УДК 378.147
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Мороз Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, профессор кафедры гражданского права и процесса, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Болотникова Анна Алексеевна, преподаватель, кафедра философии, права и социально-политических дисциплин, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: anutka-bol@mail. ru
На современном этапе развития профессионального образования традиционные методы обучения неизбежно дополняются инновационными методами. Поступательное внедрение таких методов в процесс обучения является важным аспектом преподавания. Наблюдаются симбиотические процессы между традиционными и инновационными методами обучения в высших учебных заведениях. Актуальность использования инновационных методов состоит в том, что современные технологические процессы проникают во все сферы общественной жизни, не исключая и область получения образования. Использование только традиционных методов обучения в ряде случаев способствует снижению качества подготовки обучающихся, а следовательно, и снижению конкурентоспособности на рынке труда. В статье представлены результаты исследования, цель которого - изучение влияния инновационных методов обучения на повышение качества подготовки обучающихся по истории политических и правовых учений, формирование у них стремления к наиболее полному и эффективному изучению курса. В статье приводится характеристика инновационных методов, таких как: метод «кейсов», методика «мозгового штурма», эвристический метод, метод проблемного изложения и другие, а также возможность их использования в процессе обучения дисциплине «История политических и правовых учений».
Каждому методу, описанному в статье, приведен синопсис его содержания, выявлены цели для каждого метода в рамках изучения курса истории политических и правовых учений. В работе использованы материалы научных трудов Н. В. Кукиной, В. С. Лазарева и других исследователей инновационных методов обучения. Результат проведенного исследования - выявление основных инновационных методов, которые могут быть применимы на практике в рамках российской системы высшего образования. В заключение приведены положительные стороны применения каждого из приведенных инновационных методов, также подчеркивается важность взаимодополнения их традиционными методами.
Ключевые слова: инновационный метод, обучение, методы обучения, высшее образование.
THE INNOVATION METHODS IN TEACHING THE HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES
Moroz Elena Vladimirovna, Dr of Historical Sciences, Professor of Department of Theory and History of State and Law, Professor of Department of Civil Law and Procedure, Kemerovo Institute (Branch) of the Plekhanov Russian University of Economics (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Bolotnikova Anna Alekseevna, Instuctor, Department of Philosophy, Law and Socio-political Disciplines, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
At the present stage, a teaching process inevitably replenished with variety of innovative methods. Progressive introduction of such methods in educational process is an important aspect of teaching. Symbiotic processes between classical and innovative methods of teaching in higher educational institutions observed.
The relevance use of innovative methods consists that modern engineering processes get into all spheres of public life, not excluding area of education. The commitment only to "old traditions" promotes short reception by students of knowledge, therefore of their non-competitiveness on the world scene. The purposes of introducing the similar methods are improvement of higher education quality, formation of students' aspiration to fullest and effective studying the course. Various forms of manifestations of innovative methods are considered on the example of a subject history of political and legal doctrines in this article, such as method of "cases," method of "brainstorming," heuristic method, method of problem statement and others. The synopsis of its contents, given to each method, described in the article, and purposes for each method within studying the course of history of political and legal doctrines are revealed. Materials of scientific works of N.V. Kukina, V.S. Lazarev and other researchers of innovative teaching methods are used in this work. The result of this work is to identify the main innovative methods, which can be applicable in practice within the Russian system of higher education. Positive sides of application of any given innovative methods disclosed in the conclusion of article; importance of their complementarity with classical methods is also emphasized.
Keywords: innovative method, teaching, teaching methods, higher education.
В системе высшего образования приоритетной задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих рядом компетенций. Особое внимание при этом на сегодняшний день уделяется развитию миропонимания обучающихся, воспитанию у них передового политического идеала. Вместе с иными дисциплинами данным задачам призван служить курс истории политических учений. Длительное время в российском гуманитарном образовании он не занимал достойного места. Даже на юридических факультетах университетов учебные планы не предусматривали проведение по курсу семинарских занятий [6]. Данная дисциплина имела разные названия: «История политических учений», «История учений о государстве и праве», «История политических и правовых учений».
