50
Известия ДГПУ, №3, 2014
na», 2005. 340 s. 6. Magomedov R. M. Dagestan. Istoricheskie jetjudy. Mahachkala: GUP Dagknigoizdat, 2001. 568 s. 7. Magomedova Z. M. Progressivnye tradicii narodov Dagestana. Mahachkala: Dagknigiz-dat,1980. 75 s. 8. Meng T. V. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda universiteta: pedagogicheskoe izme-renie // Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija. 2009. № 2. S. 55-62. 9. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pe-dagogika Dagestana. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1992.184 s. 10. Nikandrov N. D. Cennosti kak osnova celej vospitanija // Pedagogika. 1998. № 3. S. 3-10. 11. Ruchka A. A. Cennostnyj podhod v sisteme soci-ologicheskogo znanija. Kiev: Naukova dumka, 1976.123 s. 12. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkol. Vyp. 7. M. : Innovator,1997. S. 177-184. 13. Suprunova L. L. Polikul'turnyj podhod k ispol'zovaniju idej jetnopedagogiki v sovremennoj rossijskoj shkole // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. M. : Izd. dom RAO, 2004. № 4 (16). S. 71-78. 14. Tugarinov V. P. Zhiznennye cennosti novogo cheloveka // Lich-nost' i obshhestvo. M. : Mysl', 1965. 191 s. 15. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M. : Smysl, 2001. 365 s.
Статья поступила в редакцию 11.06.2014 г.
УДК 378
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
INNOVATIVE METHODS OF IMPROVING THE QUALITY
STUDENTS’ BIOLOGICAL EDUCATION
© 2014 Зубаирова П. Ю., Разаханова В. П., Джамалутдинова Т. М.
Дагестанский государственный педагогический университет © 2014 Zubairova P. Yu., Razakhanova V. P., Dzhamalutdinova Т. М.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий обучения: традиционной и инновационной. Инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к адаптации в быстро меняющемся социуме за счет развития способностей к творчеству. Такой тип обучения, помимо поддержания существующих традиций, вызывает активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.
Abstract. The most significant feature of the current situation in the education system is the coexistence of two learning strategies: traditional and innovative ones. The innovative learning is interpreted as a learning focused on creating the individual’s readiness for adapting in the rapidly changing society through the development of abilities to be creative. This type of training, in addition to maintaining the existing traditions, promote the active response of problem situations occurring both with the individual and the society.
Rezjume. Naibolee znachimoj osobennost'ju soOremennoj situacii □ sisteme obrazovanija javljaetsja sosushhestvovanie dvuh strategij obuchenija: tradicionnoj i inno^acionnoj. Innovacionnoe obuchenie traktuetsja kak orientiro^annoe na sozdanie gotovnosti lichnosti k adaptacii □ bystro menjajushhemsja sociume za schet razvitija sposobnostej k tvorchestvu. Takoj tip obuchenija, pomimo podderzhanija sush-hestvujushhih tradicij, vyzyvaet aktivnyj otklik na voznikajushhie kak pered otdel'nym chelovekom, tak i pered obshhestvom problemnye situacii.
Ключевые слова: инновации, модернизация, технологии, компетенции, федеральный стандарт.
Keywords: innovations, modernization, technologies, competences, Federal standard.
Kljuchevye slova: innovacii, modernizacija, tehnologii, kompetencii, federal'nyj standart.
В прошлом русское высшее педагогическое образование находилось на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода, при котором главной образовательной задачей считалось вырабатывание у студентов систематизированных знаний (умения и навыки выступали второстепенными компонентами). В современное время ударение делается на формировании способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, особенно - к профессионально-творческому.
В этой связи в стране успешно начало функционировать инновационное педагогическое движение, связанное с активностью как содержательного, так и организационноструктурного направления высшего педагогического образования. В последнее время в свете модернизации всех сфер науки и образования акцент придается возможности становления и развития инновационного потенциала будущего учителя в процессе обучения в вузе.
Современная биология представляет собой как бы фокус, где пересекаются «векторы» взаимного влияния техники, философии, науки, этики, эстетики. Поэтому ориентация биологического образования на культуру отвечает нынешнему состоянию методологии.
