Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ ТРАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайнаров Ф. З.

В статье рассмотрены инновационные методы преподавания прикладной математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING APPLIED MATHEMATICS

The article deals with innovative methods of teaching applied mathematics.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ»

Кайнаров Ф.З. студент 1 курса

факультет международных образовательных программ направление «Прикладная математика» Каршинский государственный университет

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ

МАТЕМАТИКИ

Аннотация: в статье рассмотрены инновационные методы преподавания прикладной математики.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, технологичность, надежность трасс.

Kaynarov F.Z.

1st year student

Faculty of International Educational Programs direction Applied Mathematics Karshi State University

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING APPLIED MATHEMATICS

Abstract: The article deals with innovative methods of teaching applied mathematics.

Keywords: student-centered learning, manufacturability, route reliability.

Введение. На сегодня мы переживаем феномен эволюции образования, в том числе и профессиональной, от традиционной, технократичной парадигмы к парадигме гуманистической, антропоцентрической, ориентированной на личность.

В отличие от традиционных технологий, где обучение рассматривается как результат, основываясь на принципах соревнования и ориентированных на внешнюю мотивацию, личностно ориентированное обучение рассматривается как процесс, предусматривающий сотрудничество и взаимопомощь и ориентировано на внутреннюю мотивацию.

Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью же обусловлена [1]. Процесс обучения будет эффективным только в том случае, если сам процесс обучения будет деятельностью, т.е. учебной деятельностью, причем с удовлетворением всех требований, вытекающих из теории деятельности. Знание же - это всего лишь средство обучения действиям. Целью же высшей школы является подготовка

выпускников, умеющих в дальнейшем организовывать деятельность, что обеспечивает прогресс.

Элементами, составляющими деятельность, являются: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции, продукт [2]. К определенной деятельности человека побуждает совокупность мотивов, которые могут быть и противоречивыми. Эту совокупность называют мотивацией. Побочный продукт деятельности человека, его личное приобретение, его опыт. Впоследствии тот опыт может быть средством осуществления другой деятельности, средством достижения цели. Известно, насколько важную роль в деятельности вообще и в учебной деятельности в частности играет мотивация. Одной из главных задач каждого преподавателя при организации учебной деятельности по его предмету должна быть забота о возникновении у студентов потребности в обучении предмету. На мотивационную сферу студентов влияют все условия, в которых протекает учебный процесс. И если эти условия достойные, мотивация возрастает. Отрицательные же явления мотивацию снижают [3]. Важным показателем этого может быть степень интереса к обучению, которую разбудили преподаватели у студентов.

Цель и постановка задачи. Профессиональная подготовка в условиях личностно ориентированного обучения предполагает создание условий для самораскрытия, личностной реализации в профессиональной деятельности на основе собственных смысловых мотивов, и должна соответствовать принципу профессиональной заинтересованности обучения.

Методики преподавания. Организация учебной деятельности, где профессиональная подготовка всех осуществляется на одном уровне и определена внешними критериями - знаниями, умениями, навыками, противоречит законам развития личности и препятствует самореализации профессионального становления и развития. Полученные знания не имеют личностного смысла, не согласуются с личным опытом. Это приводит к спаду мотивации к обучению и выбранной профессии у студентов первых курсов.

Достичь личностной мотивации в профессиональной подготовке можно применяя личностно ориентированные технологии обучения. Главными критериями, определяющими технологию как личностно ориентированную являются следующие: опора на опыт студента, который согласовывается с общественно-историческим опытом; создание комфортной образовательной среды, что предусматривает предоставление возможности выбора содержания, вида и форм при выполнении заданий; удовлетворение познавательных потребностей и потребностей в самореализации; развитие студента как личности не только через овладение нормативной деятельностью, но и через обогащение субъективного опыта; обеспечения рефлексии и оценки учебы.

Обеспечение личностной мотивации к обучению - один из главных компонентов личностно ориентированного обучения. Важнейшим ее источником являются потребности и интересы студентов. Задача преподавателя - выявить истинные потребности студентов, создавать возможности для их актуализации и удовлетворения.

В личностно ориентированных технологиях происходит сочетание обучения и учения, что выражается в сочетании результата (знания, умения, навыки) и процесса (овладение индивидуальными способами учебной работы) и является основным путем развития познавательных способностей.

В этом плане эффективным является использование тренинговых технологий. Тренинговые технологии могут быть сегодня использованы и в традиционной лекционно-семинарской форме обучения. Они предусматривают, в первую очередь, постановку задачи на формирование личностного знания, цель которой является построение системы личностного отношения к знаниям (их принятие, видение их значимости), а также личностного способа получения научных знаний.

Тренинговые технологии способны обеспечить понимание материала через миследеятельность, когда при наличии различных точек зрения смысл возникает в коллективной поисковой работе. Только в коллективной мыследеятельности возникает смысловое образовательное пространство, которое всегда будет иметь личностный характер и будет способствовать положительной личностной мотивации для формирования профессиональной компетентности студентов и аспирантов.

Преподавание прикладных дисциплин в современной системе образования требует изложения материала с учетом практического применения современных методов решения широкого спектра задач, возникающих в рамках специальности «Транспортные системы». Одной из важных прикладных задач в данной специальности является определение показателей трассы. Основным показателем надежности можно считать вероятность безотказной работы (ВБР), которая для отдельной трассы определяется как ее внутренней геометрией, так и местом прокладки (близостью осыпей, блуждающих токов и др.).

Выводы Преподавание прикладных математических дисциплин требует нового подхода к их изложению. С одной стороны, прикладные методы должны быть адаптированы к требованиям европейских стандартов в частности по критерию надежности и безопасности трасс. Предлагаемые методы должны быть понятны и доступны с точки зрения математического изложения для студентов и аспирантов различного уровня подготовки.

Разработанные на кафедре прикладной математики Харьковского национального автомобильно-дорожного университета методы моделирования трасс с учетом показателей надежности внедрены в

учебный процесс студентов и аспирантов и имеют широкое практическое использование для решения прикладных задач.

Использованные источники:

1. Bozorova I. J. et al. Modern programming technologies and their role //интеллектуальный капитал xxi века. - 2020. - С. 19-21.

2. Jumanazarovna B. I. Electronic Educational Resources as a Component and Conditions of Interaction of the Subjects of the Educational Process //International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology. -2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 39-43.

3. Якубов С. Х., Бозорова И. Ж. Математическая модель оптимизации формы трехшарнирных арок при сложных условиях загружении //The Scientific Heritage. - 2022. - №. 82-1. - С. 71-73.

4. Jumanazarovna B. I. Electronic Educational Resources as a Component and Conditions of Interaction of the Subjects of the Educational Process //International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology. -2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 39-43.

5. Jumanazarovna B. I. Electronic Educational Resources as a Component and Conditions of Interaction of the Subjects of the Educational Process //International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology. -2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 39-43.

6. Raximov N., Primqulov O., Daminova B. Basic concepts and stages of research development on artificial intelligence //2021 International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT). - IEEE, 2021. - С. 1-4.

7. Даминова Б. Э., Якубов М. С. Проблемы защиты от внешних и внутренних информационных угроз //Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. - 2013. -№. 1. - С. 306-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.