Научная статья на тему 'Инновационные подходы к инвестированию информатизации систем управления промышленными предприятиями'

Инновационные подходы к инвестированию информатизации систем управления промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / EFFICIENCY / INFORMATION RESOURCES / INVESTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская Нина Владимировна, Чайковский Дмитрий Валерьевич

В статье рассматривается актуальная проблема информатизации промышленного предприятия. Раскрываются возможности и особенности совершенствования эффективности информационных систем и технологий в качестве основы успешного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with current problems of an industrial enterprise informatization. Disclosed features and improving the efficiency of informationт systems and technologies as the basis for successful management.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к инвестированию информатизации систем управления промышленными предприятиями»

УДК 338.27

Чайковская Нина Владимировна

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых к.э.н., профессор кафедры менеджмента e-mail: [email protected] Чайковский Дмитрий Валерьевич Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых к.э.н., доцент кафедры менеджмента e-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ

ПОДХОДЫ К

ИНВЕСТИРОВАНИЮ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема информатизации промышленного предприятия. Раскрываются возможности и особенности совершенствования эффективности информационных систем и технологий в качестве основы успешного менеджмента.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, эффективность, информационные ресурсы, инвестирование.

Abstract. The article deals with current problems of an industrial enterpriseinformatization. Disclosed features and improving the efficiency of informationsystems and technologies as the basis for successful management.

Keywords: information technology, information technology, efficiency, informationresources, investing.

Tchaikovskaja Nina Vladimirovna Tchaikovsky Dmitry Valer’evich

Широкое использование информационных технологий (ИТ) становится одной из основных предпосылок конкурентоспособности любой деятельности. Отличительной чертой предпринимательства в

информационном обществе становится акцент на инновативность деятельности. Информатизация управления в значительной мере может быть отнесена к инновации, конечной целью организационно-экономического механизма инновационной деятельности в сфере информатизации является повышение эффективности производства (хозяйствования).

До настоящего времени на многих отечественных городских российских предприятиях информационные системы не соответствуют современным требованиям, информационно-коммуникационные процессы недостаточно развиты, вопросам информатизации не уделяется должного внимания. В связи с этим предприятия нуждаются в концептуальных основах для организации этой деятельности. В порядке формирования таких основ сформирована Концепция информатизации промышленного предприятия.

Основой разработанной Концепции являются принципы, основные положения и обобщения, которые заключаются в следующем.

1. В жестких условиях рынка и конкуренции предприятиям необходимо формировать стратегию своего развития в сфере информатизации. Только ориентация на долгосрочные цели в этой сфере способна привести к коренным преобразованиям в экономике предприятий, способствовать экономическому и социальному прогрессу. Отбор приемлемой стратегии диктуется, прежде всего, экономическими требованиями. На формулировку стратегии оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды, а содержание стратегии представляет собой систему программ, проектов и мероприятий, подкрепленных необходимыми ресурсами.

2. Стратегия управления инновациями в сфере информатизации заключается в определении целей, сфер и путей эффективного внедрения новых ИТ в организацию производства и управления, совершенствования

существующих ИТ с учетом требований интенсификации развития экономики предприятий. При этом возможны все виды инновационных стратегий: активно наступательная, оборонительная, остаточная,

поглощающая и разбойничья, а также их сочетания и модификации.

Активно наступательная стратегия преследует цель стать первым предприятием на определенном участке деятельности (сегменте). Она характеризуется высоким риском и высокой эффективностью. Оборонительная (защитная) стратегия ориентирована на сохранение позиций среднего предприятия. Такие предприятия пользуются возможностью перенимать опыт и достижения ведущих предприятий и должны рассчитывать на невысокий риск и на низкую прибыль. Остаточная (промежуточная) стратегия заключается в стремлении "прижиться" на уже освоенном рынке с устаревшей в инновационном отношении продукцией. Стратегия применяется, когда из конкуренции в данной области инновационной деятельности выходит ведущий производитель или когда не существует прямой конфронтации предприятия с конкурентами.

Поглощающая стратегия ориентирована на приобретение лучших научно-технических достижений других фирм в форме закупки лицензий или привлечения специалистов. "Разбойничья" стратегия используется чаще всего аутсайдером, который имеет определенные достижения в области создания какой-либо повой технологии или продукта, то есть там, где рыночный лидер оказывается уязвимым.

