Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ГОВОРЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ГОВОРЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ГОВОРЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Олеся Сергеевна

В статье актуализируется проблематика преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов, обучающихся по направлениям технических специальностей. Автор подходит к решению данной проблемы путем разработки и реализации инновационных образовательных ресурсов. Цель статьи - разработать и определить эффективность инновационных образовательных ресурсов в процессе преодоления затруднений в иноязычном говорении студентами неязыковых вузов. Методология и методы: в статье используются методы теоретического анализа, описательный метод, метод педагогического моделирования, конструирования, а также методы математической статистики. Результаты: разработаны и реализованы инновационные образовательные ресурсы, а именно, система упражнений (включая электронные, интерактивные, многоуровневые электронные и т. д.) для преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов; подтверждена эффективность данных образовательных ресурсов. Научная новизна: в процессе разработки инновационных образовательных ресурсов цифровая, виртуальная, интерактивная обучающие среды дают возможность эффективным способом использовать новейшие технологические и нетрадиционные (например, нейродидактические) лингвистические методы. Теоретическая и практическая значимость: концепция разработки образовательных ресурсов, именно как цифровых / электронных подразумевает также и учет современных требований к формированию инновационной образовательной среды, основанной на использовании AI-потенциала в обучении иностранным языкам, созданию виртуальных моделей и обучающих сред; интеграция электронного образовательного ресурса в такую образовательную среду обеспечивает инновационность образовательной технологии преодоления затруднений в иноязычном говорении. Выводы: в процессе реализации разработанных образовательных ресурсов, реализуемых на основе инновационных технологий, была отмечена положительная динамика в преодолении студентами затруднений в иноязычном говорении, что позволяло им эффективно совершенствовать свой уровень владения иноязычной коммуникацией, включая формирование навыков профессионального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL RESOURCES AS EFFECTIVE MEANS OF OVERCOMING DIFFICULTIES IN FOREIGN SPEAKING STUDENTS OF NON-LANGUAGE SPECIALTIES

The article actualizes the problem of overcoming difficulties in foreign language speaking of students studying in the areas of technical specialties. The author approaches this problem by developing and implementing innovative educational resources. The purpose of the article is to develop and determine the effectiveness of innovative educational resources in the process of overcoming difficulties in foreign language speaking by students of non - linguistic universities. Methodology and methods : the article uses methods of theoretical analysis, descriptive method, method of pedagogical modeling, design, as well as methods of mathematical statistics. Results : innovative educational resources were developed and implemented, namely, a system of exercises (including electronic, interactive, multilevel electronic, etc.) to overcome difficulties in foreign language speaking of students; the effectiveness of these educational resources has been confirmed. Scientific novelty: in the process of developing innovative educational resources, digital, virtual, interactive learning environments make it possible to use the latest technological and non - traditional (for example, neurodidactic) linguistic methods in an effective way. Theoretical and practical significance : the concept of developing educational resources, precisely as digital / electronic, also implies taking into account modern requirements for the formation of an innovative educational environment based on the use of AI potential in teaching foreign languages, creating virtual models and learning environments; the integration of an electronic educational resource into such an educational environment ensures the innovativeness of the educational technology for overcoming difficulties in foreign language speaking. Conclusions : in the process of implementing the developed educational resources, implemented on the basis of innovative technologies, a positive dynamics was noted in overcoming difficulties by students in foreign language speaking, which allowed them to effectively improve their level of proficiency in foreign language communication, including the formation of professional communication skills.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ГОВОРЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378.016*811.1 DOI 10.26170/po20-06-12

ББК Ш12/18-9 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Королева Олеся Сергеевна,

старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, Уральский государственный лесотехнический университет; 620100, Россия, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37; e-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ГОВОРЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационные образовательные ресурсы; педагогические инновации; электронные ресурсы; информационные технологии; профессиональное общение; преодоление затруднений; иноязычное говорение; студенты; технические вузы; иноязычные коммуникации.

