ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Н.Е. КИРИЛЛОВА, Владимирский государственный университет
Аннотация
В статье произведен анализ основных направлений и средств, используемых в современной системе высшего образования, указывается на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В данных условиях формированию ЗОЖ могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: здоровье, молодежь, здоровый образ жизни, инновационные оздоровительные технологии, физическая культура.
Abstract
In this article I have made an analysis of the main tendencies and means, which are usable in the modern system of higher education. I also have pointed out the adoption of new technologies into the practical training. Under existing conditions new health-improving forms and methods of physical activity of students’ youth at University can promote forming healthy life-style.
Key words: health, youth, healthy life-style, innovative health-improving technologies, physical education.
Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи в последнее время приобрели особую актуальность. Укрепление здоровья подрастающего поколения и профилактика заболеваний считаются одними из приоритетных задач здравоохранения и образования. Так, некоторые исследователи (Гусева Н.А., Шилько В.Г.) видят решение проблемы здоровьесбере-жения в создании на базе учебных заведений кабинетов фитотерапии, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры; другим ученым (Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П.) представляется целесообразно усилить работу по диагностике и коррекции физического и психического здоровья; третьи (Лубышева Л.И., Баль-севич В.К., Железняк Ю.Д., Трутнева Е.А.) предлагают усилить контроль над соблюдением санитарногигиенических требований к организации учебного процесса [1, 2, 10, 15, 18].
Однако результаты медицинских осмотров студенческой молодежи свидетельствуют о том, что система высшего образования не в полной мере обеспечивает здоровье учащихся. Большинство авторов (Васенков Н.В., Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А., Кучма В.Р., Штих Е.А.) отмечают, что в последнее десятилетие уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился. По данным их и наших исследований, на первый курс вузов ежегодно поступают до 88% молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; почти 20% студентов различных высших учебных заведений имеют избыточный вес, около 50% - отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной систем и органов чувств. Количество студентов с отклонениями здоровья к старшим курсам возрастает от 19 до 24,5%. Не в состоянии сдать контрольные нормативы 50-60% студентов [4, 9, 10,13, 14, 16].
В связи с этим ряд ученых ведет поиск наиболее эффективных форм и методов формирования ЗОЖ студенческой молодежи путем совершенствования системы физического воспитания, предлагая различные способы ее модернизации, интенсификации, оптимизации [3, 4, 9]. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-Ф3 от 4.12.2007 г. образовательные учреждения имеют право самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определять формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, методы и продолжительность учебных занятий на основе государственных образовательных стандартов [19]. Однако существующее разнообразие вузовских учебных программ по физической культуре совершенно не делает акцент на воспитание у студентов приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. Учебные программы и планы не включают разделы обучения здоровой жизнедеятельности: оптимальной двигательной активности и тренировке иммунитета, рациональному питанию и психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации режима труда и отдыха. Кроме того, в современной системе физического воспитания в вузе в основном практикуется преподавание в режиме готового знания, то есть преподнесение знаний в готовом виде. При таком способе преподаватель физической культуры предлагает определенный набор заданий, выдает стандартную информацию для восприятия и воспроизведения; оценка двигательных умений и навыков зачастую осуществляется на основе нескольких показателей стандартных нормативов, в которых не учтены личные достижения студента, нет ссылок на возрастные характеристики, отсутствуют промежуточные баллы.
(tgfei)
В последнее время задача формирования навыков здорового образа жизни средствами физической культуры решается в рамках внедрения в учебный процесс инновационных оздоровительных технологий. Наряду с традиционно используемыми средствами - различными видами бега, ходьбы, плавания, игр - широко используются комплексы аэробных упражнений с «обратной связью» (саг&о^ер, АВТ, сошЬо^ер и др.), программы фитнеса и различные виды боевых искусств. Такая система обучения, безусловно, усиливает гуманитарную составляющую процесса физического образования, позволяет наиболее полно задействовать потенциал кафедры физического воспитания, соответствует потребностям и интересам студентов, повышает мотивацию к занятиям физическим воспитанием. Однако соблюдается ли принцип гармоничного формирования и реализации всего спектра способностей индивида? Одним из путей решения названной проблемы может быть поиск рациональных подходов в физическом воспитании с учетом интересов студентов и физиологических характеристик внедряемых оздоровительных программ.
