Научная статья на тему 'Инновационные основы кластеризации региональной экономики'

Инновационные основы кластеризации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесовский Б. Ф., Салтыков М. А.

Анализируются проблемы и перспективы развития кластерного управления экономикой в России. Рассмотрены возможности исполь-зования кластерного подхода как основы стимулирования инноваци-онной деятельности при разработке программ регионального раз-вития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лесовский Б. Ф., Салтыков М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные основы кластеризации региональной экономики»

УДК 338

Б.Ф. Лесовский, М.А. Салтыков, Дальрыбвтуз, Владивосток ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Анализируются проблемы и перспективы развития кластерного управления экономикой в России. Рассмотрены возможности использования кластерного подхода как основы стимулирования инновационной деятельности при разработке программ регионального развития.

Глобальный финансово-экономический кризис обострил назревавшие проблемы конкурентоспособности предприятий, в частности, обусловленные сырьевой специализацией страны. И в настоящее время инструменты, обеспечивающие переход к инновационному развитию экономики России, получили наибольшую актуальность. На этом фоне заслуживает внимания кластерная теория управления экономикой.

Как показывает опыт зарубежных стран, применение кластерной концепции, кроме прямого эффекта в виде повышения конкурентоспособности отраслей экономики, позволяет увеличить капитализацию территории, получить мультипликативный эффект в виде прироста квалификации трудовых ресурсов, увеличения доли инновационной составляющей в региональном бизнесе и повысить концентрацию экономически активного населения за счет прироста рабочих мест и повышения социального уровня территории.

Широкому кругу общественности термин «кластеризация» стал известен после публикаций ряда работ профессора М. Портера, основным научным направлением деятельности которого, являются исследования территориальной организации производительных сил и их связь с понятием конкурентоспособность. Согласно результатам исследований М. Портера, локальные кластеры, состоящие из малых и средних предприятий, вносят основной вклад в создание рабочих мест -до 2/3 от общего числа новых рабочих мест, организуемых в странах с развитой рыночной экономикой. В то же время территориальные, отраслевые кластеры являются «драйвером» роста благосостояния региона, развития новых технологий и инноваций.

Социально-экономический эффект от развития кластеров проявляется в следующих направлениях:

- повышение производительности, конкурентоспособности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более производительны, чем компании в менее развитых кластерах;

- повышение инновационного потенциала региональной экономики. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потенциалом, что может быть измерено, например, по количеству патентов;

- стимулирование создания новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых и средних компаний;

- повышение конкурентоспособности и экономическое развития регионов. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе.

В настоящее время одной из наиболее ценностных характеристик концепции кластеризации является акцент на стимулирование инновационного развития. Поскольку в широком смысле под инновациями принято понимать способ улучшения эффективности и конкурентоспособности бизнеса, то при формировании «кластера» -сообщества фирм, тесно связанных различных отраслей, принципиальное значение имеет способность использовать внутренние ресурсы. По мнению М. Портера и других ученых, инновационная экономика является наиболее конкурентоспособной среди других типов экономик, что сегодня не нуждается в дополнительных доказательствах. Всего он выделяет три типа экономики. Первая экономика - это экономика, основанная на развитии факторов производства, вторая - экономика, основанная на инвестициях и третий тип, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности, это экономика, основанная на инновациях. Экономика, основанная на кластерах, - это инновационная экономика, повышающая конкурентоспособность страны и ее регионов, реализующих кластерную политику. По своему содержанию кластерное управление существенно отличается от широко распространенного отраслевого, которое препятствует развитию процессов конкуренции [1].