АННОТАЦИЯ. В статье актуализируется проблематика преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов, обучающихся по направлениям технических специальностей. Автор подходит к решению данной проблемы путем разработки и реализации инновационных образовательных ресурсов. Цель статьи - разработать и определить эффективность инновационных образовательных ресурсов в процессе преодоления затруднений в иноязычном говорении студентами неязыковых вузов. Методология и методы: в статье используются методы теоретического анализа, описательный метод, метод педагогического моделирования, конструирования, а также методы математической статистики. Результаты: разработаны и реализованы инновационные образовательные ресурсы, а именно, система упражнений (включая электронные, интерактивные, многоуровневые электронные и т. д.) для преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов; подтверждена эффективность данных образовательных ресурсов. Научная новизна: в процессе разработки инновационных образовательных ресурсов цифровая, виртуальная, интерактивная обучающие среды дают возможность эффективным способом использовать новейшие технологические и нетрадиционные (например, нейродидактические) лингвистические методы. Теоретическая и практическая значимость: концепция разработки образовательных ресурсов, именно как цифровых / электронных подразумевает также и учет современных требований к формированию инновационной образовательной среды, основанной на использовании AI-потенциала в обучении иностранным языкам, созданию виртуальных моделей и обучающих сред; интеграция электронного образовательного ресурса в такую образовательную среду обеспечивает инновационность образовательной технологии преодоления затруднений в иноязычном говорении. Выводы: в процессе реализации разработанных образовательных ресурсов, реализуемых на основе инновационных технологий, была отмечена положительная динамика в преодолении студентами затруднений в иноязычном говорении, что позволяло им эффективно совершенствовать свой уровень владения иноязычной коммуникацией, включая формирование навыков профессионального общения.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Королева, О. С. Инновационные образовательные ресурсы как эффективное средство преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов неязыковых специальностей / О. С. Королева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2020. - № 6. - С. 109-114. - DOI: 10.26170/Р020-06-12.

Koroleva Olesia Sergeevna,

Senior Lecturer of Department of Russian and Foreign Languages, Ural State Forest Engineering University, Ekaterinburg, Russia

INNOVATIVE EDUCATIONAL RESOURCES AS EFFECTIVE MEANS OF OVERCOMING DIFFICULTIES IN FOREIGN SPEAKING STUDENTS OF NON-LANGUAGE SPECIALTIES

KEYWORDS: innovative educational resources; pedagogical innovation; electronic resources; Information Technology; professional communication; overcoming difficulties; foreign language speaking; students; technical universities; foreign language communications.

ABSTRACT. The article actualizes the problem of overcoming difficulties in foreign language speaking of students studying in the areas of technical specialties. The author approaches this problem by developing and implementing innovative educational resources. The purpose of the article is to develop and determine the effectiveness of innovative educational resources in the process of overcoming difficulties in foreign language speaking by students of non-linguistic universities. Methodology and methods: the article uses methods of theoretical analysis, descriptive method, method of pedagogical modeling, design, as well as methods of mathematical statistics. Results: innovative educational resources were developed and implemented, namely, a system of exercises (including electronic, interactive, multilevel electronic, etc.) to overcome difficulties in foreign language speaking of students; the effectiveness of these educational resources has been confirmed. Scientific novelty: in the process of developing innovative educational resources, digital, virtual, interactive learning environments make it possible to use the latest technological and non-traditional (for example, neurodidactic) linguistic methods in an effective way. Theoretical and practical significance: the concept of developing educational resources, precisely as digital / electronic, also implies taking into account modern requirements for the formation of an innovative educational environment based on the use of AI potential in teaching foreign languages, creating virtual models and learning envi-

ronments; the integration of an electronic educational resource into such an educational environment ensures the innovativeness of the educational technology for overcoming difficulties in foreign language speaking. Conclusions: in the process of implementing the developed educational resources, implemented on the basis of innovative technologies, a positive dynamics was noted in overcoming difficulties by students in foreign language speaking, which allowed them to effectively improve their level of proficiency in foreign language communication, including the formation of professional communication skills.

