Научная статья на тему 'Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений'

Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1921
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / YOUTH / HEALTHY LIFE-STYLE / INNOVATIVE HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кириллова Наталья Евгеньевна

В статье произведен анализ основных направлений и средств, используемых в современной системе высшего образования, указывается на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В данных условиях формированию ЗОЖ могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article I have made an analysis of the main tendencies and means, which are usable in the modern system of higher education. I also have pointed out the adoption of new technologies into the practical training. Under existing conditions new health-improving forms and methods of physical activity of students' youth at University can promote forming healthy life-style.

Текст научной работы на тему «Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений»

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Н.Е. КИРИЛЛОВА, Владимирский государственный университет

Аннотация

В статье произведен анализ основных направлений и средств, используемых в современной системе высшего образования, указывается на внедрение в практику обучения инновационных технологий. В данных условиях формированию ЗОЖ могут способствовать новые оздоровительные формы и методы физической активности студенческой молодежи на занятиях по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: здоровье, молодежь, здоровый образ жизни, инновационные оздоровительные технологии, физическая культура.

Abstract

In this article I have made an analysis of the main tendencies and means, which are usable in the modern system of higher education. I also have pointed out the adoption of new technologies into the practical training. Under existing conditions new health-improving forms and methods of physical activity of students’ youth at University can promote forming healthy life-style.

Key words: health, youth, healthy life-style, innovative health-improving technologies, physical education.

Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи в последнее время приобрели особую актуальность. Укрепление здоровья подрастающего поколения и профилактика заболеваний считаются одними из приоритетных задач здравоохранения и образования. Так, некоторые исследователи (Гусева Н.А., Шилько В.Г.) видят решение проблемы здоровьесбере-жения в создании на базе учебных заведений кабинетов фитотерапии, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры; другим ученым (Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П.) представляется целесообразно усилить работу по диагностике и коррекции физического и психического здоровья; третьи (Лубышева Л.И., Баль-севич В.К., Железняк Ю.Д., Трутнева Е.А.) предлагают усилить контроль над соблюдением санитарногигиенических требований к организации учебного процесса [1, 2, 10, 15, 18].

Однако результаты медицинских осмотров студенческой молодежи свидетельствуют о том, что система высшего образования не в полной мере обеспечивает здоровье учащихся. Большинство авторов (Васенков Н.В., Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А., Кучма В.Р., Штих Е.А.) отмечают, что в последнее десятилетие уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился. По данным их и наших исследований, на первый курс вузов ежегодно поступают до 88% молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; почти 20% студентов различных высших учебных заведений имеют избыточный вес, около 50% - отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной систем и органов чувств. Количество студентов с отклонениями здоровья к старшим курсам возрастает от 19 до 24,5%. Не в состоянии сдать контрольные нормативы 50-60% студентов [4, 9, 10,13, 14, 16].

В связи с этим ряд ученых ведет поиск наиболее эффективных форм и методов формирования ЗОЖ студенческой молодежи путем совершенствования системы физического воспитания, предлагая различные способы ее модернизации, интенсификации, оптимизации [3, 4, 9]. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-Ф3 от 4.12.2007 г. образовательные учреждения имеют право самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определять формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, методы и продолжительность учебных занятий на основе государственных образовательных стандартов [19]. Однако существующее разнообразие вузовских учебных программ по физической культуре совершенно не делает акцент на воспитание у студентов приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. Учебные программы и планы не включают разделы обучения здоровой жизнедеятельности: оптимальной двигательной активности и тренировке иммунитета, рациональному питанию и психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации режима труда и отдыха. Кроме того, в современной системе физического воспитания в вузе в основном практикуется преподавание в режиме готового знания, то есть преподнесение знаний в готовом виде. При таком способе преподаватель физической культуры предлагает определенный набор заданий, выдает стандартную информацию для восприятия и воспроизведения; оценка двигательных умений и навыков зачастую осуществляется на основе нескольких показателей стандартных нормативов, в которых не учтены личные достижения студента, нет ссылок на возрастные характеристики, отсутствуют промежуточные баллы.