Процесс подготовки педагога-биолога чрезвычайно сложен, т. к. призван решать разноплановые задачи: с одной стороны, создать будущему специалисту возможность для глубокого овладения научными основами биологических знаний, а с другой, - вооружить его современными технологиями преподавания предмета, ориентированными на развитие личности ученика и развивающуюся школу. Традиционная практика подготовки учителя -предметника исчерпала свои возможности, в связи с чем исследователи все чаще обращаются к так называемому инновационному образованию Ю. Н. Галагузова, В. И. Горовая, Т. К. Клименко, М. Н. Костикова, В. Я. Ляудис, Л. С. Подымова, Г. И. Прозументова, В. А. Сластенин и др. Главная цель инновационного образования заключается в сохранении и развитии творческого потенциала личности. Человек по своей сути творец. Биологически и исторически он создан для того, чтобы материализовать свое мышление, быть преобразователем. Однако с сожалением следует признать, что складывавшаяся и функционирующая десятилетиями система педагогического образования мало способствовала развитию творческих способностей студентов, ибо в основе своей была обращена к прошлому знанию, нежели в будущую деятельность. Сказанное всецело касается и биологической подготовки студентов. Вот почему в качестве основных принципов инновационного биологического образования, по нашему мнению, должны стать: подготовка к творчеству, проектирование деятельности, формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к иному мнению, нравственной ответственности за свои действия, развитие полихроматичности мышления, «бинокулярности» интеллектуальной деятельности.
Сегодня развитие инновационного образования можно рассматривать как условие теоретического переосмысления вузовской практики.
Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий обучения: традиционной и инновационной. Инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к адаптации в быстро меняющемся социуме за счет развития способностей к творчеству.
Инновационное обучение есть процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения, помимо поддержания существующих традиций, вызывает активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.
В условиях реформирования биологического образования инновационные подходы к обучению студентов можно подразделить на два основных типа: инновации - модернизации и инновации - трансформации. Первые лишь частично видоизменяют учебный процесс в направлении достижения гарантированных результатов (стандарт биологического образования) в рамках традиционной системы функционирования. Лежащий в их основе технологический подход ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение, т. е. на сообщение сложившейся системы знаний и формирование известных способов деятельности по образцу. Инновации - трансформации коренным образом преобразуют традиционный учебный процесс и направлены на обеспечение исследовательского его характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на вооружение студентов опытом самостоятельного приобретения новых знаний, их применения в нестандартных ситуациях, формирования опыта творческо-преобразующей деятельности с одновременной выработкой ценностных ориентаций.
Таким образом, инновационные подходы к обучению в современном вузе могут быть обозначены как технологический и поисковый.
Базовой моделью в рамках технологического подхода является такая модель обучения, которая позволяет воспроизводить учебный цикл с воспроизводимыми финаль-ными результатами. В русле этого подхода дидактический процесс приобретает следующие черты: деятельность обучающихся направлена на достижение целей и задач преимущественно невысокого когнитивного уровня; приобретаемые студентами знания и умения являются личностно-нейтральными; акцент на стандартизованных учебных процедурах хотя и предполагает положительный эмоциональный фон, вместе с тем не обеспечивает включение студента и педагога в учебный и педагогический процессы на индивидуально-личностном уровне. Определяющей тенденцией дидактиче-
52
Известия ДГПУ, №3, 2014
ских поисков в русле технологического подхода к обучению можно считать то, что они также развиваются на основе установки на диагно-стично заданные цели как критериально фиксированные учебные результаты, характеризующиеся тотальной ориентацией обучения на них, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей.
В рамках поискового подхода модель обучения носит характер творческого поиска. Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной деятельности студентов, поисковый подход определяет такие модели обучения, которые инициируются самими обучающимися. В таких условиях ориентиром деятельности и преподавателя, и студентов выступает порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Сам же дидактический процесс в русле поискового подхода приобретает следующие признаки: реализует развивающий потенциал обучения; исходит из самооценки поисковой деятельности; обеспечивает достижение целей и задач высокого когнитивного уровня; студентов и педагога ставит в позицию партнеров по учебному исследованию; предполагает личностную включенность всех участников в процесс обучения. Исходя из сказанного, определяющей тенденцией дидактических поисков в русле такого подхода к обучению является то, что они развиваются на основе рефлексивной деятельности.
