Таблица 2
Динамика изменения личностных качеств воспитанника
Критерии На начало проекта (%) Середина проекта (%) На конец проекта (%)
Самооценка 45 45 70
Эмоционально-волевая сфера 50 40 60
Познавательная мотивация 45 50 60
Любознательность 60 70 70
Кругозор 30 50 60
Инициатива 50 30 80
Активность включения в работу 45 30 75
Устойчивость интересов 45 30 70
Вовлечение других детей 60 60 80
Удовлетворенность конечным результатом 50 30 90
Дисциплина 45 30 60
Общение 60 60 70
Мотивация 50 40 70
(трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
- Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых
Библиографический список
действий. Такая работа имеет большое значение для воспитанника, которому жизнь кажется скучной, все занятия - неинтересными.
Результаты методической поддержки воспитателей и педагогов дополнительного образования, которые были назначены для сопровождения проектных групп воспитанников, прослеживаются в таблице 2.
Особое внимание в таблице «Динамика изменения личностных качеств воспитанников» нужно уделить среднему столбику, который содержит результат серединного периода проектной деятельности. Данные результаты констатируют факт того, что многие показатели критериев изменения личностных качеств воспитанников имеют процент ниже, чем в начальном периоде работы проектной группы. Данный факт подтверждает наличие возникших проблем и трудностей, которые были описаны воспитателям и педагогам дополнительного образования в методических рекомендациях. Следует отметить, что воспитатели и педагоги дополнительного образования, воспользовавшись методическими рекомендациями, смогли оказать психолого-педагогическую поддержку участникам проектных групп, о чём свидетельствует относительно высокая процентная положительная результативность периода окончания проектной деятельности.
При курировании проектной группы детей взрослые должны помнить о том, что каждый человек, независимо от возраста нуждается в поддержке близких ему людей. Как отмечает Р.Уо-терман: «Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считает, что они «могут».
1. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. -2000. - № 4.
2. Девяткина, Г.В. Проектирование учебно-технологических игр // Школьные технологии. - 1998. - № 4.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Технология создания команды / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко. - СПб., 2002.
4. Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии. - 2000. - № 2.
Bibliography
1. Gorbunova, N.V. Metodika organizacii rabotih nad proektom / N.V. Gorbunova L.V. Kochkina // Obrazovanie v sovremennoyj shkole. - 2000. - № 4.
2. Devyatkina, G.V. Proektirovanie uchebno-tekhnologicheskikh igr // Shkoljnihe tekhnologii. - 1998. - № 4.
3. Zinkevich-Evstigneeva, T. Tekhnologiya sozdaniya komandih / T. Zinkevich-Evstigneeva, D. Frolov, T. Grabenko. - SPb., 2002.
4. Shteyjnberg, V.Eh. Tekhnologiya proektirovaniya obrazovateljnihkh sistem i processov // Shkoljnihe tekhnologii. - 2000. - № 2.
Статья поступила в редакцию 14.11.12
УДК 378.22
Petrov V.N. INNOVATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR INCREASING EFFECTIVENESS OF BACHELORS' PROFESSIONAL TRAINING IN THE SYSTEM OF EDUCATION BY CORRESPONDENCE. The article reviews pedagogical technologies as a leading condition in the system of organizational and pedagogical conditions of providing effective professional training of bachelors in the system of education by correspondence. The productivity of use of technologies in education in their complex, in a certain correlation is grounded.
Key words: pedagogical technologies, organizational and pedagogical conditions, bachelors' professional training, distance education, education by correspondence.
В.Н. Петров, соискатель Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого,
г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются педагогические технологии как ведущее условие в системе организационно-педагогических условий обеспечения эффективности профессиональной подготовки бакалавров в системе заочного обучения. Обосновывается продуктивность использования технологий обучения в их комплексе, в определённой взаимосвязи.
Ключевые слова: педагогические технологии, организационно-педагогические условия, профессиональная подготовка бакалавров, дистанционное образование, заочное обучение.