FOR CITATION: Koroleva, O. S. (2020). Innovative Educational Resources as Effective Means of Overcoming Difficulties in Foreign Speaking Students of Non-Language Specialties. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 109-114. DOI: 10.26170/po20-06-12.

Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения. В условиях современных требований к сформированное™ иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей возрастает актуальность существующих образовательных ресурсов, одной из ключевых ролей которых является направленность на преодоление имеющихся у студентов затруднений в иноязычном говорении.

Анализ публикаций по теме исследования и выделение нерешенных задач. Именно эта часть образовательно-ресурсного материала остается не до конца учитываемой в концепции инновационных интерактивных учебных пособий, используемых при обучении иностранному (в нашем случае английскому) языку в вузе [10; 12; 13].

Зачастую существующие в электронном виде (для студентов неязыковых направлений и специальностей) образовательные ресурсы предметной области «Иностранный язык» не имеют широкой представленности именно для интерактивной работы с ним [ресурсом]. Редко наблюдаются разграничения в контексте модулей самостоятельной и аудиторной работ по преодолению затруднений в иноязычном говорении, что существенно снижает степень инновацион-ности в использовании цифровых технологий в обучении иностранному языку [9; 11].

Тем не менее, необходимо отметить, что организация процесса поиска, селекции, а также анализа необходимой информации при решении профессионально-контекстных задач овладения иноязычной речью при осуществлении процесса преодоления затруднений в иноязычном говорении предопределяет радикальное обновление концепции создания инновационных образовательных ресурсов, основанных на методических, технических и технологических обновлениях в условиях иммерсивной / «погружающей» образовательной среды [1; 5; 6; 11].

Формулировка цели исследования, вытекающей из поставленной проблемы. В связи с этим, целью исследования явилась разработка и обоснование эффективности инновационных образовательных ресурсов в процессе преодоления затруднений в иноязычном говорении студентами неязыковых вузов.

Методология и методы исследования. В исследовании используются методы теоретического анализа, описательный метод, метод педагогического моделирования, конструирования, а также методы математической статистики.

Помимо этого, методология отражает разработку инновационных электронных образовательных ресурсов / систем упражнений на основе использования таких направлений для эффективности преодоления затруднений в иноязычном говорении, как:

- ориентированность инновационных образовательных ресурсов для использования на платформах различных мобильных устройств (для обеспечения доступа к образовательному ресурсу в любое время, из любой точки, в любых удобных для обучающихся условиях);

- сопровождение инновационных образовательных ресурсов (электронных интерактивных пособий, учебников, систем упражнений и пр.) дополнительными мультимедийными приложениями, зD-визуализацией (например, для эффективного преодоления затруднений произношения, развития орфоэпических, фонетических навыков и т. д.), а также обеспечение возможностью осуществления операциональных действий (запоминание итогового варианта выполненного упражнения, пометки, внесение поправок, запись произношения и мн. др.);

- ориентация разрабатываемых образовательных ресурсов на профессионально-контекстную среду, т. е. учет профессионально-коммуникационной функции (профессиональная лексика, специфика условий осуществления профессиональной деятельности и коммуникации в данных условиях и т. д.);

- обеспечение инновационных образовательных ресурсов, направленных на эффективное преодоление затруднений в иноязычном говорении, возможностями привлечения Интернет-сервисов и технологий (например, возможность «выгружать» выполненные задания в общий чат или адресно; выполнять и редактировать запись, аудиозапись и т. п.).

Изложение основного материала исследования. Концепция образовательных ресурсов (разработанных в рамках исследования для студентов неязыковых специальностей) как эффективного средства

© Королева О. С., 2020

преодоления затруднений в иноязычном говорении подразумевает не только обеспечение результативности устойчивого овладения навыками устного общения, но и успешности коммуникации в профессиональной сфере. Концепция разработки образовательных ресурсов, именно как цифровых / электронных, подразумевает также и учет современных требований к формированию инновационной образовательной среды, основанной на использовании А1-потенциала в обучении иностранным языкам, созданию виртуальных моделей и обучающих сред. Интеграция электронного образовательного ресурса в такую образовательную среду обеспечивает инновационность образовательной технологии преодоления затруднений в иноязычном говорении.

