ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В УПРАВЛЕНИИ ВУЗАМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 33.338.22
Светлана Геннадьевна Ермакова,
соискатель Кафедры «Управления инновациями», РЭУ им.
Г.В. Плеханова, менеджер проектов,
Тел.: (903) 277-75-48
Эл. почта: [email protected]
Данил Сергеевич Шийко,
к.э.н., доцент кафедры Менеджмента и маркетинга, МФЮА
Тел.: (926) 395-96-60
Эл. почта: [email protected]
Как можно сформулировать понятие «инновации в управлении»? Автор статьи определяет это понятие как «адаптация неизвестной до настоящего времени совокупности методов управления, внедрение которых позволит достичь необходимых результатов в управлении чем-либо, с большей легкостью, с использованием меньшего количества материальных и людских ресурсов».
Соответственно, применительно к управлению образовательными услугами мы можем сформулировать понятие «инновации в управлении» как «адаптированные и внедренные в образовательный процесс совокупности методов управления (возможно, заимствованные из других сфер человеческой деятельности), которые могут позволить добиться необходимых результатов с применением меньшего количества ресурсов - материальных либо людских». Отталкиваясь именно от такого определения, мы рассмотрим инновации в управлении высшей школой сегодня.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновации в управлении ВУЗами, инновационные механизмы в управлении ВУЗами, инновации в управлении, инновационное обеспечение образовательным процессом.
Svetlana G. Ermakova,
Competitor for scientific degree of the Department "Managements of innovations", REU of G.V. Plekhanov Project manager, Tel.: (903) 277-75-48 E-mail: [email protected]
Danil S. Shiyko,
PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Management and marketing, MFYuA Tel.: (926) 395-96-60 E-mail: [email protected]
INNOVATIVE MECHANISMS IN MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF MODERN ECONOMY
How it is possible to formulate the concept "innovations in management"? Author considers it as "adaptation of the unknown so far sets of the methods of management which introduction will allow to reach necessary results in management something, with bigger ease, with use of smaller quantity of material and human resources".
Respectively, in relation to management of educational services we can formulate concept "innovations in management" as "the sets of methods of management adapted and introduced in educational process (probably, borrowed of other spheres of human activity) which is able to afford to achieve necessary results with application of smaller quantity of resources — material or human". Making a start from such definition, we will consider innovations in management of the higher school today.
Keywords: innovative development, innovations in management of Higher education institutions, innovative mechanisms in management of Higher education institutions, innovations in management, innovative providing with educational process.
1. Введение
Инновации в управлении «институтом образования» (мы будем пользоваться этим термином, хотя ни научного, ни правового определения данного понятия пока не сформулировано) необходимы. Застывшая система управления обречена на гибель, она должна отличаться большей гибкостью и динамичностью [3]. Существуют восемь черт эффективного управления [4]. Среди них автор статьи может выделить две, являющие главными применительно к управлению образованием сегодня:
1) Постоянный контакт с потребителем.
2) Простота форм управления, немногочисленность управленческого штата.
И если о первой черте можно сказать многое, смысл ее понятен: необходима «обратная связь» между выпускниками и учебными заведениями; необходим контакт между организациями, которые нанимают выпускников ВУЗов, и ВУЗами, которые, можно сказать, «вкладывают» знания в умы студентов.
Не случайно сегодня мы наблюдаем тенденцию, обратную созданию образовательных учреждений на базе технопарков ситуацию-создание технопарков на базе учебных заведений. Как пример приведем технопарк СГЭУ - при Самарском Государственном Экономическом Университете [5].
А вот о второй черте - простоте форм управления -хочется сказать отдельно. И коротко. Она является оборотной стороной медали «обратной связи» с конечным потребителем образовательных услуг: «Чем меньше уровней передачи информации, тем быстрее будет отклик». Все просто.
Итак, инновации в управлении ВУЗами как составными элементами института образования должны базироваться на стратегическом планировании развитием ВУЗа и опираться на детальный анализ внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
2. Виды инноваций в образовательном учреждении
Рассмотрим виды инноваций в образовательном учреждении. Подробно они приведены на рисунке 1.