Реформирование социально-экономических отношений в нашей стране оказало значительное влияние на все процессы, в том числе и на систему образования. Рыночные отношения привели к утверждению приоритетов социальных прав и свобод, к изменениям не только в системе экономических взаимоотношений, но и к тому, что в обществе все более осознается значимость личности, ее приоритетов в социальной и профессиональной сфере. Сегодня можно говорить о том, что рынок труда выступает как естественный регулятор числа и качества в подготовке и распределении квалифицированных кадров. В первую очередь изменения коснулись профессиональной сферы деятельности, в результате чего коренным образом изменились требования к процессу подготовки выпускников вуза. Прежде всего, они связаны с возросшим уровнем требований к профессиональности и компетентности работников и предполагают развитие системы образования в соответствии с запросами населения в образовательных услугах.
В отечественной науке и практике проблемы подготовки квалифицированных кадров всегда являлись приоритетными. Вопросы содержания обучения в процессе профессиональной подготовки, стандартизации требований к уровню подготовки выпускников вузов, унификации учебно-программной документации раскрыты в исследовательских работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.А. Полякова и др. Психологические аспекты профессиональной подготовки и формирования личности выпускника вуза освещены в работах Е.М. Ивановой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.
Огромное значение приобретает опыт и теоретические исследования, посвящённые современным заочным формам организации учебного процесса. Проблемам истории, теории и этапам становления заочного образования посвящены работы М.Т. Громковой, Л.П. Давыдовой, И.Е. Зимакова, Б.И. Сандина и др. Теория и методика организации заочного образования рассматривались в работах С.М. Арлазарова, З.А. Барышниковой, С.Б. Калинковской, В.В. Крупица, Г.И. Спижанкова И.Г.Шамсут-диновой и др. Прогнозированию развития заочного образования посвящены работы В.И. Боголюбова, Б.З. Вульфова, Б.С. Гершунского, А.Я. Савельева, В.А. Трайнева.
Кроме этого, важное значение в выработке научных позиций заняли концепции педагогических технологий рассмотренные в исследованиях В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, Е.Н. Гуса-ровой, М.В. Кларина, Т.Ф. Кряклиной, Г.К. Селевко, и др. Профессиональная подготовка и информатизация процесса обучения исследуются в работах Е.В. Александровой, Л.И. Доли-нер, В.П. Кузовлева, Н.Б. Лаврентьевой, В.Б. Моисеева, Е.С. Поплевко, О.К. Филатова и др. Дистанционное образование освещено в исследованиях М.А. Евдокимова, М.П. Карпенко, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Солдаткина, А.В. Хуторского и др.
Профессиональная подготовка студентов-заочников, несмотря на общность педагогических технологий и методов, применяющихся в вузовской практике, в значительной степени отличается от подготовки студентов очных форм обучения, имеет свои особенности, обусловленные системой организации учебного процесса, жизненным опытом, возрастом, мотивационны-ми и ценностными ориентациями заочников.
Итак, говоря об отличиях заочной системы образования от очной формы обучения, остановимся на следующих основных специфических особенностях:
1. Управление познавательной деятельностью студента-заочника имеет иную структуру в отличие от таковой для студента очной формы обучения.
2. Межсессионный период учебной деятельности студента-заочника ограничен работой с учебниками, учебными пособиями, печатными изданиями вуза.
3. При заочном обучении количество аудиторных часов сокращено в 3-4 раза по сравнению с очной формой обучения.
4. Годовой бюджет так называемого «свободного времени» студента-заочника, т.е времени, которое он может в межсессионный период посвятить учебе, приблизительно в два раза меньше, чем у студентов очной формы обучения.
5. Большое различие существует и между возрастами студентов заочных и очных вузов: студент-заочник работает, поэтому он обычно старше по возрасту студента очного отделения, зачастую имеет семью.
6. Многолетняя практика показывает, что начальный уровень знаний у студентов-очников по общеобразовательным дисциплинам выше, в то время как у студентов-заочников выше уровень знаний по специальным дисциплинам.
