ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. МЕТОД ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ Головашкина И.В.
Головашкина Ирина Васильевна - Отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный работник муниципального образования «Город Калуга», преподаватель английского языка,
заведующая кафедрой, кафедра иностранных языков, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 24, г. Калуга
Аннотация: применение инновационных методов на уроках иностранного языка для развития мыслительных и коммуникативных навыков, расширения кругозора и повышения мотивации учащихся, основанное на дифференцированном подходе.
Ключевые слова: технология edutainment, мозговой штурм, открытое пространство, креативное письмо, творческие тренинги.
В обучении иностранным языкам в школе в настоящее время первоочередная задача -обеспечить подготовку специалистов, сочетающих профессиональную компетентность и высокую культуру, т.е. ученики должны не только обладать теоретическими знаниями и определённым словарным запасом, но и уметь осознанно и достаточно свободно выражать свои речевые намерения, являться полноправными участниками продуктивного речевого общения [1]. Невозможно заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию, пробудить интерес к предмету, опираясь лишь на старые методы работы. Анализируя преподавание иностранных языков в школе, практика показывает, что обычно количество письменных упражнений на отработку лексико-грамматических навыков доминирует над упражнениями по развитию умений неподготовленной речи, то есть основные акценты ставятся на обучение иностранному языку с использованием упражнений как средства обучения, а не как выражения коммуникативной цели обучения [1].
По мнению специалистов, современному языковому образованию в профильной школе необходимы: [2] изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком; определение новых подходов к отбору содержания и организации материала; использование адекватных методов и приемов обучения, форм и видов контроля.
Раньше можно было сказать учащимся: «Если вы выполните это упражнение, то узнаете значение новых слов и сумеете перевести весь текст!». Сегодня, к сожалению, многие учащиеся признаются: «А мне гораздо легче воспользоваться электронным переводчиком в компьютере!» Проанализировав затруднения сегодняшних школьников, я выделила основные языковые трудности: неумение формулировать основную мысль, аргументировать суждения; неумение оформлять текст (высказывание) структурно и логически правильно; неспособность редактировать текст (и в устной речи, и в письменной).
Задача современного учителя: сделать процесс обучения увлекательным, максимально отвечающим интересам и потребностям учащихся [2]. И здесь на помощь приходит ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ. Edutainment - английский термин, полученный при слиянии слов education (обучение) и entertainment (развлечение). Впервые термин был озвучен ещё в 1973 году учёным
Робертом Хейманом. Эдьютейнмент отражает связь между обучением и развлечением, т.е. ученик фокусируется на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели. Не нужно думать, что эдьютейнмент - лишь некая игровая практика, на которую и так сложно выделить время в плотном графике уроков. Эдьютейнмент - это в первую очередь переосмысление традиционных обучающих форм в современном ключе. Средства эдьютейнмента делятся на традиционные и современные: традиционные - это музыка, фильмы, комиксы, книги, телепрограммы, современные же - это электронные системы (сетевые выставки, электронные учебники); персональные компьютерные системы (компьютерные/видеоигры, электронные энциклопедии, тесты); веб-технологии (электронная почта, блоги, чаты, видеоконференции).
Многие традиционные средства нам, педагогам, не в новинку: мы смотрим на уроках фрагменты фильмов на иностранном языке, слушаем музыку. Например, музыка будет являться эдьютейнмент-средством, если дать такое задание: прослушайте песню с пропусками некоторых слов (естественно, сложность зависит от уровня и возраста учащихся) и заполните пробелы.
Одно из эдьютейнмент-средств - «мозговой штурм» или «актуализация абстрактных знаний». Например, при изучении темы «Достопримечательности Британии (США и т.д.)» задание может быть таким. Каждый из вас - директор туристического агентства, которое претендует на контракт с мэрией. Подготовьте ваш маршрут из 5 любых достопримечательностей для туристов. Можете использовать картинки, презентации, музыку, национальные символы, лозунги. Время выступления - 5 минут. По окончании всех выступлений «жители города» проголосуют за победителя. Педагог, в зависимости от учебного плана и исходя из собственной загруженности, может отвести этому отдельный урок, выделять по 10 минут на нескольких уроках, подготовить внеклассное или даже общешкольное мероприятие - вариантов масса.
Ещё один вариант - очень популярный в современных американских и европейских школах - «открытое пространство». Именно этот вариант требует высокого уровня интеллектуальной и личностной активности, что предусмотрено новым ФГОСом [2]. Ученикам даётся определённая тема и возможность свободно перемещаться по классу и принимать участие в любых диалогах (то же делает и учитель), в конце урока (или мероприятия) все собираются вместе и делятся впечатлениями. Это можно использовать даже в младших классах со следующей установкой: принесите несколько фотографий (картинок) с представителями разных профессий (профессий ваших пап, мам и т.д.) и расскажите, чем и как эти люди занимаются). Также такой подход незаменим при изучении тем «Pets», «Hobby». Дети очень любят выступать и после довольно скучной, но необходимой отработки лексики и грамматики на уроках, такое подведение итогов их очень заинтересует и порадует.
Если есть возможность, можно сделать это внеклассным мероприятием с костюмами и приглашением одноклассников и родственников, других учителей. В процессе подобных дискуссий можно научиться чётко и лаконично выражать свои мысли, активно отстаивать собственную точку зрения, отвергать ошибочное мнение. Также полезно использовать занятия с «открытым пространством», т.е. подразумевающим свободное общение, во время поездок, экскурсий. Такие средства эдьютейнмента не являются чем-то абсолютно новым и необычным, но, несомненно, повышают мотивацию учащихся и способствуют развитию креативности.