В системе юридических наук «История политических и правовых учений» значится самостоятельной научной и учебной дисциплиной исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной правовой дисциплины исследуется и освещается специфичный предмет - история появления и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства. Специфика преподавания «Истории политических и правовых учений» состоит в том, что целый ряд вопросов, которые относятся к государству, праву, политике, был предметом обсуждений в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы до-
водов в пользу того либо другого решения этих вопросов. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и др. Познания о разных вариантах решения этих насущных вопросов и обоснованиях решений - неотъемлемая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа [3], что требует использования не только традиционных методов обучения, но и инновационных.
Переход на новую, двухуровневую систему высшего юридического образования в России определил целый ряд абсолютно новых задач, направленных на совершенствование юридического образования. В подобных условиях преподавателям необходимо переосмыслить новые требования, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами. Двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура) ставит перед собой задачу: чему и как учить обучающихся первой и второй ступеней. Большая проблема заключается в том, каким образом за непродолжительный промежуток времени, который отводится для проведения лекционных и семинарских занятий предоставить студенту необходимый объем информации по предмету, обеспечить условия для мотивации студентов к обучению, к самостоятельной работе над исследованиями в рамках изучаемой дисциплины.
Для решения поставленных задач необходимо определить совокупность методов обучения, которые будут наиболее эффективны в сложившихся условиях.
Цель обучения - это развитие опыта личности, включающего: индивидуальные знания; умения (компетенции); навыки; привычки. Цель образования - воспроизводство и развитие социальной системы государства [2, с. 6], для реализации которой могут использоваться различные инструменты (или методы обучения), подразделяемые при традиционном подходе к обучению на три группы: 1) методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.); 2) методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.); 3) методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.).
При этом необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Уровень знаний, навыков и в целом уровень подготовленности группы имеет важное значение. В тех группах обучающихся, в которых уровень подготовки ниже, преподавателю необходимо самому объяснять сложные вопросы темы, оказывать поддержку и помощь при выполнении ими самостоятельных работ, чаще задавать вопросы, наводящие учащихся на некие рассуждения. В группах с высоким уровнем подготовки, преподавателю нужно приложить максимум усилий, для того, чтобы знания и умения учащихся приумножались, развивались с еще большей силой. Учащиеся должны осваивать большой объем самостоятельной, творческой работы. Преподаватель же выступает в качестве профессионального организатора познавательной деятельности учащихся. Безусловно, огромную роль играет и количество учебного времени, которое отведено предмету.
2. Для проведения с обучающимися лекций и семинаров преподаватель точно формулирует задачи, цели. Необходимо также отметить и тот факт, что если материал занятия достаточно сложный для восприятия учащимися, то так называемые «поисковые методы» обучения не подойдут. Так, как учащиеся, запутавшись в материале, про-
блемах обозначенной темы, могут совсем потерять интерес к дальнейшему изучению предмета. В таких ситуациях, гораздо лучше, когда преподаватель при объяснении материала будет использовать «объяснительно-иллюстрационный метод», рассказав и показав с определенными пояснениями сущность той или иной проблемы, темы [9].
Инновационное методы обучения представляют собой некую совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют обучающимся стремительно достигнуть прогнозируемого и диагностируемого результата. Целью инновационного обучения является развитие у студентов профессиональных и личных качеств, обеспечивающих мобильность и адаптивность к обществу. Классическими технологиями обучения именуют совокупность педагогических технологий, которые существуют в образовании на протяжении почти всех лет. Они являются устоявшимися и общепринятыми [4, с. 725].
В основном изучение теоретико-правовых и историко-правовых наук осуществляется с применением лишь словесных пояснений преподавателя. Нельзя приуменьшать значение живого слова преподавателя, которое служит главным источником получения знаний учащимися, но продуктивность словесно-объяснительного способа увеличивается, когда он используется в сочетании с таким методом, как наглядное обучение.