3. Структура органов, руководящих информатизацией на предприятии, включает две подсистемы:

- подсистему стратегического управления - отдел информационного менеджмента;

- подсистему, обеспечивающую оперативное управление - отдел информационных технологий;

Такая структура приводит к разрешению противоречия, обычно существующего между требованием максимально возможной эффективности

имеющихся ИТ, и потребностью в стратегических изменениях.

4. Отдел информационного менеджмента организует процесс разработки стратегии и проведение стратегических изменений, что позволяет объединить деятельность менеджеров и специалистов по информационным технологиям в достижении стратегических идеалов и мотивировать этих сотрудников; координирует процессы информатизации на предприятии и обеспечивает оценку качество изменений по современным методикам.

Целесообразно привлекать к работе отдела информационного менеджмента внешних консультантов, генерирующих изменения, направленные на корректировку стратегии.

5. Управление информатизацией представляет собой сочетание

управления, осуществляемого руководством предприятия, и

самоорганизации специалистов по информационным технологиям и других специалистов. Вовлечение специалистов по ИТ в данный процесс способствует большей эффективности процесса, позволяет использовать имеющиеся ресурсы и выявлять скрытые резервы, повышает человеческий потенциал.

С целью реализации указанных процедур целесообразно обеспечить соединение с руководством наиболее мотивированной части специалистов, обладающих идеями и потенциалом.

В процессе совместной работы основное внимание следует уделять формированию команды единомышленников, одинаково понимающих существо имеющихся проблем и перспективы развития.

6. При информатизации необходимо так организовать процессы, чтобы для каждого специалиста были учтены характер решаемых специалистом задач, его компетенция, предъявляемые к нему квалификационные требования; выбраны современные методы для решения возложенных на него задач; создана "дружественная" по отношению к пользователю организация рабочих зон с учетом эргономических критериев. Пользователи должны видеть, что ИТ облегчают их работу, делая ее более результативной

и привлекательной. Это повысит мотивацию и удовлетворенность работой. Необходимо активное и всестороннее участие пользователей в создании, развитии и совершенствовании информатизации (ИС) предприятия.

7. Ресурсы, затрачиваемые на ИТ, приносят ожидаемую пользу при продуктивном их использовании в сочетании с соответствующей подготовкой пользователей. Необходимо проводить регулярное обучение и периодическое тестирование. Результаты тестирования должны влиять на величину заработной платы (в виде надбавок и поощрений).

8. Средства информатизации необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам фирмы и оценивать использование средств информатизации по тем же критериям, в частности, в отношении эффективности капиталовложений. Информационные системы предприятия, как правило, поглощают весьма значительные капиталовложения, в особенности ИС, построенные на основе наиболее передовых и дорогостоящих средств. Они являются неотъемлемой частью технологического оснащения, входят в состав основных фондов или базового оборудования и могут существенно повлиять на затраты предприятия по выпуску продукции, то есть на цену продукции или услуг. Решения по эффективности использования средств информатизации в реальных условиях требуют определения их доли в складывающейся цене продукции.

Необходимо производить оценку вклада информационных ресурсов в экономические показатели продукции, оценку эффективности ИС. Это может иметь вид анализа показателей, характеризующих производственную ситуацию, или испытаний на моделирующих средствах либо в специальных контрольных ситуациях. В любых случаях необходима детальная учетная информация определенного состава, однозначно характеризующая как участие данного вида ресурсов в процессе производства на этапах технологического процесса, так и состояние рассматриваемых средств информатизации в качестве элементов основных фондов производственного комплекса [1]; [2].

Затраты информационных ресурсов на многие виды продукции и услуг становятся вполне ощутимыми. Могут использоваться обобщенные показатели деятельности сферы обработки информации на предприятии и другие аналогичные оценки. Необходима оценка затрат на непродуктивную деятельность работников, то есть непродуктивного времени, которое пользователи проводят за компьютерами впустую. Потребуется провести в организации объемную работу по описанию и оценке различных дел, которые может выполнять работник за компьютером, и доведению этих перечней до уровня стандарта предприятия или другого подобного нормативного документа, на основании которого можно будет применять в отношении работника те или иные меры. В различных организациях такие перечни могут выглядеть весьма по-разному [3]; [4].

Оценка эффективности информационных ресурсов в разных компаниях тоже могут существенно различаться, однако при наличии хотя бы укрупненных оценок уже можно строить систему критериев эффективности и стратегии ее повышения, причем вначале это могут быть просто объемные показатели продуктивных затрат ресурсов в течение рабочего периода (смены, месяца, квартала, года). При использовании предложенных рекомендаций общий эффект будет больше, чем сумма приведенных локальных эффектов вследствие синергетики.