Из многообразия педагогических стратегий мы выбрали стратегию ориентирования, предложенную доктором педагогических наук, профессором В.В. Игнатовой [7, 8]. Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенного результата. Опираясь на положения концепции, мы определили основную цель нашей работы: овладение личностью определенными способами здоровьеформирующей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ.
В качестве объекта исследования мы выбрали студентов первого курса Владимирского государственного университета. Согласно цели исследования поставили задачи: 1) выяснить интересы физкультурно-спортивной деятельности студентов и их отношение к спорту;
2) провести анализ состояния здоровья студентов вуза;
3) определить эффективность (роль) применения инновационных спортивно-оздоровительных технологий в формировании ЗОЖ студентов вуза. Методика исследования включала интервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно, теоретический анализ и обобщение, статистическую обработку данных.
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство (80,7% студентов) занимались или занимаются спортом (85,7% юношей и 82,5% девушек); 90,7% респондентов положительно относятся к спорту (95,8% юношей и 92,6% девушек). Но, поступив в вуз, молодые люди обычно прекращают активно заниматься спортом. Причина, на их взгляд, уважительная - большая
занятость учебой. Многие студенты свою пассивность объясняют незнанием теоретико-практических основ формирования здорового образа и стиля жизни. Лишь 15,7% из общего числа студентов занимаются спортом «высших достижений» на международном, республиканском, областном и городском уровне. Причем результаты анкетного опроса свидетельствуют, что для поддержания и улучшения уровня своего здоровья студенты отдают предпочтение: физическим упражнениям в процессе учебных занятий (58,4%), клубным формам физической активности (39,3%) и самостоятельным занятиям дома (28,3%). По мнению 53,7% опрошенных респондентов, их интересы физического совершенствования и укрепления здоровья в вузе реализуются лишь частично, а 30,3% считают, что не реализуются вообще. Интерес и желание заниматься на занятиях по физическому воспитанию вызывают технологии фитнеса - 53,5%, 23,2% - аэробики, у 11,3% респондентов - занятия восточными единоборствами и боевыми искусствами, 5% респондентов отметили дартс, йогу и бадминтон, а 11% опрошенных положительно высказались о качестве занятий. Они удовлетворены в целом как формой обучения, так и ее содержанием. На вопрос: «Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?» - относительно полные ответы дали 4% юношей и 5% девушек из числа опрошенных. Составные части ЗОЖ далеко не полностью назвали 44% юношей и 57,8% девушек. По данным опроса, 28,2% юношей и 23,3% девушек курят; 14,7% юношей и 19,6% девушек переедают (в основном по праздникам и семейным торжествам); 17% юношей и 8,2% девушек недоедают. На вопрос: «Интересуетесь ли спортивной литературой?» - положительный ответ дали 34,3% опрошенных студентов.
Общий анализ состояния здоровья студентов ВлГУ показал, что на период 2006 года количество студентов специальных медицинских групп составило 10,2% от общего числа студентов-первокурсников, на период 2007 года - 10,8%, а на декабрь 2008 года - 11,3%. Оценка наполняемости групп по нозологии показала, что из общего числа заболеваний 26,8% составляют заболевания опорно-двигательного аппарата, по 15,2% - заболевания сердечно-сосудистой системы и органов зрения, 8,6% -заболевания нервной системы, 7,2% - заболевания выделительной системы, по 6,5% - заболевания эндокринной системы и пищеварительной, 3,6% - заболевания органов дыхания и 10,8% - прочие заболевания.
Используя методику анализа вариабельности сердечного ритма с помощью современного комплекса мониторирования «Варикард», мы выявили 1,7% студентов с серьезными нарушениями сердечного ритма, но не находящихся под контролем специалистов. Продолжая исследования состояния здоровья студентов, мы использовали метод донозологической диагностики, который включал комплекс методических, технических и организационных средств для оценки адаптационных возможностей организма, уровня здоровья.