7. Вопрос о дифференциации обучения, особенно на стадии изучения специальных дисциплин, в заочных вузах стоит острее, чем в очных [1, с. 64-65].
Из особенностей обучения вытекают следующие проблемы и противоречия на пути к овладению компетенциями разных дисциплин.
1. Сведенное к минимуму общение преподавателя и студента в межсессионный период, а чаще полное отсутствие его, не позволяет большинству студентам освоить необходимый материал по дисциплине и эффективно выполнить самостоятельную работу. Чаще всего у студентов вопросы возникают не на установочных занятиях, а уже в процессе выполнения работ и подготовки к аттестации. Отсутствие обратной связи в межсессионный период не позволяет эффективно управлять учебным процессом. Студенты-заочники отмечают, что хотели бы чаще встречаться с преподавателем хотя бы на первом курсе, поскольку самим бывает трудно овладеть компетенциями по определенным дисциплинам в связи с недостаточным опытом самостоятельной деятельности.
2. Учебная деятельность имеет преимущественно самостоятельный характер. Но чаще всего наблюдается, что организация самостоятельной работы недостаточно хорошо и полно проработана.
3. Предполагается, что учебная деятельность студента в период между сессиями носит систематический характер. Но реальное проявление систематичности чаще всего не наблюдается. Работы выполняются в последний момент. Это происходит по разным причинам: отсутствие готовности распланировать свое время, отсутствие постоянного контроля, т.е. студент-заочник, обладает определенной свободой, но не всегда может этой свободой правильно распорядиться, выполнение нескольких разных социальных ролей - работающие студенты, имеющие семью и т.п.
Следствием этого является противоречие между общественной потребностью в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов-заочников и отсутствием научно-теоретического обоснования и методического обеспечения применения современных педагогических технологий в условиях заочной формы обучения.
В нашем исследовании мы рассматриваем заочную форму обучения с применением современных педагогических технологий обучения. Целью введения данных технологий в заочную форму является попытка разрешения выше обозначенных проблем в заочном обучении и тем самым повышение эффективности профессиональной подготовки бакалавров. Среди многочисленных новых направлений развития высшей школы на современном этапе одно из первых мест занимает совершенствование педагогических технологий, направленное на повышение эффективности образования. С целью поиска ответов на вопрос как учить, чтобы конечный продукт деятельности был результативным, в современной педагогике разрабатывается такое направление, как педагогические технологии. Возникновение этого направления обусловлено попытками педагогов и ученых привести учебный процесс к гарантированному результату.
В отечественных науках об образовании первопроходцем на пути нового осмысления организации процесса обучения и введения в научный и практический обиход понятий и термина «технология обучения» (под наименованием «педагогическая технология») стал В.П. Беспалько. Еще в 1989 г. он сформулировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса» и определил педагогическую технологию как «проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [2, с. 5-6]. В.П. Беспалько определил три основные параметра обучения: целостность представления процесса обучения (включая деятельность обучающегося), целеположенность и обеспечение достижения поставленных целей обучения.
Исследователи организации процесса обучения в высшей школе Д.В. Чернилевский и О.Н. Филатов предложили такое понимание и определение технологии обучения: «Системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и компоновку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения». По их мнению, технология обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль за этой деятельностью» [3, с. 48-49].
Коллектив исследователей МПГУ под руководством В.А. Сластенина определяет технологию обучения как «законосообразную педагогическую деятельность, реализующую научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающую более высокой степенью эффективности, надежности и га-рантированности результатов, чем это имеет место при традиционных методиках обучения» [4, с. 38]. При этом под педагоги-
ческой деятельностью понимается деятельность обучающего по управлению процессом обучения.
Таким образом, технология обучения по сути обозначает организацию процесса обучения, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех, но прежде всего активных элементов учебного процесса. При этом важно подчеркнуть два момента. Во-первых, технология обучения детально рассматривает систему действий не только обучающего, но и, прежде всего, обучающегося. Во-вторых, она обеспечивает, при корректном исполнении, достижение определенного результата.