Таким образом, внедрение ИС на предприятии - это масштабный инновационный и инвестиционный проект, требующий внимания высшего руководства, вложения финансовых ресурсов, наличия

высокопрофессиональных специалистов в области менеджмента и информационных технологий, а также оценки эффективности проекта.

Выяснилось, что не все предприятия, как создавшие информационные системы собственными силами, так и закупившие готовые информационные системы, успешно эксплуатируют их. Наиболее распространенными проблемами в данной области являются следующие:

- Допущены ошибки в выборе готовой системы или при проектировании

ее собственными силами, поскольку нередко эта работа возлагается на технических специалистов по информационным технологиям из отделов АСУ, выбор или проектирование системы осуществляется главным образом на базе ее чисто технических характеристик. Между тем любая информационная система, какой бы мощной и современной она ни была, является лишь инструментом, поддерживающим те бизнес-процессы и управленческие технологии, которые работают на данном предприятии, поэтому не привлекать к выбору, созданию и внедрению информационной системы специалистов по управлению и экономистов крайне рискованно.

- Сопротивление сотрудников предприятия: консерватизм, нежелание осваивать новые методы и технологии, недовольство временным увеличением нагрузки; дефицит высококвалифицированных кадров.

Мировая практика показала, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда подготовку и руководство проектом внедрения информационной системы осуществляет команда опытных консультантов по управлению, работающая в тесной координации с менеджментом самого предприятия, а также со специалистами софтверной компании. Играя ведущую роль в рамках проекта, консультанты после бизнес-диагностики предприятия должны разработать требования к системе, сделать на этой базе обоснованные рекомендации по оптимальному выбору поставщика программного обеспечения и управлять процессом адаптации выбранного программного обеспечения к специфическим потребностям предприятия (не допуская ситуации, когда поставщик программного обеспечения навязывает свои стандартные решения без учета уникальных условий конкретного заказчика).

После определения основных требований к системе выбирается оптимальное для конкретного предприятия соотношение стоимость / функциональность. Привлечение независимых консультантов к анализу возможных вариантов и выработке соответствующих рекомендаций представляется и здесь весьма рациональным.

Нужно учитывать, что привлечение к созданию информационной системы опытной, профессиональной, сторонней команды позволяет повысить уровень разработок, ответственно и эффективно вести проект и укладываться в заданные сроки. При этом разработка информационной системы осуществляется в две основные стадии.

На первой стадии консалтинговая фирма осуществляет работы по реорганизации деятельности предприятия и разрабатывает системный проект, в котором, как правило, представляются:

- функционально - информационные модели бизнес-процессов;

- схемы внутреннего и внешнего документооборота по товарнофинансовым потокам;

- альбом форм входных и выходных документов;

- логическая структура интегрированной базы данных; структура базы документов;

- функционально - информационные спецификации типовых АРМ и др.

Вторая стадия работ характеризуется тем, что фирма - системный

интегратор на основании материалов системного проекта совместно с подразделением АСУ предприятия осуществляет разработку и внедрение системы.

Применение на практике данного подхода для промышленных предприятий подтвердило его высокую эффективность. Специфика подобных проектов состоит в том, что подготовка к внедрению и само внедрение ИС происходят параллельно с коренной реорганизацией управления на предприятии и как бы накладывается на внедрение новых управленческих технологий. Требования к современной ИС определяются не столько существующими параметрами и особенностями бизнес-процессов на предприятии, сколько их будущими характеристиками. Это придаст особое значение стадии выбора системы и повышает роль консультантов по управлению. Так построена Концепция информатизации управления промышленным предприятием.

Применение предлагаемой Концепции информатизации промышленного предприятия рассматривалось в условиях конкретных промышленных предприятий г. Мурома и использовались параметры этих предприятий.

Для целей формирования ИС в условиях конкретного предприятия следует выделить задачи его подразделений, при выполнении которых необходимо выполнение операций обработки информации с помощью вычислительной техники, соединенной между собой в сеть. Так, например, проанализировав ситуацию по отделам управления, можно выявить следующие основные задачи, выполняемые каждым отделом предприятия.