Для анализа полученных данных мы обратились к принятой в донозологической диагностике классифи-
кации функциональных состояний организма, включающей четыре класса: норма, донозологические состояния, преморбидные состояния, срыв адаптации [1, 2]. Анализ полученных результатов выявил у 53,4% обследованных студентов удовлетворительную адаптацию, 40,6% студентов испытывали напряжение механизмов адаптации, у 5,3% студентов была отмечена неудовлетворительная адаптация и у 0,8% - срыв адаптации. Следует отметить, что мы обследовали здоровых и практически здоровых студентов, направленных по результатам медицинского осмотра для занятий по дисциплине «Физическая культура» в основную группу.
С целью определения показателей физического здоровья студентов было проведено тестирование. Данные, полученные в ходе тестирования физической подготовленности студентов, свидетельствуют, что в упражнении на выносливость (бег 3000 м) 17,7% юношей не получили оценку «удовлетворительно», оценку «отлично» получили только 14,6% студентов. Оценку «удовлетворительно» в упражнении подтягивание на перекладине не получили 37,7% юношей, а оценку «отлично» получили всего 12,6%. В скоростно-силовых качествах было выявлено следующее: в беге на 100 м оценку «отлично» получили 15,4%, оценки «хорошо» и «удовлетворительно» имели 64,6%. У девушек оценку «удовлетворительно» в беге на 2000 м не получили 13,4%. В беге на 100 м оценку «отлично» получили 12,3%, оценки «хорошо» и «удовлетворительно» - 54,4%. В силовом упражнении 19,8% девушек не получили оценку «удовлетворительно». В результате математического анализа результатов тестирования физической подготовленности студентов первого курса мы установили виды двигательных качеств, отличающиеся низким уровнем развития. Так, 37,7% юношей не справляются с нормами стандартной государственной программы на оценку «удовлетворительно» по силовому показателю и 33,3% девушек - по показателю скоростносиловой подготовки.
Решая задачу эффективности применения инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе вуза, мы сформировали несколько экспериментальных групп (ЭГ) студентов. В основе распределения студентов по группам учитывалось их желание заниматься тем или иным видом спорта и наличие специалистов и материальной базы вуза. Таким образом, студенты первого курса были распределены в группы: пауэрлифтинга, фитнеса, аэробики, йоги и борьбы на поясах и контрольные группы (КГ). Занятия были организованы два раза в неделю по 90 мин, студенты занимались в отведенное учебным планом университета время. В КГ занятия проводились по стандартной государственной программе по физическому воспитанию с прохождением базовых видов физкультурно-спортивной деятельности. Создавая условия формирования ЗОЖ студента в вузе в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», в ЭГ осуществлялась информационная ориентированность студента за счет активного использования вариативного компонента в теоретическом разделе программы. Мы
усилили образовательную направленность физической культуры с целью информирования студентов о ЗОЖ; использовали разнообразные формы и методы, способствующие приобщению студентов к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя. Учебный материал о ЗОЖ был представлен посредством взаимодействия педагога и студента и осуществлялся в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам здорового образа жизни. В теоретической части данного спецкурса даны определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение для здоровья занятий физической культурой, понимание их содержания и осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека. Были созданы электронные версии лекций, слайд-презентации, выпущены учебно-методические пособия.