По данным рейтинга международной конкурентоспособности, рассчитываемого на основе ряда макроэкономических показателей, таких как: эффективность рынка труда, макроэкономическая

стабильность, высшее образование, инновации, инфраструктура, здравоохранение и начальное образование, общественные институты, уровень развития финансового рынка и бизнеса и ряда других показателей, российская экономика находится на 51 месте из 134 экономик. В настоящее время такие страны, как США, Швейцария, Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, Германия, Нидерланды, Япония и Канада, получившие высокую оценку по рейтингу международной конкурентоспособности за 2008-2009 гг. основывают развитие экономики на принципах стимулирования кластерного развития. Так, например, США преимущественно сильны в информационных технологиях, в стране функционирует порядка 380 ведущих кластеров, в которых производится 61 % ВВП и сосредоточено 57 % трудового потенциала страны; в Дании, где развиты пищевая

промышленность, медицина, биотехнологии и мебельная промышленность, в кластерах участвуют около 40 % всех фирм страны, в них сосредоточено 60 % экспорта.

В мировой практике процесс перехода к стимулированию отраслевых кластеров приобрел импульс формирования во второй половине ХХ в. и получил наибольшее развития после 90-х гг. прошлого столетия, что было связанно со сложившимися на тот период определенными условиями:

- во-первых, это было вызвано наличием фактов динамичного развития отдельных регионов и их кластеров, таких как «силиконовая долина» в США или кластеров обувной промышленности в Италии, что демонстрировало снижающуюся эффективность традиционной индустриальной экономической политики;

- во-вторых, быстрому распространению кластерной концепции способствовала назревшая потребность в переходе к новой экономической политике и начинающая доминировать система организации «гибкого» производства, над преобладавшей до этого периода концепцией «массового конвейерного производства» вследствие:

а) повышения качества спроса в развитых странах, переходивших с индустриальной на постиндустриальную стадию развития;

б) значительного роста цен на энергоносители во время энергетических кризисов 1973-1975 гг. и 1979-1982 гг., что сделало прежнюю систему производства во многих отраслях промышленности развитых стран убыточной и неконкурентоспособной;

в) ввиду ужесточения экологических стандартов производств для снижения загрязнения окружающей среды;

- в-третьих, наличие динамично развивающейся теоретической базы основанной на исследованиях А. Смита, А. Маршалла, Э. Дахмена, М. Портера, М. Энрайта и других авторов, работавших в сфере исследований локализации производства и конкурентоспособности, способствовало внедрению идей о кластерной организации производства в практику государственного управления.

В российской экономике положительный опыт развитых государств стал стимулом к исследовательским проектам и практическим попыткам реализации инструментов кластерного управления в конце 90-х гг. Реализуемая в настоящее время, разработанная Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации

«Концепция социально-экономического развития Российской

Федерации до 2020 г.», в качестве приоритета ставит весьма амбициозные задачи: - Россия должна стать «ведущей мировой державой», войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, перейти на модель инновационного развития.

В качестве одного из инструментов достижения поставленных целей предусматривается выявление и стимулирование формирующихся кластеров, в рамках которых образуются устойчивые

связи между участниками инновационной системы, для чего планируется:

- создание и развитие особых экономических зон промышленнопроизводственного типа;

- формирование территориально-производственных кластеров, т.е. создание условий для развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств на данной территории;

- координация программ развития системообразующих компаний и отраслей как в рамках долгосрочных инвестиционных программ, так и в рамках реализации отдельных кластеров;

- расширенное использование инструментов и опыта развития (прежде всего, принципов частногосударственного партнерства), обеспечивающих создание необходимой инфраструктурной основы кластеров (строительство транспортной, сетевой, водохозяйственной и иных инфраструктур).

В настоящее время наиболее активными российскими регионами осуществляется переход от стадии многочисленных обсуждений перспектив кластерного управления к стадии практического воплощения проектов. При этом независимо от разрабатываемой концепции, сформировалась тенденция к внедрению инструментов кластеризации в практику разработки региональных стратегий территориального развития. Например, «Концепция долгосрочного развития Санкт-Петербурга» основывается на развитии территориально-отраслевых кластеров. В Петербурге с 2000 г. выполняется совместный российско-финский проект «Долгосрочная стратегия развития экономики Санкт-Петербурга». Теоретической базой исследования здесь является модель «ромба» М. Портера. На ее основе был проведен анализ в отраслях городской экономики, выявлены их взаимосвязи, определены конкуренты. При этом учитывались такие факторы, как существующая структура неплатежей, дебиторская и кредиторская задолженности, износ основных фондов, наличие трудовых ресурсов, возможность привлечения инвестиций и т.д. В итоге была создана модель основных городских кластеров. Сегодня в Санкт-Петербурге их насчитывается девять: энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение, металлургия. На основе, проведенного по электронным информационным источникам, анализа, в качестве потенциальных кластеров можно привести следующие примеры развитых региональных отраслевых комплексов:

- лесопромышленный кластер в Архангельской области. Сегодня это порядка 200 предприятий. Совокупный объем производства оценивается в 30 млрд руб.;

- машиностроительный кластер в Пермской области. Объем производства этой отрасли по оценкам экспертов составил почти 34 млрд руб. В регионе производятся авиадвигатели, нефте- и горнодобывающее оборудование, электродвигатели, электро- и прочее оборудование. В частности, с июня 2002 г. в Пермской области реализуется некоммерческий проект «Активация пилотного кластера в Пермской области», совместно с консалтинговой компанией «Бауман Инновейшн» («Bauman Innovation»), МГТУ им. Баумана (проект «Обзор конкурентоспособности российских регионов») и консалтинговой компанией «Экономик компетитивнесс групп» («Economic Competitiveness Group)» при финансовой поддержке USAID и фонда IREX;

- авиакосмические объединения предприятий в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационные группировки предприятий в Москве,

- комплекс автомобильных предприятий в Приволжском федеральном округе, где в настоящее время производится более 90 % отечественных автомобилей. В рамках кластера этого региона действует несколько университетов, колледжей, научных институтов, консалтинговых компаний, занимающихся проблемами автопарома. Высокая концентрация автомобильных компаний и связанных с ними организаций создает благоприятную среду для развития конкурентных преимуществ.

Положительным примером адаптации методологии кластерного управления в России является «Программа стратегического развития муниципальных образований Тюменской области». При методической поддержке стратегической группы International EMBA Stockholm School of Economics определены реальные точки роста городской экономики на ближайшие 5 лет и результаты сформулированы в виде пакета инвестиционных программ. При этом промышленная политика территории формируется на основе промышленных и сервисных кластеров.

Интересным примером кластерной организации группы высокотехнологических отраслей производства считается г. Сосновый

Бор (Ленинградская обл.). В настоящее время научно-

производственный комплекс города представлен 29 предприятиями и организациями: Ленинградской атомной электростанцией им. В.И.

Ленина; 8 государственными научными организациями, в числе которых Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова (НИТИ), Федеральный научно-производственный центр Научноисследовательский институт комплексных испытаний оптико-

электронных приборов и систем (ФНПЦ НИИКИ ОЭП); 16 малыми предприятиями научно-технической сферы, Ленинградским специализированным комбинатом «Радон» и другими организациями.

На постсоветском пространстве также существуют попытки адаптировать методологию и международный опыт применения кластерного подхода в реальную экономику. Так, с учетом успешного мирового опыта, в 2004 г. был инициирован проект «Казахстанская Кластерная Инициатива». Основной целью проекта является диверсификация экономики страны путем повышения конкурентоспособности не добывающих отраслей экономики и, как следствие - страны в целом. До конца 2004 г. Центр маркетинговоаналитических исследований совместно с американской компанией J.E. Austin Associates, генеральным подрядчиком по проекту, проводил анализ состояния отраслей казахстанской экономики. Он стал основой при определении Правительством состава пилотных кластеров, разработке планов их развития и последующего утверждения Постановлением Правительства РК № 633 от 25.06.2005 г. В процессе анализа были определены 7 пилотных отраслей для развития кластеров, практическая реализация которых предусматривалась на третьей фазе проекта.