Современное состояние заочной формы обучения студентов требует пересмотра методов и подходов к организации учебного процесса, а это невозможно без глубокого анализа новых научно-педагогических идей совершенствования заочного обучения и пересмотра традиционных подходов к существующим организационно-педагогическим условиям. В нашем исследовании инновационное развитие заочной формы обучения студентов осуществляется путем создания системы организационно-педагогических условий обеспечения эффективности профессиональной подготовки бакалавров.
Переход от индустриального общества к информационному обусловил существенные изменения в образовательных системах. В этой связи в мире происходили глубинные и объективные процессы становления единого открытого образовательного пространства, стремительного развития компьютерных технологий, которое не только интенсифицирует процесс обучения, но и формирует принципиально новый интеллект. Внедрение информационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека. В эволюции педагогических технологий высшего заочного образования отмечаются интеграционные процессы активизации дистанционного образования. Система дистанционного образования считалась самой развитой в мире, но она, к сожалению, отмечается слабой оснащенностью аудио- и видеотехникой, компьютерами, редким использованием космической техники, что компенсируется увеличением количества аудиторных занятий.
Большое значение в исследовании придается персонификации педагогических технологий высшего образования. С этой целью в работе дана развернутая характеристика психолого-педагогических, социальных и демографических особенностей российских студентов, обучающихся по заочной форме обучения.
Среди поступающих на дневные отделения в среднем 90% составляли выпускники школ, тогда как на вечерних и заочных отделениях их только 40%, примерно столько же выпускников техникумов и колледжей, и по 10% - выпускников ПТУ и тех, кто получает второе высшее образование.
Мотивация молодежи на более раннее включение в трудовую деятельность, ускорение профессиональной отдачи знаний, дефицит времени и материальных средств, совмещение профессий, переквалификация взрослого населения, получение второго высшего образования - все это существенно отмечает студентов заочного отделения, обусловливает их целеустремленность, желание получить максимум знаний. Как правило, студенты-заочники более ответственно относятся к учебе, чем те, кто учится на дневном отделении. Для них характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы; оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов; наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков; усиление сознательных мотивов поведения; повышенный интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). У них отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д.
Студент-заочник - это, как правило, уже сложившаяся личность с определенным кругом профессиональных знаний, умений, навыков и социальных ориентаций. Он располагает определенным трудовым и жизненным опытом, что составляет основу его профессиональных убеждений, приоритетов, стиля и методов работы. Эта важная особенность объекта обучения делает его не всегда восприимчивым к новым знаниям, вырабатывает определенный скепсис по отношению к организационным и управленческим нововведениям, создает своеобразный психологический барьер между преподавателем и обучающимся. Перед педагогом встает задача доказать недостаточную эффективность привычных методов работы или их несоответ-
ствие новым условиям развития производства. Это изменяет требования к содержанию, формам и методам обучения. В своей совокупности они должны способствовать не только получению новых профессиональных знаний, умений и навыков, но и корректировке ценностных ориентаций личности. Содержание образования и технология заочного обучения должны обеспечить формирование у человека творческого подхода к делу, научить адаптироваться к условиям быстрой смены поколений техники и технологий, постоянно обновлять свои профессиональные знания, переоценивать сложившиеся стереотипы, развивать новые профессиональные качества и новые социальные роли. Воспитательный процесс в системе высшего заочного образования должен протекать более эффективно, чем при очной форме, так как за минимальный срок необходимо подготовить бакалавра и воспитать личность профессионала. Воспитательный процесс естественно сопровождается параллельно с ним идущей ускоренной социализацией личности. Учитывая тенденцию дальнейшего сокращения часов очных занятий до 5-10%, объективно требуется искать пути более интенсивного социализирующего влияния педагогической среды на студента-заочника в условиях короткого периода педагогического взаимодействия [5].
Самостоятельную учебную деятельность студента и дистанционное учебно-воспитательное взаимодействие студента и преподавателя (дистанционная часть) обеспечивают три основные образовательные технологии, качественно отличающиеся как по применяемым учебным моделям, так и по составу и способам доставки обучаемым образовательных материалов:
- кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-консультантов - тьюторов или инструкторов - в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах. Как интерактивный метод обучения кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Преимущество кейс-метода заключается в том, что он позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий, заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета в контексте других предметов и явлений, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.