Г. А. Аронова указывает: «...к настоящему моменту выяснен тот факт, что усвоение информации извне учащимися происходит "многоканально" при огромном преобладании одного из каналов, что предопределено генетическими факторами, а также еще и тем, что школьное обучение далеко несовершенно. У кого-то из обучающихся более развит звуковой канал восприятия различной информации, у иных учащихся же важную роль играет зрительное восприятие. Иным участникам необходимо преподносить материал в пространственно-двигательных формах работы, и в связи с этим фактором, участие в мини-группах, в ролевых, сюжетных, деловых играх на занятиях обладает большой результативностью» [2].
Исходя из вышеизложенного задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать методы воздействия на процесс усвоения материала обучаю-
щимися, особенно такого предмета, как «История политических и правовых учений».
Динамичность общественной жизни диктует нам необходимость в изменениях даже, казалось бы, универсальных форм обучения. К примеру, с течением определенного времени специалисты, которые изучают и анализируют опыт преподавания, сделали вывод о недопустимости однообразия методических приемов и средств обучения на обучающегося, который осваивает азы предмета, науки. Поэтому в современной практике нужно соединить классические и инновационные технологии обучения. В системе классического обучения выделяют также вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие лекции и семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы занятий [10, с. 89].
Рассмотрим особенности интеграции классических и инновационных методов обучения на примере преподавания дисциплины «История политических и правовых учений». При изучении данной дисциплины основным методом обучения является объяснительно-иллюстрационный. Главная его цель заключается в том, чтобы преподаватель донес определенную информацию, а студенты ее восприняли, осознали и смогли зафиксировать в памяти. Донесение информации до студентов происходит посредством печатных изданий (учебные пособия), устных слов (объяснения, лекции), практического показа (демонстрация собственного опыта преподавателя), наглядных средств (видеоматериалы, картинки, схемы и таблицы). Вся умственная деятельность студентов сводится исключительно к запоминанию, которое само по себе может быть и неосознанным. В данном случае уровень мыслительной активности достаточно низок.
Значимым методом в изучении предмета является метод «case-study». Это такой способ, который позволяет применять теоретические познания к решению практических задач. Данный метод позволяет учащимся мыслить самостоятельно, вырабатывать умение слушать и считаться с другим мнением, аргументировать свою позицию. Благодаря данному методу учащиеся могут совершенствовать свои навыки, умения, учиться работе в коллективе. Главная задача данного ме-
тода заключается в том, что учащиеся могут решать сложные проблемы, которые решать аналитическим методом не представляется возможным. Этот метод развивает у учащихся аналитические и коммуникативные способности.
Но, несмотря на значимость данного метода, он не может заменить обыкновенные лекции. Метод «кейса» отличается от задач, которые применяются при проведении семинарских занятий с учащимися, потому что цели «кейсов» и задач не одинаковы. С помощью задач учащимся преподносится материал, который дает им возможность изучения отдельных теорий, приемов. Метод же «кейсов» помогает учащимся приобрести огромный набор всяческих навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение, а метод «кейсов» несколько решений и множество альтернативных путей [9].
В преподавании данного предмета известна также методика «мозгового штурма», которая используется в том случае, когда необходимо предложить как можно больше вариантов для осознания и понимания той или другой мысли, изложенной кем-либо из мыслителей, ученых, правоведов.
Правила проведения «мозгового штурма»:
- верно и четко сформулировать главную идею для обсуждения, к примеру, «Знание по Платону как предшествующее условие чувственных восприятий»;
- приготовить лист бумаги для записи всех предложений по этому утверждению;
- избрать ведущего для проведения «мозгового штурма»;
- каждый может свободно высказывать любые предложения, также забавные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, коротко и четко;
- все предложения записываются на бумаге;
- «мозговой штурм» нельзя проводить более 10-15 мин.
На втором шаге «мозгового штурма» обсуждаются выдвинутые догадки, представления, мнения, соединяются схожие идеи, отбираются те, которые носят близкий к реальности характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно провести путем голосования [2, с. 12].
Данный метод направлен на выработку новых идей, а также их анализ. На момент проведения мозгового штурма действует запрет на критику возникающих идей.