Упрощенно инновации в управлении образовательными учреждениями, в нашем случае, ВУЗами, можно разделить на следующие (рис. 2, составлено автором):
2.1. Структурно-управленческие инновации
Рассмотрим обозначенные нами инновации по порядку, выделив методы и механизмы влияния той или иной инновации на осуществление процесса управления ВУЗом.
1) структурно-управленческие инновации.
Это изменение непосредственно в системе управления ВУЗом. Можно выделить:
А) структурные (организационные) нововведения -внедрение новых форм и методов организации труда,
Рис. 1. Инновации в управлении ВУЗами (укрупненная схема)
Инновации в управлении ВУЗами
1 1
Структурно-управленческие инновации Изменение организационно-правовой формы ВУЗа Краудсорсинг & Бенчмаркетинг
Рис. 2. Укрупненная схема инноваций в управлении образовательными
учреждениями
а также изменение соотношения структурных подразделений (ликвидация и разъединение кафедр, к примеру). Создание новых подразделений - например, новых, более узкоспециализированных кафедр на базе более старых.
Б) Управленческие нововведения
Наверное, самые распространенные сегодня. Это изменение функций и задач элементов системы. Мы привыкли, что преподава-
тель работает в ВУЗе каждый день? А давайте пригласим вести лекции практика, «аса» своего дела. Он не будет целыми днями находиться в ВУЗе, но обогатит своих студентов бесценными знаниями из практики.
В) экономические нововведения.
Изменения в финансово-экономической сфере деятельности. Пример: новые системы оценки преподавателей через тестирование студентов. Хотелось бы остановить-
ся на этом моменте подробнее, так как некоторые авторы считают это отдельной инновацией.
Например, в статье на экономическом портале отмечается, что «оценка работы преподавателей студентами является важным инструментом изучения качества образовательных услуг» [6]. Пришла она к нам из-за рубежа (student evaluation of faculty - SEF). И я считаю, она должна быть применима к экономическим инновациям как метод оценки качества образовательного процесса, который влияет на качество итогового образования.
Этот механизм можно обозначить так (рисунок 3, авторский).
Г) Социальные нововведения. Как пример, введение новых систем социально-профессиональной адаптации молодых преподавателей.
Д) Юридические нововведения. Совершенствование внутренних норм, регулирующих работу ВУЗа.
E) Аутсорсинг
Это нововведение нашего века, нашедшее свое применение и в образовательных услугах. Отмечу, что механизм аутсорсинга в образовательной сфере за рубежом используется в основном для управления имуществом. Это повышает эффективность управления ресурсной базой ВУЗа. Не проблемы ректора теперь ремонт здания или обеспечение студентов писания. ВУЗ занимается своей прямой обязанностью - подготовкой специалистов и выполнением научных работ.
Ж) проектно-ориентированный подход к управлению.
Некоторые ученые также относят его к отдельному виду инноваций. Как мне кажется, совершенно напрасно, ведь в основе лежит механизм изменений в управлении. Метод, который применяется, представляет собой разделение деятельности ВУЗа на отдельные проекты и объединение групп, которые занимаются отдельным проектом. То есть суть проектного управления заключается в том, чтобы - не разрушая вертикальные и горизонтальные связи, сосредоточить усилия различных творческих персоналий в работе над поставленной в конкретном проекте целью.
Рис. 3. Механизм взаимодействия субъектов образовательного процесса
Рис. 4. Механизм ГЧП в сфере образования
На мой взгляд, это самый действенный из всех методов данного подраздела.
2.2 Изменение организационно-правовой формы ВУЗа
2) изменение организационно-правовой формы ВУЗа.
Тут я имею ввиду не слияние или расформирование учебных заведений, что сегодня становится поветрием, а именно создание новых по своей правовой сути структур.
А) ГЧП, или государственно-частное партнерство. Этот механизм зарекомендовал себя во многих сферах деятельности. Он обеспечивает повышение эффективности расходования бюджетных средств, а также улучшает качество услуг. Пока понятие ГЧП определено только в региональном законода-тельстве[7].
На данный момент существует проект ФЗ «О публично-частном партнерстве». Специалисты Центра развития ГЧП сочли этот термин более соответствующим действительности, так как органы местного самоуправления сегодня не входят в систему органов государственной власти[8].