Рассматривая разработанную в процессе исследования систему электронных упражнений, реализуемых в рамках использования инновационных образовательных ресурсов, как основную часть содержательной стороны методики преодоления затруднений в иноязычном говорении на основе инновационных методов и подходов, необходимо отметить следующие ее методические концепты:

- предусмотренное^ этапности процесса, в рамках которого содержание ресурсов соответствует таким модулям, как ориентировочно-подготовительный, ситуативный, развивающий, профессионально-контекстный, системно-синтезирующий;

- блочность самих комплексов упражнений, которые соответствуют задачам методики преодоления затруднений в говорении; в процессе разработки образовательных ресурсов разрабатывались такие блоки упражнений, как: блок типовых упражнений (репродуктивные и продуктивные), а также блок творческих заданий для аудиторной / самостоятельной работы и контроля [2].

Говоря о реализации инновационных образовательных ресурсов, необходимо отметить, что содержание ориентировочно-подготовительного модуля было ориентировано на диагностический компонент методики [14], что позволяло определить уровень владения обучающимися иностранным языком, а также вывить имеющиеся у них затруднения в говорении.

Далее процесс реализации инновационных образовательных ресурсов включал использование различных типов разработанных упражнений для учебных и корригирующих целей и задач.

Так, среди упражнений выделяли задания типового характера различного уровня сложности (в зависимости от имеющихся у обучающихся затруднений). Элементарные навыки владения иностранным языком от-

ражали способность студентов выполнять типовые упражнения, среди которых самыми простыми были типовые репродуктивные упражнения. Эти задания подразумевали выполнение студентами задания по образцу. В процессе выполнения таких упражнений использовался типовой подход, в рамках которого задание имело только один вариант выполнения / решения. Студенты (всего в исследовании принимало участие 116 (п=11б) обучающихся технических направлений и специальностей), которые могли выполнять задания только такого характера, характеризовались значительными трудностями в продуцировании иноязычной речи (лексические, орфоэпические, фонетические, затруднения восприятия иноязычной информации и др.), а также имели низкий уровень сформиро-ванности лингвистических навыков и пассивную деятельностную позицию в освоении иностранного языка. Студенты, относящиеся к данному уровню, составили 14,7% (п=17) от всего числа испытуемых.

Необходимо отметить, что типовые задания в рамках инновационных образовательных ресурсов были представлены тремя группами упражнений, ориентированными на количество и уровень сложности имеющихся затруднений. Помимо упражнений типового репродуктивного характера для студентов были разработаны типовые продуктивные упражнения (имеющие образец выполнения, но не единственное решение и не тестовый вариант ответа) и типовые творческие упражнения, которые предполагали наличие у студентов мотивации [15] к преодолению имеющихся затруднений, повышению уровня лексической памяти на основе создания устойчивого когнитивного образа иноязычных слов и выражений, а также характеризующиеся прогрессивно развивающимися навыками лингвокреативного мышления.

Студенты, которые могли выполнять упражнения типового продуктивного и творческого характера, отвечающих задачам ориентировочно-подготовительного модуля, характеризовались низким продуктивным уровнем сформированности лингвистических навыков, активной деятель-ностной позицией в преодолении затруднений в говорении, освоении иностранного языка и составили 16,4% (п=19).

Особое значение инновационных образовательных ресурсов заключалось в разработке вариантов интерактивного режима самостоятельной образовательной деятельности [7], а также для осуществления контроля и самоконтроля над исправлением ошибок, преодолением имеющихся затруднений и осуществления тренинговой деятельности для совершенствования навыков

говорения (рис. 1). the words: high-beam indicator, gasoline level

Например, gauge, choke knobe, accelerator pedal,

Make as many sentences as possible using dinswitch.

КАЖДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗАПИСЫВАЙТЕ В ОТДЕЛЬНОМ ПОЛЕ ВВОДА, ИСПОЛЬЗУЯ ДЛЯ ЭТОГО КНОПКУ «+» (ДОБАВИТЬ НОВОЕ ПОЛЕ ВВОДА). WRITE EVERY OFFER IN A SEPARATE INPUT FIELD, USING THE "+" BUTTON FOR THIS (ADD A NEW INPUT FIELD).

Brake pedal, clutch pedal are located in accordance with the conventional ar-

Рис. 1. Фрагмент системы упражнений для интерактивных форм работы

Это позволяло повысить эффективность работы над преодолением затруднений в говорении, сделать корректировочный процесс более продуктивным и адресным, а также оптимальным в общем учебном режиме студентов. Упражнения в интерактивном режиме были разработаны максимально удобно и для последующего контроля обучающихся. Так, например, в приведенном фрагменте интерактивного упражнения функция «ADD» «всплывает» всякий раз при последующем добавлении нового поля ввода для предложения, перед которым также появляется и поле для ввода маркера правильного или неправильного ответа, по количеству которых электронная система сразу может формировать итоговый балл / рейтинг и т. п. (по отмеченному преподавателем варианту ответа).

Задания в интерактивном режиме были представлены во всех модулях, включая ситуативный, развивающий и системно-синтезирующий. В рамах каждого модуля ре-ализовывались упражнения типового репродуктивного, продуктивного и творческого характера, усложняясь от модуля к модулю и требуя от обучающихся своевременной работы над имеющимися затруднениями и совершенствования лингвистических навыков.

Студенты, которые положительно могли выполнять задания ситуативного модуля (задача: групповая, дифференцированная, индивидуальная образовательная маршрутизация обучающихся для исправления / преодоления нарушений в иноязычном говорении; в рамках данного модуля уже присутствует работа с использованием специализированной лексики) были отнесены нами к обучающимся, владеющими средним репродуктивным (задания только типового репродуктивного характера) и средним продуктивным (задания продуктивного и творческого характера) уровнями сформированное™ умений и навыков в говорении, а также характеризующимися прогрессивной динамикой преодоления затруднений иноязычной коммуникации, что соста-

вило 28,4% (п=33) и 35,3% (п=41) соответственно от всего количества испытуемых.

Необходимо отметить, что начиная с ситуативного модуля типовые творческие задания уже заменяются на нетиповые творческие, т. е. те, которые не предусматривают типовых ходов выполнения, привлекают критическое мышление обучающихся, подчиняемое в ходе активизации иноязычной коммуникации плюралистичной речепроду-цирующей деятельности. Нетиповые творческие упражнения ситуативного модуля, как правило, уже содержат ситуативные паттерны, кодовые слова, используемые для обозначения ситуативных паттернов и т. п., т. е. все то, что позволяет задействовать как можно больше психофизиологических функций обучающихся для преодоления затруднений в говорении [3; 4; 8].

Студенты, способные результативно положительно осваивать задания развивающего профессионально-контекстного (3,5% при п=4) и системно-синтезирующего модулей (1,7% при п=2), были отнесены нами к высокому уровню сформированности лингвистических навыков и характеризовались затруднениями в говорении, возникающими эпизодически, однако количество таких обучающихся существенно мало.

Необходимо также отметить, что варианты заданий, разработанных для интерактивного режима работы, от модуля к модулю усложнялись, требуя от студентов оперирования устойчивыми динамическими стереотипами (формируемыми на основе систематической языковой тренинговой деятельности) при работе с дополнительными средствами визуализации, в процессе чего происходит продуктивное использование дополнительных мозговых ресурсов, способствующих достижению любых лингвистических целей, включая и преодоление затруднений в говорении.

Выводы. В процессе реализации разработанных образовательных ресурсов, реализуемых на основе инновационных технологий, была отмечена положительная динамика в преодолении студентами за-

труднений в иноязычном говорении, что позволяло им эффективно совершенствовать свой уровень владения иноязычной коммуникацией, включая формирование навыков профессионального общения (рис. 2).

Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что соответствие образо-

вательных ресурсов современным требованиям организации инновационной образовательной среды позволяет сочетать в методике преодоления затруднений в иноязычном говорении обучающихся достаточно большой спектр инновационных технологий, подходов, решений и т. д.

Распределение студентов по уровням преодоления

затруднений в иноязычном говорении и сформированности лингвистических навыков, %

высокии продуктивный творческии высокий продуктивный практический среднии продуктивныи средний репродуктивный низкий продуктивный низкий репродуктивный

45,7

35,3

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 ■ form ■ const

Рис 2. Динамика совершенствования навыков иноязычного говорения и преодоления затруднений студентами на формирующем этапе эксперимента, %

В процессе разработки инновационных образовательных ресурсов цифровая, виртуальная, интерактивная обучающие среды дают возможность эффективным способом использовать новейшие технологические и нетрадиционные (например, нейродидактиче-ские) лингвистические методы. Добавление в контекст инновационных образовательных ресурсов игр, квестов, швЪ-квестов, проектов,

многоуровневых электронных лингвистических заданий предоставляет новые возможности лингвистического познания, осознания лингвистической новизны, развития лингво-креативного мышления, а также широкого спектра альтернатив при преодолении затруднений в иноязычном говорении в рамках приобретаемой «языковой» свободы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воног, В. В. Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку / В. В. Воног, А. Б. Алексеева, Т. В. Жавнер [и др.] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 2 (36). - С. 45-48.

2. Гитман, Е. К. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе блочно-модульной технологии / Е. К. Гитман // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (Часть 4). - С. 835-838.

3. Глущенко, А. А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы / А. А. Глущенко // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань : Бук, 2017. - С. 67-69.

4. Гулая, Т. М. Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков / Т. М. Гулая, С. А. Романова / / Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 10-1 (76). - С. 196-198.

5. Жавнер, Т. В. Использование инновационных технологий и методов обучения иностранному языку студентов технических специальностей / Т. В. Жавнер, В. В. Воног, В. А. Адольф // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 2 (28). - С. 245-249.

6. Идрисалиева, Л. С. Инновационные технологии в обучении иностранному языку в вузе / Л. С. Идрисалиева, О. Б. Тиллабоева // Sciences of Europe. - 2019. - № 45-4 (45). - С. 3-7.

7. Назарова, Г. И. Использование информационных технологий при формировании умений иноязычной диалогической речи / Г. И. Назарова, Л. Р. Низамиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 4-1 (58). - С. 201-203.

8. Новикова, О. Н. Потенциал взаимодействия ономастики с нейронауками / О. Н. Новикова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 5-2 (83). - С. 371-374.

9. Сиразеева, А. Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе / А. Ф. Сиразее-ва, Л. А. Валеева, А. Ф. Морозова. - Текст : электронный / / Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 02.08.2020).

10. Строкань, В. И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку / В. И. Строкань // Концепт. - 2017. - № 58. - С. 61-66.

11. Федоренко, О. А. Инновационные интерактивные технологии обучения иностранному языку в условиях иммерсивной образовательной среды / О. А. Федоренко. - 2018. - URL: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 03.08.2020). - Текст : электронный.

12. Филиппова, М. А. Пути преодоления затруднений обучающихся в предметной области «Иностранный язык» через развитие компенсаторных компетенций при системно-деятельностном подходе / М. А. Филиппова // Технология образования. - 2019. - № 4 (6). - С. 94-101.

13. Фурманова, М. И. Языковая / речевая среда урока иностранного языка на основе информационно-коммуникационной среды - стимулирующий фактор усвоения знаний и формирования коммуникативных умений / М. И. Фурманова / / Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 196-200.

14. Хохлова, Л. А. Психолого-диагностический подход к исследованию языковых способностей / Л. А. Хохлова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 1. - С. 790-799.

15. Fu, Xiao. Motivational strategies in teaching English as foreign language / Fu Xiao // International journal of humanities and social science. - 2013. - № 3. - P. 257-262.