Что касается современных средств эдьютейнмента, то использование обучающих видеоигр (Интернет-олимпиады) рассчитано не только на развлечение, но и на расширение кругозора, развитие памяти, логики, реакции, интеллекта, внимания, художественного восприятия и воображения. Обучение проходит в игровой форме, в процесс запоминания включены зрение и слух, что повышает качество восприятия.
В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить... подготовку специалистов... в условиях информационного общества и развития новых технологий.». Перед нами стоит важная задача - воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Не секрет, что многие школьники практически безвылазно находятся в чатах и программах ICQ. Я прошу своих учеников по возможности общаться в сети на иностранном языке хотя бы 10-15 минут в день, ведь способность изложить свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Электронная почта -незаменимое средство эдьютейнмента. На средней и старшей ступени обучения можно попробовать «электронную цепочку», или «креативное письмо». Это потрясающий опыт как индивидуального, так и коллективного творчества. К тому же это тренирует умение логически
мыслить, особенности письменной речи, учит оформлению неподготовленного высказывания, даёт колоссальный опыт подготовки к выполнению заданий ГИА и ЕГЭ.
Например, учитель отправляет ученику электронное письмо на 2-3 абзаца по определённой теме (например, описание какой-то ситуации - высадка инопланетян на школьном дворе) и оставляет незаконченным. Ученик дописывает заранее установленное количество слов и отправляет следующему, и так до конца цепочки, то есть пока письмо не вернётся к учителю. Затем получившийся рассказ зачитывается целиком и оценивается. Критерии оценки могут быть разными: орфография, грамматика, логика построения высказывания, выбор лексики, юмор. Целесообразно выбирать темы, не только соответствующие разделу основного учебника, но и актуальные для учащихся.
Существует ряд интересных творческих тренингов, составленных в определённой последовательности от простого к сложному, то есть от репродукции к составлению собственного мнения. Перед учащимися очень важно поставить вопросы личного характера, например: какое значение имеет полученная информация лично для меня? чем отличается мой мир от мира моего сверстника за рубежом? почему существуют эти различия?
Пример творческих тренингов: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ответьте на письмо письмом, телефонным разговором).
Отличительные черты этих тренингов состоят в том, что они выполняются как в устной, так и в письменной форме; по содержанию носят речевой и творческий характер; интересны и увлекательны как для учащихся, так и для преподавателей. Могут быть использованы как на уроке, так и во время поездок, экскурсий, как основа при подготовке школьных мероприятий. При изучении довольно сложной темы «Экология» учитель может вполне использовать данные в основном учебнике упражнения и тексты, немного изменив требования к выполнению заданий. Установка: «Мы - редакция популярного журнала и занимаемся журналистским расследованием. Поэтому будем рассматривать всю информацию учебника как требующую проверки».
Упражнения в рамках творческого тренинга для чтения и аудирования: найдите и выпишите необходимую информацию; сделайте письменный обзор по теме или проблеме, используя при этом различные источники на иностранном языке; по аналогии со статьёй подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале; прослушайте прогноз погоды на английском языке и сделайте его противоположным по смыслу (по ключевым словам); выберите любую современную песню со словами по теме на англ. языке и переведите её; подготовьте рассказ с правдивыми и абсурдными фактами об экологии и зачитайте, остальные работают по схеме TRUE\FALSE.
Упражнения в рамках творческого тренинга для письма и говорения: напишите письмо директору, другу, в Гидрометцентр, запросите информацию, поблагодарите и выразите надежду на скорый ответ и т.д.; определите, чем отличаются схемы различных писем, выделите отдельные клише, ключевые слова; дайте характеристику авторов, определите характер письма (личное, деловое, проблемное), спрогнозируйте возможный ответ; возьмите интервью у одноклассника на иностранном языке, учителя биологии, географии на русском языке и переведите его; расскажите о реальном прогнозе погоды на ближайшее время; поделитесь собственным мнением об экологии вашего города, подготовьте презентацию о самых неблагополучных районах. В результате получаются не только обзорные статьи с иллюстративным материалом для школьной газеты, но и выставки работ учащихся по проблеме, общешкольные мероприятия по конкретной проблеме, у нас успешно прошли бинарные уроки с преподавателями смежных предметов.
Использование системы эдьютейнмент ни в коем случае не подразумевает превращение всей системы обучения в игровую модель и не отменяет кропотливой работы учителя по обучению базовым навыкам, знаниям и умениям. Традиционная система обучения иностранным языкам обладает массой достоинств, однако в то же самое время ей присущи некоторая излишняя академичность и громоздкость. Именно поэтому перед любым учителем иностранных языков стоит задача преподать «живой язык», создать условия, максимально приближенные к условиям реального общения. Как утверждают специалисты, эдьютейнмент оптимально соответствует решению данной задачи. Обучение должно быть неразрывно связано с развлечением, а вот объём использования и вид эдьютейнмент-средств учитель может определять самостоятельно, исходя из конкретной ситуации.
Список литературы
1 Стандарт основного общего образования по иностранному языку. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004.
2 Krowford J.B. Linguists in us. Blackwool & Sons. USA.
3 Барышникова Н.В., Шевченко Т.Д. Технология «SWOT-анализ» как средство обучения иноязычной речи // Иностранные языки в школе, 2011. № 9. С. 72-76.
4 Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. // Иностранные языки в школе, 2004. № 4. С. 11-17.
5 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. М.: МГЛУ, 2003.
6 Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Емалиева. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. // Н.Д. Гальскова. 3-е издание, переработанное и доп. М.: АРКТИ, 2004.