Применительно к сфере образования ГЧП сродни проектному методу, однако на более высоком уровне. Механизм ГЧП в сфере образования представлена на рисунке 4 (авторская разработка).
Какие примеры можно привести в пример?
Частное лицо может являться аутсорсером в ремонте здания ВУЗа. Также автор может выделить следующие формы взаимодействия ВУЗа: Ремонт
Управление имуществом Сервисные услуги Выполнение образовательных услуг (образовательный франчайзинг).
Некоторые исследователи [9] приводят в качестве «высшей ступени эволюции» так называемый «контракт жизненного цикла» [10]. Согласно условиям такого контракта одна сторона - исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание, а другая сторона -государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений), либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе; лечение в медицинском учреждении) [11].
Б) Автономное учреждение Возможность внедрять в сфере образования такие формы дал Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях». Механизм таков: ВУЗ может быть при согласии высшего коллегиального органа учебного заведения «преобразоваться» в автономное учреждение. При этом в нашем автономном учреждении создается наблюдательный совет, который не подменяет ни собственника (учредителя), ни ректора (администрацию ВУЗа), ни Ученый Совет.
Данный Закон направлен на развитие финансово-хозяйственной самостоятельности государственного учреждения и дает большую экономическую свободу субъекту образования.
В) Образовательный франчайзинг Что такое франчайзинг, думаю, знают все. Образовательный франчайзинг - нормативно-правовой ме-
ханизм взаимодействия партнеров (образовательных учреждений) в системе дистанционного обучения; совместная деятельность учебных заведений по формированию предложения, производству и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок[13].
Образовательный же франчайзинг: своеобразный способ взаимодействия образовательных учреждений и иных форм собственности. Данная инновация основана на том, что франчайзинг в образовании можно рассматривать как продажу «продукта».
Образовательный франчайзинг сегодня - наиболее используемая модель. Как мы видим, она перекликается с функционированием автономных образовательных учреждений, а также может быть задействована при создании ГЧП.
2.3 Краудсорсинг и бенчмаркинг
3) Наконец, «краудсорсинг и бенчмаркинг». Почему мы поместили их вместе? Автор считает, что это две грани огромного процесса, который завоевывает сегодня все большую популярность: процесса, который можно рассматривать двояко - потери человеком своей индивидуальности и включением в человеческое сообщество в качестве «одного из многих». Что же такое «бенчмаркинг»? Это - обучение и анализ опыта ведущих наших и зарубежных учреждений с целью применения их опыта и выхода на лидирующие позиции.
Дадим определение профессора Ю. Рубина[14] - это «использование лучшего опыта, передовых достижений учебных заведений-лидеров, подразделений и преподавателей самого образовательного учреждения для улучшения результатов обучения и повышения уровня гарантий качества образования. Бенчмаркинг является не только методом мониторинга образовательной деятельности лучших учебных заведений, но и особой управленческой процедурой, направленной на непрерывное развитие внутренней системы обеспечения качества образования, контроля выполнения мероприятий, направленных на
улучшение слабых и развитие сильных сторон программ и (или) учебного заведения в целом».
Отметим, что использование бенчмаркинга как инструмента управления ВУЗом требует создания аналитических служб по обобщению и анализу работы других вузов.
Кстати, сегодня существуют специальные организации по проведению бенчмаркинга именно образовательных учреждений. Б) Краудсорсинг Новая и еще мало используемая технология отбора идей из массы предложенных. По сути - «мозговой штурм» неопределенно большого количества людей. Идея краудсор-синга - привлечение сотрудников к решению задач через усиление их творческой активности. Основные полученные результаты: снижение затрат и получение свежих идей.
В краудсорсинге как в механизме заложен принцип вовлеченности: сотрудники привлекаются к участию в проекте на стадии разработки.
Считаем, что необходима разработка «банка инноваций», применяемых на разных уровнях высшего образования: в управлении, на кафедрах, а также в общем и целом, на уровне организационно-правовой формы вуза. При правильном внедрении инновации в образовании вуза может в должной мере называться инновационным [15].
