традиции чтят. Кто здесь с детишками живёт, Кто их за руку ведёт? Послушайте, ребятки Новую загадку. Воспитатель загадывает загадку;
В этой молодице прячутся сестрицы. Каждая сестрица — для меньшей — темница. Выходит Матрёшка.
Я — Подмосковная Матрёшка. У меня простой наряд, На платке моём горошки, Глаза весело блестят. Выполняет танцевальные движения под весёлую музыку.
Любим мы с детьми играть, Но нашей Маше пора спать. Будем Машеньку качать, Будем песню напевать. (Воспитанник качает куклу и поёт колыбельную песню) Матрёшка:
Вот, уж ноченька кончается, Зорька в небе занимается. Воспитанник вместе с остальными подходят к керамическому петушку, говорит: Петушок, петушок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Деткам спать не даёшь? Воспитанники и Матрёшка подходят к керамической корове, следующий воспитанник читает:
Раным — рано по утру Пастушок ту — ру — ру — ру. А коровки в лад ему МУ-У-У!
Все подходят к керамической лошадке, воспитанник читает:
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости! Матрёшка: А там нас уже ждут, Хоровод не ведут, В игры не играют,
Нас с вами поджидают. Матрёшка, родители и все воспитанники играют в хороводную игру. «Шла коза по лесу»
Игроки встают в круг, коза — в центре. Все идут по кругу в правую сторону, а коза — влево. Коза выбирает кого — то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, начинаем, начинаем...
Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока почти все дети не встанут в круг.
Матрёшка:
Не одна я к вам пришла, Своих сестрёнок привела. Кукол деревянных, Красивых да румяных.
Матрёшка достаёт разъёмную игрушку, показывает воспитанникам.
Что умеют наши матрёшки? Поиграем с ними немножко.
Матрёшка достаёт кукол одну за другой, воспитанники их считают.
Матрёшка:
Матрёшки выстроились в ряд-Как красив у них наряд! Какие художник краски взял И наряд их расписал? (Ответы воспитанников)
Матрёшка:
Все садитесь поудобней, Навострите ушки. Мы с сестрицами сейчас Споём для вас частушки.
Воспитанники в костюмах матрёшек, родители и матрёшка поют частушки:
Воспитанник:
Хоть я ростом не высок, Зато звонкий голосок. Я частушки пропою Про землю Подмосковную
Мама:
В Домодедовском районе Очень весело живём. Здесь в «Дельфин» детишек водим, На работу в порт идём
Мама:
А в «Дельфине» их зовут Весёлые затейники. Ребятишек в этой группе, Словно в муравейнике. Воспитанник:
И петь будем, И плясать будем. Только солнышко зайдёт, Маму ждать будем. Воспитанник:
И в саду ребятки, На улице ребятки. Мы весёлые весь день, Как жёлтые цыплятки.
Мама:
В Подмосковии у нас Тут матрёшка родилась. Игрушка деревянная, Красивая, румяная. Матрешка:
Я нарядная матрёшка, В Подмосковье родилась. Поиграйте со мной, дети, Будет весело у нас. Ведущая:
Хватит песни распевать Пора нам с вами поиграть Воспитанники, родители и матрёшка начинают игру со считалки:
Ехала белка на тёлежке, Продавала всем орешки, Кому два, кому три, Выходи из круга ты. Таким образом, выбирается водящий, он встаёт в центр круга с закрытыми глазами. Играющие образуют круг вокруг него, ходят и поют: Отгадай, чей голосок, Становись скорей в кружок. После этих слов останавливаются, а водящий подходит к игроку, ощупывает голову, плечи и называет его по имени. Кого водящий верно назовёт, идёт в круг водящим. Матрёшка:
Вот так живёт наш уголок Под названьем «Родничок». Здесь играем и поём И растём, растём, растём. 4. Мастер — класс. На экране карта московской области.
Много в Подмосковье славных мест. Одно из них Сергиев Посад. Леса здесь дремучие, густые. Поэтому все промыслы связаны с обработкой дерева — это богородская игрушка, Абрамцево — Кудринская резьба по дереву и знаменитая на весь мир Матрёшка.
Рассмотрим её внимательней. Она приземистая, толстая. Наряд её простой, не отличается ярким орнаментом. В руках матрёшка держит петушка или куколку.
У вас на столах деревянные матрёшки. Нарядите этих матрёшек.
Родители вместе со своими детьми, с помощью красок и кистей украшают деревянную матрёшку.
5. Подведение итогов. Разговор о патриотическом воспитании.
Литература
1. Алексахина Н.Н. Матрешка. М.: Народное образование. 1998.
2. Бардашова Г.А., Кормильцева М.В. Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 45-49.
3. Бритвина О.Н., Мурзова О.А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1. С. 13-20.
4. Гусева Н.И. Попечительский совет как одна из новых форм государственного общественного самоуправления современным МБДОУ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 61-67.
5. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: научное издание. М.: ООО «ДЕ-ПО». 2008. 484с.
6. Дельгас Г.В. Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития ДОУ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 15-17.
7. Дюков В.М., Стенникова Л.С., Труш Е.В. Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 16-22
8. Лурье Л.И. Воспитывать — значит созидать жизнь в лучших ее проявлениях // Образование и наука. 2014. № 10. с. 131-147
9. Малярчук Н.Н. Реальные пути преодоления факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков в образовательных учреждениях // Образование и наука. 2014. № 1. с. 116-132
10. Никифорова О.В., Антонова Е.Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С.3-5.
11. Огоновская И.С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1; 3-19
12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. С-Пб.: ООО «Детство-Пресс» 2012. 96с.