(tgfei)

В последнее время задача формирования навыков здорового образа жизни средствами физической культуры решается в рамках внедрения в учебный процесс инновационных оздоровительных технологий. Наряду с традиционно используемыми средствами - различными видами бега, ходьбы, плавания, игр - широко используются комплексы аэробных упражнений с «обратной связью» (саг&о^ер, АВТ, сошЬо^ер и др.), программы фитнеса и различные виды боевых искусств. Такая система обучения, безусловно, усиливает гуманитарную составляющую процесса физического образования, позволяет наиболее полно задействовать потенциал кафедры физического воспитания, соответствует потребностям и интересам студентов, повышает мотивацию к занятиям физическим воспитанием. Однако соблюдается ли принцип гармоничного формирования и реализации всего спектра способностей индивида? Одним из путей решения названной проблемы может быть поиск рациональных подходов в физическом воспитании с учетом интересов студентов и физиологических характеристик внедряемых оздоровительных программ.

Из многообразия педагогических стратегий мы выбрали стратегию ориентирования, предложенную доктором педагогических наук, профессором В.В. Игнатовой [7, 8]. Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенного результата. Опираясь на положения концепции, мы определили основную цель нашей работы: овладение личностью определенными способами здоровьеформирующей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ.

В качестве объекта исследования мы выбрали студентов первого курса Владимирского государственного университета. Согласно цели исследования поставили задачи: 1) выяснить интересы физкультурно-спортивной деятельности студентов и их отношение к спорту;

2) провести анализ состояния здоровья студентов вуза;

3) определить эффективность (роль) применения инновационных спортивно-оздоровительных технологий в формировании ЗОЖ студентов вуза. Методика исследования включала интервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно, теоретический анализ и обобщение, статистическую обработку данных.

Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство (80,7% студентов) занимались или занимаются спортом (85,7% юношей и 82,5% девушек); 90,7% респондентов положительно относятся к спорту (95,8% юношей и 92,6% девушек). Но, поступив в вуз, молодые люди обычно прекращают активно заниматься спортом. Причина, на их взгляд, уважительная - большая

занятость учебой. Многие студенты свою пассивность объясняют незнанием теоретико-практических основ формирования здорового образа и стиля жизни. Лишь 15,7% из общего числа студентов занимаются спортом «высших достижений» на международном, республиканском, областном и городском уровне. Причем результаты анкетного опроса свидетельствуют, что для поддержания и улучшения уровня своего здоровья студенты отдают предпочтение: физическим упражнениям в процессе учебных занятий (58,4%), клубным формам физической активности (39,3%) и самостоятельным занятиям дома (28,3%). По мнению 53,7% опрошенных респондентов, их интересы физического совершенствования и укрепления здоровья в вузе реализуются лишь частично, а 30,3% считают, что не реализуются вообще. Интерес и желание заниматься на занятиях по физическому воспитанию вызывают технологии фитнеса - 53,5%, 23,2% - аэробики, у 11,3% респондентов - занятия восточными единоборствами и боевыми искусствами, 5% респондентов отметили дартс, йогу и бадминтон, а 11% опрошенных положительно высказались о качестве занятий. Они удовлетворены в целом как формой обучения, так и ее содержанием. На вопрос: «Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?» - относительно полные ответы дали 4% юношей и 5% девушек из числа опрошенных. Составные части ЗОЖ далеко не полностью назвали 44% юношей и 57,8% девушек. По данным опроса, 28,2% юношей и 23,3% девушек курят; 14,7% юношей и 19,6% девушек переедают (в основном по праздникам и семейным торжествам); 17% юношей и 8,2% девушек недоедают. На вопрос: «Интересуетесь ли спортивной литературой?» - положительный ответ дали 34,3% опрошенных студентов.

Общий анализ состояния здоровья студентов ВлГУ показал, что на период 2006 года количество студентов специальных медицинских групп составило 10,2% от общего числа студентов-первокурсников, на период 2007 года - 10,8%, а на декабрь 2008 года - 11,3%. Оценка наполняемости групп по нозологии показала, что из общего числа заболеваний 26,8% составляют заболевания опорно-двигательного аппарата, по 15,2% - заболевания сердечно-сосудистой системы и органов зрения, 8,6% -заболевания нервной системы, 7,2% - заболевания выделительной системы, по 6,5% - заболевания эндокринной системы и пищеварительной, 3,6% - заболевания органов дыхания и 10,8% - прочие заболевания.