С целью изучения эффективности применения инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе вуза в конце учебного года путем анкетирования были опрошены студенты ЭГ (п = 90) и КГ (п = 90). Сравнительный анализ результатов опроса показал, что самостоятельно заниматься физическими упражнениями в свободное время стали 80% студентов ЭГ против 7% студентов КГ. В ответах на вопрос анкеты: «Какие физические упражнения вы хотели бы выполнять на занятиях по физическому воспитанию?» - 90% респондентов ЭГ ответили, что их устраивает выбранная форма занятий; однако среди студентов КГ 70% ответили, что им хотелось бы заниматься на занятиях по физической культуре другим видом спорта. Наиболее популярными видами были названы аэробика и фитнес у девушек -80% и борьба на поясах и фитнес у юношей - 70%. Это объясняется расширением знаний об относительно новой системе занятий физическими упражнениями вследствие общения со своими однокурсниками, которые занимались в ЭК. Анализ ответов на вопрос: «Насколько вам интересно посещать занятия по физической культуре в вузе?» показал, что 90% студентов ЭГ отметили высокую заинтересованность в посещении учебных занятий по физическому воспитанию и только 10% - среднюю. Среди респондентов КГ 20% отметили низкий уровень заинтересованности в посещении занятий по физическому воспитанию. На вопрос: «Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека?» - подавляющее большинство (80%) опрошенных респондентов ЭГ выделили в качестве фактора, оказывающего наибольшее влияние на здоровье человека, «образ жизни». Среди опрошенных студентов КГ более половины (60%) осознают, что их здоровье во многом зависит от них самих, однако большая часть сможет изменить отношение к собственному здоровью только в случае болезни или при появлении первых признаков болезни. Полученные результаты свидетельствуют, что использование теоретического курса усиливает образовательную направленность физической культуры, информирует студентов о ЗОЖ, формирует убежденность в необходимости
(ШШІ)
посещения занятий по физической культуре, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Использование разнообразных форм и методов активности на занятиях по физической культуре способствует приобщению студента к ЗОЖ, формирует их заинтересованность в двигательной активности.
Выводы
1. Исследование некоторых составляющих ЗОЖ показало, что динамика отношений к нему неуклонно идет вниз. Во-первых, у большинства первокурсников отсутствует положительный опыт занятий физической культурой. Во-вторых, очень низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. В-третьих, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании. В-четвертых, отсутствует чувство личной ответственности за недостаточный багаж двигательных умений и навыков, низкие физические кондиции.
2. Математический анализ состояния здоровья первокурсников показал, что процент студентов, посещающих
по состоянию здоровья специальную медицинскую группу, растет из года в год. На первом месте заболевания, связанные с низкой двигательной активностью, -сердечно-сосудистые. Выделен ряд студентов, не интересующихся своим здоровьем и не знающих о существующих проблемах.
3. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям на кафедре физической культуры разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура». Готовится более совершенная учебная программа для специальной медицинской группы, где будут проводиться индивидуальные занятия с учетом заболеваний и состояния здоровья студентов.
4. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни. Эти мероприятия позволили повысить мотивацию к занятиям физической культурой.
Литература
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 204 с.
2. Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2004. - 136 с.
3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.
4. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 5. - С. 91-92.
5. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учеб. пособие /
В.М. Выдрин. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -2001. - 75 с.
6. Гусева НА. Шилько В.Г. Оптимизация двигательной активности студентов на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10. - С. 26-28.
7. Игнатова В.В., Нургалеев В.С. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: научно-информационное издание. Вып. 1. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - С. 112-122.
8. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 1. - С. 105-113.
9. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Ка-зин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова - М.: Гум. изд. центр Владос, 2000. - 192 с.
10. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 6. - С. 10-15.
11. Лубышева Л.И. Конкретно-социологические исследования стиля жизни как часть общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи / Л.И. Лубышева // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. -Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. - С. 64 - 68.
12. Мускаев М.Б., Зиннатнуров А.З. Методика комбинированных занятий в процессе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 8. - С. 20-21.
13. Полынская Е.А. Информационный бюллетень «Результатов развития и двигательной подготовленности детей, подростков, молодежи и взрослого населения отдельных городов и районов Липецкой области». Вып. 1. - Липецк, 2006. - 130 с.
14. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков / В.Р. Кучма (и др.) // Здоровье населения и среда обитания. - 2003. - № 9 (126). -
С. 3-8.
15. Трутнева Е.А. Медико-биологическая оценка морфофункционального и психологического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Рязань, 1999. - 18 с.
16. Штих Е.А. Особенности формирования оценки физического здоровья студенток // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 63-65.
17. Шинкаренко О.В., Логунов В.И. Основные направления формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями у студентов
технического вуза // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 34.
18. Железняк Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 46-48.
19. Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. - 2007. - № 12. - С. 26.