REFERENCES

1. Vonog, V. V., Alekseeva, A. B., Zhavner, T. V., et al. (2016). Vozmozhnosti elektronnykh obuchayushchikh kursov dlya kontrolya uchebnoy deyatel'nosti studentov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [Possibilities of e-learning courses for monitoring the educational activities of students in the process of teaching a foreign language]. In Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. No. 2 (36), pp. 45-48.

2. Gitman, E. K. (2014). Model' formirovaniya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov na osnove blochno-modul'noy tekhnologii [Model of the formation of foreign language communicative competence of students based on block-modular technology]. In Fundamental'nye issledovaniya. No. 12 (Part 4), pp. 835-838.

3. Glushchenko, A. A. (2017). Neyropedagogika kak noveyshee napravlenie pedagogiki: tekhnologii, printsipy, metody [Neuropedagogy as the latest trend in pedagogy: technologies, principles, methods]. In Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2017 g.). Kazan, Buk, pp. 67-69.

4. Gulaya, T. M., Romanova, S. A. (2017). Neyrodidaktika i ee ispol'zovanie v prepodavanii inostrannykh yazykov [Neurodidactics and its use in teaching foreign languages]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - No. 10-1 (76), pp. 196-198.

5. Zhavner, T. V., Vonog, V. V., Adol'f, V. A. (2016). Ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologiy i metodov obucheniya inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskikh spetsial'nostey [The use of innovative technologies and methods of teaching a foreign language to students of technical specialties]. In Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 2 (28), pp. 245-249.

6. Idrisalieva, L. S., Tillaboeva, O. B. (2019). Innovatsionnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze [Innovative technologies in teaching a foreign language at a university]. In Sciences of Europe. No. 45-4 (45), pp. 3-7.

7. Nazarova, G. I., Nizamieva, L. R. (2016). Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy pri formirovanii umeniy inoyazychnoy dialogicheskoy rechi [The use of information technologies in the formation of skills in foreign language dialogical speech]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. No. 4-1 (58), pp. 201-203.

8. Novikova, O. N. (2018). Potentsial vzaimodeystviya onomastiki s neyronaukami [Potential for interaction of onomastics with neurosciences]. In Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. No. 5-2 (83), pp. 371-374.

9. Sirazeeva, A. F., Valeeva, L. A., Morozova, A. F. (2015). Innovatsionnye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze [Innovative technologies for teaching a foreign language at a university]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17983 (mode of access: 02.08.2020).

10. Strokan', V. I. (2017). Aktual'nost' ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku [The relevance of using Internet resources in teaching a foreign language]. In Kontsept. No. 58, pp. 61-66.

11. Fedorenko, O. A. (2018). Innovatsionnye interaktivnye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku v usloviyakh immersivnoy obrazovatel'noy sredy [Innovative interactive technologies for teaching a foreign language in an immersive educational environment]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (mode of access: 03.08.2020).

12. Filippova, M. A. (2019). Puti preodoleniya zatrudneniy obuchayushchikhsya v predmetnoy oblasti «Inostrannyy yazyk» cherez razvitie kompensatornykh kompetentsiy pri sistemno-deyatel'nostnom podkhode [Ways of overcoming the difficulties of students in the subject area "Foreign language" through the development of compensatory competencies with a system-activity approach]. In Tekhnologiya obrazovaniya. No. 4 (6), pp. 94-101.

13. Furmanova, M. I. (2014). Yazykovaya / rechevaya sreda uroka inostrannogo yazyka na osnove informatsionno-kommunikatsionnoy sredy - stimuliruyushchiy faktor usvoeniya znaniy i formirovaniya kommunikativnykh umeniy [Language / speech environment of a foreign language lesson based on an information and communication environment is a stimulating factor in the assimilation of knowledge and the formation of communication skills]. In Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 1, pp. 196-200.

14. Khokhlova, L. A. (2012). Psikhologo-diagnosticheskiy podkhod k issledovaniyu yazykovykh sposobnostey [Psychological and diagnostic approach to the study of language abilities]. In Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. No. 1, pp. 790-799.

15. Fu, Xiao. (2013). Motivational strategies in teaching English as foreign language. In International journal of humanities and social science. No. 3, pp. 257-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.