Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2011 год № 3/4 (8/9)
УДК 378:001ю76] (571.63) 13.00.00
А.А. Фаткулин, В.Н. Макишин, В.В. Макаров
Фаткулин Анвир Амрулович - д.т.н., проф., проректор по науке и инновациям (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток) Макишин Валерий Николаевич - д.т.н., доцент, зав. кафедрой горного дела и комплексного освоения георесурсов (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).
Макаров Владимир Владимирович - д.т.н., профессор, руководитель образовательной программы «Шахтное и подземное строительство» (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток) E-mail: vlmvv@ mail.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДВФУ
Рассмотрены основные направления совершенствования научно -образовательной деятельности в рамках концепции современного университета. Показана роль новых организационных форм подготовки специалистов в инновационных структурах. Изложены результаты деятельности студенческих конструкторских бюро и эффективность новых инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: инновации в образовании, развитие ДВФУ, образовательные технологии.
Важнейшей характеристикой современного выпускника высшей школы становится его способность к оперативному принятию решений, основанных на гносеологическом понимании ситуации и действительности в целом. Способность к такому пониманию формируется исключительно при условии, что все существенные параметры образовательного процесса носят творческий характер и направлены на развитие способностей выпускника вуза к преобразующей деятельности.
Необходимым условием для создания творческой образовательной среды является включение во все ее элементы научно-исследовательской составляющей. Практика высшего профессионального образования свидетельствует, что все ведущие вузы формируют такую среду за счет активного вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу как в процессе учебной деятельности, так и вне ее. Развитая система научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является отличительной чертой ведущих отечественных и зарубежных образовательных учреждений.
Научно-исследовательская деятельность как вид профессиональной деятельности включена практически во все государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) в области техники и технологии. Этот вид деятельности предусмотрен в программах подготовки как дипломированных специалистов и магистров, так и бакалавров.
Успешность профессиональной научно-исследовательской деятельности выпускника определяется его готовностью к анализу и постановке задач исследований в своей области, построению математических моделей объектов исследований, а также выбору оптимальных методов и разработке программ исследований, разработке новых и нестандартных алгоритмов решения профессиональных задач, подготовке экспериментальных исследований и составлению их описания, подготовке и представлению отчетов по НИР, другим составляющим творческого научно-исследовательского труда [2-4 и др.].
Формирование знаний, представлений, умений и навыков современных специалистов с ВПО в области научно-исследовательской деятельности как профессиональной деятельности выпускников становится сегодня государственной задачей. На ее решение в последние годы направлены усилия правительства РФ, органов управления образованием (Минобразования РФ, например), образовательных учреждений и научных подразделений, в том числе в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы» [8]. Одной из основных задач Программы является обеспечение совместного участия представителей организаций науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров и проведении научных исследований. Важнейшей задачей является привлечение талантливой молодежи в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности.
В условиях рыночной экономики инновационная составляющая является одним из главных факторов социально-экономического прогресса общества, его устойчивого развития [6]. Сегодня активно происходит накопление опыта развития отраслей российской промышленности на основе программ, связывающих науку с социально-экономической сферой. Главным шагом на этом пути должно стать создание высокодоходных наукоемких производств.
Очевидно, что формирование инновационных структур и эффективность их деятельности решающим образом зависит от уровня и содержания подготовки специалистов нового поколения, ориентированных на комплексное решение задач инновационного развития, творчески мыслящих, конкурентоспособных, адаптированных к рыночной экономике. В этих условиях роль научно-исследовательской работы студентов, научно-технического творчества молодежи (НТТМ) многократно возрастает, так как именно эта деятельность формирует новые профессиональные качества выпускника вуза.
На новый уровень и НИРС и НТТМ поднимает решение коллегии Минобразования России № 9/1 от 10.06.2003 «О состоянии и развитии научно-
исследовательской работы студентов высших учебных заведений» [8]. Подчер-
3
кивается, что научно-исследовательская работа студентов и научно-техническое творчество молодежи «являются неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования и оказывают существенное влияние на повышение его качества». Важнейшей целью (и результатом) участия студентов в НИРС и НТТМ является повышение уровня адаптации молодежи в обществе и на рынке труда. В связи с этим актуальной задачей системы образования является создание «адекватной современным условиям системы научного и технического творчества молодежи» [7].