Используя методику анализа вариабельности сердечного ритма с помощью современного комплекса мониторирования «Варикард», мы выявили 1,7% студентов с серьезными нарушениями сердечного ритма, но не находящихся под контролем специалистов. Продолжая исследования состояния здоровья студентов, мы использовали метод донозологической диагностики, который включал комплекс методических, технических и организационных средств для оценки адаптационных возможностей организма, уровня здоровья.

Для анализа полученных данных мы обратились к принятой в донозологической диагностике классифи-

кации функциональных состояний организма, включающей четыре класса: норма, донозологические состояния, преморбидные состояния, срыв адаптации [1, 2]. Анализ полученных результатов выявил у 53,4% обследованных студентов удовлетворительную адаптацию, 40,6% студентов испытывали напряжение механизмов адаптации, у 5,3% студентов была отмечена неудовлетворительная адаптация и у 0,8% - срыв адаптации. Следует отметить, что мы обследовали здоровых и практически здоровых студентов, направленных по результатам медицинского осмотра для занятий по дисциплине «Физическая культура» в основную группу.

С целью определения показателей физического здоровья студентов было проведено тестирование. Данные, полученные в ходе тестирования физической подготовленности студентов, свидетельствуют, что в упражнении на выносливость (бег 3000 м) 17,7% юношей не получили оценку «удовлетворительно», оценку «отлично» получили только 14,6% студентов. Оценку «удовлетворительно» в упражнении подтягивание на перекладине не получили 37,7% юношей, а оценку «отлично» получили всего 12,6%. В скоростно-силовых качествах было выявлено следующее: в беге на 100 м оценку «отлично» получили 15,4%, оценки «хорошо» и «удовлетворительно» имели 64,6%. У девушек оценку «удовлетворительно» в беге на 2000 м не получили 13,4%. В беге на 100 м оценку «отлично» получили 12,3%, оценки «хорошо» и «удовлетворительно» - 54,4%. В силовом упражнении 19,8% девушек не получили оценку «удовлетворительно». В результате математического анализа результатов тестирования физической подготовленности студентов первого курса мы установили виды двигательных качеств, отличающиеся низким уровнем развития. Так, 37,7% юношей не справляются с нормами стандартной государственной программы на оценку «удовлетворительно» по силовому показателю и 33,3% девушек - по показателю скоростносиловой подготовки.

Решая задачу эффективности применения инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе вуза, мы сформировали несколько экспериментальных групп (ЭГ) студентов. В основе распределения студентов по группам учитывалось их желание заниматься тем или иным видом спорта и наличие специалистов и материальной базы вуза. Таким образом, студенты первого курса были распределены в группы: пауэрлифтинга, фитнеса, аэробики, йоги и борьбы на поясах и контрольные группы (КГ). Занятия были организованы два раза в неделю по 90 мин, студенты занимались в отведенное учебным планом университета время. В КГ занятия проводились по стандартной государственной программе по физическому воспитанию с прохождением базовых видов физкультурно-спортивной деятельности. Создавая условия формирования ЗОЖ студента в вузе в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», в ЭГ осуществлялась информационная ориентированность студента за счет активного использования вариативного компонента в теоретическом разделе программы. Мы

усилили образовательную направленность физической культуры с целью информирования студентов о ЗОЖ; использовали разнообразные формы и методы, способствующие приобщению студентов к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя. Учебный материал о ЗОЖ был представлен посредством взаимодействия педагога и студента и осуществлялся в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам здорового образа жизни. В теоретической части данного спецкурса даны определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение для здоровья занятий физической культурой, понимание их содержания и осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека. Были созданы электронные версии лекций, слайд-презентации, выпущены учебно-методические пособия.

