Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 5-6 (59), 2016г_
СЕКЦИЯ
«ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ СБЫТА И СНАБЖЕНИЯ
Кузнецова Анастасия Александровна
канд. экон. наук, доц. кафедры финансов, Российский университет кооперации РФ, г. Мытищи E-mail: [email protected]
INNOVATIVE MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF FINANCIAL LOGISTICS OF SALE AND SUPPLY
Anastasia Kuznetsova
candidate of Economic Sciences, associate professor of department "Finance ", Russian university of cooperation,
Russia, Mytishchi
АННОТАЦИЯ
В статье ведется научная дискуссия о месте методов финансовой логистики при построении микрологистических систем. В качестве приоритетных направлений развития финансовой логистики в снаб-женческо-сбытовой сфере выделяются: логистически-ориентированное взаимодействие с контрагентами в рамках виртуального предприятия, применение финансового маркетинга на товарных рынках.
ABSTRACT
In article scientific discussion about a place of methods of financial logistics at creation of micrologistic systems is conducted. As the priority directions of development of financial logistics in the supplying and marketing sphere are allocated: logistically - the focused interaction with contractors within the virtual enterprise, application of financial marketing in the commodity markets.
www.sibac.info
Ключевые слова: логистика, финансовая логистика, виртуальное предприятие, финансовый маркетинг.
Keywords: logistics, financial logistics, virtual enterprise, financial marketing.
Финансовая логистика является наименее изученной областью из всех функциональных подсистем логистической системы предприятия. Это происходит, в основном, из-за молодости данного научного направления, отсутствия опытных профессионалов в практической плоскости финансовой логистики.
В большинстве существующих определений логистики просматривается мнение о том, что движение финансовых средств сопутствует материальному потоку. Хотя, очевидно, что финансовые потоки являются существенным пределом экономическим выгодам фирмы, но вместе с тем выступают действенным инструментом управления запасами. Экономистами до сих пор не признается значимость и ключевая роль финансового аспекта в построении высоко организованных логистических систем. Исходя из вышеизложенного вытекает вывод о том, что существует острый дефицит методических материалов по финансовой логистике.
Логистику трактуют в узком и широком смысле. В широком смысле логистика - наука об управлении и оптимизации материальных и иных связанных с ними потоков в той или иной системе, чтобы система достигала поставленных целей. В узком смысле логистика -один из видов менеджмента, посредством которого достигаются предпринимательские цели за счет более эффективного воздействия на материальные и иные потоки в течение всего производственно-реализационного цикла [1].
Цель логистики - доставить продукт требуемого качества в нужное время в нужное место.
Одна из главных целей логистики состоит в формировании интегрированной комплексной эффективной системы регулирования материальных и информационных потоков, обеспечении своевременных и уместных поставок товаров. Вместе с этой задачей ставятся и решаются такие управленческие проблемы, как: формирование единого информационного пространства о наличии и движении материальных ресурсов, выработка концепции дистрибуции товаров, обеспечение оптимальных транспортировки и складирования товаров, формирование единых норм к качеству и упаковке продукции.
Ташбаевым Ы.Э. разработаны типовые правила логистики:
1) товар (нужный);
2) качество;
^ й-бАК
www.sibac.info
3) стоимость (требуемый уровень затрат);
4) потребитель (доставка нужному потребителю);
5) количество (в необходимом количестве);
6) время (в нужное время);
7) место (в нужное место);
8) персонифицированность (условия взаимоотношений разрабатываются для каждого отдельного контрагента и заказа) [7, c. 42].
В работах Адамова Н.А. отмечаются семь правил логистики: 1) нужный продукт, 2) необходимое количество материальных запасов, 3) требуемое качество товара, 4) в нужное время, 5) в нужное место, 6) оптимальные затраты, 7) потребительская ценность [1].
Аникин Б.А. определяет логистику как науку о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя [6, c. 22].
Григорьев М.Н., Уваров С.А. отмечают полифункциональный характер логистической деятельности в современном обществе и многогранно рассматривают ее с позиций: [4, c. 10].
• современной конкурентной стратегии хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности;
• науки о движении совокупности материальных, информационных, финансовых, кадровых ресурсов в экономической системе;
• методологии интегрального управления процессом перемещения и хранения материалов, доведения их до производственного предприятия и доставки готовой продукции до конечного потребителя;
• системного подхода, представляющего движение и развитие материальных, информационных, финансовых, кадровых ресурсов и потоков;
• организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;
• функционального менеджмента в системе управления фирмой;
• вида предпринимательской деятельности, специализирующегося на хранении и доставке материально-технических ресурсов потребителям.
Логистическая система предприятия изучается в нескольких аспектах:
1) адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции и операции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые отношения с внешней средой;
www.sibac.info
2) совокупность материальных, информационных, финансовых потоков, управляемых единообразными методами.
Многогранное толкование логистики обусловливается следующими основными причинами:
• небольшой историей применения логистики в финансово-экономической сфере;
• наличием множества функциональных направлений в логистике (транспортная, складская, распределительная, сбытовая, производственная, закупочная, информационная, финансовая);
• междисциплинарным характером и меж функциональными связями логистики;
• существованием различным школ и течений логистического учения в мире и России.