В решении коллегии отмечается, что многим российским вузам «в основном удалось сохранить накопленный ранее опыт организации НИРС, а также создать новые механизмы управления научно-исследовательской деятельностью студентов». Вместе с тем указывается на то, что «научно-исследовательская деятельность проводится бессистемно, развивается ценой усилий отдельных ученых-энтузиастов». Отсутствуют механизмы пробуждения у студентов интереса к научным исследованиям, нет системного подхода к организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы как тесно связанных процессов. Требуют решения «концептуальные вопросы разработки и использования новых организационных форм, экономических методов управления, практики осуществления научно-исследовательской работы студентов в вузах, в процессе которой они приобретают навыки выполнения и реализации результатов научных работ». Актуально совершенствование нормативно-правовой базы НИРС. «Требуют решения и вопросы повышения значимости научно-исследовательской работы студентов в государственных образовательных стандартах» [7].
Очевидно, что вопросы развития системы НИРС в вузах, органического сочетания научно-исследовательской и учебной деятельности студентов, перехода на новый качественный и содержательный уровень организации НИРС и совершенствование ее нормативного обеспечения являются одними из первостепенных в развитии высшего профессионального образования. Особенно это
касается сферы подготовки кадров для наукоемких и высокотехнологичных от-
4
раслей промышленности, являющихся основой развития отечественной экономики и оборонного комплекса России.
Роль и место НИРС в Государственных образовательных стандартах
высшего профессионального образования
При анализе ГОС ВПО будем исходить из того, что он:
1) является нормативно-правовым документом, устанавливающим образовательный минимум основной образовательной программы, посредством совокупности требований;
2) интерпретируется как «верхняя» норма, а основная образовательная программа - как норма подчиненная [1];
3) выступает как модель целостного образовательного процесса, включающего воспитательные, обучающие и развивающие компоненты;
4) задает посредством требований наиболее существенные параметры образовательной программы, включая характер и объем содержания, сроки освоения и условия реализации, итоговую аттестацию, требования к уровню подготовки выпускников;
5) НИРС выступает как один из существенных параметров образовательной программы, обеспечивающей формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, важных для научно-исследовательской деятельности в контексте решения инновационных задач.
Критериальные установки, принятые при анализе ГОС с целью определения научно-исследовательской составляющей V включенности научно-исследовательской работы студентов в ГОС таковы:
•информационная составляющая наличия требований и установок, направленных на формирование и развитие знаний, умений и навыков в научно-исследовательской деятельности;
•качественные и количественные параметры образовательной среды, установленные требованиями ГОС в части реализации научно-исследовательской
5
подготовки выпускников;
•характеристики «степени системности» [1] как меры «охвата существенных параметров» НИРС, характеризующих условия учебно-научного процесса и определяемых требованиями ГОС;
•преемственность и соответствие требований к НИРС как составной части ГОС в «нарастающем порядке» от «входа» I в образовательную программу до «выхода» из нее с соответствующими результатами:
•оценка требований к НИРС, включенных в государственные образовательные стандарты второго поколения, к формированию профессиональных (включая общенаучные) и личностных компетенций в контексте проектов ГОС
третьего поколения.
Рис. 9. Увеличение числа докладов студентов на научных конференциях 2000 - 2004 гг. по федеральным округам
Рис. 10. Увеличение числа экспонатов, представленных на выставки с участием студентов в период с 2000 по 2004 гг., по федеральным округам
Рис. 10. Увеличение числа экспонатов, представленных на выставки с участием студентов в 2000 - 2004 гг. по федеральным округам
Удельный вес студентов, участвующих в оплачиваемых НИР, достигал 6,3%, а в 2003 г. — всего 1,2%, т.е. уменьшился более чем в 4,5 раза, что отражает общую тенденцию снижения числа студентов, привлекаемых к научному творчеству. Эта тенденция свидетельствует о необходимости разработки мер по активизации привлечения студентов к научным исследованиям на условиях оплаты и без нее. По данным [5] число студентов, принимающих участие во всех формах НИРС, включенных в учебные планы, составляет в среднем по вузам 40 - 56%, а число участвующих в формах НИРС, выполняемых вне таких планов, всего около 15% по всем вузам Минобразования России, следовательно, включение НИРС в учебные планы является наиболее эффективным способом активизации НИРС в вузах , следовательно, и повышения качества образования.