Вернувшись к цитируемой ранее работе Е.А. Монастырного[15], можно для вузов предложить такие понятия инноватики:
инновационный вуз - это вуз, осуществляющий инновационную деятельность, разрабатывающий, производящий и реализующий конкурентоспособную продукцию (товары, продукты, услуги), востребованную на рынке.
3. Заключение
В заключение анализа инновационных технологий в образовании сегодня можно сделать вывод, что наиболее часто используется аутсорсинг, образовательный франчайзинг, инновации в управлении, а также инновационные, а также до сих пор плохо еще разработанные: краудсорсинг и бенчмаркинг.
Автор выражает убеждение, что инновационные технологии будут не только внедряться в образовательный процесс высшей школы в России, но и оформляться законодательно. Данное убеждение автора базируется на том, что в ст. 20 Закона «Об образовании» РФ уже есть определение об «экспериментальной и инновационной деятельности в области образования» [1].
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2 . Ф е д е р а л ь н ы й з а ко н о т 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях»
3. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. - 72 с.
4. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Под ред. Л.И. Евенко. М., 1986
5. Ярмухамадов Э. Р. Инновационная деятельность предприятий при ВУЗах Самарской области на примере технопарка СГЭУ // Университетское образование, 2003 г. № 2(25) стр. 90-95 и стр. 96-100.
6. «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных парт-нерствах» [Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627-100 (в ред. от 10 апреля 2008 г.)] // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. № 27-43), «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия» [Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 года № 59-IV-3] // Гарант. М., 2003-2011. http://www. garant.ru/hotlaw/kalmyk/190928/).
7. Литвинова А. Силовикам и муниципалитетам разрешат создавать партнерства с бизнесом // РБК daily. 2011, 4 авг. С. 7.
8. Университетское образование 2003 №2 (25), стр. 90-95, 96-100.
9. Экономический портал, Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах, http:// institutiones.com/general/633 -sistemi-ocenivaniya.html
_
10. Май 2009, Журнал «Корпоративный юрист» № 5
11. http://www.vegaslex.ru/ text/32463
12. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг (Сущность, принципы построения и функционирования сети) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2002 170 с. РГБ ОД, 61:02-8/1833-0
13. «Термины и определения в инновационной сфере». Инновации. № 2. 2008
References
1. The federal law of 29.12.2012 № 273-FZ "About education in the Russian Federation".
2. The federal law of 03.11.2006 № 174-FZ (an edition of 03.12.2012) "About autonomous establishments".
3. Vladimirov A.I. About innovative activity of higher education institution. -
M.: OOO «Izdatelskij dom Nedra», 2012. - 72 s.
4. Piters T., Waterman R. In search of effective management. Under the editorship of L.I. Evenko. M., 1986.
5. Yarmukhamadov E.R. Innovative Activity of the Enterprises at higher education institutions of the Samara Region on the example of SGEU Science and Technology Park//Universitetskoe obrazovanie, 2003 g. № 2(25) str. 90-95 i str. 96-100.
6. "About participation of St. Petersburg in state-private partnership" [The law of St. Petersburg of December 25, 2006 No. 627-100 (in an edition of April 10, 2008)]//the Messenger of Legislative Assembly of St. Petersburg. 2007. No. 27-43), "About state-private partnership in the Republic of Kalmykia" [The law of the Republic of Kalmykia of December 18, 2008 No. 59-IV-Z]// Garant. M., 2003-2011. http://www.garant.ru/ hotlaw/kalmyk/190928/).
7. Litvinov A. Force-ministers and municipalities will be able to build partnership with business// RBK daily. 2011, 4 avg. s 7.
8. Universitetskoe obrazovanie 2003 №2 (25), str. 90-95, 96-100.
9. Economic portal, Systems of estimation of pedagogy students: administrative innovations in the Russian higher education institutions, http:// institutiones.com/general/633 -sistemi-ocenivaniya.html
10. Maj 2009, Zhurnal "Korpora-tivnyj yurist" № 5.
11. http://www.vegaslex.ru/ text/32463
12. Semenova A.S. Educational franchizing (Essence, principles of construction and network functioning): Dis. K.e.n: 08.00.05: M., 2002 170 with. RGB ODES, 61:02-8/1833-0.
13."Terms and definitions in the innovative sphere". Innovacii. № 2. 2008.