При преподавании такого предмета, как «История политических и правовых учений» особое внимание следует уделить, так называемому «исследовательскому способу» обучения студентов. Данный метод направляет студентов на тот путь, при котором будет проделана большая научная работа, например, написание реферата, с которым впоследствии ученикам придется выступить перед публикой (своими одногруппника-ми) и преподавателем на семинарском занятии. Использование «исследовательского метода» по большей части позволяет развить у учеников некую способность по сбору и обработке материала, его сортировке, что тем самым учит учащихся мыслить, используя логику, и позволяет развить у учащихся навыки самостоятельности [8]. Исследовательский метод предусматривает усвоение знаний студентами именно с творческой стороны. Данный метод представляет собой следующее: преподаватель совместно со студентами определяет проблему; учащиеся самостоятельно ее решают; а преподаватель приходит студентам на помощь только в случае, если студенты затрудняются ее решить.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что «исследовательский» способ обучения используется преподавателем не только для обобщения у студентов знаний, но и для того, чтобы учащиеся могли приобретать познания, изучать предмет, делать выводы, применять приобретенные знания на практике и в жизни. С помощью него у студентов формируются творческие навыки в решении многих проблем и задач. Его недостаток лишь в том, что он требует достаточно большого количества времени.
Важное значение в познавательной деятельности обучающихся занимает метод «частично поисковый», или «эвристический». Данный метод имеет такое название из-за того, что учащиеся изучают и решают проблемы предмета не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель вовлекает студентов для решения проблем лишь на определенном этапе. Какую-то часть знаний излагает преподаватель, а остальную часть учащиеся
добывают своими силами, отвечая на поставленные перед ними вопросы, разрешая проблемные задания.
Подводя итог вышеизложенному, данный метод можно охарактеризовать, как метод «частичного изложения знаний преподавателем», то есть не все знания предоставляются учащимся в готовом виде, а лишь их часть, а остальное студентами добывается самостоятельно. Преподаватель, таким образом, выступает в качестве оперативного управляющего учебным процессом.
Нельзя не упомянуть и про метод «проблемного изложения». Вся суть данного метода сводится к тому, что преподаватель озвучивает студентам определенного рода проблему и самостоятельно ее решает, а учащиеся лишь следят за ходом мысли преподавателя. То есть преподаватель, используя вышеописанный метод, показывает учащимся мыслительную деятельность, сам процесс познания. Главное в этом методе это то, что учащиеся не только запоминают знания, делают выводы, но и отслеживают ход рассуждений преподавателя, следят за движением его мыслей. И, несмотря на то, что учащиеся выступают в качестве наблюдателей - ими приобретается огромный опыт и знания от преподавателя.
К инновационным методам обучения при изучении дисциплины «История политических и правовых учений» относят и метод «проектов». Это метод обучения, при котором студенты приобретают и осваивают знания самостоятельно, выполняя задания разного уровня сложности. Метод «проекта» - это система исследовательских, поисковых, расчетных и иных заданий, которые обучающимися выполняются под контролем и руководством преподавателя, но, тем не менее, самостоятельно. Главная цель метода «проекта» -это самостоятельное решение проблемы обучающимися.
Данный метод имеет следующие составляющие (их еще называют «5 П»): 1) проблема; 2) проектирование (проблемы и путей решения); 3) поиск решения проблемы; 4) продукт (готовое решение проблемы); 5) презентация. Также выделяют и шестой «П» - «портфолио». «Портфолио» -это совокупность всех разработок по решению поставленной перед студентами проблемы.
Суть метода «проектов» - акцентировать внимание на практической значимости результа-
та после того, как студентами решена проблема. То есть этот результат можно применить, как-то обдумать.
Но для того, чтобы студенты смогли прийти к какому-то результату при решении определенных проблем курса, преподавателю необходимо обучить учащихся мыслить и находить решения проблем, привлекая свои знания, умения и навыки [9].