Опыт НИРС в Инженерной школе ДВФУ
Развитие системы НИРС в Инженерной школе ДВФУ (до 2011 г. ДВГТУ) является одной из отличительных особенностей этого вуза на протяжении всего
срока его существования. За это время накоплен большой опыт, апробированы различные формы работы со студентами в области научного творчества.
В настоящий момент ДВФУ реализует модель развития вуза, в которой инновационная составляющая является одной из главных, и она интегрирована в образовательный и научный блоки. Вуз готовит специалистов технических специальностей по самому большому в Дальневосточном федеральном округе перечню. Параллельно в ДВФУ ведутся научно-технические работы практически по всем приоритетным направлениям развития науки и техники, принятым в Российской Федерации. Научные работы вуза охватывают также значительную часть перечня критических технологий, утвержденного Президентом России. Все это создает предпосылки для инноваций, эффективной интеграции науки в образование или наоборот - образования в науку, ведь одним из приоритетов ДВФУ является НИРС.
Требования к обязательному минимуму научно-исследовательской работы включают необходимый состав и содержание НИРС, а также требования к организационно-нормативному и документальному сопровождению (имеется в виду, что НИРС может проводиться на базе совместных с научными и другими учреждениями лабораторий вне стен основного учебного заведения. В связи с этим должны быть определены на договорной основе условия проведения НИРС, руководства, доступ к лабораторным установкам и научному оборудованию, к информационным источникам, условий безопасности и контроля работы студентов и т.п.).
Требования к разработке и условиям реализации НИРС в обязательном порядке определяют диагностику (методы и критерии) успешности освоения основной образовательной программы в части НИРС.
Устанавливаются «правила» сопряжения НИРС, реализуемой в составе основной образовательной программы с исследовательской работой, проводимой студентами вне учебного времени.
Возможны три модели включенности научно-исследовательской работы
студентов в состав государственных образовательных стандартов.
8
Первая модель основана на идее, что требования к НИРС включаются как дополнения в макеты государственных образовательных стандартов ГОС ВПО, утвержденных Министерством образования РФ в 1999 г. (приложение к приказу от 14.09.99, № 286). Требования к НИРС включаются во все разделы ГОС без изменения его структуры. При этом данные требования к НИРС прописываются в соответствующих разделах, дополняя и развивая их при соблюдении системности и комплексности всего ГОС.
Вторая модель предусматривает, что требования к НИРС как составной части ГОС формируются по аналогии с требованиями в части федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклам «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и «Общие математические и естественнонаучные дисциплины». При этом требования к НИРС формируются на принципах единого подхода к их реализации при подготовке бакалавров и дипломированных специалистов. Требования оформляются в виде отдельного приложения в дополнение к приказу Минобразования РФ от 14.09.99 № 286.
Третья модель основана на том, что требования к НИРС входят отдельным разделом в состав ГОС. Данный раздел имеет интегрированный характер и включает все основные параметры и характеристики в части структуры научно-исследовательской работы в составе ГОС, а также следующих требований: к обязательному минимуму и трудоемкости НИРС; разработке и условиям реализации НИРС, включая особенности выбора образовательных технологий; к ресурсному обеспечению НИРС как части учебного процесса; к итоговой аттестации. Требования, включенные в ГОС отдельным разделом в части НИРС, должны находиться в системном единстве с другими разделами ГОС.
Наиболее целесообразной представляется реализация 2-й модели в качестве отдельного приложения к приказу Минобразования РФ от 14.09.99 № 286. В этом случае вузы в ближайший период могут приступить к переработке основных образовательных программ с включением в их состав научно-исследовательской работы студентов.
Итак, мы можем констатировать следущее.
1. Важнейшим принципом при разработке требований к НИРС как составной части государственного образовательного стандарта является принцип соответствия этих требований всем концептуальным, теоретическим и методологическим аспектам ГОС. В соответствии с ним требования к НИРС выступают как органическая составная часть единого целого - государственного образовательного стандарта.
2. Требования к НИРС как новой составной части ГОС целесообразно формировать как информационную конструкцию, состоящую из существенных параметров образовательной системы и научно-исследовательской деятельности. Эти требования выступают как модель части образовательного процесса, обеспечивающая формирование целого (образовательного процесса) в системном единстве, включая компоненты обучения и развития, в том числе творческого.