- ТУ-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций.
Реализуемая информационно-коммуникационная дистанционная образовательная технология получила название «телеобучение» (на примере СГА). Образовательная технология телеобучения характеризуется тем, что: позволяет создать однородную учебную среду в любом географическом пункте, то есть дистанционно; дает возможность погрузиться в непрерывный учебный процесс, что осуществляется через постоянное использование различных учебных продуктов - от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях; широко используют обзорное обучение, реализуемое посредством обзорных телелекций и помогающее студенту создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности. Принципы телеобучения позволяют проводить идентичный учебный процесс во всех территориально удаленных учебных центрах, а постоянное расширение спектра учебных продуктов, своевременное их обновление и компетентност-ный подход к обучению - формирование высокого качества подготовки выпускников и их готовности к профессиональной деятельности [6, с.48].
- Интернет-технология (сетевая) - обеспечивающая обучаемых электронной версией учебно-методических материалов, а также интерактивным взаимодействием между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии, с одной стороны, базируются на использовании информационных и коммуникационных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и организации целостного процесса обучения с различной степенью интерактивности. На сегодняшний день технологии дистанционного обучения, базирующиеся на использовании компьютерных сетей и различного рода программного обеспечения, приобрели наибольшую популярность в связи со сравнительно невысокой стоимостью и доступностью. С другой стороны, сетевые технологии являются производной от ТУ-тех-нологии и кейс-технологии. При наличии специального оборудования (персональных компьютеров, web-камер и других технических средств) и программного обеспечения возможна орга-
низация телеконференций (лекций, семинаров) преподавателя и студента в режиме on-line либо пересылка учебных заранее подготовленных печатных, аудио- или видеоматериалов, общение через форумы или по электронной почте в режиме off-line. В процессе непрерывного обучения преподаватель варьирует способы и методы предоставления учебной информации, руководствуясь поставленными и жестко определенными педагогическими целями.
Осуществление образовательной функции для студента-заочника неразрывно связано с формированием новых навыков: работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом; организации самостоятельной работы; конспектирования и др. К студентам предъявляются новые требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п. Для формирования новых учебных умений необходимо научить студентов быстрее читать (у них низкая скорость чтения), работать в электронной библиотеке и самостоятельно искать информацию, научить понимать прочитанное, выделять главное, составлять конспект; работать над усвоением выделенного содержания.
Работа с заочниками ставит перед преподавателем задачу построить учебно-воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности и различные индивидуальные способности студентов. Ее решение ориентировано на активное использование индивидуальных методов обучения, однако преподаватель, как правило, не знает индивидуальных особенностей студентов-заочников. Следовательно, для персонификации обучения требуется на период очной сессии использовать методы, максимально адаптированные к различной типологии студента.
Для наиболее эффективного достижения целей заочного образования следует разработать систему эффективного педагогического контроля, в том числе проводить оценку знаний до начала обучения. Это позволит распределить студентов по уровню обучаемости таким образом, чтобы они получали только новые сведения, а не возвращались к дисциплинам, знания которых у них достаточные. На основе результатов тестирования осуществляется корректировка содержания профессиональной подготовки. Преимущество такого тестирования заключается в том, что студенты повышают свою квалификацию при минимальных затратах.
Решение проблемы повышения качества профессиональной подготовки бакалавров настойчиво требует поиска новых организационных и содержательных средств модернизации данной системы. Как показало наше исследование, в значительной степени данная проблема может решаться через внедрение в систему заочного обучения новых технологий, в том числе дистанционной.
Библиографический список
Проведенное нами исследование условий совершенствования системы заочного обучения в вузе в целях повышения эффективности профессиональной подготовки бакалавров позволило сделать ряд обобщающих выводов.