С целью изучения эффективности применения инновационных оздоровительных технологий в учебном процессе вуза в конце учебного года путем анкетирования были опрошены студенты ЭГ (п = 90) и КГ (п = 90). Сравнительный анализ результатов опроса показал, что самостоятельно заниматься физическими упражнениями в свободное время стали 80% студентов ЭГ против 7% студентов КГ. В ответах на вопрос анкеты: «Какие физические упражнения вы хотели бы выполнять на занятиях по физическому воспитанию?» - 90% респондентов ЭГ ответили, что их устраивает выбранная форма занятий; однако среди студентов КГ 70% ответили, что им хотелось бы заниматься на занятиях по физической культуре другим видом спорта. Наиболее популярными видами были названы аэробика и фитнес у девушек -80% и борьба на поясах и фитнес у юношей - 70%. Это объясняется расширением знаний об относительно новой системе занятий физическими упражнениями вследствие общения со своими однокурсниками, которые занимались в ЭК. Анализ ответов на вопрос: «Насколько вам интересно посещать занятия по физической культуре в вузе?» показал, что 90% студентов ЭГ отметили высокую заинтересованность в посещении учебных занятий по физическому воспитанию и только 10% - среднюю. Среди респондентов КГ 20% отметили низкий уровень заинтересованности в посещении занятий по физическому воспитанию. На вопрос: «Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека?» - подавляющее большинство (80%) опрошенных респондентов ЭГ выделили в качестве фактора, оказывающего наибольшее влияние на здоровье человека, «образ жизни». Среди опрошенных студентов КГ более половины (60%) осознают, что их здоровье во многом зависит от них самих, однако большая часть сможет изменить отношение к собственному здоровью только в случае болезни или при появлении первых признаков болезни. Полученные результаты свидетельствуют, что использование теоретического курса усиливает образовательную направленность физической культуры, информирует студентов о ЗОЖ, формирует убежденность в необходимости

(ШШІ)

посещения занятий по физической культуре, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Использование разнообразных форм и методов активности на занятиях по физической культуре способствует приобщению студента к ЗОЖ, формирует их заинтересованность в двигательной активности.

Выводы

1. Исследование некоторых составляющих ЗОЖ показало, что динамика отношений к нему неуклонно идет вниз. Во-первых, у большинства первокурсников отсутствует положительный опыт занятий физической культурой. Во-вторых, очень низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. В-третьих, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании. В-четвертых, отсутствует чувство личной ответственности за недостаточный багаж двигательных умений и навыков, низкие физические кондиции.

2. Математический анализ состояния здоровья первокурсников показал, что процент студентов, посещающих

по состоянию здоровья специальную медицинскую группу, растет из года в год. На первом месте заболевания, связанные с низкой двигательной активностью, -сердечно-сосудистые. Выделен ряд студентов, не интересующихся своим здоровьем и не знающих о существующих проблемах.

3. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям на кафедре физической культуры разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура». Готовится более совершенная учебная программа для специальной медицинской группы, где будут проводиться индивидуальные занятия с учетом заболеваний и состояния здоровья студентов.

4. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни. Эти мероприятия позволили повысить мотивацию к занятиям физической культурой.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 204 с.

2. Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2004. - 136 с.

3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

4. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 5. - С. 91-92.

5. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учеб. пособие /

В.М. Выдрин. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -2001. - 75 с.

6. Гусева НА. Шилько В.Г. Оптимизация двигательной активности студентов на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10. - С. 26-28.

7. Игнатова В.В., Нургалеев В.С. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: научно-информационное издание. Вып. 1. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - С. 112-122.

8. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 1. - С. 105-113.

9. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Ка-зин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова - М.: Гум. изд. центр Владос, 2000. - 192 с.

10. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 6. - С. 10-15.

11. Лубышева Л.И. Конкретно-социологические исследования стиля жизни как часть общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи / Л.И. Лубышева // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. -Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. - С. 64 - 68.

12. Мускаев М.Б., Зиннатнуров А.З. Методика комбинированных занятий в процессе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 8. - С. 20-21.

13. Полынская Е.А. Информационный бюллетень «Результатов развития и двигательной подготовленности детей, подростков, молодежи и взрослого населения отдельных городов и районов Липецкой области». Вып. 1. - Липецк, 2006. - 130 с.

14. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков / В.Р. Кучма (и др.) // Здоровье населения и среда обитания. - 2003. - № 9 (126). -

С. 3-8.

15. Трутнева Е.А. Медико-биологическая оценка морфофункционального и психологического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Рязань, 1999. - 18 с.

16. Штих Е.А. Особенности формирования оценки физического здоровья студенток // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 63-65.

17. Шинкаренко О.В., Логунов В.И. Основные направления формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями у студентов

технического вуза // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 34.

18. Железняк Ю.Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 46-48.

19. Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. - 2007. - № 12. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.