В последние годы специалисты в области дидактики высшей школы все чаще обращаются к модели эвристической направленности обучения. По мнению сторонников эвристического обучения, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного поиска. Тогда суть эвристического обучения будет заключаться в том, что студент заведомо ставится в ситуацию, когда он сам овладевает методологией решения проблем в процессе биологического познания, но организованного и направляемого преподавателем. В развернутом виде эвристическое обучение в биологическом образовании предполагает: самостоятельное
выделение студентом и постановку проблемы; поиск вариантов ее решения; определение способов проверки возможных решений; интерпретацию имеющихся и вновь приобретенных данных; их систематизацию и обобщение; формулировку выводов. Мы считаем, что эвристическое обучение может носить уровневый характер в зависимости от степени готовности к нему студентов. Так, на первом уровне (студенты 1-2 года обучения) преподаватель ставит проблему и намечает способы ее решения. Само решение, его поиск самостоятельно осуществляются студентом. На втором уровне (студенты 3-4 года обучения) преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения студент определяет сам (возможен групповой или коллективный поиск). На третьем, высшем уровне (студенты 4-5 годов обучения) постановка проблемы, равно как и поиск метода, само решение осуществляются студентом самостоятельно.
Все перечисленные ориентиры составляют суть развития современного биологического
образования и обучения в высшей педагогической школе.
Несомненной новацией для российской образовательной практики явились разработка и внедрение образовательных стандартов.
Теоретической основой стандартизации высшего образования явились: теория стандартного обучения и теория группировки профессий. Государственный стандарт образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России. При этом необходимо иметь ввиду введение таких понятий, как «государственный стандарт профессионального образования (федеральный и национально-региональный компоненты)», «профессиональная образовательная программа», «примерная учебно-программная документация», «аттестация, аккредитация и лицензирование профессиональных учебных заведений», семантические пары «профессия -специальность», «квалификационная структура» и др.
Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта высшего образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации».
Инновации как закономерное явление, сопровождают деятельность вузов, ориентированную на развитие, а не на функционирование. Развивающее и развивающееся образовательное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление и самоуправление в таком вузе носят инновационный характер и в нем преобладают процессы принятия решений по конкретным результатам.
Если современный вуз работает в традиционном режиме с опорой на прежние подходы и принципы управления, это не позволяет достичь желаемых результатов. Все ярче проявляется несоответствие системы управления новым особенностям управляемого объекта.
Инновации в деятельности высших педагогических учебных заведений включают в себя обновление целей и миссии, содержания образования; обновление методик и педагогических технологий; форм организации познавательной деятельности; сочетание самоанализа, самопланирования и самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и сотрудничества; непрерывный мониторинг эффективности образовательного процесса.
На основе теоретического анализа проблемы инноваций мы пришли к заключению: важнейшим условием движения к обновлению является саморазвитие (самоуправление). На уровне образовательного учреждения, факультета, кафедры или учебной дисциплины оно может осуществляться на основе разных подходов, каждый из которых определяет своеобразие дидактических механизмов процесса обучения.
Модернизация высшей педагогической школы в современных условиях проходит непросто: идет преодоление всего негативного,
Психолого-педагогические науки
53
что было в прошлом и наращивание потенциала инновационного образовательного учреждения. В ходе такой перестройки вуз утрачивает черты социального института тоталитарного режима и приобретает черты учреждения,
главной задачей которого становится подготовка молодого поколения к социализации в условиях становления социума, основанного на началах плюрализма, свободы выбора и личной ответственности каждого.
Литература
1. Верзилин М. М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. / М. М. Верзилин, В. М. Корсунская. М. : Высшая школа, 2010. 352 с. 2. Игнатенко Н. Компетентно-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы / Н. Игнатенко // Начальная школа. 2009. № 10. С. 46-48. 3. Коваленко О. Е. Методика профессионального обучения: учеб. для студ. высш. учеб. зав. / А. Е. Коваленко. М. : Изд-во НУА, 2012. 360 с. 4. Луговой В. И. Компетенции и компетентности: понятийно-терминологический дискурс / В. И. Луговой // Высшее образование Украины № 3 (приложение 1). 2009. Тематический выпуск «Педагогика высшей школы: методология, теория, технологии". М. : Гнозис, 2011. С. 8-14. 5. Мороз И. В. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей биологии в педагогическом университете / И. В. Мороз // Материалы II Всеукраинской научно-практической конференции, посвященной памяти Н. Гришко "Перспективы развития современной биологии: тенденции и направления "8-9 октября 2009 года. Глухов: РИО Глуховского НПУ им. А. Довженко, 2010. С. 226-229. 6. Орлова Л. Н. Система методической подготовки учителей биологии в педагогическом вузе: дисс. доктора пед. наук: 13.00.02 /Орлова Людмила Николаевна. Омск, 2012. 382 с. 7. Шулдик В. И. Курс методики преподавания биологии в модулях: учеб. для студентов, магистров и молодых учителей биологии / В. И. Шулдик. М. : Научный мир, 2011. 289 с.