Уровень прочности и качественности усвоения материала изучаемой дисциплины во многом зависит от степени вовлеченности учащегося в процесс обучения, наличия у него внутренней мотивации к обучению. К перечню дисциплин, усвоение которых нужно для изучения дисциплины «История политических и правовых учений», относятся: «Философия», «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права». Все названные дисциплины подлежат изучению на первом курсе обучения по программе бакалавриат, поэтому бывшим ученикам школ достаточно сложно самостоятельно подготовиться к изучению такой дисциплины, как «История политических и правовых учений».
Н. В. Кукина называет следующие инновационные методы преподавания «Истории политических и правовых учений»:
- Контент-анализ политических трудов, концепций различных мыслителей. Контент-анализ - это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким применением компьютерных технологий. Его преимущество в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на базе объективной информации. Политологам контент-анализ интересен и полезен, прежде всего, для более глубокого научного осмысления главных политических доктрин Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени, развития политической идеологии в единстве ее мировоззренческих основ и теоретического содержания, основных направлений политической идеологии, причин многообразия и развития политических учений.
- Самостоятельная разработка программы политологического исследования, в частности по «Истории политических и правовых учений».
Политологическое исследование по любой теме начинается с разработки программы и проводится в наиболее полном соответствии с ее положениями. Программа включает в себя теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения проблемы. Применение указанных методов обучения позволяет увеличить уровень теоретической и практической подготовки учащихся [5].
Автор утверждает, что анализ политических текстов методом контент-анализа полезен для наилучшего восприятия информационной базы по «Истории политических и правовых учений», потому что в рамках указанного метода учащимся нужно самостоятельно анализировать политические и правовые концепции; общие вопросы, которые имеют основополагающее значение для изучения тем по «Истории политических и правовых учений» как политологической дисциплины; проводить политологический анализ политических концепций; представлять научные рекомендации с той степенью конкретности, которая может обеспечить внедрение их в практику.
Как считает Н. В. Кукина, «самостоятельное освоение и разработка программы политологического исследования есть один из самых эффективных и продуктивных способов усвоения, запоминания теоретического материала. Применяя данный метод, преподаватель перед началом семинарского занятия озвучивает, предоставляет учащимся на обозрение перечень наиболее актуальных и значимых вопросов, предлагая тем самым озвученные вопросы в качестве тем политологического исследования. Ученикам необходимо самостоятельно проработать оглашенные вопросы и предоставить на следующем семинарском занятии их на обозрение преподавателю и одно-группникам» [5].
Полагаем, что наиболее продуктивно будет действовать метод самостоятельной разработки программы политологического исследования в том случае, если учащиеся разделятся на небольшие группы, каждая группа выберет свою тему исследования, которая будет разработана совместно с использованием информационных технологий, например, в виде составления презентаций. Учитывая разный уровень подготовки студентов, посредством работы в группе они помогают друг
другу решить поставленную задачу. Совместное обсуждение и предложение учащимися способов решения существующих проблем формирует у них способности четкого выражения своих мыслей, доказывания правильности своего подхода к решению поставленной задачи. В результате наиболее эффективная разработка программы политологического исследования подлежит оформлению в виде статьи с целью последующей публикации в научных журналах и представлению на конференции.
Инновационные технологии обучения в текущее время направлены на формирование активных жизненных позиций студентов. К ним относят новые формы работы на семинаре в режиме интерактива. Возможно, что при всем этом будут использоваться и классические приемы работы с текстом учебника [2, с. 13].
При изучении курса «История политических и правовых учений» Н. В. Кукиной опробованы следующие интерактивные образовательные технологии, применяемы в рамках семинарских занятий: «дебаты; деловая игра; работа в группах (ролевые игры); публичные доклады; научно-исследовательская игра» [5].
Особое внимание следует уделить такому виду дебатов, как модифицированные дебаты. Они представляют собой использование отдельных элементов традиционных дебатов. К примеру:
1. Происходит увеличение числа игроков-учащихся в каждой команде.
2. Время выступлений по большей части сокращается.
3. Образуются своего рода группы поддержки, которые стремятся оказать помощь команде и к которым участники команды могут обращаться за советами во время тайм-аутов.
4. Также разрешаются вопросы из аудитории.
5. Образуется некая группа «экспертов», которая может обладать функциями судей.