Проведенные исследования выявили также, что сформировалась тенденция создания новых и трансформации бывших академических городков СССР в инновационные кластеры. На начальном этапе кластеризации в России был создан первый технопарк в 1990 г. в Томске Государственным комитетом по образованию СССР, Областной администрацией, вузами и рядом крупных промышленных предприятий, как ассоциация со 100%-й государственной собственностью. В 1995 г. технопарк был преобразован в ОАО ТМДЦ «Технопарк» и его учредителями стали 3 администрации, 3 университета, 4 НИИ при университетах, Томский научный центр РАН, 14 предприятий и 1 банк. ОАО ТМДЦ «Технопарк» создавался как межведомственный центр интеграции науки, производства, образования и предпринимательства. В 1990 г. также была образованна ассоциация «Технопарк», которая содействовала образованию новых технопарков (было создано: в 1991 г. - 8 технопарков, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43). Пик создания технопарков пришелся на 1995-1998 гг., когда в соответствии с указом Президента РФ были сформированы 100 новых технопарков; однако в дальнейшем многие из них не смогли реализоваться, и прекратили существование, остались наиболее устойчивые и имевшие поддержку местных властей.

Таким образом, постепенно кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, в настоящее время применяется также как основа стимулирования инновационной деятельности и при разработке программ регионального развития.

Однако темп и результативность проводимых мероприятий остаются не высокими. Можно выделить ряд проблем, препятствующих интенсивному внедрению кластерного подхода в управленческую практику российских регионов:

во-первых, это проблемы стратегического планирования социально-экономического развития регионов России. Данная проблема заключается в том, что практика стратегического планирования в рыночных условиях все еще является достаточно новым явлением для региональных администраций. Так, в соответствии с действующим законодательством, ни Федерация, ни регионы могут вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования;

во-вторых, это проблемы специфики управления в Российской Федерации и особенностей построения экономики. Таковыми, на наш взгляд, являются:

а) директивное управление сверху, которое лишает возможности на местах реализовать индивидуальный подход;

б) недооценка региональной специфики со стороны федеральной власти;

в) отсутствие региональных программ долгосрочного развития с ориентировкой на малый и средний бизнес;

г) преобладание отраслевого подхода в региональных экономиках;

д) ориентация на быстрый выигрыш от управленческих мер (например, использование налогового и таможенного рычагов);

е) одна из особенностей российской территории является ее разобщенность, что препятствует концентрации производств и бизнеса;

в-третьих, проблемы теоретико-методического характера. Сама концепция кластера достаточно нова и трудна для восприятия, что на практике выражается в подмене понятий либо использовании термина как модного бренда, не имеющего под собой практической основы;

в-четвертых, проблемы коммуникационного характера. В России все еще остается низким уровень коммуникаций между

заинтересованными в развитии местных экономик участниками: властью, бизнесом и обществом. Если использовать терминологию кластерного подхода, то можно сказать, что в России низкий уровень развития «социального капитала» (от - английского «social capital»), что означает связи между людьми и зависящие от них нормы доверия и поведения, которые создают социальное взаимодействие;

в-пятых, проблемы информационной открытости. Отсутствие развитой культуры информационной открытости приводит к недобросовестной конкуренции и недоверию между потенциальными участниками кластера. Сформированная за последние годы система ценностей препятствует власти и бизнесу говорить на одном языке, что приводит к взаимному отсутствию у власти и бизнеса общих ценностей и представлений о перспективном развитии региональных экономик;

в-шестых, проблемы управленческого характера. Одна из основных сложностей развития инноваций в российской экономике заключается в том, что руководство и персонал большинства компаний не готовы применять новые подходы деятельности для совершенствования предприятия. Внутренняя среда организаций и

предприятий, а именно фундаментальная группа уровней (ментальные, культурные, когнитивные и институциональные особенности), которая определяет функциональную деятельность, не соответствует условиям, в которых они работают, и набору инструментов, необходимых для успешного развития в современных условиях.

Вместе с тем, сегодня сложилось устойчивое мнение, что концепция кластерного развития остается одним из перспективных направлений развития, в рамках которого может решаться значительная часть вопросов Российской экономики, таких, как проблемы, связанные с развитием конкурентного рынка, с организацией взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, а также активным интеллектуальным сообществом, стимулирования развития и повышения инновационного потенциала и, в первую очередь, малого и среднего бизнеса.