3. Требования к НИРС формируются как обязательная часть ГОС подготовки бакалавров, дипломированных специалистов, магистров на всех уровнях -федеральном, национально-региональном, вузовском. Таким образом, НИРС становится неотъемлемой частью основной образовательной программы по всем направлениям и специальностям ВПО в области техники и технологии.
4. НИРС рассматривается как часть учебного процесса и отражается в основной образовательной программе адекватным образом: в учебном плане, программах учебных дисциплин, программах учебных, производственных и научно-исследовательских практик, учебно-методическом обеспечении и т.п. На НИРС планируются объемы учебного времени как для проведения аудиторной учебной работы, так и для самостоятельной работы студента. Основные параметры ПИРС как части учебного процесса задаются через требования ГОС и параметры (индикаторы) научной деятельности.
5. Являясь составной частью ГОС, требования к НИРС выступают как «основа множественности образовательных программ
10
и вариативного характера образования». В связи с этим целесообразно определить вариативность включенности требований НИРС в состав ГОС в области техники и технологии. В настоящем исследовании разработаны три модели включенности НИРС в
состав государственных образовательных стандартов.
* * *
Анализ действующих ГОС ВПО в области техники и технологии в части включенности научно-исследовательской работы студентов как составной части ГОС показал, что по ступеням подготовки требования к НИРС прописаны с различной полнотой, уровнями системности и комплексности. Наиболее полно и системно требования к НИРС представлены в ГОС подготовки магистров, где научно-исследовательская работа студентов включена в учебный процесс и составляет около 50% от общего времени специализированной подготовки магистра. В разделах ГОС подготовки магистров предусмотрены требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса и НИРС как его составляющей. Однако содержание НИРС полностью определяется вузом при разработке основной образовательной программы подготовки магистра, что, с одной стороны, способствует широкой вариативности ООП (в том числе с учетом специфика научных школ, потребности региона), с другой - затрудняет процедуру контроля качества подготовки специалистов. Требования к НИРС в ГОС подготовки бакалавров и специалистов носят фрагментарный характер, не включены на уровне федерального компонента в содержание подготовки, направленной на формирование знаний, умений и навыков решения профессиональных задач.
Требования к НИРС как новой составной части ГОС целесообразно формировать как информационную конструкцию, состоящую из существенных параметров образовательной системы и научно-исследовательской деятельности. Они выступают как модель части образовательного процесса в системном единстве, включая компоненты образования и развития, в том числе творческого.
Требования к НИРС формируются как обязательная часть ГОС подготовки бакалавров, дипломированных специалистов, магистров на всех уровнях - федеральном, национально-региональном, вузовском. Таким образом, НИРС становится неотъемлемой частью основной образовательной программы по всем направлениям и специальностям ВПО в области техники и технологии. При этом НИРС рассматривается как часть учебного процесса и отражается в основной образовательной программе адекватным образом: в учебном плане, программах учебных дисциплин, программах учебных, производственных и научно-исследовательских практик, учебно-методическом обеспечении и т.п. На проведение НИРС планируются объемы учебного времени на аудиторную учебную работу и на самостоятельную работу студента. Основные параметры НИРС как части учебного процесса задаются требованиями ГОС и параметрами (индикаторами) научной деятельности.
Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК №02.740.11.0315
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: монография. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. 440 с.
2. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки дипломированных специалистов 650900 «Электроэнергетика». Утвержден 27.03.2000 г. Номер государственной регистрации 214 тех/да. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe// (дата обращения 2.11. 2011 г.).
3. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки дипломированных специалистов 653300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования». Утвержден 05.04.2000 г. Номер государственной регистрации 299 тех/дс. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe// (дата обращения 5.11.2011г.).
4. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки дипломированных специалистов 650900 «Электроэнергетика». Утвержден
27.03.2000 г. Номер государственной регистрации 214 тех/да. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe// дата обращения 5.11.2011г.).
5. Долгова И.В. Возникновение и развитие системы научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений. Организационные и экономические условия развития учебно- и научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи: сб. Красноярск, 2003 142 с.
6. О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений. Решение коллегии Минобразования России №9/1 от 10.06.2003.: URL: http://inrormika.biysk.secna.ru/Order/Law// (дата обращения 20.11.2011 г.).
7. О федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2001 г., N 660.: URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe//. дата обращения 20.11.2011 г.).
8. Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере техники и технологий. Утверждены 11.12.2002 г. № 1764-р.: URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo// (дата обращения 21.11.2011 г.).