6. Данный вид дебатов позволяет разрабатывать компромиссные решения.
7. Данный способ позволяет усиленно анализировать и подводить итоги, делать выводы, а также производить сравнение позиций каждой из команд.
8. При использовании данного метода (способа) изучения предмета между учащимися осуществляется ролевая игра.
9. Роль ведущего дебатов - преподавателя в указанном виде дебатов очень значима.
В момент проведения дебатов очень часто происходит отклонение от темы и участники-учащиеся концентрируют свое внимание не на значимых моментах, а на очень мелких деталях, не обладающих большой ролью, что не способствует решению поставленных задач. Именно в подобных ситуациях ведущий-преподаватель направляет учащихся в нужное русло, всячески комментируя ситуацию.
С помощью дебатов с учащимися могут быть проведены занятия повторительного и обобщающего характера. При этом учащимися приобретаются дополнительные навыки и умения. Дебаты проходят на базе главного содержания учебного материала.
К нововведениям в системе обучения предмету «История политических и правовых учений» можно отнести метод «медиации». Студентам предлагается разрешать спорные ситуации, темы, высказывания с участием нейтрального посредника-«медиатора».
В. С. Лазарев предлагает вариант проведения метода «медиации» на занятии. Студенты делятся на три группы. Первой и второй группе преподаватель дает познакомиться со сведениями по спорному вопросу, которые письменно изложены на бумаге [7].
Группа № 1 защищает интересы одной стороны, группа № 2 рассказывает со своей точки зрения. После того, как пройдут 5-минутные обсуждения, представитель каждой группы выступает и защищает свою сторону.
Группа № 3 - «медиаторы». Их задача примирить стороны, найти взаимовыгодное решение.
Еще одним из инновационных методов обучения является метод тренинга. Тренинг - это один из самых интерактивных методов обучения студентов и развития их личности. Метод тренинга включает в себя целый ряд всяческих игр и упражнений, которые взаимосвязаны между собой и объединены в некую систему.
Метод тренинга используется преподавателем на занятии и занимает по времени всего 10 минут. Тренинги сами по себе достаточно раз-
нообразны. Например, по содержанию выделяют тренинги-семинары и тренинги-марафоны; по целевому назначению - обучающие и даже психотерапевтические.
Цели данного метода - повышение компетентности учащихся; определение и формирование у учащихся своей позиции и своего мнения; формирование и овладение новыми знаниями и умениями; освобождение учащихся от сдерживающих факторов и барьеров; овладение учащимися коммуникативными навыками [9].
Интерактивные способы обучения наиболее соответствуют ориентированному на личность подходу, подразумевают коллективное, совместное обучение, при этом и обучающийся, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на личном опыте каждого из обучающихся, их собственных убеждениях.
Обучение с внедрением интерактивных образовательных технологий подразумевает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [7, с. 104].
Т. С. Панина отмечает, что интерактивные методы обучения позволяют улучшить процесс понимания, развить творческое мышление при решении различных вопросов и практических задач, увеличивают мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем. В процессе интерактивного обучения формируется способность оригинально мыслить, аргументировать свою позицию, вырабатывается умение выслушивать отличную от своей собственной точку зрения, умение взаимодействовать со своими оппонентами. Посредством внедрения интерактивных технологий в процесс обучения осуществляется контроль усвоения материала и умения использовать приобретенные знания в различных ситуациях [9].
В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции. Среди последних, к примеру, могут быть выделены:
- Проблемная лекция. Преподаватель сначала и в процессе изложения учебного материала
создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ и изучение. Разрешая разногласия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.
- Бинарная лекция. Представляет собой работу двух преподавателей, которые читают лекцию по одной и той же теме и взаимодействуют как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории производится постановка определенных тезисов, изречений, и их анализ, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений [9, с. 45].
- Лекция - «пресс-конференция». Преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание [9, с. 46].
Для овладения основными знаниями по теме лекции, лучшего усвоения представленного на лекции материала обучающемуся необходимо заблаговременно, до чтения лекции, изучить несколько источников литературы по теме занятия, что позволит быстрее сориентироваться в поступающем потоке информации, задать преподавателю все интересующие вопросы. Важна также и работа учащегося над текстом лекции после ее воспроизведения.