По нашему мнению, в Приморском крае также есть все предпосылки для кластеризации экономики. По-видимому, наиболее перспективными для развития кластеров в регионе могут быть отрасли связанные с морской сферой, такие как рыбное хозяйство, морской транспорт и логистика. Эти сегменты экономики Приморского края наиболее развиты, их продукция и услуги востребованы на внешнем и внутреннем рынках. За период индустриального освоения Дальневосточного региона здесь была создана мощная производственная база, в состав, которой входит портовая инфраструктура, морской транспорт, судоремонт, морское машиностроение, рыбохозяйственный комплекс, включающий рыбоперерабатывающие заводы, флот, научные и учебные организации.

Из всего сказанного следует, что в структуре морехозяйственного комплекса можно выделить два основных кластера: транспортнологистический и рыбохозяйственный (таблица).

Характеристика перспективных кластеров Приморского края

№ Название кластера Характеристика

Показатели Комментарий

1 Транспортно- логистический кластер Доля предприятий транспортной отрасли в ВРП Приморского края составляет 20 %; по количеству занятых 2 место по числу занятых среди отраслей промышленности; 29,6 % от основных фондов Приморского края Существуют признаки относительно устойчивой, но неполной структуры кластера

2 Рыбохозяйстве Доля Приморского края в рыбной Есть признаки

нныи отрасли России в общих объемах структуризации

товарной продукции составляет около кластера, однако

20 %, в экспорте рыбной продукции по развитие

стоимости порядка 20 %, по вылову происходит

около 20 %, выпуску продукции - 21,5 % низкими темпами

пищевой рыбной продукции и 37,6 %

рыбной муки от общероссийских

показателей

Доля морехозяйственного комплекса в валовом региональном продукте (ВРП) Приморского края составляет более 50 %. Это определяет его приоритетную роль в экономике Приморья. Концентрация в Приморском крае объектов инфраструктурного обслуживания морского транспорта и рыбного хозяйства обеспечивает более высокий уровень их эффективности (на 30-60 %) по сравнению с другими территориями российского Дальнего Востока. Сформированный в период плановой экономики морехозяйственный комплекс по своей структуре является многоотраслевым комплексом, включающим множество смежных и связанных видов деятельности. На рис. 1. представлена общая схема морехозяйственного комплекса Приморского края.

Традиционная

морехозяиственная отрасль

I

Рыбохозяйственный

МорскоИ флот Судостроение Судоремонт Морское образование Морские порты Приборостроение

Порты

Флот

Прибрежная

рыбоперерабатывающая база

Марикультура

Морские специалисты

Рис. 1. Структура морехозяйственного комплекса Приморского края

Основными сферами этого сектора экономики являются традиционная морская отрасль и рыбохозяйственный комплекс. Перспективы его кластеризации обусловливаются:

во-первых, выгодным геоэкономическим положением, выходом в мировой океан, близостью к основным транспортным артериям и биологическим ресурсам мирового океана;

во-вторых, тем, что за период индустриального освоения территории Приморского края была создана мощная производственная база, в состав, которой входит, портовая инфраструктура, морской транспорт, судоремонт; морское машиностроение; рыбохозяйственный комплекс, включающий рыбоперерабатывающие производства, флот, научные и учебные организации. Такой производственный комплекс является хорошей стартовой площадкой для развития малых и средних предприятий кластера;

в-третьих, продукция и услуги морехозяйственного комплекса востребованы на внутреннем и внешнем рынках;

в-четвертых, в рыбохозяйственном комплексе работает много малых и средних компаний.

В настоящее время существует немало примеров эффективных кластерных проектов в экономически развитых странах США, Финляндии, Канады, Японии, Дании, Австрии и других, которые могут быть интерпретированы в российскую практику. Мы считаем наиболее убедительным опыт деятельности специализированных инновационных агентств регионального развития осуществляющих общую координацию и руководство формированием кластеров и выступающих катализаторами процессов кластеризации территории. На рис. 2. представлена общепринятая концепция регионального агентства во взаимодействии с участниками среды кластера.