1. Современное понимание заочного обучения предполагает его рассмотрение в качестве одной из эффективных, открытых и демократичных форм профессионального образования, организационно-технологической сущностью которого является обеспечение получения образования вне зависимости от стационарной формы обучения (дистанционно, в сочетании с профессиональной трудовой деятельностью, при невозможности нахождения в самом вузе и др.).
2. Субъектно-ориентированная система построения образовательного процесса в условиях совершенствования заочного обучения на основе использования интерактивных форм и методов, индивидуальных заданий, методов, обеспечивающих рефлексию профессиональной деятельности, новейшей компьютерной и аудио- и видеотехники позволяла студенту корректировать модель своего образования, стимулировала их на личностных рост и повышение эффективности своей профессиональной подготовки.
3. Интеграция традиционного заочного и дистанционного обучения на основе разработанных дидактических комплексов информационного обеспечения (электронных программ, электронных учебников, комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины; автоматизированной системы оценки и контроля знаний обучающихся), ориентированная на использование всех телекоммуникационных сервисов (электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы и др.), интерактивных методов обучения (дистанционные деловые игры, практикумы и др.) является одним из основных направлений совершенствования заочного обучения.
4. Технология индивидуальной образовательной траектории в системе заочного и дистанционного обучения в процессуально-содержательном плане позволяет организовать процесс обучения большой группы студентов на принципе индивидуализации и способствует повышению качества профессионального обучения.
5. Преподаватель в системе традиционной заочной, ускоренной и дистанционной форм обучения, объединяя роли традиционного преподавателя, тренера, коуча, наставника, управленческого консультанта, создает условия синтеза учебной, профессиональной и социальной сред и способствует продвижению студентов от знания через понимание к творческой деятельности и затем к развитию личности, изменению ее отношения к миру, окружению и себе. Важным является также создание пре-подавательско-тьюторской среды, являющейся ресурсом непрерывного обучения и развития преподавателей.
1. Игнатьев, В.П. Историко-педагогические основы развития заочной формы обучения в системе непрерывного профессионального образования: учеб. пособие / В.П. Игнатьев, А.С. Маркова. - Якутск, 2002.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
3. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе / Д.В. Чернилевский, О.Н. Филатов. - М., 1996.
4. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. - М., 1999.
5. Калинковская, С.Б. Организационно-педагогические условия совершенствования содержания образовательного процесса в вузе при заочной форме обучения: монография. - Ковров, 2009.
6. Ермилова, Е.Б. Информационные технологии в образовательном процессе // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сборник статей XXI Международной научно-методич. конф. - Пенза, 2011.
Bibliography
1. Ignatjev, V.P. Istoriko-pedagogicheskie osnovih razvitiya zaochnoyj formih obucheniya v sisteme neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie / V.P. Ignatjev, A.S. Markova. - Yakutsk, 2002.
2. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.
3. Chernilevskiyj, D.V. Tekhnologiya obucheniya v vihssheyj shkole / D.V. Chernilevskiyj, O.N. Filatov. - M., 1996.
4. Gumanisticheskaya paradigma i lichnostno-orientirovannihe tekhnologii professionaljnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - M., 1999.
5. Kalinkovskaya, S.B. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya soderzhaniya obrazovateljnogo processa v vuze pri zaochnoyj forme obucheniya: monografiya. - Kovrov, 2009.
6. Ermilova, E.B. Informacionnihe tekhnologii v obrazovateljnom processe // Pedagogicheskiyj menedzhment i progressivnihe tekhnologii v obrazovanii: sbornik stateyj KhKhI Mezhdunarodnoyj nauchno-metodich. konf. - Penza, 2011.
Статья поступила в редакцию 08.11.12
УДК 372.851
Raenko E. A, Bortnik L.I. THE PECULIARITIES OF TEACHING THE SUBJECT «MATHEMATICAL STATISTICS» AT UNIVERSITY. The article conveys the analysis of similarities and differences of Probability Theory and Mathematical Statistics. It also contains the precise of advice for the University teachers.
Key words: probability model, probability space, probability and statistical model, probability of the event, an experiment.