Научные исследования в области финансовой логистики в России начаты в 2010-е гг. Наиболее существенный вклад в становление и развитие финансовой логистики внесли российские ученые-экономисты: Н.А. Адамов, И.М. Брыкин, А.Н. Брынцев, Т.А. Козенкова, Ю.С. Сваталова. Основными достижениями вышеперечисленных ученых являются: раскрыто понятие финансовой логистики, определена связь финансовых потоков с другими ресурсами организации, разработана методика логистического управления денежными потоками, предложена процедура бюджетного управления финансовыми потоками на базе логистической концепции.
В их работах даются следующие определения финансовой логистики и ее места в логистическом менеджменте.
Финансовая логистика - методология управления финансовым потоком фирмы [3, c. 23; 1].
Финансовая логистика - совокупность научных знаний, приемов и методов, образующих собой систему управления, планирования, мониторинга и контроля потоков финансовых ресурсов в соответствии со стратегическими и тактическими целями логистической системы хозяйствующего субъекта в его взаимоотношениях с контрагентами и государством. Основной объект финансовой логистики -финансовый поток [5, c. 63].
Финансовая логистика - это наука об управлении финансовыми потоками, находящимися в единстве и взаимозависимости с материальными, информационными и другими потоками логистической системы, с целью обеспечения их оптимального движения для достижения целей экономической системы [2, c. 21].
^ Ü-6AK
www.sibac.info
Уточним понятия логистики и финансовой логистики, дадим их авторскую трактовку в рамках управления микрологистической системой, представим их взаимосвязь (рис. 1).
Логистика - деятельность предприятия, направленная на рациональную организацию материальных потоков с целью ускорения их оборачиваемости.
Финансовая логистика - управление движением денежных средств компании с целью оптимизации логистических затрат, повышения доходности бизнеса, синхронизации разнонаправленных материальных и финансовых потоков.
Финансовая логистика
выявление тенденций развития микрологистических систем на основе финансово-экономических критериев, отражающих эффективность системы управления оборотным капиталом, структуры логистических затрат
управление кредиторской задолженностью, управление номенклатурой сырья и материалов, рейтингование поставщиков
управление дебиторской задолженностью, формирование ассортимента, разработка индивидуальных контрактных условий
планирование материальных и ф инансовых потоков в рамках взаимодействия и взаимозависимости центров логистической ответственности /
Рисунок 1. Схема соприкосновения логистики и финансовой
логистики
Основные принципы финансовой логистики должны быть дополнены принципами маркетинга, менеджмента, управления персоналом, экономической информатики, которые синтезирует теория и практика логистики.
Высокий динамизм информатизации общества (включая бизнес-среду), растущие объемы потоков информации, объективная необходимость перехода к качественно новым перспективам деловых отношений на основе логистического управления ставят во главу угла модификацию управленческой мысли новационной формации, создающей бизнес-взаимодействия с контрагентами на основе электронного бизнеса.
www.sibac.info
Интернет предоставляет широкие возможности связи и удовлетворения запросов любого реального и потенциального покупателя. Индивидуализация продаж становится стандартом Интернета по взаимоотношениям с каждым потребителем.
Передовой опыт по применению и реализации технологий электронной коммерции позволяет утверждать о целесообразности формирования виртуальных предприятий. Виртуальное предприятие -способ предпринимательства при непосредственном использовании телекоммуникационных технологий.
Создание глобальных систем сбыта и снабжения товаров является безусловным конкурентным преимуществом, особенно в случае взаимодействия с зарубежными контрагентами. Необходимость использования при этом логистической концепции подтверждается последними исследованиями аналитического центра Data Insight [12].
Ядром виртуального предприятия выступает сайт фирмы. Компания-продавец формирует информационное пространство о товарах, условиях продажи и доставки таким образом, чтобы предприятия-покупатели здесь же смогли автоматически создать и отправить заявку. Структуру виртуального предприятия представим на схеме (рис. 2).
^ СИ6АК
www.sibac.info
Виртуальное предприятие
Веб-сайт фирмы
Электронный
Хранилище информации для отбора поставщиков и потребителей
Внешние электронные торговые площадки
Рисунок 2. Состав виртуального предприятия
Определим базовые характеристики виртуального предприятия:
• оперативность исполнения контрактов;
• выполнение заказов в полном объеме по параметрам количества и ассортимента.
Оценим базовые проблемы функционирования и реализации отдельных элементов виртуального предприятия в РФ в отраслях промышленности.