Результат совместных решений и действий

Стратегические планы, мониторинг регионального развития, договоры, регламенты, трансфер технологий, девелоперские

пппркты

Рис. 2. Концепция инновационного агентства регионального развития

Как видно из рис. 2, с каждым из участников происходит коммуникация по специфическим проблемам. Основными функциями этой структуры являются:

- создание, поддержание и развитие сети контактов, связи между участниками кластеров и получателями их продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка кластерных стратегий, программ и координация их реализации;

- оказание помощи в определении потенциальных стратегических возможностей кластера и анализ того, как они могут быть использованы наилучшим образом;

- мониторинг эффективности кластерных проектов;

- совершенствование инфраструктуры;

- содействие трансферу инноваций;

- разработка институциональных или сетевых механизмов построения сотрудничества между ключевыми участниками кластера;

- повышение качества обмена информацией между исследовательскими организациями и компаниями, а также содействие в коммерциализации разработок;

- поиск и определение перспективных направлений деятельности;

- интеграция стратегии развития кластера в региональную стратегию;

- взаимодействие с административными структурами;

- привлечение новых специалистов и экспертов в кластер;

- инвестиционная политика;

- просветительская работа и PR;

- повышение качества обмена информацией между исследовательскими организациями и компаниями, а также содействие в коммерциализации разработок.

Среди ученых, занимающихся этой проблемой, существует мнение, что одним из наиболее показательных является опыт создания инновационных кластеров в США штате Канзас агентством «Kansas Technology Enterprise Corporation» (KTEC), деятельность которого посвящена стимулированию и развитию инновационных отраслей экономики и взаимодействию с научными и учебными учреждениями, коммерциализации технологий и инноваций, созданию новых рабочих мест [7].

Другой пример, который может быть полезен, - опыт Канады. По географическим характеристикам и природным ресурсам Канада имеет наиболее близкое сходство с Дальним Востоком России. Кроме того, наличие развитой структуры промышленности, ее высокая инновационная составляющая, а также успешные примеры создания высокотехнологичных кластеров заставляют в данном исследовании обратить внимание именно на канадский опыт кластерного развития. Национальный Исследовательский Совет Канады - ведущее федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию состоит из более чем 20 институтов и национальных программ, охватывающих широкий спектр дисциплин и предлагающих ряд услуг по всей территории Канады для помощи в стимулировании инновационной деятельности на местном уровне или в других странах.

В заключение хотелось бы отметить, что интерпретация международного опыта инновационных агентств регионального развития является одним из перспективных инструментов инновационного развития России, поскольку в рамках его реализации может быть решена значительная часть проблем, препятствующих кластеризации российской экономики. В соответствии с принятой Правительством РФ экономической политикой, для большинства регионов актуальным вопросом в настоящее время является выбор научно обоснованного подхода к организации деятельности

территориально-производственных комплексов и системы взаимодействия его элементов. В этом направлении в качестве методической основы решения практических проблем на уровне региона представляется перспективным использование теории кластерного управления, так как существенным элементом повышения эффективности функционирования современных экономических систем является организационный фактор, связанный с проектным объединением производителей, при котором на рынке конкурирует не отдельное предприятие, а, например, научно-образовательный производственный комплекс, получивший в международной практике название «кластер», основное содержание которого заключается в инновационной ориентированности региональной экономики.

Библиографический список

1. Porter’s Cluster Strategy Versus Industrial Targeting // Douglas Woodward Professor of Economics Director, Division of Research University of South Carolina July 1, 2005.

2. Петербург формирует кластерную политику, http: //www. cedipt.spb.ru/www/s ite .nsf/we b/n ews

3. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2004. 337 с.

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации, //Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по Делам Севера и малочисленных народов. М., 2008.

5. Michael E, Porter, Klaus Schwab. The Global Competitiveness Report 2008-2009 // Geneva Switzerland 2008.

6. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации Деловая Россия «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов».

7. Малые предприятия в системе кластеров за рубежом // электронный ресурс: http://www.technet.ru/print.phpid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.