На подготовку к семинарским занятиям студентам также необходимо отводить достаточное количество времени и прилагать определенные усилия. В частности, для основательной подготовки к практическому занятию студентам необходимо добавлять в свои конспекты лекций информацию из дополнительных источников литературы; письменно зафиксировать основные категории и понятия, применяемые в конкретных политико-правовых учениях, и заучить их; внимательно прочитать задания к семинарскому занятию и подготовить краткий план ответов на имеющиеся вопросы.
По мнению Т. С. Паниной, достаточно инновационным методом в обучении и преподавании
является метод «попс-формула». Этот метод применяется при проведении дискуссий и всевозможных споров на семинарских занятиях.
Суть указанного метода состоит в том, что студенты высказывают:
1. «Позицию» - обучающиеся поясняют, какова их позиция, каково их мнение. Объяснять свою позицию необходимо, начиная со слов -«я считаю, что».
2. «Обоснование» - обучающимся необходимо не только обозначить свою позицию, но и подкрепить ее некими доводами, доказательствами. Обосновывать свою позицию необходимо, используя слова - «потому что».
3. «Пример» - обучающиеся при доказывании и донесении своей позиции до оппонентов должны применять примеры и использовать в своей речи слова - «я могу подтвердить это следующим».
4. «Следствие» - обучающимся необходимо сделать вывод по окончании обсуждений. Для этого необходимо использовать словосочетание -«в этой связи».
То есть в общей сложности выступление учащихся занимает примерно 1-2 минуты и может состоять всего из 4-5 предложений [9].
В текущее время к числу новаторских методов относятся информационные методы обучения: применение компьютерной техники для доступа к веб-сайтам, использование различных программ с целью расширения информационного поля, увеличения скорости обработки информации для трансформации ее в знания. Компьютерные технологии позволяют сделать обучение более продуктивным, поскольку при использовании электронных ресурсов в процесс восприятия учебной информации вовлекается большинство сенсорных компонентов деятельности обучаемого. На данный момент мультимедийные технологии являются одним из самых перспективных направлений информатизации учебного процесса.
В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава имеется перспектива успешного применения современных информационных технологий в преподавании предмета «История политических и правовых учений» [10, с. 102].
Следует отметить, что главной отличительной чертой инновационных методов в преподавании такого предмета, как «История политических и правовых учений» является то, что обучающиеся проявляют инициативу в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель с позиции партнера-помощника.
В современном процессе подготовки специалистов используются как классические, так и инновационные методы обучения. Необходимо не только продвигать вперед инновационные способы, но и не забывать о классических способах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. Нужно, чтобы классические и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга [7, с. 108]. Использование инновационных методов обучения позволяет активизировать работу обучающихся, избежать рутинности в педагогической деятельности, сформировать у обучающихся способности разрабатывать, формулировать свою позицию и аргументировать ее. Кроме того, одним из самых важных факторов продуктивности применения инновационных и интерактивных методов обучения является плодотворная работа как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся, их взаимное сотрудничество, наличие мотивации к обучению, которая возможна в результате создания преподавателем условий для ее развития, несмотря на имеющиеся трудности в реализации названных методов, поскольку по программам бакалавриата и магистратуры основное место отводится на самостоятельное изучение обучающимися предметов.
Литература
1. Альбова А. П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учебник / кол. авт.; под ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - М.: Юстиция, 2017. - 384 с. - (Магистратура). - URL: http://static. my-shop.ru/product/f16/258/2576791.pdf (дата обращения: 21.09.2018).
2. Аронова Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по большинству дисциплин. - М.: Статут, 2012. - 34 с.
3. Баженова Е. А. Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений [Электронный ресурс]. - Владимир: Владимир. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2016. - URL: http://op.vlsu.ru/fileadmin/ Programmy/Magistratura/40.04.01/Teor_i_pr_prav_reg/R_prog/RP_IPPU_zaochka.pdf (дата обращения: 25.09.2018).
4. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. - 2014. - № 2. -С. 724-725.
5. Кукина Н. В. Методологические аспекты истории политических учений: учеб.-метод. пособие / сост. Н. В. Кукина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 28 с.
6. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод [Электронный ресурс] // Ленинград. юрид. журн. - 2005. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kurs-istorii-pohticheskb-ucheniy-znachenie-predmet-i-metod (дата обращения: 15.09.2018).
7. Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы преподавания предмета история политических и правовых учений // Сельская школа. - 2009. - № 1. - С. 104-108.
8. Минеева Т. Г., Гуськов Д. Н. Инновационный подход к преподаванию историко-правовых и теоретико-правовых дисциплин [Электронный ресурс] // Инновационные методы обучения в высшей школе: сб. ст. по итогам метод. конф. ННГУ 12-13 февр. 2015 года. Вып. 2015. - Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2015. - URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/method_conf/sbornik2015.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
9. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - С. 41-48.
10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Академия, 2009. -192 с.
References
1. Albova A.P. Istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy: uchebnik [History of political and legal doctrines]. Moscow, Justice Publ., 2017. 384 p. (In Russ). Available at: http://static.my-shop.ru/product/f16/258/2576791.pdf (accessed 21.09.2018).
2. Aronova G. A. Metodika obucheniya vzroslykh: osobennosti lektsionnoy formy podachi materiala po bol'shinstvu distsiplin [Methods of adult education: features of lecture form of presentation of the material in most disciplines]. Moscow, Statute Publ., 2012. 34 p. (In Russ).
3. Bazhenova E.A. Rabochaya programma distsipliny istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy [Tutorial discipline history of political and legal doctrines]. Vladimir, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs Publ., 2016. (In Russ). Available at: http://op.vlsu.ru/fileadmin/Programmy/Magistratura/40.04.01/Teor_i_ pr_prav_reg/R_prog/RP_IPPU_zaochka.pdf (accessed 25.09.2018).
4. Balin A.V. Ispol'zovanie innovatsionnykh metodov v obrazovanii [The use of innovative methods in education]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2014, pp. 724-725. (In Russ).
5. Kukina N.V. Metodologicheskie aspekty istorii politicheskikh ucheniy: uchebno-metodicheskoe posobie [Methodological aspects of the history of political doctrines]. Yaroslavl, P.G. Demidov Yaroslavl State University Publ., 2016. 28 p. (In Russ). Availableat: https://vk.com/doc77578989_450171085?hash=7a1b4b10f8d7c1848f&dl=472d17cce6e6 bf73e8 (accessed 17.10.2018).
6. Lazarev V.V. Kurs istorii politicheskikh ucheniy: znachenie, predmet i metod. [Course of the history of political studies: the value, subject and method]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal [Leningrad Law Journal]. (In Russ). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kurs-istorii-politicheskih-ucheniy-znachenie-predmet-i-metod (accessed 15.09.2018).
7. Lazarev V.S. Ponyatie pedagogicheskoy i innovatsionnoy sistemy prepodavaniya predmeta istoriya politicheskih i pravovykh ucheniy [The concept of pedagogical and innovative system of teaching the subject history of political and legal doctrines]. Sel'skaya shkola [Rural school], 2009, pp. 104-108. (In Russ).
8. Mineeva T.G., Guskov D.N. Innovatsionnyy podkhod k prepodavaniyu istoriko-pravovykh i teoretiko-pravovykh distsiplin. Innovatsionnye metody obucheniya v vysshey shkole [An innovative approach to the teaching of historical, legal and theoretical legal disciplines. Innovative teaching methods in higher education]. Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ., 2015. (In Russ). Available at: http://www.unn.ru/pages/ e-library/method_conf/sbornik2015.pdf (accessed 19.10.2018).
9. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya: uchebnoe posobie [Modern ways to enhance learning]. Moscow, Academy Publ., 2008, pp. 41-48 (In Russ).
10. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie [Innovative educational technology. Active teaching]. Moscow, Academy Publ., 2009. 192 p. (In Russ).