References
1. Verzilin M. M. General methods of teaching the biology: a textbook for students of Biol. fac. of Ped. institutes. / M. M. Verzilin, V. M. Korsunskaya: Higher school, 2010. 352 p. 2. Ignatenko N. The competence-oriented approach in the system of future primary school teachers' professional training / N. Ignatenko // Primary school. 2009. # 10. P. 46-48. 3. Kovalenko O. E. Methods of professional training: textbook for students of higher schools. / A. E. Kovalenko. M. : NUA Publishing, 2012. 360 p. 4. Lugovoy V. I. Competences and capacities: the terminology discourse / V. I. Lugovoi // Higher education of Ukraine # 3 (Appendix 1). 2009. Thematic edition "Higherschool Pedagogy: methodology, theory, technologies". M. : Gnosis, 2011. P. 8-14. 5. Moroz I. V. Ways of improving the professional training of future teachers of
biology at the pedagogical university / I. V. Moroz // Materials of II All-Ukrainian scientific-practical conference dedicated to the memory of N. Grishko “Pprospects of the modern biology development: trends and directions" 8-9 October, 2009. Glukhov: EPD, Glukhov A. Dovzhenko NPU. 2010. P. 226-229.
6. Orlova L. N. The system of teachers of biology' methodical training at the pedagogical university: Diss. Dr. Pedagogy. 13.00.02 / Orlova Lyudmila Nikolaevna.Omsk, 2012. 382 p. 7. Shuldik V. I. The course of the methodology of teaching the biology in modules: textbook for students, masters and young teachers of biology / V. I. Shildik. M. : Nauchny Mir, 2011. 289 p.
Literatura
1. Verzilin M. M. Obshhaja metodika prepodavanija biologii: uchebnik dlja studentov biol. fak. ped. in-tov. / M. M. Verzilin, V. M. Korsunskaja. M. : Vysshaja shkola, 2010. 352 s. 2. Ignatenko N. Kompetentno-orientirovannyj podhod v sisteme professional'noj podgotovki budushhego uchitelja nachal'noj shkoly / N. Ignatenko // Nachal'naja shkola. 2009. № 10. S. 46-48. 3. Kovalenko O. E. Metodika professional'nogo obuchenija: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zav. / A. E. Kovalenko. M.: Izd-vo NUA, 2012. 360 s. 4. Lugovoj V. I. Kompetencii i kompetentnosti: ponjatijno-terminologicheskij diskurs / V. I. Lugovoj // Vysshee obrazo-vanie Ukrainy № 3 (prilozhenie 1). 2009. Tematicheskij vypusk «Pedagogika vysshej shkoly: metodologija, teorija, tehnologii". M. : Gnozis, 2011. S. 8-14. 5. Moroz I. V. Puti sovershenstvovanija professional'noj
podgotovki budushhih uchitelej biologii v pedagogicheskom universitete / I. V. Moroz // Materialy II Vseuk-rainskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pamjati N. Grishko "Perspektivy razvitija so-vremennoj biologii: tendencii i napravlenija "8-9 oktjabrja 2009 goda. Gluhov: RIO Gluhovskogo NPU im. A. Dovzhenko, 2010. S. 226-229. 6. Orlova L. N. Sistema metodicheskoj pod-gotovki uchitelej biologii v pedagogicheskom vuze: diss. doktora ped. nauk: 13.00.02 /Orlova Ljudmila Nikolaevna. Omsk, 2012. 382 s.
7. Shuldik V. I. Kurs metodiki prepodavanija biologii v moduljah: ucheb. dlja studentov, magistrov i molodyh uchitelej biologii / V. I. Shuldik. M. : Na-uchnyj mir, 2011. 289 s.
Статья поступила в редакцию 17.06.2014 г.