1. Бухгалтерия:

- учет издержек производства, выпуска продукции, составление отчетных калькуляций себестоимости продукции и исчисления стоимости заготовленных материалов и сырья;

- учет товарно-материальных ценностей, основных средств, правильное документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением этих средств;

- начисление всех видов заработной платы (осуществляет расчеты с работниками завода и посторонними лицами по заработной плате, производит выдачу справок работникам завода по вопросам начисления заработной платы и удержаний из зарплаты).

2. Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ):

- совершенствование форм и систем заработной платы и материального стимулирования;

- организация работы по улучшению использования рабочего времени и сокращению его потерь;

- совершенствование планирования труда и заработной платы.

3. Финансово-сбытовой отдел (ФСО):

- составление финансовых планов завода;

- реализация готовой продукции (ведение складского хозяйства).

4. Планово-диспетчерский отдел (ПДО):

- организация непрерывного календарного планирования в объеме заданного заводу плана выпуска продукции и непрерывный контроль текущего хода производства (разработка календарно-плановых нормативов);

- составление отчетных рапортов, дефицитов о ходе производства; учет движения деталей в соответствии с происходящими изменениями.

5. Отдел технической документации (ОТД):

- организация учета, хранения и размножения технической документации, обеспечение структурных подразделений завода рабочей документацией в объеме производственной программы, обеспечение документацией внешних абонентов, исправление документации.

6. Отдел материально-технического снабжения (ОМТС):

- расчет лимитов отпуска материалов подразделениям завода, анализ их расхода;

- получение заявок подразделений завода и выделенных фондов от планового бюро отдела;

- проведение работы по заключению хозяйственных договоров;

- ведение складского хозяйства.

7. Отдел кадров:

- прием на работу и увольнение, ведение личных карточек;

- ведение табеля учета.

8. Отдел главного энергетика (ОГЭ):

- подготовка и заключение договоров на энергоснабжение, ремонт энергооборудования и коммуникаций и приобретение энергооборудовапия;

- организация инвентарного учета наличия и движения находящегося на предприятии энергооборудования и энергоустановок;

- разработка проектов и составление смет и калькуляций по электрохозяйству и теплохозяйству.

9. Отдел главного технолога (ОГГ):

- разработка и внедрение прогрессивных методов и средств совершенствования и организации технологической подготовки основного и

вспомогательного производства;

- повышение качества, снижение себестоимости выпускаемой продукции.

10. Отдел маркетинга:

- для обеспечения гибкого приспособления научно-производственной и сбытовой деятельности к внешним условиям служба маркетинга осуществляет комплексное изучение рынка, участвует в управлении НИОКР и производством.

11. Отдел главного конструктора (ОГК):

- разработка новой продукции и модернизация уже существующей.

12. Автоматизированная система управления производством (АСУП):

- задачи АСУП разбиты на несколько подсистем:

1) техническая подготовка производства (нормативно-справочная база, информация по ТНП);

2) оперативное управление основным производством (оперативнокалендарное планирование, диспетчирование хода производства, контроль и обеспечение комплектного хода производства);

3) технико-экономическое планирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) финансово-бухгалтерская деятельность (комплекс задач по учету заработной платы, комплекс задач по «Учету движения материальных ценностей на складах предприятия»);

5) материально-техническое обеспечение (МТО);

6) управление качеством;

7) управление кадрами (задачи учета кадров).

13. Административно-хозяйственный отдел (АХО):

- рассылка корреспонденции по подразделениям завода.

14. Отдел нормалей и стандартов (ОНС):

- слежение за изменениями ГОСТов и стандартов.

15. Администрация:

- управление производством.

16. Планово-экономический отдел (ПЭО):

- составление отчетов, экономических планов;

- расчет себестоимости, определение материальных нормативов;

- ведение договоров экспортных поставок.

Многообразие задач управления, реализуемых ИС, необходимость обеспечения связей между отделами и высокая интенсивность обмена информацией - эти и другие факторы указывают на необходимость внедрения интегрированной ИС на предприятии.

Список литературы:

1. Калянов Г.Н. Построение интегрированной информационной системы управления предприятием на основе тиражируемого решения / Г.Н. Калянов // Консультант директора.-2000.- № 21 (129).-С. 26-28.

2. Катков В.М. Новые механизмы и инструменты управления / В.М. Катков, Т.Н. Жулина // Современное управление.- 2001.- № 9.

3. Корнев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнев, В.Л. Машурцев.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 158 с.

4. Ставцева Г.И. Информация и информационный рынок: теория и практика формирования: автореф. дис. ... к.э.н. / Г.И. Ставцева.- Орел: 1996.22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.