Электронный магазин фирмы по сути подразумевает создание и реализацию принципов работы фирменных магазинов (торговых площадок), предоставляющих возможность своим клиентам
осуществлять заказы и закупки, не покидая собственный офис. Тем не менее, о чем свидетельствуют и аналитические данные Рунета, рынок промышленной продукции в Интернете не развит. Условия развития российской экономики требуют наличия в достаточных масштабах высокотехнологичных инновационных фирм в секторе Интернет-торговли товарами промышленного назначения. О перспективах электронной торговли средствами производства в общем можно судить по успехам интернет-магазинов товаров для населения. Так, по данным исследования российских покупателей интернет-магазинов, подготовленного аналитической компанией GFK [11], объём интернет-продаж в интернет-магазинах российскими покупателями по итогам первого квартала 2016 года составляет 70 млрд. руб., что выше аналогичного показателя за прошлый год на 106 %. Однако по-прежнему наблюдается преобладание розничных продаж одежды и обуви, электроники и бытовой техники, книг, товаров для досуга. То есть неразвитой зоной интернет-продаж в России можно определить рынок промышленной продукции средств производства.
Имеющиеся в российском поле Интернета электронные торговые площадки, как правило, функционируют согласно обязательным закупочным процедурам, обусловленным законодательно [8; 9; 10], а именно:
• в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 «О контрактной системе закупок товаров, работ услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
• в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
• продажа имущества предприятий-должников в рамках процедур банкротства.
Выделим позитивные стороны развития виртуальных предприятий:
• продажи в любой точке мира, где есть доступ к Интернет;
• возможность формирования заказов онлайн;
• возможность осуществления транзакций и сделок онлайн;
• глобальное расширение рынков сбыта;
• минимизация логистических издержек;
• поддержание регулярных бизнес-коммуникаций;
• создание автоматических информационных баз о контрагентах и движении товаров.
www.sibac.info
Итак, дальнейшее развитие логистики целесообразно только с использованием интегрированных концептуальных основ логистики, финансового менеджмента, маркетинга, управления персоналом, экономической информатики, теории систем. В связи с этим отметим, что перспективным направлением логистического финансового менеджмента является новейший вид функциональной деятельности промышленных предприятий, представляющий собой симбиоз методов маркетинга, логистики, финансового менеджмента -финансовый маркетинг.
Финансовый маркетинг - неонаправление деятельности предприятия, находящееся на стыке и взаимосвязи маркетингового и финансового функционалов и представляющее собой совокупность маркетинговых приемов, направленных на обеспечение конкурентоспособности фирмы и увеличение финансовых результатов.
Цель финансового маркетинга - максимизация доходности.
Задачи финансового маркетинга:
• повышение конкурентоспособности;
• рост продаж;
• диверсификация сбыта.
Объекты финансового маркетинга: денежные потоки в сфере продаж, товарный ассортимент, финансовые взаимоотношения с клиентами.
Субъектами финансового маркетинга могут выступать: отдел маркетинга, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел логистики.
Информационное обеспечение финансового маркетинга - это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, пригодных для принятия решения в сфере продаж.
На основании вышеизложенного выделим следующие основные тенденции развития финансовой логистики:
• переход в организации логистических потоков в формат виртуальных предприятий;
• регулярное стремление минимизировать логистические издержки по всем их видам (закупки, транспорт, хранение, альтернативные затраты);
• постоянное совершенствование товарного ассортимента и номенклатуры с целью повышения рентабельности.
Таким образом, неологистические изменения влияют на все виды логистических затрат и доходов предприятия, поэтому внедрение концепции финансовой логистики обеспечит предприятиям выход на качественно новый уровень взаимодействия с бизнес-партнерами.
^ й-бАК
www.sibac.info
Список литературы:
1. Адамов Н.А. Современные парадигмы, методы и цели логистики как научного направления // Российский экономический Интернет-журнал. -2014. - № 1. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://e-rej.ru/upload/iblock/f25/f252057c1ed55634b10a7bc5c362de96.pdf (Дата обращения 14.05.2016).
2. Брыкин И.М. Логистический подход к управлению денежными потоками в корпоративных структурах: дис. на соискание ученой степени к.э.н.: 08.00.05, 08.00.10; ИТКОР. - М., 2012. - 180 c.
3. Брынцев А.Н. Финансовая логистика - новый взгляд // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 3. - С. 21-23.
4. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс: Учебник - М.: Юрайт, 2014. - 734 c.
5. Козенкова Т.А., Сваталова Ю.С. Исторические предпосылки развития финансовой логистики и ее основные понятия // Финансовая жизнь. -2014. - № 1. - С. 63-65.
6. Логистика: Учебник / Под ред. Аникина Б.А. - М.: Проспект, 2016. -408 с.
7. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике: Учебник -М.: Экзамен, 2004. - 480 с.
8. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
9. Федеральный закон № 229-ФЗ от 2.10.2007 «Об исполнительном производстве».
10. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013 «О контрактной системе закупок товаров, работ услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11. Интернет-торговля в России: итоги 1 квартала 2016 года. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/internet-torgovlya-v-rossii-itogi-1-kvartala-2016/ (Дата обращения 22.05.2016).
12. Интернет-торговля в России 2016: чего боится отечественный бизнес. -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.kom-dir.ru/article/1189-qqq-16-m4-19-04-2016-internet-torgovlya-v-rossii-2016 (Дата обращения 21.05.2016).
www.sibac.info